изучение искусства как необходимое условие воспитания толерантности
статья (10 класс) на тему

Дьяконова Татьяна Александровна

изучение искусства как необходимое условие воспитания толерантности (обобщение опыта по теме)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_i_vospitanie_tolerantnosti.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение искусства и культуры народов мира как необходимое условие воспитания толерантности.

Учитель музыки Дьяконова Татьяна Александровна

Шептуховская СОШ

Определенные социокультурные изменения, происходящие в обществе, обуславливают необходимость взаимодействия человека с другими людьми на основе толерантности. Толерантность является важнейшим качеством человека, неотъемлемой частью поведения человека в любом цивилизованном обществе. Целенаправленно формировать толерантность призваны образовательные учреждения, закладывающие основы мировоззрения человека в процессе взаимодействия ее субъектов.

Толерантность происходит от английского слова - tolerate - «терпеть, переносить». Толерантность означает терпимость человека к мнению, взглядам, верованиям других людей. Толерантный человек терпимо относится к представителям иных религий, ко всем людям, которые по мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям не похожи на него.

Проблеме толерантности личности посвящены исследования как зарубежных психологов (Г. Айзенка, С. Баднера, Дж. Келли, Р. Кеттела, К. Лоренца, Г. Олпорта, К. Поппера, Б.Э. Риэрдон, К. Роджерса и др.), так и отечественных учёных (А.Г. Асмолова, Г.Л. Бардиер, В.В. Бойко, С.К. Бондыревой, И.Б. Гриншпуна, А.А Реан, Т.Г. Стефаненко, Е.С. Сухих, А.Н. Татарко, Е.И. Шлягиной, Л.А. Шайгеровой и др.).

Во многих психолого-педагогических исследованиях толерантность рассматривается как интегральная характеристика индивида, способствующая активному взаимодействию с внешней средой в кризисных ситуациях. Такое взаимодействие позволяет индивиду проще восстанавливать нервно-психическое равновесие, развивать позитивные отношения с самим собой и с окружающим миром.

В России главный документ для определения отношения общества и государства к понятию «толерантность» - Конституция РФ (ст. 19 «…Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности…»).

Во все времена актуальна проблема терпимого отношения к людям разной национальности.  Поэтому, перед педагогами школы встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. Школа должна стать фундаментом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения. Учащимся педагог должен прививать уважение не только к своей культуре, но и к культурам других народов.

Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

В настоящее время перед всеми педагогами, в том числе и учителями музыки, встает вопрос: как обеспечить  формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов.

Цель музыкального образования средствами музыкального искусства в общеобразовательных школах трактуется так: познакомить детей с музыкальным искусством, формировать интерес и уважение к нему; воспитать гражданственность, любовь к родному краю и России; способствовать росту взаимопонимания и взаимоуважения в межнациональных отношениях, консолидации всех народов.

Среди задач, конкретизирующих цель музыкального образования средствами музыкального искусства, можно отметить следующие:

         - формировать гражданственность на основе изучения музыкальной культуры, желание участвовать в развитии музыкальных традиций;

-       воспитать любовь к России, к ее истории, людям, культуре, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в ней;

-       воспитать интерес, любовь и уважение к музыкальным культурам народов, населяющих страну, выделить то, что объединяет их и стремиться на этой основе к консолидации народов;

-       познакомить с различными жанрами русской народной музыки, а также историей, бытом, традициями народа.

-       сформировать навыки интонирования народных песен, навыки исполнения национальных танцевальных движений,

-       развить способность к интонационно-стилевому анализу, направленному на выявление черт национального своеобразия народного и профессионального музыкального искусства.

Музыкальное образование в общеобразовательных школах представляет собой поликультурное образование, и коротко его основные идеи можно сформулировать так:

1. Люби и уважай свой язык, свою культуру, свой народ.

 2. Уважай другие народы, другую культуру.

3. Стремись познать жизнь в ее культурном многообразии, знай, что всех объединяет, интересуйся культурной жизнью.

 О возможностях воздействия искусства на нравственные и эстетические стороны развития человека говорили многие ученые в различные исторические периоды. Еще древнекитайские авторы (Конфуций) указывали на ведущую роль искусства в общественном воспитании человека. Многие античные философы (Аристотель, Платон) считали, что без искусства невозможно общественное воспитание и нормальное поведение и жизнь человека в обществе. Аристотель подчеркивал, что в воспитании первую роль должно играть прекрасное. Ведущим средством античного воспитания признавалась музыка, в понятие которой древние греки включали и танцы, и декламацию. Внимание к музыке как к ведущему средству воспитания античные мыслители объясняли тем, что этот вид искусства, по их мнению, в наибольшей мере отражает нравственную жизнь, а значит влияет на нравственную сторону души человека.

