статья на тему: "Аспекты становления будущего учителя иностранных языков"
статья на тему

статья на тему: "Аспекты становления будущего  учителя иностранных языков" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogan-kukushkina_2.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Коган Ю.Н., Кукушкина О.В.

Аспекты становления будущего

учителя иностранных языков

Проблема профессионализма педагогической деятельности приобретает особенную актуальность, и разрешение которой является гарантом функционирования всех общественных институтов. Полное обновление нашего общества должно иметь соответсвующее обеспечение квалифицированными кадрами, поэтому дальнейшее развитие высшей школы является важной народнохозяйственной проблемой, которая определяет экономический потенциал нашего общества. Сложность и разрешение данной проблемы обусловлены тем, что подготовку квалифицированных специалистов следует рассматривать одновременно, как с точки зрения внедрения в учебный процесс социальных завоеваний и достижений научно-технического процесса, так и с точки зрения самой системы образования.

В последнее время в педагогическом образовании России наблюдаются изменения и усовершенствования в русле развития общества в целом. Создание многоступенчатого образования предполагает разрешение проблем, связанных с приведеним системы подготовки и переподготовки педагогических кадров к соответствущему уровню развитых стран Европы и всего мира. Это требует разработки содержания педагогического образования для высших учебных заведений с учетом возможностей самостоятельного разрешения многих проблем фундаментализации и подбором моделей педагогического образования на основе зарубежного и отечественного опыта.

В условиях интеграции стран Европы свою актуальность приобрела проблема подготовки учителя новой генерации, учителя-профессионала, готового к работе в учебных заведениях разного типа.

Современная многоступенчатая система подготовки педагогических кадров является новым этапом развития системы педагогического образования. Она вариативна, более гибкая и гуманная, лучше соответствует интересам как общества, так и будущого учителя. Она приближается к международному стандарту в области высшего образования.

Основные требования к педагогическим кадрам и уровню их подготовки нашли отображение в Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации»,   …… . Педагогическое образование рассматривается как важный компонент духовного и профессионального формирования личности педагога. Его цель – подготовка педагога, способного обеспечивать всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, а также беспрерывное саморазвитие педагога.

Проблема подготовки современного учителя – одна из самых важных социально-педагогических проблем. Особое внимание уделяется проблеме учителя и системе его подготовки. Учитель является главной фигурой педагогического процесса. Он представляет самую святую на Земле профессию. Учителя заняты подготовкой нашего будущего, они воспитывают того, кто завтра прийдет на смену нынешнему поколению. Учитель – это «человек с высокими моральними качествами, который имеет соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, выполняет педагогическую деятельность, обеспечивает результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья котрого позволяет выполнять профессинальные обязательства»[1, с.41].

Ушинский К.Д. подчеркивал, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развивать у учителя способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам [2].

Настоящий педагог обязан работать на будуще, опережать свое время. Его должна волновать не отдельная индивидуальность, а мир людей. Благодаря этому педагогическая профессия становится творческой миссией. Миссия педагога – это не только его собственные интересы, мотивы, планы. Он является посредником между теми, кто обучается, и системой идей, традициями, культурой своего народа и человечества. Его долг – воспитывать достойних людей, способных приумножать приобретения человеческой цивилизации [2, с. 105].

Процес формирования компетентного специалиста является одной из  главных проблем педагогики. Компетентность учителя за последние годы приобретает все большую актуальность в связи с тем, что постоянно трансформируется социальный опыт, реконструируется область обзования, появляются всевозможные разновидности авторских программ педагогических систем, возрастает уровень заказов социума на специалиста.

В связи с тем, что общество становится все более открытым, с развитием и дальнейшим укреплением международных, политических, экономических, культурных связей происходит процесс формирования реального социального заказа касаемо иностранных языков. Актуальным становится вопрос о повышении качества подготовки будущих специалистов по иностранному языку.

