Цикл занятий внеурочной деятельности по теме "Искусство кино как средство воспитания толерантности"
учебно-методический материал по мхк (8 класс) по теме

Воробьёва Марина Евгеньевна

Данный материал может быть полезен для учителей культурологических дисциплин и педагогов-организаторов. Эта разработка является приложением к дипломной работе по теме  " Межкультурные коммуникации в ситуации Мультикультурализма ХХI века" . Защита состоялась на кафедре теории и истории культуры факультета Философии человека РГПУ им. А.И. Герцена в 2013г (оценка - "отлично")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_kino_kak_sredstvo_vospitaniya_tolerantnosti.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий дополнительного (внеурочного) образования

 «Искусство кино как инструмент воспитания толерантности».

                                   Пояснительная записка

             Современный мир многогранен, он характеризуется разнородными противоречивыми явлениями и вытекающими из них проблемами. Среди процессов, актуальных для различных стран Европы, - миграция, культурная диффузия, интеграция и интеракция, взаимопроникновение и взаимодействие культур разных этносов. Формирование поликультурного пространства сопровождается активным поиском баланса культурной самобытности и общемирового культурного развития, диалога и полилога культур, взаимопроникновения культур и поддержания культурной идентичности. Острая  проблема сегодняшнего дня – коммуникация в поликультурном обществе. Взаимоотношения и контакты субъектов культурных различий, соседствующих друг с другом. При отсутствии толерантности возможно возникновение конфликтов в обществе.  Пути решения указанных проблем ищут ученые и политики различных государств, при этом большие надежды возлагаются на систему образования и воспитания.

        Педагогическое сообщество постоянно находится в поиске новых идей о возможной консолидации школьников, укреплении их толерантности в процессе приобщения  к культурному наследию.  Происходит поиск новых технологий, методов, приемов, позволяющих наиболее эффективно решить главную задачу – воспитать уважение к культуре и к людям  другой национальности.

        Воспитание толерантности – сложная задача, которая может решаться разными педагогическими способами. Искусство учит и воспитывает, расширяя жизненный опыт личности, включая в него освоенные при помощи искусства новые ситуации и отношения. В нынешний век повсеместного распространения массовой культуры кинематограф как самый популярный и распространенный ее носитель представляет собой богатейший источник информации. В мире стремительно развивающихся технологий и высокого темпа жизни, когда печатное слово, к сожалению, отходит на второй план, кино приобретает особую роль в формировании мировоззрения целых поколений.  Социально-педагогический потенциал киноискусства определяется многообразием его функций, из которых применительно к задачам использования кино как средства формирования у учащихся толерантности, особое значение имеют познавательная, коммуникативная, развивающая и воспитательная. Помимо того, что кинематограф всегда был и остается одним из самых популярных средств массовой информации, нацеленных на самую широкую аудиторию, с первых минут своего существования он причисляется к искусству, коим остается до сих пор.

          Кино воспитывает у молодого человека определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии и антипатии, т. е. способствует формированию внутренних образцов, регуляторов поведения, которые в будущем сравнительно устойчивым образом будут влиять на его поведение. Причем, усвоение экранных моделей поведения и формирование ценностных отношений сопровождаются интенсивными переживаниями, затрагивающими глубинные структуры личности.

Цель курса:  реализовать возможности кино как фактора социализации для формирования толерантности у школьников.

Задачи:

  • Способствовать формированию общей культурной компетентности учащихся
  • Способствовать воспитанию зрительской культуры
  • Способствовать развитию коммуникативной культуры
  • Создать условия, способствующие формирования познавательного процесса, оценочных суждений.
  • Способствовать формированию чувств сопричастности, сопереживания; уважения к разным культурам и их представителям.