Философы эпохи Возрождения (Лоренцо Валло, А. Ференцуола и др.) подчеркивали значение искусства, прежде всего, изобразительного, во всестороннем развитии индивидуальности. Они прославляли свободного человека и его достоинства, гармонию тела и духа.

Философы эпохи просвещения (Ж.Руссо, Д.Дидро, Г.Лессинг) подчеркивая воспитательную функцию искусства, говорили о его значении для формирования лучших гражданских качеств человека. В частности, Д. Дидро считал, что искусство должно приобщать людей к великим и прекрасным деяниям, так как оно учит человека видеть прекрасное и действовать в соответствии с идеалом красоты и нравственности. Нравственное воспитание человека считал главной задачей искусства и Г. Лессинг. Лучше всего, по его мнению, реализуют воспитательные задачи театр и художественная литература.

Русские мыслители 19 века В.Г. Белинский,  Н.Г. Чернышевский,  Н.А. Добролюбов говорили о широком общественном содержании искусства, а не только о прекрасном как единственном его содержании. Они подчеркивали нравственное и эстетическое значение искусства. В.Г. Белинский говорил, что без развитого эстетического чувства нет нравственной личности. Он считал обязательным развивать в людях с раннего возраста способность откликаться на искусство всем сердцем и искать в нем ответы на большие вопросы человеческой жизни. Искусство, по мнению Н.Г. Чернышевского, способно говорить человеку о нем самом, возбуждать потребность в самокритике, самооценке своего прошлого и настоящего.

Философы XX века (А.И. Буров, А.Ф. Еремеев, М.С. Каган) считают, что в искусстве раскрывается социальная сущность человека. По мнению А.И. Бурова, главным предметом искусства является человеческая жизнь, многообразные отношения людей, их мысли и чувства, их переживания. Именно эта человеческая жизнь в самых различных ее проявлениях отображается в большинстве произведений искусства. Целью искусства, по мнению А.И. Бурова, является формирование целостного человека во всем его многообразии свойств и качеств, и в первую очередь — его духовного облика. М.С. Каган говорит, что «искусство одухотворяет, облагораживает человека, развивает в нем дремавшие духовные потенции».   Основной функцией искусства по отношению к человеку он называет развитие его духовного потенциала — его очеловечивание. По мнению М.С. Кагана, искусство помогает обществу социализировать всех своих членов и одновременно предоставляет возможность каждому из них утверждать себя как неповторимую человеческую индивидуальность. Именно эти идеи М.С. Кагана созвучны идеям толерантного отношения человека к другому. Ведь, благодаря искусству, расширяется сфера человеческого общения, человек общается с выдуманными художником персонажами, которых он воспринимает как реальных людей и эмоционально участвует в их судьбах, сочувствует, сострадает.

Отечественные и зарубежные педагоги и психологи также подчеркивают ведущую роль искусства в формировании всех сторон личности ребенка. Еще В.Н. Шацкая писала о том, что основной нравственно-воспитательной задачей искусства является расширение представлений детей о жизни через восприятие произведений искусства. По мнению Н.А. Ветлугиной, первые нравственные представления и понятия, формируются у детей наиболее успешно под воздействием произведений искусства, поскольку без соответствующего эстетического отношения значительно снижается действенность нравственных уроков, преподаваемых взрослыми. А.Н. Зимина говорит о том, что искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой - средством воспитания, так как влияет посредством художественных произведений на чувства и мышление людей, воздействует на их взгляды и отношение к окружающему миру.

Б.Р. Борщанская, Р.С. Буре считают активным средством воздействия в нравственном воспитании дошкольников произведения литературы и искусства, книги, картины, скульптуру, музыку, поскольку в художественных образах, увлекательных сюжетах проявляются достоинства и недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека. Яркие образы, конкретные поступки, изображенные на картине, в скульптуре или в музыкальном произведении, воздействуют на чувства детей, помогают им глубже понять нравственное содержание ситуации.

Уроки музыки в школе обладают особыми возможностями в плане воспитания этнокультурной толерантности. Цель музыкального образования в современной школе заключается в знакомстве с музыкальным искусством, воспитании гражданской позиции, любви к своему краю и России, способствовать взаимопониманию и взаимоуважению всех народов мира. На уроках музыки школьники расширяют свои представления о самобытности культуры разных народов и особенностях их музыкального языка.