Главная цель учительской подготовки – приобретение мастерства в области специальных дисциплин. Общая педагогика, дидактика, психология, лингвистика, социолингвистика, семиотика, логика – это далеко не полный перечень наук, которые определяют профессиональную компетентность учителя/преподавателя иностранных языков [3, с. 144].

Определяющую роль в теоретической подготовке будущего учителя иностранных языков играют знания основных положений лингвистики, «научной грамматики», науки «…которя наиболее продвигает нас вперед к познанию способов, с помощью которых нашему мышлению возможно самостоятельно четко(ясно) понять свои собственные действия», науки, которая занимает особенное положение в иерархии наук и которая интересуется совершенно особенным объектом - языком [4, с.67].

Система профессиональной подготовки учителя должна быть профессионально направленой, то есть необходимо готовить именно учителя иностранных языков, а не специалиста по иностранному языку. Иными словами, стержнем, системосоздающим фактором профессиональной подготовки учителя является его методическое мастерство, которое основывается на педагогических и психологических знаниях и умениях, и подкреплена другими дисциплинами, которые обязательно имеют профессиональную направленность. Учителю мало «знать», он должен уметь передавать эти знания.

Система профессиональной подготовки учителя должна способствовать фундаментализации образования; должна обеспечивать широкое общегуманитарное образование; способствовать технизации гуманитарного образования, которая выполняется по двум направлениям: включение курсов управления и компьютерной техники, а также использование этой техники в учебном процессе.

Система профессиональной подготовки учителя должна обеспечить высокий уровень практического владения методическим (профессиональным) мастерством; должна стремиться к интегративности, давать возможность индивидуальной самореализации студента; убедить его в социальной значимости предмета, который он преподает; предвидеть дифференцированную оценку не столько знаний, сколько профессионального мастерства и умений.

Своеобразным элементом средств обучения является программа, которая определяет цель, фиксирует его содержание на уровне учебного предмета и реализует  его на уровне учебного материала в учебниках и в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, учебная программа выполняет две основные функции: отображает в материальном виде цель и содержание обучения и управляет учебно-воспитательным процессом [5,            с.99]. Кроме этих основных функций, программа имеет еще и дополнительные функции, а именно:

 целенаправляющую – четкое определение целей обучения языкам;

 информационную – детальное преподнесение содержания обучения;

 конструктивно-планирующую – описание последовательности

овладения языковым материалом, речевыми навыками;

 нормализующую – определение номативов: объем словаря, темп

говорения и т.д.;

 контролирующую – определение объектов контроля, их

соотношения, параметры оценивания успеваемости;

 организационную – определение соотношения основных организационных форм учебно-воспитательного процесса: практического занятия, самостоятельной работы, позааудиторной деятельности [6, с. 30 ].

Профессиональная подготовка студентов – это организация практической подготовки с учетом специфики той деятельности, которую студент будет выполнять в школе, а именно – выполнение деятельности учителя иностранного языка в смоделированных условиях на базе таких дисциплин, как: практика устной и письменной речи по основному иностранному языку, практическая психология и практическая педагогика, методика обучения иностранному языку.

Содержанием профессиональной подготовки является:

 овладение лингвистической, лингвострановедческой, коммуникативной, учебно-познавательной и лингвометодической компетенциями (языковая практическая подготовка);

 овладение базовыми психологическими умениями как практического психолога так и базовыми профессионально-педагогическими умениями учителя (психолого-педагогическая подготовка);

 знание основ методики обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе и владение базовыми методическими умениями учителя иностранного языка (методическая подготовка).

Языковая практическая подготовка реализовывается на всех курсах и готовит студентов к профессиональной деятельности в главных сферах общения учителя иностранного языка. Осуществляется она путем реализации коммуникативного, воспитательного, общеобразовательного, развивающего и лингвометодического аспектов, которые являются составляющими комплексной цели обучения.