Специфика цикла занятий:

Цикл занятий предназначен для учащихся средней и старшей школы. Занятия проходят во внеурочное время. Они не ограничены рамками временными и прохождением программы. Цикл основан на принципе добровольности и личной заинтересованности  учащихся. В работе  должна осуществляться:

  • Опора на деятельностный подход в образовательном процессе, преобладание практических занятий.
  • Работа с первоисточниками («текстами культуры»), а не с их опосредованным описанием.
  • Система развивающих,  творческих заданий, ориентированных на использование личного опыта ученика.

По окончании цикла занятий учащиеся умеют:

  • Выражать в различных формах (диалог, диспут, анализ, сообщение)) собственное отношение к кинофильму.
  • Находить нужную информацию о произведении, пользуясь различными источниками (литература, электронные ресурсы)
  • Имеют понятие о зрительской культуре
  • Проявляют способность к эмпатии

Для успешного прохождения курса необходимо выполнение дидактических принципов обучения:

  • Принцип проблемности
  • Принцип наглядности
  • Принцип активности и сознательности
  • Принцип доступности

          Использование эвристического метода как важного инструмента работы с произведением искусства и развития когнитивной, эмоциональной и творческой сферы личности позволит создать ситуацию межличностного взаимодействия и осуществления самооценки учащихся.

До просмотра педагог должен создать у учащихся эстетический и психологический настрой на восприятие картины, пробудить интерес к фильму сформировать исторически-культурный контекст восприятия.  Создать установку на восприятие и обеспечить адекватность восприятия информационно. Обеспечить  ориентирование на внимательный просмотр и на постижение замысла.  Создать соответствующий эмоциональный настрой и предрасположенность к восприятию фильма. Дать зрителю эстетические и смысловые ориентиры, без навязывания своей точки зрения. При необходимости дать краткую фильмографическую справку (название, страна, режиссер, актеры и другое), указать место фильма в современном кинопроцессе (участие в кинофестивалях, премии, резонанс в печати, мнения критиков). Это способствует формированию отношения к кино как к искусству и позволяет лучше ориентироваться в кинопроцессе.

      Задача посткоммуникативной фазы просмотра – помочь учащимся в осмыслении идеи фильма, авторского замысла, проблематики картины, в формировании собственного отношения к этой проблематике путем организации обсуждения. Грамотно организованная и проведенная после просмотра дискуссия может сыграть не меньшую роль, чем воздействие самой картины. Обсуждение фильма в группе позволяет каждому четче сформулировать свою точку зрения, обогатить свои впечатления и понимание смысла произведения мнениями других участников просмотра и, в конечном счете, глубже понять фильм.

Кроме того, групповое обсуждение помогает воспитывать культуру      мышления и речи, культуру ведения диалога.

Для успешной работы необходимо создание следующих условий:

  • наличия достаточной зрелости и самостоятельности для обсуждения проблем;
  • развития умения аргументировать свою позицию, точку зрения;
  • поиска различных способов передачи информации;
  • наличия контакта между участниками;
  • выступления всех участников как равных;
  • сопоставление различных интерпретаций сложных явлений;
  • создания благоприятного микроклимата.

Примерный художественный материал предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе. При отборе художественного материала применялись такие критерии как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций.

Средняя школа

  •  «Адажио» (мультипликационный фильм, 2000, Россия, режиссёр  Г.Бардин, проблемы ксенофобии)
  • « Голубой щенок» (мультипликационный фильм для детей, 1976, СССР, режиссёр Е.Гамбург, принятие различий, «непохожести»)
  • « Гора самоцветов» (сборник из 52 мультфильмов  для детей, 2005, Россия, режиссёр А. Татарский), (сказки народов России, дают представление о единстве в многообразии)
  • « Ёжик должен быть колючим?» ( мультипликационный фильм для детей, 1990, СССР, режиссёр М. Каменецкий, (принятие различий, « непохожести»)
  • «Чучело» (1983, СССР, режиссёр Р. Быков,

         проблема   нетерпимости и жестокости в детском коллективе)

