Арт-терапевтическая технология на занятиях внеурочной деятельности «Музыкальный час» как средство развития творческой компетенции обучающихся с разными образовательными потребностями.
статья

Цыганкова Татьяна Геннадьевна

В статье рассматривается возможность применения арт-терапевтической технологии на занятиях внеурочной деятельности «Музыкальный час» как средство развития творческой компетенции обучающихся с разными образовательными потребностями.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Арт-терапевтическая технология на занятиях внеурочной деятельности «Музыкальный час» как средство развития

творческой компетенции обучающихся с разными образовательными потребностями.

Одним из важнейших условий успешного обучения и развития творческой активности обучающихся с разными образовательными потребностями является хорошо продуманная организация занятий внеурочной деятельности «Музыкальный час» с использованием различных элементов арт-терапевтической технологии. Эта технология содействует духовно-нравственному воспитанию детей (терапия в переводе с греческого – забота о душе), открывая перед ними все новые пространства для самопознания и свободного творческого самовыражения. Свободное самовыражение необходимо или желательно, чтобы помочь ребенку устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить имеющиеся психологические проблемы. Возможности арт-терапии позволяют сдерживать «выплескивание» негативной агрессивной энергии на окружающих или «внутрь себя».

Арт-терапевтическая технология имеет несколько направлений, а именно:

  • музыкотерапия;
  • фольклорная терапия;
  • сказкотерапия;
  • цветотерапия;
  • музыкально-двигательная терапия;
  • драмотерапия.

Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Особенно ребятам очень нравится исполнение песен с веселыми движениями, где есть возможность пофантазировать и что-нибудь придумать самому. К таким песням относится народная музыка (музыкотерапия; фольклорная терапия) – это игры, хороводы, песни-драматизации. А также и современные детские песни (музыкально-двигательная терапия; драмотерапия).

Для развития творческого потенциала обучающихся с разными образовательными потребностями я использую различные формы деятельности: вокальный ансамбль и музыкально-театральная деятельность. Работа над музыкальным материалом в каждом коллективе индивидуальная. Развитие творческой компетенции обучающихся происходит на всех этапах работы вокального занятия: работа над певческим дыханием (мы вдыхаем радость, добро, красоту, счастье); работа над скороговорками (учимся легко, непринужденно преодолевать встречающиеся дикционные трудности, сложные звукосочетания); работа над звукообразованием с помощью метода развития певческого голоса, разработанного В.В. Емельяновым. Использование музыкальной игры особенно важна в работе с учащимися начальных классов: игра «Знакомство», игра «Канон», игра «Вопрос - ответ». Следующий этап – работа над музыкальным произведением.

Игра-драматизация занимает особое место в игровой деятельности детей и является своего рода игрой-представлением, где в лицах изображается литературное произведение, а такие выразительные средства, как интонация, мимика, пантомимика, способствуют воссозданию конкретного образа. В педагогической практике такая игра, организованная на сюжет литературного произведения, называется драматизацией. Драматизация на основе музыкального произведения отличается от драматизации на основе литературного произведения. Главным отличием является обязательное воспроизведение музыкального образа. Музыка не просто сопровождает литературный текст, например, в песнях, но создаёт определённый эмоциональный образ, уточняя, а, порой существенно дополняя и раскрывая все нюансы человеческих переживаний, заложенных в произведении. Драматизироваться могут как инструментальные, так и вокально-хоровые произведения. Однако, учитывая возрастные особенности обучающихся с разными образовательными потребностями, педагогу целесообразнее использовать для драматизации песенный репертуар. Песни содержат множество ярких контрастных образов, сюжетов, разнообразны по содержанию и тематике, на этой основе можно создавать художественный замысел и находить сценические средства его воплощения. Использование драматизации способствует более глубокому пониманию музыкального материала, позволяет учителю объяснять особенности музыкального языка: мелодии, ритма, темпа, гармонии, формы и значение каждого из них в создании определённого музыкального образа; принципы музыкальной драматургии; принципы художественного воздействия средств музыкальной выразительности; раскрывать взаимосвязь музыки и текста.

Цель игры-драматизации – развитие музыкальных способностей детей через осознанное творческое воспроизведение сюжетов сказок и рассказов.

Задачи:

  • развитие музыкального восприятия и учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  • создать на занятии непринужденную атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя комфортно, легко и непосредственно.

К воспроизведению образов персонажей в играх-драматизациях школьники с разными образовательными потребностями подводятся постепенно: сначала формируется умение интонационно передавать образ, затем дети овладевают пластической выразительностью и только после этого могут создавать целостный образ персонажа. В процессе обучения дети овладевают способами организации и передачи сюжета знакомой сказки, приемами троекратного повторения эпизодов, цепного построения композиции, появления персонажей, интонационной выразительности в передаче образа. Дети учатся разумно использовать пространство мини-сцены или экрана при показе сюжета. При выборе песен для своих ребят руководствуюсь несколькими принципами: доступность для исполнения учениками, усложнение материала, польза в личностном плане, высокая эмоциональность песни, то есть песня должна «ложиться на душу детям», простор для творчества обучающихся. В игровой серии «Если бы я был режиссером» у детей формируются навыки совместных действий с педагогом по организации режиссерских игр на столе, на ширме. Позитивный настрой пронизывает всё занятие: ведь испытывая чувство радости и эмоционального подъёма, полностью доверяя окружающим, с открытой душой и растворяясь в происходящем, можно что-то сотворить.

