Главные вкладки

    статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."
    статья по английскому языку (10 класс) по теме

    Оборовская Вера Георгиевна

    В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку.

    «Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное  общение с носителями языка»                                                                                                       Владение иностранным языком квалифицируется как компонент общей культуры, посредством которого личность приобщается к мировой культуре. При этом межкультурная коммуникация как «диалог культур» может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуре, родном языке,  освоенных личностью.   Общеизвестно, что современные учебники по иностранному языку содержат недостаточно материалов по страноведению России и особенно её отдельных регионов. Однако вопрос состоит в том, чтобы научить школьника говорить на иностранном языке о том, что его окружает, что ему близко, чем он горд и готов поделиться со своим потенциальным партнёром по межкультурной коммуникации. С этой позиции именно краеведческий материал о культуре, природе, географии родных мест существенно дополняет содержательную сторону речи. Изучение всех сторон деятельности человека в конкретном регионе, познание своей малой родины – это и есть краеведение. Думаю, что учителю необходимо систематически и рационально использовать местный материал на уроках иностранного языка. Полагаю, что интегрировать культуру края с изучением иностранного языка можно по двум основным направлениям.                                        Во-первых, использовать региональный краеведческий материал в изучении той или иной учебной темы. Так в 10 классе изучая тему «Школа» мы обязательно посещаем школьный музей, интервьюируем учителей, родителей, выпускников школы. Затем используем полученный материал в рассказах о школе в выпуске стенгазет, альбомов о выпускниках школы, в сообщениях об истории школы. В 11-х классах, например, предусмотрено изучение темы «Защита окружающей среды». Здесь мы  обязательно читаем тексты, основанные на материале нашей области, города Кемерова, устраиваем пресс-конференции.В них ребята участвуют в качестве экологов, медицинских работников, представителей местной власти, представителей молодёжных организаций, журналистов, руководителей крупных химических предприятий. Результатом такой пресс-конференции является написание статьи в газету, где вырабатываются конкретные меры по защите природы в городе. Иногда после такого мероприятия мы выходим на субботник по уборке территории школы.                                                                                                                                  Второе направление – это проведение серии уроков по краеведению в 10-х, 11-х классах, которые отражены в календарно - тематическом планировании и проводятся 1-2 раза в четверть.                                                                           Тематика уроков разнообразна:                                                                                          - мой родной город;                                                                                                             - народные промыслы Кузбасса;                                                                                      -  развитие Кузбасского спорта;                                                                                         -  главная профессия края;                                                                                                 - развитие туристической отрасли в Кузбассе;  и другие.                                               Я придаю значение не только тому, что изучается на уроках по краеведению, но и как это делается. Использую различные формы учебной работы: игры, соревнования, конкурсы, викторины, а также выполнение проектных работ. Именно метод проектов позволяет максимально развивать познавательные навыки учащихся. Например, интересно проходит презентация проектов в 11-ом классе по теме «Города и люди». Ребята работают в группах, создавая свой собственный проект преобразования живописного либо исторического места своего края в центр туристического бизнеса, процветающего удобного для проживания места, куда стремятся туристы.                                                      Формы проектов разнообразны – это видеофильмы, презентации, туристические буклеты, фотоальбомы.                                                                                  Считаю, что включение регионального материала в содержание обучения иностранному языку благотворно влияет на мотивацию учащихся, что является очень важным для успешного овладения иностранным языком.

    Литература:                                                                                                                                         1. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе //Иностранные языки в школе. – 2002 - №2 – с.28-32

    2. Шалькевич Л. Использование краеведческого материала на уроках иностранного языка //Технология педагогического труда. Чебоксары, 2002 – с.20-23.

    3. Бим И.Л., Биболетова М.З., Копылова В.В., Примерные программы по иностранным языкам. Дрофа, 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе

    Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе....

    Курсовая работа «Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку».

    Цель работы - проследить насколько эффективна передача учащимся иноязычной культуры и истории на региональном уровне, и насколько это способствует повышению эффективности обучения иностранному языку. ...

    Региональный компонент культуры, как составляющая содержания обучения иностранному языку

    Любое обучение, как известно, это передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности - пр...

    Принципы, содержание и средства обучения иностранным языкам

    Процесс обучения очень объемен и многопланов. Есть принципы разных рангов: одни определяют весь процесс обучения, другие – обучение какому-то виду речевой деятельности, третьи значимы лишь для какой-т...

    Статья :Интерактивный подход как средство обучения английскому языку в средней школе.

    В данной статье рассматривается использование интерактивного подхода на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе наряду с традиционными формами работы, что служит дополнительной мо...

    Статья "Возможности информационных технологий как средства обучения иностранному языку в средней школе"

    В Статье рассказывается о возможностях использования информационных технологий как средства обучения иностранному языку в средней школе...

    Сертификат участника вебинара "Современные средства обучения иностранным языкам в основной школе. УМК "Английский в фокусе" 5-9 классы. Чем полезны УМК. 22 июня 2020 г.

    Сертфикат участника вебинара "Современные средства обучения иностранным языкам в основной школе. УМК "Английский в фокусе" 5-9 классы. Чем полезны УМК....