Рабочая программа "Лаборатория программирования и робототехники"
рабочая программа на тему

Сироткин Михаил Владимирович

Современная робототехника и программирование – одно из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Стремительное развитие робототехники в мире является закономерным процессом, который вызван принципиально новыми требованиями рынка к показателям качества технологических машин и движущихся систем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Современная робототехника и программирование – одно из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Стремительное развитие робототехники в мире является закономерным процессом, который вызван принципиально новыми требованиями рынка к показателям качества технологических машин и движущихся систем.

Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, готовых к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Дополнительное образование оказывает помощь учреждениям высшего образования в подготовке специалистов, умеющих изучать, проектировать и изготавливать объекты техники.

Как показывает анализ поступления выпускников в высшие учебные заведения, снизилось количество выпускников, поступающих в учреждения технической направленности. Повысились требования к научной и практической подготовке выпускников.

Актуальность программы

Развитие технического творчества учащихся рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности. Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров. Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей в биологическом отношении безграничный потенциал. Становится актуальной задача поиска подходов, методик, технологий для реализации потенциалов, выявления скрытых резервов личности.

Республика Мордовия стремительно развивается, строятся и расширяются производственные объекты, нуждающиеся в высококвалифицированных кадрах. С целью подготовки учащихся, владеющих знаниями и умениями современной технологии, повышения уровня кадрового потенциала в соответствии с современными требованиями современной инновационной экономики, разработана и реализуется данная дополнительная общеразвивающая программа.

Новизна программы заключается в изменении подхода к обучению обучающихся, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта учащихся, который реализуется в телесно-двигательных играх, побуждающих учащихся решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно-конструкторские проблемы.

Последние годы одновременно с информатизацией общества лавинообразно расширяется применение микропроцессоров в качестве ключевых компонентов автономных устройств, взаимодействующих с окружающим миром без участия человека. Стремительно растущие коммуникационные возможности таких устройств, равно как и расширение информационных систем, позволяют говорить об изменении среды обитания человека. Авторитетными группами международных экспертов область взаимосвязанных роботизированных систем признана приоритетной, несущей потенциал революционного технологического прорыва и требующей адекватной реакции, как в сфере науки, так и в сфере образования.

В связи с активным внедрением новых технологий в жизнь общества постоянно увеличивается потребность в высококвалифицированных специалистах. В ряде ВУЗов Мордовии присутствуют специальности, связанные с робототехникой, но в большинстве случаев не происходит предварительной ориентации школьников на возможность продолжения учебы в данном направлении. Многие абитуриенты стремятся попасть на специальности, связанные с информационными технологиями, не предполагая о всех возможностях этой области. Между тем, игры в роботы, конструирование и изобретательство присущи подавляющему большинству современных детей. Таким образом, появилась возможность и назрела необходимость в непрерывном образовании в сфере робототехники. Заполнить пробел между детскими увлечениями и серьезной ВУЗовской подготовкой позволяет изучение робототехники в системе дополнительного образования на основе специальных образовательных конструкторов.

Введение дополнительной общеразвивающей программы неизбежно изменит картину восприятия учащимися технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных. Применение детьми на практике теоретических знаний, полученных на математике или физике, ведет к более глубокому пониманию основ, закрепляет полученные навыки, формируя образование в его наилучшем смысле. И с другой стороны, игры в роботы, в которых заблаговременно узнаются основные принципы расчетов простейших механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования под управлением программируемых контроллеров, послужат хорошей почвой для последующего освоения сложного теоретического материала на уроках. Программирование на компьютере (например, виртуальных исполнителей) при всей его полезности для развития умственных способностей во многом уступает программированию автономного устройства, действующего в реальной окружающей среде. Подобно тому, как компьютерные игры уступают в полезности играм настоящим.

Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию. При внешней привлекательности поведения, роботы могут быть содержательно наполнены интересными и непростыми задачами, которые неизбежно встанут перед юными инженерами. Их решение сможет привести к развитию уверенности в своих силах и к расширению горизонтов познания.

Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов, усвоенные в школьном возрасте (пусть и в игровой форме), ко времени окончания вуза и начала работы по специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным задачам. Занимаясь с детьми на кружках робототехники, мы подготовим специалистов нового склада, способных к совершению инновационного прорыва в современной науке и технике.

Цель программы: создание условий для мотивации, подготовки и профессиональной ориентации школьников для возможного продолжения учебы в ВУЗах и последующей работы на предприятиях по специальностям, связанным с робототехникой.

Задачи программы:

Образовательные:

  • дать представления о последних достижениях в области робототехники, организация на их основе активной внеурочной деятельности учащихся;
  • познакомить учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов;
  • предоставить возможность расширения межпредметных связей с физикой, информатикой и математикой у учащихся;
  • научить учащихся решать ряд кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением.

Развивающие:

  • способствовать развитию у школьников инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем;
  • предоставить возможность развития мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности;
  • развить креативное мышления и пространственное воображение учащихся;
  • предоставить ребятам возможность участия в играх, конкурсах и состязаниях роботов в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения.

Воспитательные:

  • повысить мотивацию учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем;
  • формировать у учащихся настойчивость в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата;
  • поддержать умение работы в команде;
  • способствовать развитию навыков проектного мышления,

Отличительной особенностью от других программ является использование в образовательном процессе конструктов Lego MindStorms как инструмента для обучения учащихся конструированию, моделированию и компьютерному управлению на занятиях.

Работа с образовательными конструкторами Lego MindStorms позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний - от механики до психологии, - что является вполне естественным.

Возрастные особенности детей

Возраст обучающихся в творческом объединении, на который ориентирована данная программа (дополнительная общеразвивающая программа), 7-16 лет.

В младшем школьном возрасте основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. У старшеклассников происходит существенное изменение самосознания — повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью.

 Состав творческого объединения – постоянный, при наборе соблюдается принцип добровольности.

