Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся 5 класса
рабочая программа (5 класс) по теме

Егорова Елена Николаевна

Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.

Задачи:

  • ·          вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
  • ·          учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
  • ·          формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
  • ·          воспитывать интерес к родному языку.

   

Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • ·                    развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
  • ·                    развитие пространственной ориентации,
  • ·                    развитие основных мыслительных операций,
  • ·                    коррекция речи и мышления,
  • ·                    коррекция фонематического слуха,
  • ·                    коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
  • ·                    обогащение словаря,
  • ·                    коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_5_klass_programma.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа №854»

школьное отделение для детей с о ОВЗ

Рассмотрена на

заседании МО

Протокол № ___

от «____»____20 ____ г.

«Принята»

на педагогическом совете

Протокол №1

от «28» августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №854

А.В.Курсаков

Рабочая программа

по  учебному предмету «Письмо и развитие речи»  

для обучающихся 5д класса

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы

под редакцией В.В. Воронковой (авторы: А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова).

        

Составитель:

Егорова Е. Н.

учитель письма и чтения

первой  квалификационной категории

Москва  2015 г.

                                               

Пояснительная записка

        Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (письмо и развитие речи)  составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012.        Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов  Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2013.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи)   занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» (письмо и развитие речи)   носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.

Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.

Задачи:

  • вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
  • учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
  • формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
  • воспитывать интерес к родному языку.

   

Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
  • развитие пространственной ориентации,
  • развитие основных мыслительных операций,
  • коррекция речи и мышления,
  • коррекция фонематического слуха,
  • коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
  • обогащение словаря,
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Специфика программы

        Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой  является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация  обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

        Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний,  должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты  заданий.

Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.

         Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.

         Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 5 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма  и письма по правилу.

         В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.

         Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

         На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим  ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

         В 5 классе продолжают проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

         Графические навыки у учащихся совершенствуются к 5-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.

               

Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

  • Повторение пройденного в начале года
  • Звуки и буквы
  • Слово
  • Предложение
  • Связная речь
  • Повторение пройденного в конце года

Повторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Звуки и буквы: алфавит;  употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.  Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

        Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.  Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.  Предлоги до, без, под, над, около, перед.  Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).  Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о  ком  или о чем  говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Связная речь:   Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.  Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.  Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

Виды и формы организации учебного процесса

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
  • звуко - буквенный анализ слова,
  • овладение правописанием слов, предложений, текстов,
  • различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
  • работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
  • ответы на последовательно – поставленные вопросы,
  • совершенствование графического навыка,
  • списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
  • развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
  • работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.

При изучении тем курса используются:

  • учебники,
  • наглядные пособия (алфавит, рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.),
  • дидактический материал,
  • коррекционные задания и упражнения,
  • игры по русскому языку.

Основные требования к знаниям и  умениям учащихся

Базовый

Минимальный

Учащиеся должны уметь:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

-анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,

-устанавливать последовательность звуков в слове);

-списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями;

-писать под диктовку предложения и тексы (30-35 слов)

Учащиеся должны знать:

-алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Учащиеся должны уметь:

-составлять нераспространенные предложения;

-устанавливать связи между словами по вопросам с помощью учителя;

-ставить знаки препинания в конце предложения после многократного

интонационного повторения, и используя карточку-подсказку;

-анализировать слова по звуковому составу (гласные, согласные, ударные,

безударные, количество букв);

-списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями;

-писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов) после предварительной

словарной работы;

-ориентироваться в алфавите; находить

слова в алфавитном порядке в словаре

   

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по письму и развитию речи

Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.

При оценке устных ответов принимаются во внимание:

  • правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
  • полнота ответа,
  • умение практически применять свои знания,
  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.

1. Оценка устных ответов.

      Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

     Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

     Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

     Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

     Оценка «1» за устные ответы не ставится.

2. Оценка письменных работ.

     К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор.

     Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ в 4 классе – списывание и диктанты.

     Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

     Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.

     Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило.

     Примерный объём текстов контрольных работ в IV классе – 30 – 35 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

     При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

     Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.

     При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

     Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

     Оценка «4» ставится за работу с одной – тремя ошибками.

     Оценка «3» ставится за работу с четырьмя – пятью ошибками.

     Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть – восемь ошибок.

     Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

     В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

     За одну ошибку в диктанте считается:

  • повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
  • две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

     Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально  для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

     При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

     Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

     Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.

     Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

     Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

     Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся.

  1. За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
  2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
  3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

Структурно и содержательно программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка в 2 - 3 классах и рассчитана на 210 часов в год,  6 часов в неделю.

Тематическое  планирование

Тема раздела

Кол.

часов

Коррекционные задачи

Обязательный минимум ЗУН

Повторение пройденного в начале года.

Предложение.

6

  • Коррекция мышления, речи на основе дидактических игр.
  • Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений.
  • Развитие словесной памяти, ориентации в языковом материале на основе игр.
  • Развитие фразовой речи.
  • Обучение способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
  • Развитие мелкой моторики рук.

Учащиеся должны знать:

- понятие «предложение»

Учащиеся должны уметь:

-составлять предложения по вопросам,  выделять предложения из речи и текста,

восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

-списывать текст целыми словами;

-анализировать слова по звуковому составу;

-различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и

безударные;

определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на

слоги, переносить части слова на письме;

Звуки и буквы.

Алфавит.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

Разделительный мягкий знак.

Гласные после шипящих.

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

Ударные и безударные гласные.

Правописание безударных гласных.

Непроверяемые безударные гласные.

74

4

6

9

6

14

6

21

8

  • Коррекция памяти, внимания и логического мышления, операций анализа и синтеза  на основе дидактических игр.
  • Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений.
  • Развитие мышления, внимания и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений простых по структуре.
  • Обогащение словаря учащихся.
  •  Коррекция

         фонематического слуха

         через выделение              

         определенного звука

         в процессе упражнений.

Учащиеся должны знать:

- алфавит,

- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков  в слове),

- употреблять ь на конце и в середине слова,

- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,

- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,

- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,

- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,

- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,

- уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).

Слово.

Названия предметов, действий и признаков.

Имена собственные.

Предлоги.

Разделительный твёрдый знак.

Родственные слова.

50

20

7

9

14

  • Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактических игр.
  • Коррекция памяти на основе запоминания правописания словарных слов.
  • Формировать фонематическую компетенцию: умения устанавливать соотношение между звуковым и знаковым составом слов  в ходе письма под диктовку.
  • Коррекция логического мышления, внимания, речи на основе упражнений.
  • Обогащение активного и пассивного словаря учащихся.

Учащиеся должны знать:

- предлоги до, без, под, над, около, перед,

Учащиеся должны уметь:

- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,

- правильно писать имена собственные,

- писать предлоги раздельно с другими словами,

- употреблять разделительный ъ,

- подбирать родственные слова, находить корень,

- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.

Предложение.

Предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

30

17

5

8

  • Коррекция слухового восприятия, мышления, внимания на основе упражнений.
  • Коррекция мелкой моторики через  упражнения.
  • Коррекция эмоциональной сферы через упражнения, игры.
  • Обогащение словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта через разнообразные нетрадиционные приемы и методы: речевые,
  • логоритмические и речедвигательные игры, упражнения на расширение лексикона и речевых навыков детей.

Учащиеся должны знать:

- члены предложения: подлежащее, сказуемое.

Учащиеся должны уметь:

- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.

- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,

- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),

- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,

- ставить знаки препинания в конце предложения,

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

Связная речь.

  • Коррекция и развитие связной письменной речи, путём работы с деформированным предложением.
  • Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, через формирование навыков самоконтроля; коррекция и развитие тактильного восприятия, через упражнение в узнавании; развивать навыки грамотного, каллиграфического письма, зрительное восприятие, фонетический слух, познавательную активность учащихся.

Учащиеся должны знать:

- понятие «текст», «предложение».

Учащиеся должны уметь:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.

Повторение пройденного в конце года.

10

  • Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.
  • Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии синтаксических конструкций.

Учащиеся должны знать:

- понятия «звук», «буква», «слог», «ударение», «слово», «текст», «предложение».

-знать алфавит, правописание имен собственных.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,

-устанавливать последовательность звуков в слове), ставить ударение, делить слова на слоги и для переноса, проверять правописание безударных гласных в корне слова.

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

- озаглавливать текст (с помощью учителя и самостоятельно), разбивать текст на смысловые фрагменты, работать с деформированным текстом.

ИТОГО

170

Календарно-тематическое планирование

I четверть.

Название раздела.

Тема урока.

Кол.

часов

Дата

Словарь.

ПОВТОРЕНИЕ

Предложение

Практическое построение простого предложения.