Как подтверждают исследования проблемы становления будущего учителя иностранных языков, невозможно разработать стратегию развития педагогического творчества студентов и связанного с ним процесса формирования творческой индивидуальности, не учитывая фактор педагогического самообразования.

На этапе реформирования современной высшей школы возникло противоречие между уровнем традиционной подготовки будущего учителя к профессиональной самообразовательной деятельности и новыми требованиями общества к выпескникам педагогических вузов, которые обусловлены необходимостью активного использования знаний и разрешение ими новых социально-педагогических задач. Это требует обобщения теоретических и практических заданий, поставленных перед высшей школой. Среди них: формирование личности учителя, ориентированной на развитие научно-технического прогресса; вооружение будущего учителя интегрированной системой знаний по проблемам развития познавательной самостоятельности, формирование профессионально значимых умений и навыков в этом направлении; обновление на базе этого методики формирования самообразовательных умений студентов с целью подготовки молодого человека к взрослой жизни в условиях рыночной экономики.

Профессиональное самообразование как составная педагогической деятельности имеет все атрибуты, признаки и особенности общего феномена человеческой деятельности.

Основными блоками психологической структуры самообразовательной деятельности, как человеческой в целом, являются:

 мотивационный (идеал, мотивы, интересы);

 ориентационный (механизм определения цели, планирования и прогнозирования деятельности);

 операционный (задатки, способности, одаренность, талант, умения, навыки, мастерство);

 энергетический (внимание, воля, эмоциональный фон деятельности);

 блок оценки результативности действий [7, с. 79].

Выбор содержания, форм и методов самообразования будущих учителей зависит от определенных факторов, которые действуют на конкретном этапе формирования его профессионального мастерства. Одним из них считают наличие у студента потребности в целенаправленном пополнении знаний, познавательную активность и самостоятельность, стойкий познавательный интерес к педагогической теории и практике.

Будущие учителя школ Российской Федерации должны быть вооружены современными научными знаниями, которые составляют основу их профессиональной деятельности, и владеть комплексом необходимых умений по специальности. В целенаправленном формировании педагогической техники и мастерства важную роль занимает педагогическая практика студентов, в процессе которой они должны использовать все знания, навыки и умения, полученные по психолого-педагогическим, языковым, медико-гигиеническим и обществоведческим предметам. Специфика педагогической практики студентов заключается в самостоятельном выполнении практикантами полноценной учебно-воспитательной деятельности.

В разрешении вопроса о роли, месте, значении, сущности педагогической практики за последние годы достигнуты значительные успехи: существуют программы и типовые инструкции для огранизации и проведения педпрактики студентов, создана профессиограмма учителя иностранного языка, виявлены функции учителя иностранного языка и некоторые пути их формирования [8, с. 80].

Целью педагогической практики является: развитие у студентов умения осуществлять деятельность по обучению иностранному языку в учебно-воспитательных заведениях на базе сформированной у них иноязычной компетенции и знаний основ теории и методики, педагогики и психологии; умение объединять теоретические знания будущих учителей по методике преподавания иностранного языка с практической деятельностью обучения учащихся; обеспечение практического познания студентами закономерностей профессиональной деятельности и овладение способами ее организации; умение разрешать конкретные методические задания согласно условиям педагогического процесса; воспитание у студентов потребности систематически обновлять свои знания и творчески использовать их в практической деятельности.

Студенты должны овладеть системой профессиональных умений в процессе проведения учебно-воспитательной и исследовательской работы на начальном и среднем уровнях обучения иностранного языка, во время педагогической практики на ІV курсе, а также на среднем и старшем уровнях  - V курсе.

Основными заданиями педагогической практики являются: формирование у практиканотов умения проводить уроки с использованием современных методов и приемов учебно-познавательной деятельности; развитие у практикантов умения выполнять воспитательную работу на базе изучения иностранного языка; формирование умения проводить научно-исследовательскую работу.