Программа рассчитана на три года обучения.

I года обучения – 12 -15 человек; II года обучения – 10 -12 человек; III года обучения 8 – 10 человек;

Сроки реализации

Программа рассчитана на 3 года обучения. В первый год обучения периодичность проведения занятий - 2 раза в неделю по 2 часа- 144 часа в год. Во втором и третьем году обучения- 2 раза в неделю по 3 часа- 216 часов в год. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут с перерывами 10 минут.

Учебная нагрузка рассчитана на учебный год и период школьных каникул. В период школьных каникул (внеаудиторная нагрузка) занятия детей в творческом объединении проводятся в разных видах и формах: экскурсии, участие в работе летней школы, летнего лагеря, участие в организации праздников и развлечений.

Режим занятий

Занятия проводятся:

  • с группой первого года обучения - 2 раза в неделю, по два учебных часа
  • с группами второго, третьего года обучения - 2 раза в неделю, по три учебных часа или 3 раза в неделю, по два учебных часа.

Продолжительность учебного часа занятия – 45 минут, продолжительность времени отдыха между занятиями – 10 мин.

Формы организации учебных занятий

Основные типы занятий - практические работа.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде промежуточной аттестации в конце каждого года обучения. При этом тематические состязания роботов также являются методом проверки, и успешное участие в них освобождает от соответствующего зачета. По окончании каждого года обучения учащиеся защищают творческий проект, требующий проявить знания и навыки по ключевым темам, проводится переводной зачет.

Образовательные. Результатом занятий робототехникой будет способность учащихся к самостоятельному решению ряда задач с использованием образовательных робототехнических конструкторов, а также создание творческих проектов. Конкретный результат каждого занятия – это робот или механизм, выполняющий поставленную задачу. Проверка проводится как визуально – путем совместного тестирования роботов, так и путем изучения программ и внутреннего устройства конструкций, созданных учащимися. Основной способ итоговой проверки – регулярные зачеты с известным набором пройденных тем. Сдача зачета является обязательной, и последующая пересдача ведется «до победного конца».

Развивающие. Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и особенностей мышления конструктора-изобретателя проявляется на самостоятельных задачах по механике. Строительство редуктора с заданным передаточным отношением и более сложных конструкций из множества мелких деталей является регулярной проверкой полученных навыков. Наиболее ярко результат проявляется в успешных выступлениях на внешних состязаниях роботов и при создании защите самостоятельного творческого проекта.

Воспитательные. Воспитательный результат занятий робототехникой можно считать достигнутым, если учащиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов. Участие в научных конференциях для школьников, открытых состязаниях роботов и просто свободное творчество во многом демонстрируют и закрепляют его. Кроме того, простым, но важным результатом будет регулярное содержание своего рабочего места и конструктора в порядке, что само по себе непросто.

Итоговая аттестация учащихся проводится в конце обучения, в конце третьего года в виде участия обучающихся в городских и региональных соревнованиях, конкурсах, выставках, конференциях. Проводится организация собственных открытых состязаний роботов (например, командный футбол роботов и т.п.) с привлечением участников из других учебных заведений.


  1. Учебно-тематический план

Учебный план 1 года обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Инструктаж по ТБ

1

1

0

2

Введение: информатика, кибернетика, робототехника

1

1

0

3

Основы конструирования

16

6

10

4

Моторные механизмы

8

2

6

5

Трехмерное моделирование

4

1

3

6

Введение в робототехнику

30

10

20

7

Основы управления роботом

14

4

10

8

Удаленное управление

2

1

1

9

Игры роботов

2

1

1

10

Состязания роботов

12

2

10

11

Творческие проекты

42

12

30

12

Свободное изучение материала

8

1

7

13

Контроль ЗУН (Мониторинг усвоения программы)

4

2

2

Итого:

144

44

100

Задачи первого года обучения

Образовательные. Использование современных разработок по робототехнике в области образования, организация на их основе активной внеурочной деятельности учащихся Ознакомление учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов Реализация межпредметных связей с математикой, физикой, биологией, географией

Развивающие. Развитие у школьников инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности Развитие креативного мышления, и пространственного воображения учащихся Организация и участие в играх, конкурсах и состязаниях роботов в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения

Воспитательные. Повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем

Формирование у учащихся стремления к получению качественного законченного результата.

Учебный план 2 года обучения

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Инструктаж по ТБ

1

0

1

2

Повторение. Основные понятия

1

2

3

3

Базовые регуляторы

4

8

12

4

Пневматика

4

6

10

5

Трехмерное моделирование

1

3

4

6

Программирование и робототехника

10

22

32

7

Элементы мехатроники

4

10

14

8

Решение инженерных задач

4

10

14

9

Альтернативные среды программирования

2

6

8

10

Игры роботов

2

6

8

11

Состязания роботов

6

18

24

12

Среда программирования виртуальных роботов Ceebot

4

6

10

13

Творческие проекты

20

50

70

14

Контроль ЗУН (Мониторинг усвоения программы)

3

3

6

Итого:

66

150

216

Задачи второго года обучения

Образовательные. Использование современных разработок по робототехнике в области образования, организация на их основе активной внеурочной деятельности учащихся. Реализация межпредметных связей с информатикой и математикой Решение учащимися ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением.

Развивающие. Развитие у школьников инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем. Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности. Развитие креативного мышления и пространственного воображения учащихся. Организация и участие в играх, конкурсах и состязаниях роботов в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения.

Воспитательные. Повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем Формирование у учащихся стремления к получению качественного законченного результат.

Учебный план 3 года обучения

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Инструктаж по ТБ

1

0

1

2.

Повторение. Основные понятия

1

2

3

3.

Знакомство с языком RobotC

4

12

16

4.

Применение регуляторов

6

12

18

5.

Элементы

теории

автоматического

8

16

24

управления

6.