1

Выделение предложений из текста.

2

Считать

Окончание как часть слова.

1

Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах

2

Решать

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

2

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

2

Пример

Деление текста на предложения.

1

ЗВУКИ И БУКВЫ

Алфавит.

1

Расположение слов в алфавитном порядке.

2

Пшеница

Гласные и согласные буквы.

2

Мягкий знак на конце и в середине слова.

Мягкий знак на конце  слова.

2

Корабль

Мягкий знак  в середине слова.

2

Человек

Мягкий знак на конце и в середине слова.

2

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак  перед буквами е, ё, ю, я, и.

2

Деревня, здоровье

Дифференциация слов с мягким знаком и разделительным ь.

1

Правила переноса слов с разделительным мягким знаком.

2

Аптека

 Правописание слов с разделительным мягким знаком.

2

Составление и запись рассказа по серии картинок и подробному вопроснику.

2

Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак. Мягкий знак на конце и в середине слова».

Работа над ошибками.

2

Гласные после шипящих

Сочетание гласных с шипящими.

2

Земляника

Закрепление. Гласные после шипящих.

1

Экскурсия

Составление рассказа по плану и данным предложениям.

1

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание на конце слова.

2

Берег

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

2

Звонкие и глухие согласные в середине слова.

2

Обед

Способы проверки написания звонких и глухих согласных в середине слова.

2

Объяснение написания слов со звонким и глухим согласным.

2

Упражнение в подборе проверочных слов путем изменения формы слова.

2

автобус

Звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова. Объяснение написания.

1

Билет

Нахождение изученных орфограмм в тексте.

2

Ястреб

Контрольный диктант за I четверть. Работа над ошибками.

2

Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание на конце слова.

1

Вдруг

II четверть.

Название раздела.

Тема урока.

Кол.

часов

Дата

Словарь.

Повторение изученного материала за 1 четверть.

1

Ударные и безударные гласные.

Ударение. Выделение ударной гласной в словах.

2

Магазин

Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные.

2

Фабрика

Изменения места ударения в словах.

2

Одинаковое написание ударной и безударной гласной в различных формах одного слова.

2

Правописание безударных гласных.

Правила проверки безударных гласных.

3

Иней

Изложение текста «Иней» воспринятого зрительно, по данному плану.

1

Правила проверки безударных гласных. Объяснение орфограмм.

3

Контрольный диктант по теме «Безударные гласные, проверяемые ударением».

Работа над ошибками.

2

Упражнение в нахождение слов с проверяемой безударной гласной среди других слов.

2

Шофер

Упражнение в нахождение слов с проверяемой безударной гласной в тексте. Объяснение орфограмм.

3

Завтрак

Дифференциация различных орфограмм.

2

Нахождение в тексте слов с безударной гласной.

3

Автомобиль

Непроверяемые безударные гласные.

Слова с непроверяемыми безударными гласными.

2

Метро

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

3

Трамвай

Написание письма и адреса.

1

Спасибо

Закрепление. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными.

2

Трактор

Контрольный диктант (за II четверть) по теме «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные».

Работа над ошибками.

2

Работа с деформированным текстом. Выделение орфограмм.

2

Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

2

III четверть.

Название раздела.

Тема урока.

Кол.

часов

Дата

Словарь.

СЛОВО

Названия предметов, действий и признаков.

Слова, обозначающие названия предметов. Дифференциация слов по вопросам кто? что?

1

Дифференциация слов, обозначающих один или много предметов.

1

Портрет

Изменение слов, обозначающих предмет, по вопросам.

2

Квартира

Работа со словами синонимами.

1

Телефон

Название действий. Изменение слов по вопросам.

2

Работа со словами антонимами.

1

Телевизор

Выделение в тексте слов, обозначающих название предметов и их действий. Правильное их согласование.

2

Название предметов и действий. Правильное их согласование.

2

Огромный

Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира».

1

Название признаков. Изменение слов по вопросам.

2

Согласование названий признаков предметов с названиями предметов

2

Работа со словами синонимами. Упражнение в сравнении.

2

Выделение в предложениях названий предметов, признаков, действий.

2

Обучающее изложение: описание птицы.

1

Контрольный диктант по теме: «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов». Работа над ошибками.

2

Закрепление изученного материала по теме «Название предметов, действий, признаков».

1

Имена собственные.

Имена собственные.

2

Россия

Название морей, рек, озер, городов.