Продукт занятий внеурочной деятельности «Музыкальный час» – премьера новой музыкальной сказки. Музыкально-театральным коллективом были поставлены музыкальные сказки: «Муха-Цокотуха» (музыка М. Красева, либретто по сказке К. Чуковского); «Как ежик иголки считал» ежик иголки считал.avi / Облако Mail.ru (сл. Г. Цыпленковой, муз. В.Юдиной); «Белоснежка» (сл. и муз. Л. Морозовой); «Красная шапочка» лесник фр..avi / Облако Mail.ru (сказка Евгения Шварца); «Колечко» Финал.avi / Облако Mail.ru.

Выступление перед зрителями стимулируют наших школьников-артистов к дальнейшему творческому развитию: дисциплинируют и вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма и любовь к труду, стремление нести в жизнь прекрасное и доброе, появляется гордость за свою работу и уверенность в своих силах. С каждой новой постановкой они могут посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество.

Несмотря на ограниченные возможности здоровья, детям свойственна направленность на результат, на создание понятного и выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не просто игрой, а возможностью поверить в себя, в свое творчество.

Одной из форм внеурочной деятельности является концертная деятельность. В рамках которой я провожу занятия в нескольких вокальных коллективах: «Серпантин» - вокальный ансамбль младших классов, «Классные ребята» - вокальный ансамбль мальчиков младших классов(VID-20190426-WA0034.mp4 / Облако Mail.ru), «Акварель» вокальный ансамбль средних классов, «Успех» - вокальный ансамбль старших классов (ВЕСНЯНКА.avi / Облако Mail.ru; VID-20190419-WA0051.mp4 / Облако Mail.ru; VID-20190419-WA0052.mp4 / Облако Mail.ru; VID_20200206_142426.mp4 / Облако Mail.ru), «Друзья» - вокальный ансамбль мальчиков старших классов (аллилуя любви.avi / Облако Mail.ru; VID-20180510-WA0014.mp4 / Облако Mail.ru; VID-20190419-WA0046.mp4 / Облако Mail.ru; VID-20190419-WA0047.mp4 / Облако Mail.ru; VID-20190208-WA0008.mp4 / Облако Mail.ru; VID-20190413-WA0008.mp4 / Облако Mail.ru; шел солдат1.avi / Облако Mail.ru; за тихой рекою.avi / Облако Mail.ru; VID-20190321-WA0001.mp4 / Облако Mail.ru; VID-20180412-WA0010.mp4 / Облако Mail.ru), «Радуга» - вокальный ансамбль старших классов (VID-20180410-WA0008.mp4 / Облако Mail.ru; сердце земли моей.avi / Облако Mail.ru; старый рояль.avi / Облако Mail.ru; VID-20180830-WA0015.mp4 / Облако Mail.ru). Участники этих коллективов – дети одаренные и дети с ограниченными возможностями здоровья. Вокальные ансамбли принимают участие в школьных, городских и областных конкурсах и фестивалях, праздниках, посвящённых разным памятным датам. В процессе работы я пришла к выводу, что каждый вокальный коллектив – это тот особый творческий потенциал, который заряжает энергией, заставляет сопереживать и посмотреть на жизнь по-новому как участников коллектива, так и зрителей. В каждой песне творчество детей: мы совместно обсуждаем построение песни, вводим солистов, обсуждаем драматургию песни (исполнительский план и элементы пластических или танцевальных движений).

Использование арт-терапевтических технологий в процессе обучения детей с разными образовательными потребностями оказывают влияние на всестороннее развитие личности ребёнка: развивают воображение и фантазию, способствуют развитию выразительности речи, яркой, проникновенной передаче образов. Особое значение имеют положительные эмоции и разные чувства: чувство ответственности, восторга, гордости, доброжелательности, радости созидания. Дети начинают испытывать эстетические переживания от своих выступлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")

В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...

«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"

Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...

Внеурочная деятельность по литературе как средство развития творческого потенциала личности

Из опыта работы по организации внеурочной деятельности по литературе...

Обобщение опыта по теме:«Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития творческих способностей обучающихся»

Ведущая педагогическая идеяВедущая педагогическая идея заключается в создании условий для успешной  исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в...

Статья «Развитие творческих способностей обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством использования нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28013797","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Нестеров А.В.Белова Т.Ю.Развитие творческих способностей обучающихся с особыми...

Статья «Развитие творческих способностей обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством использования нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28013900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Нестеров А.В.Белова Т.Ю.Развитие творческих способностей обучающихся с особыми...