На уроках музыки необходимо накапливать знания великих музыкантов, которые внесли свой весомый вклад в становление музыкальной культуры и составляют основу музыкального искусства о народах, населяющих страну. Музыкальное искусство любой страны обладает не столько различиями своего языка, сколько его общностью. Можно привести такие примеры как образ любви, образ Родины, образ матери, которые воспеты в музыкальной культуре каждого народа. Учитель, знакомя учащихся с музыкальной культурой какой-либо страны, должен глубже раскрыть материал урока, познакомить и с народными промыслами, и с архитектурой той или иной страны. Есть темы в музыке, где можно на музыкальных примерах рассматривать толерантные отношения: о жизни и творчестве композиторов С.В. Рахманинова, Н. Паганини, И.С. Баха, о вечной теме в искусстве – любви, на примерах С.С. Прокофьева, балет «Ромео и Джульетта», А.Л. Рыбников «Юнона и Авось» и ряд других сочинений.

В наше время вырос интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Создаются интерпретации, обработки, тем самым привлекая слушателей к классической музыке. Примером служит произведение великого немецкого композитора  И.С. Баха  «Токката и фуга»  d - moll,  которая была написана И. Бахом для органа. Новую жизнь этому произведению в техно – обработке дала известная скрипачка Ванесса Мэй, китайка по матери, тайка по отцу. Другим музыкальным примером может служить опера «Князь Игорь» композитора А.П. Бородина, сцена из второго действия «Половецкие пляски», танцуют и поют девушки «Улетай на крыльях ветра» в обработке Warren G Sizzle, которая пользуется популярностью среди слушателей.

Учитель на уроках музыки  старается разъяснять учащимся, что «старая» музыка обретает «новую» жизнь в современных стилях, что музыка великих композиторов живет в сердцах слушателей много лет, что нужно всегда уважать музыкальные вкусы и взгляды других людей и относиться к ним толерантно. Подбирая соответствующий материал к уроку, педагог, способствует воспитанию толерантности, выработке преемственности мышления, приверженности национальному наследию и осознанию его роли в мировом духовном развитии.

На своем опыте поняла, что дети с удовольствием знакомятся с чем-то непонятным им. И чем это непонятнее, тем больше интерес.

Если начинать знакомить детей с непохожими культурами в старших классах, то все равно сохраняется барьер в восприятии. Возникает смех по отношению к непохожим, а потому и непонятным, традициям, обычаям.

Поэтому я сделала вывод, что знакомить и иногда погружать в чужую культуру детей надо с раннего детства. Так иностранный язык дети учат в детстве легче, и он усваивается как нечто само собой разумеющееся.

В старших классах, когда речь идет о культуре России, подчеркивается, что изначально наше государство формировалось как многонациональное, многоязычное и поликультурное (в отличие от многих Европейских стран), и именно это позволило России создать такую мощную культуру.

Многочисленные шедевры во всех видах, жанрах и направлениях искусства отражают нормы, социальную практику отношения людей между собой в прошлом и настоящем. Искусство приобщает к огромному духовному опыту человечества, сконцентрированного в нем, в том числе и опыту отношения людей друг к другу. Все искусства дают человеку представления о прекрасном и безобразном, о красоте, добре и человечности, о гуманном отношении к людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование толерантности в работе школьного этнографического музея как необходимое условие развития инклюзивного образования".

Об инклюзивном образовании говорят все чаще и чаще. и это правильно. Мы растим толерантную личность, и инклюзивное образование напрямую связано с этим. В статье предложен один из вариантов решения дан...

Развитие межкультурной коммуникации и вовлечение учащихся международные проекты- необходимое условие воспитания нравственной личности.

Развитие кругозора, осознание своего места в мире, который становится все более «тесным», выдвигают требования межкультурной интеграции. Владение иностранным языком является тем необходимым условием, ...

Цикл занятий внеурочной деятельности по теме "Искусство кино как средство воспитания толерантности"

Данный материал может быть полезен для учителей культурологических дисциплин и педагогов-организаторов. Эта разработка является приложением к дипломной работе по теме  " Межкультур...

Международный фестиваль детского художественного творчества как условие воспитания толерантности

Воспитание толерантности – актуальная задача, стоящая перед сегодняшним образованием. Дополнительное образование дает возможность решать эту задачу разными способами. Одним из способов, уже четыре год...

Методическая разработка "Формирование толерантности как необходимое условие эффективного межличностного общения школьников"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»ТЕЗИСЫЛодягина Ирина Владимировна, учитель истории и обществознанияМОУ гимнази...

Изучение народных традиций, как необходимое условие воспитания патриота и гражданина. Из опыта работы творческого объединения «Роспись по дереву»

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуаль...