Главные вкладки

    Цикл занятий внеурочной деятельности по теме "Искусство кино как средство воспитания толерантности"
    учебно-методический материал по мхк (8 класс) по теме

    Воробьёва Марина Евгеньевна

    Данный материал может быть полезен для учителей культурологических дисциплин и педагогов-организаторов. Эта разработка является приложением к дипломной работе по теме  " Межкультурные коммуникации в ситуации Мультикультурализма ХХI века" . Защита состоялась на кафедре теории и истории культуры факультета Философии человека РГПУ им. А.И. Герцена в 2013г (оценка - "отлично")

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon iskusstvo_kino_kak_sredstvo_vospitaniya_tolerantnosti.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цикл занятий дополнительного (внеурочного) образования

     «Искусство кино как инструмент воспитания толерантности».

                                       Пояснительная записка

                 Современный мир многогранен, он характеризуется разнородными противоречивыми явлениями и вытекающими из них проблемами. Среди процессов, актуальных для различных стран Европы, - миграция, культурная диффузия, интеграция и интеракция, взаимопроникновение и взаимодействие культур разных этносов. Формирование поликультурного пространства сопровождается активным поиском баланса культурной самобытности и общемирового культурного развития, диалога и полилога культур, взаимопроникновения культур и поддержания культурной идентичности. Острая  проблема сегодняшнего дня – коммуникация в поликультурном обществе. Взаимоотношения и контакты субъектов культурных различий, соседствующих друг с другом. При отсутствии толерантности возможно возникновение конфликтов в обществе.  Пути решения указанных проблем ищут ученые и политики различных государств, при этом большие надежды возлагаются на систему образования и воспитания.

            Педагогическое сообщество постоянно находится в поиске новых идей о возможной консолидации школьников, укреплении их толерантности в процессе приобщения  к культурному наследию.  Происходит поиск новых технологий, методов, приемов, позволяющих наиболее эффективно решить главную задачу – воспитать уважение к культуре и к людям  другой национальности.

            Воспитание толерантности – сложная задача, которая может решаться разными педагогическими способами. Искусство учит и воспитывает, расширяя жизненный опыт личности, включая в него освоенные при помощи искусства новые ситуации и отношения. В нынешний век повсеместного распространения массовой культуры кинематограф как самый популярный и распространенный ее носитель представляет собой богатейший источник информации. В мире стремительно развивающихся технологий и высокого темпа жизни, когда печатное слово, к сожалению, отходит на второй план, кино приобретает особую роль в формировании мировоззрения целых поколений.  Социально-педагогический потенциал киноискусства определяется многообразием его функций, из которых применительно к задачам использования кино как средства формирования у учащихся толерантности, особое значение имеют познавательная, коммуникативная, развивающая и воспитательная. Помимо того, что кинематограф всегда был и остается одним из самых популярных средств массовой информации, нацеленных на самую широкую аудиторию, с первых минут своего существования он причисляется к искусству, коим остается до сих пор.

              Кино воспитывает у молодого человека определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии и антипатии, т. е. способствует формированию внутренних образцов, регуляторов поведения, которые в будущем сравнительно устойчивым образом будут влиять на его поведение. Причем, усвоение экранных моделей поведения и формирование ценностных отношений сопровождаются интенсивными переживаниями, затрагивающими глубинные структуры личности.

    Цель курса:  реализовать возможности кино как фактора социализации для формирования толерантности у школьников.

    Задачи:

    • Способствовать формированию общей культурной компетентности учащихся
    • Способствовать воспитанию зрительской культуры
    • Способствовать развитию коммуникативной культуры
    • Создать условия, способствующие формирования познавательного процесса, оценочных суждений.
    • Способствовать формированию чувств сопричастности, сопереживания; уважения к разным культурам и их представителям.

    Специфика цикла занятий:

    Цикл занятий предназначен для учащихся средней и старшей школы. Занятия проходят во внеурочное время. Они не ограничены рамками временными и прохождением программы. Цикл основан на принципе добровольности и личной заинтересованности  учащихся. В работе  должна осуществляться:

    • Опора на деятельностный подход в образовательном процессе, преобладание практических занятий.
    • Работа с первоисточниками («текстами культуры»), а не с их опосредованным описанием.
    • Система развивающих,  творческих заданий, ориентированных на использование личного опыта ученика.

    По окончании цикла занятий учащиеся умеют:

    • Выражать в различных формах (диалог, диспут, анализ, сообщение)) собственное отношение к кинофильму.
    • Находить нужную информацию о произведении, пользуясь различными источниками (литература, электронные ресурсы)
    • Имеют понятие о зрительской культуре
    • Проявляют способность к эмпатии

    Для успешного прохождения курса необходимо выполнение дидактических принципов обучения:

    • Принцип проблемности
    • Принцип наглядности
    • Принцип активности и сознательности
    • Принцип доступности

              Использование эвристического метода как важного инструмента работы с произведением искусства и развития когнитивной, эмоциональной и творческой сферы личности позволит создать ситуацию межличностного взаимодействия и осуществления самооценки учащихся.

    До просмотра педагог должен создать у учащихся эстетический и психологический настрой на восприятие картины, пробудить интерес к фильму сформировать исторически-культурный контекст восприятия.  Создать установку на восприятие и обеспечить адекватность восприятия информационно. Обеспечить  ориентирование на внимательный просмотр и на постижение замысла.  Создать соответствующий эмоциональный настрой и предрасположенность к восприятию фильма. Дать зрителю эстетические и смысловые ориентиры, без навязывания своей точки зрения. При необходимости дать краткую фильмографическую справку (название, страна, режиссер, актеры и другое), указать место фильма в современном кинопроцессе (участие в кинофестивалях, премии, резонанс в печати, мнения критиков). Это способствует формированию отношения к кино как к искусству и позволяет лучше ориентироваться в кинопроцессе.

          Задача посткоммуникативной фазы просмотра – помочь учащимся в осмыслении идеи фильма, авторского замысла, проблематики картины, в формировании собственного отношения к этой проблематике путем организации обсуждения. Грамотно организованная и проведенная после просмотра дискуссия может сыграть не меньшую роль, чем воздействие самой картины. Обсуждение фильма в группе позволяет каждому четче сформулировать свою точку зрения, обогатить свои впечатления и понимание смысла произведения мнениями других участников просмотра и, в конечном счете, глубже понять фильм.

    Кроме того, групповое обсуждение помогает воспитывать культуру      мышления и речи, культуру ведения диалога.

    Для успешной работы необходимо создание следующих условий:

    • наличия достаточной зрелости и самостоятельности для обсуждения проблем;
    • развития умения аргументировать свою позицию, точку зрения;
    • поиска различных способов передачи информации;
    • наличия контакта между участниками;
    • выступления всех участников как равных;
    • сопоставление различных интерпретаций сложных явлений;
    • создания благоприятного микроклимата.

    Примерный художественный материал предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе. При отборе художественного материала применялись такие критерии как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций.

    Средняя школа

    •  «Адажио» (мультипликационный фильм, 2000, Россия, режиссёр  Г.Бардин, проблемы ксенофобии)
    • « Голубой щенок» (мультипликационный фильм для детей, 1976, СССР, режиссёр Е.Гамбург, принятие различий, «непохожести»)
    • « Гора самоцветов» (сборник из 52 мультфильмов  для детей, 2005, Россия, режиссёр А. Татарский), (сказки народов России, дают представление о единстве в многообразии)
    • « Ёжик должен быть колючим?» ( мультипликационный фильм для детей, 1990, СССР, режиссёр М. Каменецкий, (принятие различий, « непохожести»)
    • «Чучело» (1983, СССР, режиссёр Р. Быков,

             проблема   нетерпимости и жестокости в детском коллективе)

    Старшая школа

    •  «Крик свободы» (1987, США, режиссёр Р.Эттенборо, (Зрителям, достигшим 14 лет, проблемы расовой дискриминации)
    • « Мимино» (1977, СССР, режиссёр Г.Данелия, толерантность и межнациональные проблемы);
    • «Мусульманин» (1995, Россия, режиссёр В. Хотиненко. Зрителям, достигшим 14 лет, тема религиозной нетерпимости)
    • « Обыкновенный  фашизм» (1965, СССР, режиссёр М. Ромм,  обличение германского фашизма, фанатизма, тоталитаризма)
    • «Список Шиндлера» (1993, США, режиссёр С.Спилберг. Зрителям, достигшим 16 лет,  тема геноцида и Холокоста);
    • «Столкновение» (2005, США, режиссёр П.Хаггис. Зрителям, достигшим 14 лет, проблемы межрасовых конфликтов и предубеждений)
    • «Париж, я люблю тебя» (2006, киноальманах, Франция, Зрителям, достигшим лет 14,  проблемы взаимоотношений различных полов, этносов, поколений)
    • «Пианист» (2002, Франция, Великобритания, Польша, Германия, режиссер Роман Полански, Зрителям, достигшим 14лет,   обличение фашизма, взаимоотношения людей во время войны)
    • «Брестская крепость» (2010, Россия, Беларусь, режиссер Л.    Котт, обличение фашизма, взаимоотношения людей во время войны)
    • «Белый тигр» (2012, Россия, режиссер К. Шахназаров)
    • «Александра» (2007, Россия, режиссер А. Сокуров)
    • «Великий диктатор» (1940, США, режиссер Чарли Чаплин, (насилие, дискриминация по национальному признаку)

    Список фильмов может корректироваться и по необходимости дополняться.

     

     Список литературы:

    1. Тер-Минасова С.Г. Язык и мужкультурная коммуникация.- М.: Слово, 2000. С.146
    2. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации // Учебник.- М.: Издательский дом «Социальные отношения», Издательство «Перспектива», 2002. С.246
    3. Бондаренко Е.А. Путешествие в мир Кино. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.
    4. Братченко С.Л. Образование: ненасилие, толерантность и гуманистическая экспертиза // Век толерантности. 2001. № 3-4. С. 112-124.
    5. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1988.
    6. Культуроориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие / науч.ред.: Л.М. Ванюшкина; авт.-сост. С.В. Подгорнова. – СПбАППО, 2011.
    7. Жмырева Е.Ю, Монастырский В.А. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи.- Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.

    Данную тему мы с учениками проходили на основе стихотворений в прозе И.С.Тургенева....

    Патриотическое воспитание школьников на занятиях внеурочной деятельности через музыку и художественное слово

    Значительное число обучающихся (35%) не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к отечеству, к своей Малой Родине. Они не испытывают чувства гордости за свою школу, край, земляков....

    Духовно-нравственное воспитание обучающихся первых классов на занятиях внеурочной деятельностью «Занимательный английский»

    В статье описывается некоторые приемы способствующие духовно-нравственному воспитанию учащихся первых классов....

    "Our little concert"(Разработка итогового мероприятия в цикле занятий внеурочной деятельности по английскому языку.)

    Данное мероприятие является итоговым в цикле занятий внеурочной деятельности по английскому языку в 3 классе. К участию в мероприятии также были привлечены  ученики моих групп из 2х, 6х и 7х клас...

    Системно-деятельностный подход в воспитании первоклассников на занятиях внеурочной деятельности "Разноцветный английский"

    Создание условия для развития интеллектуально познавательных процессов у учащихся и условий для социально-психологической адаптации к обучению в школе...

    Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

    laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

    Развитие личности обучающихся средствами театральной педагогики через занятия внеурочной деятельностью.

    Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности учителя и ученика. Театральное творчество требует наличие у педагога собственной системы методических приемов включения его в учебн...