Роботы-андроиды

4

14

18

7.

Трехмерное моделирование

1

3

4

8.

Решение инженерных задач

8

16

24

9.

Знакомство с языком Си для роботов

8

20

28

10.

Сетевое взаимодействие роботов

6

12

18

11.

Основы технического зрения

5

7

12

12.

Игры роботов

4

8

12

13.

Состязания роботов

4

20

24

14.

Творческие проекты

2

6

8

15.

Контроль ЗУН

2

4

6

Итого

64

152

216

Задачи третьего года обучения

Образовательные. Использование современных разработок по робототехнике в области образования, организация на их основе активной внеурочной деятельности учащихся. Ознакомление учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов. Реализация межпредметных связей с физикой, информатикой и математикой Решение учащимися ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением

Развивающие. Развитие у школьников инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем. Развитие креативного мышления и пространственного воображения учащихся. Организация и участие в играх, конкурсах и состязаниях роботов в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения

Воспитательные. Повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем. Формирование у учащихся стремления к получению качественного законченного результата. Формирование навыков проектного мышления, работы в команде.


  1.  Содержание изучаемого курса

1 год обучения

Знакомство с конструктором, основными деталями и принципами крепления. Создание простейших механизмов, описание их назначения и принципов работы. Создание трехмерных моделей механизмов в среде визуального проектирования. Силовые машины. Использование встроенных возможностей микроконтроллера: просмотр показаний датчиков, простейшие программы, работа с файлами. Знакомство со средой программирования NXT, Robolab, базовые команды управления роботом, базовые алгоритмические конструкции. Простейшие регуляторы: релейный, пропорциональный. Участие в учебных состязаниях.

  1. Инструктаж по ТБ.
  2. Введение: информатика, кибернетика, робототехника.
  3. Основы конструирования (Простейшие механизмы. Принципы крепления деталей. Рычаг. Зубчатая передача: прямая, коническая, червячная. Передаточное отношение. Ременная передача, блок. Колесо, ось. Центр тяжести. Измерения. Решение практических задач).
  4. Названия и принципы крепления деталей. Строительство высокой башни. Хватательный механизм.
  1. Виды механической передачи. Зубчатая и ременная передача. Передаточное отношение.
  2. Повышающая передача. Волчок. Понижающая передача. Силовая «крутилка». Редуктор. Осевой редуктор с заданным передаточным отношением Зачет.
  3. Моторные механизмы (механизмы с использованием электромотора и батарейного блока. Роботы-автомобили, тягачи, простейшие шагающие роботы)
  4. Стационарные моторные механизмы. Одномоторный гонщик. Преодоление горки.
  5. Робот-тягач. Сумо тори. Шагающие роботы. Маятник Капицы. Зачет.
  6. Трехмерное моделирование (Создание трехмерных моделей конструкций из Lego)
  7. Введение в виртуальное конструирование. Зубчатая передача. Простейшие модели.
  8. Введение в робототехнику (Знакомство с контроллером NXT. Встроенные программы. Датчики. Среда программирования. Стандартные конструкции роботов. Колесные, гусеничные и шагающие роботы. Решение простейших задач. Цикл, Ветвление, параллельные задачи.)
  9. Знакомство с контроллером NXT. Одномоторная тележка. Встроенные программы. Двухмоторная тележка.
  10. Датчики.
  11. Среда программирования Robolab. Колесные, гусеничные и шагающие роботы. Решение простейших задач.
  12. Цикл, Ветвление, параллельные задачи. Кегельринг. Следование по линии. Путешествие по комнате. Поиск выхода из лабиринта.
  13. Основы управления роботом (Эффективные конструкторские и программные решения классических задач. Эффективные методы программирования: регуляторы, события, параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры)
  14. Релейный регулятор. Пропорциональный регулятор. Защита от застреваний. Траектория с перекрестками. Пересеченная местность.
  1. Обход лабиринта по правилу правой руки. Анализ показаний разнородных датчиков. Синхронное управление двигателями.
  2. Робот-барабанщик.
  3. Удаленное управление (Управление роботом через bluetooth.) Передача числовой информации.
  4. Кодирование при передаче. Управление моторами через bluetooth. Устойчивая передача данных.
  5. Игры роботов (Боулинг, футбол, баскетбол, командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. Использование удаленного управления. Проведение состязаний, популяризация новых видов робо-спорта.)
  6. «Царь горы».
  7. Управляемый футбол роботов. Теннис роботов.
  8. Футбол с инфракрасным мячом (основы).
  9. Состязания роботов (Подготовка команд для участия в состязаниях роботов различных уровней, вплоть до всемирных. Регулярные поездки. Использование микроконтроллеров NXT и RCX.)
  10. Сумо. Перетягивание каната. Кегельринг. Следование по линии. Слалом.
  11. Лабиринт. Интеллектуальное сумо.
  12. Творческие проекты (Разработка творческих проектов на свободную тематику. Одиночные и групповые проекты. Регулярные выставки и поездки.)
  13. Правила дорожного движения. Роботы-помощники человека. Роботы-артисты.
  14. Свободные темы.

Ожидаемые результаты первого года обучения

Образовательные. Освоение принципов работы простейших механизмов. Расчет передаточного отношения. Понимание принципа устройства робота как кибернетической системы. Использование простейших регуляторов для управления роботом. Решение задачи с использованием одного регулятора. Умение собрать базовые модели роботов и усовершенствовать их для выполнения конкретного задания. Навыки программирования в графической среде.

Развивающие. Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и особенностей мышления конструктора-изобретателя проявляется на самостоятельных задачах по механике. Строительство редуктора с заданным передаточным отношением и более сложных конструкций из множества мелких деталей является регулярной проверкой полученных навыков.

Воспитательные. Воспитательный результат занятий робототехникой можно считать достигнутым, если учащиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов. Участие в научных конференциях для школьников, открытых состязаниях роботов и просто свободное творчество во многом демонстрируют и закрепляют его.