2

Правописание имен собственных.

2

Фамилия

Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Написание почтового адреса.

1

Контрольный диктант по теме: «Имена собственные». Работа над ошибками

2

Закрепление. Имена собственные.

1

Предлоги.

Предлог как отдельное слово.

1

Лестница

Предлоги: под, до, над, без, около, перед. Их различение и написание.

2

Изменение формы слова в зависимости от предлога.

2

Минута

 Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

1

Разделительный твердый знак. Правописание слов с разделительным ъ.

1

Правописание слов с разделительным ъ. Составление объявления.

1

Контрольная работа по теме «Правописание предлогов со словами». Работа над ошибками.

2

Родственные слова.

 Понятие о родственных словах.

1

Нахождение родственных слов в тексте. Обоснование выбора.

2

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок.

1

Наблюдения за единообразием написания гласных и согласных в общей части родственных слов.

2

Безударные гласные в корне родственных слов. Их проверка.

2

Звонкие и глухие согласные в корне слова. Их проверка.

2

Контрольный диктант (за III четверть) по теме «Единообразное написание корня». Работа над ошибками.

2

Закрепление. Родственные слова.

1

Упражнения в словоизменении и подборе родственных слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

1

IV четверть.

Название раздела.

Тема урока.

Кол.

часов

Дата

Словарь.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение.

Практическое построение простого предложения.  

1

Цыпленок

Составление и запись небольшого рассказа по сюжетной  картинке и вопросам.

1

Выделение предложений из текста.

2

Малина

Упражнения в составлении предложений

2

Ягода

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

2

Вагон

Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме.

2

Вокзал

Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам.

1

Установление связи между словами в предложении по вопросам.

3

Русский, мешок

Распространение предложений.

2

Проверочный диктант по теме       «Порядок слов в предложении». Работа над ошибками.

2

Знаки препинания в конце предложения.

Предложения повествовательные и вопросительные. Знаки препинания на конце.

1

Членение сплошного текста на предложения. Виды предложений по интонации.

1

Постановка вопроса к выделенным словам и запись предложений с вопросительным знаком.

2

Восклицательные предложения. Восклицательный знак в конце предложения.

1

Предложения различные по интонации. Умение правильно ставить знак препинания в конце предложения.

2

Контрольная работа по теме «Виды предложений по интонации». Работа над ошибками.

2

Главные и второстепенные члены предложения.

Сказуемое. Понятие о сказуемом как главном члене предложения.

1

Конструирование предложений с данным сказуемым.

2

Подлежащее. Понятие о подлежащем как главном члене предложения.

1

Конструирование предложений с данным подлежащим.

2

Театр

Выделение в тексте подлежащих и сказуемых. Понятие о них как о главных членах предложения.  

1

Распространение предложений по вопросам. Понятие о второстепенных членах предложения.

1

Костюм

Распространение предложений по вопросам. Выделение второстепенных членов предложения.

2

Закрепление изученного материала по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

1

Контрольный диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Работа над ошибками.

2

ПОВТОРЕНИЕ

Алфавит.

2

Родственные слова.

2

Безударные гласные

2

Итоговый контрольный диктант за год. Работа над ошибками.

2

Парные звонкие и глухие согласные.

3

Главные и второстепенные члены предложения.

3

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного и 1-4 классов. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2012. – 191с.

  1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2013.

  1. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.-  М.: «Просвещение», 2000.

  1. Соболева О.П. Сборник контрольных работ по русскому языку для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Белгород: Издательство Бел РИПКППС, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" 1 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 1 класс  разработана на основе авторской программы В.В. Воронковой «Русский (родной) язык»  (Программы специальных (коррекцио...

Рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" 7 класс

Рабочая программа для школы VIII вида по предмету "Письмо и развитие речи" 7 класс составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся коррекционной школы....

Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающегося ОВЗ (5 класс)

Программа по письму и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей ОВЗ, обучающегося по программе...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения)1 вариант...

Рабочая программа учебного предмета "Письмо и развитие речи" для обучающихся 9 класса с ГУО, вариант 2.

   Актуальность предмета «Письмо и развитие речи» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и нев...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" для обучающихся 9 класса

Данная рабочая программа содержит цели и задачи обучения, календарно - тематическое планирование. На изучение предмета отводится 35 часов в год ( 1 час в неделю)...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» для 9 класса

Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, с другими учебными предметами. Русский (родной) язык как учебны...