Старшая школа

  •  «Крик свободы» (1987, США, режиссёр Р.Эттенборо, (Зрителям, достигшим 14 лет, проблемы расовой дискриминации)
  • « Мимино» (1977, СССР, режиссёр Г.Данелия, толерантность и межнациональные проблемы);
  • «Мусульманин» (1995, Россия, режиссёр В. Хотиненко. Зрителям, достигшим 14 лет, тема религиозной нетерпимости)
  • « Обыкновенный  фашизм» (1965, СССР, режиссёр М. Ромм,  обличение германского фашизма, фанатизма, тоталитаризма)
  • «Список Шиндлера» (1993, США, режиссёр С.Спилберг. Зрителям, достигшим 16 лет,  тема геноцида и Холокоста);
  • «Столкновение» (2005, США, режиссёр П.Хаггис. Зрителям, достигшим 14 лет, проблемы межрасовых конфликтов и предубеждений)
  • «Париж, я люблю тебя» (2006, киноальманах, Франция, Зрителям, достигшим лет 14,  проблемы взаимоотношений различных полов, этносов, поколений)
  • «Пианист» (2002, Франция, Великобритания, Польша, Германия, режиссер Роман Полански, Зрителям, достигшим 14лет,   обличение фашизма, взаимоотношения людей во время войны)
  • «Брестская крепость» (2010, Россия, Беларусь, режиссер Л.    Котт, обличение фашизма, взаимоотношения людей во время войны)
  • «Белый тигр» (2012, Россия, режиссер К. Шахназаров)
  • «Александра» (2007, Россия, режиссер А. Сокуров)
  • «Великий диктатор» (1940, США, режиссер Чарли Чаплин, (насилие, дискриминация по национальному признаку)

Список фильмов может корректироваться и по необходимости дополняться.

 

 Список литературы:

  1. Тер-Минасова С.Г. Язык и мужкультурная коммуникация.- М.: Слово, 2000. С.146
  2. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации // Учебник.- М.: Издательский дом «Социальные отношения», Издательство «Перспектива», 2002. С.246
  3. Бондаренко Е.А. Путешествие в мир Кино. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.
  4. Братченко С.Л. Образование: ненасилие, толерантность и гуманистическая экспертиза // Век толерантности. 2001. № 3-4. С. 112-124.
  5. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1988.
  6. Культуроориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие / науч.ред.: Л.М. Ванюшкина; авт.-сост. С.В. Подгорнова. – СПбАППО, 2011.
  7. Жмырева Е.Ю, Монастырский В.А. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи.- Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.

Данную тему мы с учениками проходили на основе стихотворений в прозе И.С.Тургенева....

"Our little concert"(Разработка итогового мероприятия в цикле занятий внеурочной деятельности по английскому языку.)

Данное мероприятие является итоговым в цикле занятий внеурочной деятельности по английскому языку в 3 классе. К участию в мероприятии также были привлечены  ученики моих групп из 2х, 6х и 7х клас...

Развитие личности обучающихся средствами театральной педагогики через занятия внеурочной деятельностью.

Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности учителя и ученика. Театральное творчество требует наличие у педагога собственной системы методических приемов включения его в учебн...

Арт-терапевтическая технология на занятиях внеурочной деятельности «Музыкальный час» как средство развития творческой компетенции обучающихся с разными образовательными потребностями.

В статье рассматривается возможность применения арт-терапевтической технологии на занятиях внеурочной деятельности «Музыкальный час» как средство развития творческой компетенции обучающихс...

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по теме "Природные лекарственные средства"

Разработка включает в себя технологическую карту и сценарий занятия, презентацию и приложения по теме. Цель занятия: сформировать у учащихся убеждение, что каждый человек, собирающийся в поход, должен...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...

Исследовательская деятельность на занятиях внеурочной деятельности по русскому языку как средство формирования учебно-коммуникативных умений и навыков учащихся

Сегодня молодым людям, чтобы быть уверенными во взрослой жизни и добиться успехов в профессиональной деятельности необходимо владеть коммуникативными компетенциями. Задача учителя &nda...