В процессе педагогической практики происходит привитие студентам стойкого интереса к профессии учителя, потребности в педагогическом самообразовании; закрепление и синтезирование психолого-педагогических, методических и языковых знаний в процессе их использования для решения конкретных учебных заданий; сознательное использование студентами теории обучения в практической деятельности, осознавание ее профессиональной значимости; формирование и развитие профессиональных навыков и умений; развитие у студентов умения проводить самоконтроль, самоанализ и объективную самооценку своей педагогической деятельности; ознакомление с современным этапом учебно-воспитательной работы в школе, передовым педагогическим опытом;  выработкой творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности [9, с. 97].

Подводя итог данной статьи, считаем необходимым обосновать методологическую функцию положений, которые были в ней обозначены.

Описанные требования к современному специалисту дают возможность определить, что основным, системообразующим фактором профессиональной подготовки учителя иностранного языка является его методическое мастерство, которое основывается на педагогических и психологических знаниях и умениях и подкрепленное другими дисциплинами, которые обязательно носят профессиональную направленность. Главными заданиями профессиональной подготовки учителя иностранных языков являются учитывание принципов гуманизации и демократизации, основу которых составляет диалог культур; формирование творческой, профессионально ориентированной личности специалиста, способной самостоятельно прорабатывать и успешно использовать новые технологии обучения иностранным языкам, находить эффективные формы и методы, чтобы руководить учебно-воспитательным процессом.

Обучаясь в педагогическом ВУЗе, будущий учитель должен четко понять, как наиболее оптимально обеспечить достижение програмных требований в обучении иностранным языкам в средней школе. До начала преподавательской деятельности будущего педагога необходимо не только вооружить теоретическими знаниями по методике преподвания, но и помочь овладеть минимумом практических профессионально-методичексих умений, а также сформировать личность учителя, ориентированную на развите научно-технического прогресса.

Литература

  1. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1986. – 152 с.
  2. Ушинский К.Д. Избранные сочинения / Под ред.  А.И. Пискунова, Г.С. Костюка и др. – М., 1974. – Т.1. –147с.
  3. Миньяр-Белоручев Р.К. Последовательный перевод. Теория и методы обучения. – М.: Воениздат, 1969. – 288 с.
  4. Индивидуальность учителя: теория и практика: Учеб. пособие для студ. и преподавателей пед. ин-та, учителей и слушателей ИУУ. – Николаев, 1997. – 144 с.
  5. Бердичевский А.Л. Концепция подготовки учителя иностранного языка // Иностр. яз. в шк. – 1990. –  №4. – С. 94 – 100.
  6. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Учебник для пед. спец. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 139 с.
  7. Розенбаум Е.М., Самойлов А.Е. О профессиональной подготовке учителя в университете // Иностр. яз. в шк. – 1991. – Вып. 23. –  С. 72 – 80.
  8. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя //  Сов. педагогика. –   1991. –  № 10. –  С. 79 – 84.
  9. Шиянов Е.Н. Гуманистические аспекты обучения студентов педагогической технологии // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. – Воронеж, 1992. – С. 96 – 99.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Мотивация успеха – необходимое условие овладения иностранным языком.

Статья раскрывает вопрос развития  мотивации    успеха как необходимого условия  овладения иностранным языком...

статья "Работа со слабоуспевающими на уроках иностранного языка"

В данной статье представлен материал о работе со слабоуспевающими детьми на уроках иностранного языка.Даны советы и рекомендации....

Статья на тему "Современная система преподавания иностранного языка"

В статье представлены основные методы и приемы преподавания иностранного языка в современной школе с углубленным изучением иностранного языка....

Нравственное становление и иностранный язык.

Представлены вопросы нравственного воспитания через  занятия по иностранному языку....

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

статья на тему: "Аспекты становления будущего учителя иностранных языков"

статья на тему: "Аспекты становления будущего  учителя иностранных языков"...