Кроме того, простым, но важным результатом будет регулярное содержание своего рабочего места и конструктора в порядке, что само по себе непросто.

2 год обучения

Использование регуляторов. Решение задач с двумя контурами управления или с дополнительным заданием для робота (например, двигаться по линии и объезжать препятствия). Программирование виртуальных исполнителей. Текстовые среды программирования. Более сложные механизмы: рулевое управление, дифференциал, манипулятор и др. Двусоставные регуляторы. Участие в учебных состязаниях.

  1. Инструктаж по ТБ.
  2. Повторение. Основные понятия (передаточное отношение, регулятор, управляющее воздействие и др.).
  3. Базовые регуляторы (Задачи с использованием релейного многопозиционного регулятора, пропорционального регулятора).
  4. Следование за объектом. Одномоторная тележка. Контроль скорости. П-регулятор.
  5. Двухмоторная тележка. Следование по линии за объектом. Безаварийное движение. Объезд объекта. Слалом.
  6. Движение по дуге с заданным радиусом. Спираль. Вывод данных на экран. Работа с переменными. Следование вдоль стены. ПД-регулятор.
  7. Поворот за угол. Сглаживание. Фильтр первого рода. Управление положением серводвигателей.
  8. Пневматика (Построение механизмов, управляемых сжатым воздухом. Использование помп, цилиндров, баллонов, переключателей и т.п.)
  9. Пресс, Грузоподъемники, Евроокна Регулируемое кресло Манипулятор Штамповщик Электронасос
  10. Автоматический регулятор давления Трехмерное моделирование (Создание трехмерных моделей конструкций из Lego)
  11. Проекция и трехмерное изображение. Создание руководства по сборке. Ключевые точки. Создание отчета.
  1. Программирование и робототехника (Эффективные конструкторские и программные решения классических задач. Эффективные методы программирования и управления: регуляторы, события, параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр. Сложные конструкции: дифференциал, коробка передач, транспортировщики, манипуляторы, маневренные шагающие роботы и др.)
  2. Траектория с перекрестками. Поиск выхода из лабиринта. Транспортировка объектов. Эстафета. Взаимодействие роботов. Шестиногий маневренный шагающий робот.
  3. Ралли по коридору. Рулевое управление и дифференциал. Скоростная траектория. Передаточное отношение и ПД-регулятор. Плавающий коэффициент. Кубический регулятор.
  4. Элементы мехатроники (управление серводвигателями, построение робота-манипулятора). Принцип работы серводвигателя. Сервоконтроллер.
  5. Робот-манипулятор. Дискретный регулятор.
  6. Решение инженерных задач (Сбор и анализ данных. Обмен данными с компьютером. Простейшие научные эксперименты и исследования.)
  7. Подъем по лестнице.
  8. Постановка робота-автомобиля в гараж. Погоня: лев и антилопа.
  9. Альтернативные среды программирования (Изучение различных сред и языков программирования роботов на базе NXT.)
  10. Структура программы.
  11. Команды управления движением. Работа с датчиками.
  12. Ветвления и циклы. Переменные. Подпрограммы. Массивы данных.
  13. Игры роботов (Теннис, футбол, командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. Программирование удаленного управления. Проведение состязаний)
  14. Управляемый футбол. Футбол с инфракрасным мячом. Пенальти.
  15. Состязания роботов (Подготовка команд для участия в состязаниях роботов различных уровней, вплоть до всемирных. Регулярные поездки. Использование различных контроллеров).
  16. Интеллектуальное Сумо. Кегельринг-макро. Следование по линии. Лабиринт. Слалом. Дорога-2. Эстафета. Лестница. Канат.
  17. Инверсная линия.
  18. Гонки шагающих роботов.
  19. Радар. Поиск объектов. Циклы. Ветвления.
  20. Цикл с условием. Ожидание события. Ориентация в лабиринте. Правило правой руки. Ралли по коридору.
  21. ПД-регулятор с контролем скорости. Летательные аппараты.
  22. Тактика воздушного боя.
  23. Творческие проекты (Разработка творческих проектов на свободную тематику. Одиночные и групповые проекты. Регулярные выставки, доклады и поездки.)
  24. Человекоподобные роботы. Роботы-помощники человека. Роботизированные комплексы. Охранные системы.
  25. Защита окружающей среды. Роботы и искусство. Роботы и туризм.
  26. Правила дорожного движения. Роботы и космос. Социальные роботы.
  27.  Свободные темы.

Ожидаемые результаты второго года обучения

Образовательные. Использование регуляторов для управления роботом. Решение задачи с использованием двух регуляторов или дополнительного задания для робота. Умение конструировать сложные модели роботов с использованием дополнительных механизмов. Расширенные возможности графического программирования. Навыки программирования исполнителей в текстовой среде.

Развивающие. Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и особенностей мышления конструктора-изобретателя проявляется на самостоятельных задачах по механике. Новые алгоритмические задачи позволяют научиться выстраивать сложные параллельные процессы и управлять ими.

Воспитательные. Воспитательный результат занятий робототехникой можно считать достигнутым, если учащиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов. Самостоятельная подготовка к состязаниям, стремление к получению высокого результата.

3 год обучения

Освоение текстового программирования в среде NXT, RobotC. Исследовательский подход к решению задач. Использование памяти робота для повторения комплексов действий. Элементы технического зрения. Расширения контроллера для получения дополнительных возможностей робота. Работа над творческими проектами. Выступления на детских научных конференциях. Участие в учебных состязаниях. Решение задач на сетевое взаимодействие роботов.

