Особенности работы с высоко мотивированными и одаренными детьми.
материал по алгебре на тему

Хазиева Альфия Флусовна

Публикация на тему:"Особенности работы с высоко мотивированными и одаренными детьми".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с высоко мотивированными и одаренными детьми.

         «Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»,- В. А. Сухомлинский.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о том, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Каждый талантливый ребенок уникален, и работа с ним индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога, что в наших условиях обеспечить нелегко. В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо развита речь, они так же обладают огромным словарным запасом, они с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа. Многие одаренные дети имеют математический склад мышления, они могут длительное время концентрировать внимание на одной проблеме или задаче, умеют учиться, обладают учебными навыками и учебными умениями, таким образом, одаренные дети осознают все этапы учебно-познавательной деятельности. У одаренных детей повышена склонность к умственной деятельности, такие дети много читают, им присуща высокая организованность и, как следствие организованности, самоуверенность. Они очень чувствительны и склонны к игровой деятельности, к фантазиям, они так же хорошо понимают юмор, но им недостает эмоциональности, очень часто им присуще чувство страха, недовольства собой.

Сегодня мы часто будем обращаться к таким словам как «одаренность, одаренный ребенок». Определение одаренности ребенка-сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников. С точки зрения психологии высокая способность к конкретному виду деятельности-это талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, -одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения, -гениальность.

Одаренный ребенок-это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности-это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Существуют различные виды классификации одаренности, например, скрытая и ярко выраженная, общая и специальная. Общая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются интеллектуальные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областях деятельности. Например, спорт, музыка, точные науки.

Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 5, 6 или 7 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать. Для подтверждения своей успешности учащиеся могут участвовать в районных, областных и Всероссийских олимпиадах, вести исследовательскую, самостоятельную работу, по итогам которой оформлять рефераты, исследовательские работы и проекты. Одним  из важных показателей успешности работы учителя с одаренными детьми является, конечно, результативность ГИА и ЕГЭ. Сюда можно добавить поступление выпускников в ВУЗы.

В работе с одаренными учащимися очень важная роль отводится индивидуальной работе на уроке и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Но этого не достаточно.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Работая по данной теме, нам кажется, что мы знаем о ребенке все. Нет, мы не знаем почти ничего. Он-тайна. Он-загадка. Он-маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнить только утренней звездой, холодный блеск которой разогреет солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей. 

Литература.

  1. «Развитие личности в обучении» Фридман Л.М.
  2. «Развитие одаренности школьников» Хуторской А.В.
  3. «Основы психологии» Столяренко Л.Д.
  4. «Индивидуальный подход в формировании и развитии математических способностей младшего школьника» Белошистая А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления работы учителя русского языка с одаренными детьми.

В школьной практике богатый опыт дифференцированного подхода к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки по русскому языку. Но, к сожалению, немногие учителя используют возможности одар...

Программа работы с одарёнными (мотивированными к математике) детьми.

Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов в количестве 34 часов на 2 года. Так как массовая общеобразовательная школа остается основной, то работа с одаренными детьми есть работа в обычном классе...

план работы с высоко мотивированными учащимися

Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потре...

Работа учителя иностранных языков с одаренными детьми.

Происходящая в настоящее время «смена парадигмы общественного развития, вхождение России в мировое образовательное и информационное пространство»  определяют социальный заказ на тв...

Работа во внеурочное время с одаренными детьми.

  В работе рассказывается об основных задачах организации внеурочной деятельности,о различных технологиях в работе с одаренными детьми, о результативности и эффективно...

Доклад на тему: «Особенности работы с интеллектуально и творчески одаренными детьми в национальной школе.»

Доклад на тему: «Особенности работы с интеллектуально и творчески одаренными детьми в национальной школе.»...

План работы по английскому языку с одаренными детьми на 2018-2019 учебный год

План работы по английскому языку с одаренными детьми в школе на 2018-2019 учебный год...