  1. Инструктаж по ТБ.
  2. Повторение. Основные понятия (передаточное отношение, регулятор, управляющее воздействие и др.).
  3. Знакомство с языком RobotC. Вывод на экран.
  4. Управление моторами. Встроенные энкодеры. Графика на экране контроллера.
  5. Работа с датчиками. Вывод графиков показаний на экран. Подпрограммы: функции с параметрами.
  6. Косвенная рекурсия. Алгоритм «Ханойские башни». Массивы. Запоминание положений энкодера.
  7. Параллельные задачи. Воспроизведение положений энкодера. Операции с файлами.
  8. Запоминание пройденного пути в файл. Воспроизведение. Множественный выбор. Конечный автомат.
  9. Применение регуляторов (задачи стабилизации, поиска объекта, движение по заданному пути). Следование за объектом. Следование по линии. Следование вдоль стенки.
  10. Управление положением серводвигателей. Перемещение манипулятора.
  1. Элементы ТАУ (релейный многопозиционный регулятор, пропорциональный регулятор, дифференциальный регулятор, кубический регулятор, плавающие коэффициенты, периодическая синхронизация, фильтры)
  2. Релейный многопозиционный регулятор. Пропорциональный регулятор. Пропорционально-дифференциальный регулятор. Стабилизация скоростного робота на линии. Фильтры первого рода.
  3. Движение робота вдоль стенки. Движение по линии с двумя датчиками. Кубический регулятор. Преодоление резких поворотов. Плавающие коэффициенты. Гонки по линии.
  4. Периодическая синхронизация двигателей. Шестиногий шагающий робот. ПИД-регулятор.
  5. Роботы-андроиды (построение и программирование роботов на основе сервоприводов, сервоконтроллеров и модулей датчиков)
  6. Шлагбаум. Мини-манипулятор. Серво постоянного вращения. Колесный робот в лабиринте. Мини-андроид.
  7. Робот-собачка. Робот-гусеница. Трехпальцевый манипулятор. Роботы-пауки. Роботы-андроиды.
  8. Редактор движений. Удаленное управление по bluetooth. Взаимодействие роботов.
  9. Трехмерное моделирование (Создание трехмерных моделей конструкций из Lego). Проекция и трехмерное изображение. Создание руководства по сборке. Ключевые точки. Создание отчета.
  10. Решение инженерных задач (Сбор и анализ данных. Обмен данными с компьютером. Простейшие научные эксперименты и исследования.)
  11. Стабилизация перевернутого маятника на тележке. Исследование динамики робота-сигвея. Постановка робота-автомобиля в гараж. Оптимальная парковка робота-автомобиля. Ориентация робота на местности.
  1. Построение карты. Погоня: лев и антилопа.
  2. Знакомство с языком С (Изучение различных сред с языком программирования Си для микроконтроллеров.)
  3. Структура программы.
  4. Команды управления движением. Работа с датчиками.
  5. Ветвления и циклы. Переменные. Подпрограммы. Массивы данных.
  6. Сетевое взаимодействие роботов (Устойчивая передача данных, распределенные системы, коллективное взаимодействие.) Устойчивая передача данных по каналу Bluetooth. Распределенные системы.
  7. Коллективное поведение.
  8. Основы технического зрения (использование бортовой и беспроводной веб-камеры)
  9. Поиск объектов. Слежение за объектом. Следование по линии. Передача изображения. Управление с компьютера.
  10. Игры роботов (Футбол: командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. Программирование коллективного поведения и удаленного управления. Простейший искусственный интеллект. Проведение состязаний, популяризация новых видов робо-спорта.)
  11. Автономный футбол с инфракрасным мячом. Теннис роботов. Футбол роботов.
  12. Состязания роботов (Подготовка команд для участия в состязаниях роботов различных уровней, вплоть до всемирных. Регулярные поездки. Использование различных контроллеров)
  13. Интеллектуальное Сумо. Кегельринг-макро. Следование по линии. Лабиринт. Слалом. Дорога-2. Эстафета. Лестница. Канат.
  14. Инверсная линия. Гонки шагающих роботов. Линия-профи.
  1. Гонки балансирующих роботов-сигвеев.
  2. Международные состязания роботов (по правилам организаторов). Танцы роботов-андроидов.
  3. Полоса препятствий для андроидов.
  4. Творческие проекты (Разработка творческих проектов на свободную тематику. Одиночные и групповые проекты. Регулярные выставки, доклады и поездки.)
  5. Человекоподобные роботы. Роботы-помощники человека. Роботизированные комплексы. Охранные системы.
  6. Защита окружающей среды. Роботы и искусство. Роботы и туризм.
  7. Правила дорожного движения. Роботы и космос. Социальные роботы.
  8. Свободные темы.

Ожидаемые результаты третьего года обучения

Образовательные. Знакомство с языком Си. Расширенные возможности текстового программирования. Умение составить программу для решения многоуровневой задачи. Процедурное программирование. Использование нестандартных датчиков и расширений контроллера. Умение пользоваться справочной системой и примерами.

Развивающие. Способность к постановке задачи и оценке необходимых ресурсов для ее решения. Планирование проектной деятельности, оценка результата. Исследовательский подход к решению задач, поиск аналогов, анализ существующих решений.

Воспитательные. Воспитательный результат занятий робототехникой можно считать достигнутым, если учащиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов. Участие в научных конференциях для школьников, открытых состязаниях роботов и просто свободное творчество во многом демонстрируют и закрепляют его. Способность работать в команде является результатом проектной деятельности.


  1. Методическое обеспечение программы

4.1 Формы организации занятий и деятельности детей

Основная форма занятий педагог ставит новую техническую задачу, решение которой ищется совместно. При необходимости выполняется эскиз конструкции. Если для решения требуется программирование, учащиеся самостоятельно составляют программы на компьютерах (возможно по предложенной преподавателем схеме). Далее учащиеся работают в группах по 2 человека, ассистент преподавателя (один из учеников) раздает конструкторы с контроллерами и дополнительными устройствами. Проверив наличие основных деталей, учащиеся приступают к созданию роботов. При необходимости преподаватель раздает учебные карточки со всеми этапами сборки (или выводит изображение этапов на большой экран с помощью проектора). Программа загружается учащимися из компьютера в контроллер готовой модели робота, и проводятся испытания на специально приготовленных полях. При необходимости производится модификация программы и конструкции. На этом этапе возможно разделение ролей на конструктора и программиста. По выполнении задания учащиеся делают выводы о наиболее эффективных механизмах и программных ходах, приводящих к решению проблемы. Удавшиеся модели снимаются на фото и видео. На заключительной стадии полностью разбираются модели роботов и укомплектовываются конструкторы, которые принимает ассистент. Фото- и видеоматериал по окончании урока размещается на специальном школьном сетевом ресурсе для последующего использования учениками.

Дополнительная форма занятий для закрепления изученного материала, мотивации дальнейшего обучения и выявления наиболее способных учеников регулярно проводятся состязания роботов. Учащимся предоставляется возможность принять участие в состязаниях самых разных уровней: от школьных до международных. Состязания проводятся по следующему регламенту.

Заранее публикуются правила, материал которых соответствует пройденным темам на уроках и факультативе. На нескольких занятиях с учащимися проводится подготовка к состязаниям, обсуждения и тренировки. Как правило, в состязаниях участвуют команды по 2 человека. В день состязаний каждой команде предоставляется конструктор и необходимые дополнительные детали, из которых за определенный промежуток времени необходимо собрать робота, запрограммировать его на компьютере и отладить на специальном поле. Для некоторых видов состязаний роботы собираются заранее. Готовые роботы сдаются судьям на осмотр, затем по очереди запускаются на полях, и по очкам, набранным в нескольких попытках, определяются победители.

  1. Методы организации учебного процесса

Словесные методы (беседа, анализ) являются необходимой составляющей учебного процесса. В начале занятия происходит постановка задачи, которая производится, как правило самими детьми, в сократической беседе. В процессе – анализ полученных результатов и принятие решений о более эффективных методах и усовершенствованиях конструкции, алгоритма, а, может, и самой постановки задачи. Однако наиболее эффективными для ребенка, несомненно, являются наглядные и практические методы, в которых учитель не просто демонстрирует процесс или явление, но и помогает учащемуся самостоятельно воспроизвести его. Использование такого гибкого инструмента, как конструктор с программируемым контроллером, позволяет быстро и эффективно решить эту задачу.

4.3 Способы проверки прогнозируемых результатов

Мониторинг успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, мониторинг уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) воспитанниками творческого объединения.

Виды аттестации: входной контроль, текущая, промежуточная и итоговая. Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса - проводится в период с 1 по 15 сентября. Текущая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.

Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода (этапа, года обучения) - проводится в период с 20 по 30 декабря и с 20 по 30 мая.

Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы - проводится в период с 20 по 30 мая. Программа итоговой аттестации (при любой форме проведения и в любой направленности) должна содержать методику проверки теоретических знаний воспитанников и их практических умений и навыков (проводится в период  с 20 по 30 мая). Содержание программы итоговой аттестации определяется самим педагогом на основании содержания образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. (Приложение 1)

Как проверить знания, умения и навыки, то есть уровень освоения образовательной программы воспитанником, так, чтобы результат был максимально беспристрастным и объективным? Как известно, образовательная программа состоит из учебных тем. Сначала нам надо определить, насколько хорошо воспитанник усвоил каждую тему. Делается это так. Педагог определяет теоретические и практические требования к конкретной теме, например: правильно ответить на три вопроса и выполнить четыре задания. Таким образом, у нас всего семь оцениваемых параметров. Предположим, обучающийся показал следующие результаты:

Оцениваемые параметры

Результаты учащегося

1-й теоретический вопрос

 + (правильно)

2-й теоретический вопрос

- (неправильно)

3-й теоретический вопрос

3 + (правильно)

1-е практическое задание.

+ (правильно)

2-е практическое задание.

- (неправильно)

3-е практическое задание.

- (неправильно)

4-е практическое задание.

+ (правильно)

Если, обучающийся из семи параметров освоил четыре. Делим это число на общее количество заданий по теме и умножаем на 100%: (4:7)х100%=60%. Таким образом, данную тему воспитанник усвоил на 60%, что соответствует среднему уровню. Предположим, в образовательной программе всего три темы, которые учащийся усвоил, соответственно на 100%, 80% и 60%. Складываем эти значения и делим на количество тем в программе: (100%+80%+60%):3=80%. Получается, что учащийся усвоил программу на 80% - это высокий уровень. Как определить общий уровень объединения в целом? "Положение об аттестации обучающихся" предлагает педагогам два количественно - качественных параметра: во-первых, сколько обучающихся имеют высокий, средний и низкий уровень знаний, и, во-вторых, степень выполнения обучающимися образовательной программы. Говорить о полном, то есть 100% усвоении образовательной программы мы можем, если только обучающийся имеет высокий уровень обучения (согласно "Положению об аттестации обучающихся" высокий уровень - это усвоение более 70% содержания программы). Поэтому количество обучающихся, полностью освоивших образовательную программу, соответствует количеству обучающихся, имеющих высокий уровень. Остальные воспитанники, то есть имеющие средний и низкий уровень, будут относиться к группе, освоивших программу в необходимой степени. Если большинство обучающихся полностью освоило программу, то есть имеют высокий уровень знаний, значит, общий уровень объединения хороший. Здесь можно предложить формулу качества: сложить количество воспитанников, имеющих высокий и средний уровень, разделить это число на общее количество обучающихся в объединении и умножить результат на 100%. Получившийся процентный результат и будет отражать качество обучения. Приведем пример. В творческом  объединении 15 воспитанников: 8 имеют высокий уровень, 6 - средний и 1 - низкий. Тогда ((8+6):15)х100%=93%. Таков показатель качества обучения.

4.4 Материально-технические условия реализации программы

Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, оборудованный, столами, стульями, общим освещением, Ноутбук 8 шт. или персональные компьютеры с процессором не ниже 2,0 Ггц и 512 Мб оперативной памяти, компьютерными программами: операционная система Widows.

Базовый набор LEGO Mindstorms 8 шт., Конструктор перворобот LEGO WeDo 9 шт., Перворобот NXT базовый набор 12 шт., Ресурсный набор LEGO 8 шт., Телевизор 1 шт., Поле для роботов 5 шт., Зарядное устройство 3 шт., Инфракрасный мяч к микрокомпьютеру 1 шт., Инфракрасный датчик поиска/обнаружения к микрокомпьютеру 1 шт., Электрооптический датчик расстояния к микрокомпьютеру 1 шт.

4.5 Учебно-методическое обеспечение

Наличие специальной методической литературы по «LEGO» роботам:

  1. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей; Изд. Наука; Серия Шаги в кибернетику; 2011г.
  2. Индустрия развлечений. Перворобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
  3. Джеймс Флойд Келли Руководство по программированию LEGO MINDSTORMS NXT-G; 2007 г.
  4. Программное обеспечение MindStorms NXT.
  5. Видеоматериалы сети Интернет.
  6. Интернет-ресурсы mindstorms.com.

4.6 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации специалистов, реализующих программу: соответствие должности педагога дополнительного образования, обладание высоким уровнем педагогической и профессиональной компетентности, гуманистической направленностью, владение высокими образцами труда (мастерство), поиск нового (новаторство). Возможность повышения профессионального мастерства: участие в методических объединениях, семинарах, конкурсах, прохождение курсов повышения квалификации.


Список источников

Для педагогов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
    План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
  3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России01.02.2011 г., рег № 19644).
  6. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под. ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2008.
  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Основная  школа. - М.: Просвещение, 2010.
  8. Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
  9. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
  10. СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  11. Бабич, А. В. Промышленная робототехника / А. В. Бабич. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 263 c.
  12. Барсуков, А. П. Кто есть кто в робототехнике / А. П. Барсуков. - М.: Книга по Требованию, 2010. - 128 c.
  13. Белиовская, Л. Г. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW / Л. Г. Белиовская, А. Е. Белиовский. — М.: ДМК Пресс, 2012. — 280 с.
  14. Зайцева, Н. Н. Образовательная робототехника в начальной школе: учеб.-метод. пособие / Н. Н. Зайцева, Т. А. Зубова, О. Г. Копытова, С. Ю. Под рук. В. Н. Халамова — Челябинск, 2012. — 192 с.: ил.
  15. Иванов, А. А. Основы робототехники / А. А. Иванов. - М.: Форум, 2012. - 224 c.
  16. Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. — 100 с.
  17. Калугина, В. А. Основы лего-конструирования: методические рекомендации / В. А. Калугина, В. А. Тавберидзе, В. А. Воробьева — Курган: ИРОСТ, 2012.
  18. Каширин, Д. А. Курс «Робототехника». Внеурочная деятельность  в условиях  внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Д. А. Каширин. — Курган: ИРОСТ, 2013.
  19. Каширин, Д. А. Курс «Робототехника»: методические рекомендации для учителя / Д. А. Каширин, Н. Д. Федорова, М. В. Ключникова; под ред. Н. А. Криволаповой. — Курган: ИРОСТ, 2013. — 80 с. + CD-диск.
  20. Каширин, Д. А. Учебное пособие «Основы робототехники» 5–6 класс / Д. А. Каширин, Н. Д. Федорова, К.; под ред. Н. А. Криволаповой. — Курган: ИРОСТ, 2013. — 260 с.
  21. Копосов, Д. Г. Первый шаг в робототехнику. 5-6 классы. Практикум / Д. Г. Копосов. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 292 c.
  22. Рогов, Ю. В. Робототехника для детей и их родителей / Ю. В. Рогов; под ред. В. Н. Халамова — Челябинск, 2012. — 72 с.: ил.
  23. Филиппов, С. А. Робототехника для детей и родителей / С. А. Филиппов. - Л.: Наука, 2013. - 320 c.
  24. Халамов, В. Н. Fischertechnik – основы образовательной робототехники: учеб.-метод. пособие / В. Н. Халамов, Н. А. Сагритдинова. Обл. центр информ. и мат.-техн. обесп. ОУ Чел. обл. — Челябинск, 2012. — 40 с.
  25. Халамов, В. Н. Образовательная робототехника в начальной школе, 1 класс: рабочая тетрадь / В. Н. Халамов, Н. Н. Зайцева.; Обл. центр информ. и материал.-техн. обеспечения ОУ Чел. обл.; Челябинск, 2012. — 36 с.
  26. Халамов, В. Н. Робототехника в образовании / В. Н. Халамов. — Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — 2013. — 24 с.
  27. Юревич, Е. И. Основы робототехники (+ CD-ROM) / Е.И. Юревич. - М.: БХВ-Петербург, 2010. - 360 c.

Интернет-ресурсы:

  1. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
  2. http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
  3. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей]
  4.  http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
  5. http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];
  6.  http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];
  7. http://nsportal.ru  [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
  8.  http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
  9.  www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];
  10. http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];
  11. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
  12. http://www.mioo.ru   [ Сайт Московского института открытого образования];
  13. http://www.uchportal.ru [Учительский портал];
  14. http://www.методкабинет.рф  [Всероссийский педагогический портал   «Методкабинет.РФ»];
  15. http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];
  16. http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
  17. http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];
  18. http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];
  19. http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];
  20. http://easyen.ru [Современный учительский портал];
  21. http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
  22. http://wiki.iteach.ru  [Сайт кампании «Интел»];
  23. http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];
  24. http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
  25. http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];
  26. http://www. all-robots.ru [Роботы и робототехника];
  27. http://www. ironfelix.ru [Железный Феликс. Домашнее роботостроение];
  28. http://www. roboclub.ru [РобоКлуб. Практическая робототехника];
  29. http://www. robot.ru [Портал Robot.Ru Робототехника и Образование];
  30. http://www. rusandroid.ru. [Серийные андроидные роботы в Росси].

 Для учащихся:

  1. Бабич, А. В. Промышленная робототехника / А. В. Бабич. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 263 c.
  2. Барсуков, А. П. Кто есть кто в робототехнике / А. П. Барсуков. - М.: Книга по Требованию, 2010. - 128 c.
  3. Белиовская, Л. Г. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW / Л. Г. Белиовская, А. Е. Белиовский. — М.: ДМК Пресс, 2012. — 280 с.
  4. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego MindStorms NXT».
  5. Злаказов, А. С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие / А. С. Злаказов, Г. А. Горшков, С. Г. Шевалдина; под науч. ред. В. В. Садырина, В. Н. Халамова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 120 с.: ил.
  6. Иванов, А. А. Основы робототехники / А. А. Иванов. - М.: Форум, 2012. - 224 c.
  7. Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. — 100 с.
  8. Калугина, В. А. Основы лего-конструирования: методические рекомендации / В. А. Калугина, В. А. Тавберидзе, В. А. Воробьева — Курган: ИРОСТ, 2012.
  9. Каширин, Д. А. Курс «Робототехника». Внеурочная деятельность  в условиях  внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Д. А. Каширин. — Курган: ИРОСТ, 2013.
  10. Копосов, Д. Г. Первый шаг в робототехнику. 5-6 классы. Практикум / Д. Г. Копосов. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 292 c.
  11. Перфильева, Л. П. Образовательная робототехника во внеурочной учебной деятельности: учебно-методическое пособие / Л. П. Перфильева, Т. В. Трапезникова, Е. Л. Шаульская, Ю. А. Выдрина; под рук. В. Н. Халамова; М-во образования и науки Челябинской обл., ОГУ «Обл. центр информ. и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской обл.» (РКЦ). — Челябинск: Взгляд, 2011. — 96 с.: ил.
  12. Рогов, Ю. В. Робототехника для детей и их родителей / Ю. В. Рогов; под ред. В. Н. Халамова — Челябинск, 2012. — 72 с.: ил.
  13. Филиппов, С. А. Робототехника для детей и родителей / С. А. Филиппов. - Л.: Наука, 2013. - 320 c.
  14. Халамов, В. Н. Робототехника в образовании / В. Н. Халамов. — Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — 2013. — 24 с.
  15. Юревич, Е. И. Основы робототехники (+ CD-ROM) / Е.И. Юревич. - М.: БХВ-Петербург, 2010. - 360 c.

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru  [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
  2. http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
  3. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
  4. http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];
  5. http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];
  6. http://www. all-robots.ru [Роботы и робототехника];
  7. http://www. ironfelix.ru [Железный Феликс. Домашнее роботостроение];
  8. http://www. roboclub.ru [РобоКлуб. Практическая робототехника];
  9. http://www. robot.ru [Портал Robot.Ru Робототехника и Образование];
  10. http://www. rusandroid.ru. [Серийные андроидные роботы в Росси].


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ведомость

промежуточной и итоговой аттестации

на 20___20___ уч. год.

Педагог дополнительного образования ____________________________________

Творческое объединение________________________________________________

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа)____________________________________________

Срок обучения ________________________________________________________

Группа (год обучения) __________________________________________________

Формы промежуточной аттестации: открытое занятие, собеседование, зачёт, защита творческой работы, сдача нормативов, контрольные упражнения, спектакль, выставочный просмотр, вопросник по программе, соревнование, викторина (нужное подчеркнуть)

Формы итоговой аттестации: итоговое открытое занятие, контрольная работа, выставка, презентация, премьера спектакля, соревнование, итоговая шоу-программа, отчётный концерт, зачёт, конкурс, фестиваль, экзамен, реферат, творческий проект (нужное подчеркнуть)

п/п

ФИ

обучающегося

Уровень усвоения программы

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Итог года

Начало года, (сентябрь - октябрь) (дата)

Уровень знаний,  

умений и навыков

Середина года

(декабрь-январь)

(дата)

Уровень знаний,  умений и навыков

Конец года (апрель-май) (дата)

Уровень знаний, умений и навыков

1

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

        

Начало учебного года

Всего аттестовано _________ обучающихся.

Из них по результатам аттестации:

высокий уровень_________ чел.

средний уровень ___________чел.

низкий уровень _________чел.

«___»________________20____г

_________________

Подпись педагога

 

Середина  учебного года

Всего аттестовано _________ обучающихся.

Из них по результатам аттестации:

высокий уровень_________ чел.        

средний уровень ___________чел.        

низкий уровень _________чел.

«___»________________20____г

________________

Подпись педагога 

Результаты за год:

Всего аттестовано _________ обучающихся.

Из них по результатам аттестации:  

высокий уровень_________ чел.

средний уровень ___________чел.

 низкий уровень _________чел

«___»________________20____г

__________________

Подпись педагога 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Робототехника"

Программа курса расчитана на два года обучения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Робототехника"

В данном материале представлены цели и задачи курса, календарно-тематическое планирование, содержание курса. Этот материал поможет педагогу организовать внеурочную занятость учащихся начальной школы п...

Рабочая программа курса "Образовательная робототехника"

Рабочая программа курса "Образовательная робототехника" рассчитанная на 34 часа для учащихся 8 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Робототехника"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Робототехника". Срок реализации - 3 года....

Рабочая программа элективного курса "Робототехника"

Рабочая программа элективного курса "Робототехника" для учащихся 7 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Робототехника"

Разработка рабочей программы кружка по "Робототехнике" для 5-6 классов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Механика и программирование в робототехнике»

Общеобразовательные общеразвивающие дополнительные программы «Механика и программирование в робототехнике» составлена для организации дополнительного образования  обучающихся  МА...