Teхнология творчeских мастeрских на урoках русскoгo языка и литeратуры.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Жанна Викторовна Панова

Педагогическая мaстерская – особая педaгогическая технология, основанная на гуманистических предстaвлениях о ценности кaждой человеческой личности, о ценностно-смысловом рaвенстве учителя и ученикa. Технологию педaгогических мастерских нaзывают диaлоговой, полицентрической, рефлексивной – онa связана с гумaнистическим харaктером целей, взаимоотношений, деятельности учaстников мaстерской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Teхнология творчeских мастeрских на урoках русскoгo языка и литeратуры.

(выступлeниe на шкoльнoм мeтoдическoм oбъeдинeнии учитeлeй филoлoгии)

2016 год

Идeя мастeрских пришла к нам из Франции. "Atelie" — так французские пeдагоги из общeствeнной организации «Новоe образованиe» называют мастeрскиe письма. Параллeльно используeтся слово "дeмарш" ("la demarche"). Но для русского слуха ни то, ни другоe не годится! Поэтому у нас используeтся прямой пeрeвод слова " atelie " — мастeрская.

Пeдагогические мастерские появились у нас в начале 90-х годов XX вeка и сразу привлекли внимание мeтодистов и учителей-словесников. Особенно заинтeресовались ими специалисты из Санкт-Пeтербурга (И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, Н.И. Хлебович, Ж.О. Андреева и др.).  Учителя, многократно приeзжавшие из разных городов на курсы в Санкт-Петeрбургский университет пeдагогического мастeрства, заговорили о "пeтербургских педагогичeских мастeрских".

Петербургские методисты опубликовали много статей, нtсколько авторских сборников и книг, посвящённых мастeрским как новой педагогической тeхнологии. Однако жанр мастерской иногда толкуется расширитeльно. Стоит разобраться, каковы "законы жанра" и почему нужны педагогичeские мастeрские учитeлю литeратуры и его учeникам.        

Педагогическая мaстерская – особая педaгогическая технология, основанная на гуманистических предстaвлениях о ценности кaждой человеческой личности, о ценностно-смысловом рaвенстве учителя и ученикa. Технологию педaгогических мастерских нaзывают диaлоговой, полицентрической, рефлексивной – онa связана с гумaнистическим харaктером целей, взаимоотношений, деятельности учaстников мaстерской.

Вот одно из первых определений, дaнных по-русски этому понятию: "Мaстерская педaгогическая — это тaкая форма обучения детей и взрослых, которaя создаёт условия для восхождения кaждого участника к новому знaнию и новому опыту путём сaмостоятельного или коллективного открытия". Определение подчёркивaет открытие нового и сaмостоятельность пути.

Чем отличается мастерская от прочих видов учебной деятельности?

На oбычном школьном урoке учитель, подoбно первопрoходцу, ведет за сoбой весь класс, дети же идут вслед за ним пo уже протoренной дороге. Даже если педагoг начинает с oбсуждения проблемнoго вопрoса, ответ на негo заранее им же  предoпределен. Роль ведoмых в этом случае неизбежнo пассивна.

В мастерскoй педагог — наставник, пo праву старшегo и более сведущегo дающий в руки младшего — ученика — карту и кoмпас, с помoщью кoторых прийти к открытию тoт должен самостоятельно. Благoдаря наставнику ученик дoбывает знания, для дoстижения цели объединяя свoи усилия с усилиями однoклассников. Поэтому здесь малoвероятна кoнкуренция, а oдним из важнейших условий рабoты является дoверительная, дружелюбная атмoсфера.

Открытие, совершенное самостоятельно, помогает, с одной стороны, поверить в собственные творческие возможности, с другой — ощутить потребность в сотворчестве, поскольку «мастерская» всегда предполагает диалог между ее участниками. (Формы взаимодействия учитель продумывает при планировании заданий.)

Особенность этого совместного творческого труда — не прямая передача знаний, а коллективный поиск новой информации, осознаваемый школьником как необходимость, а наставник лишь помогает ему выйти из хаоса разрозненных представлений к гармонии приобретаемого знания.

Хорошо продуманная система заданий, вспомогательной опорной (противоречивой) информации и минимальное словесное вмешательство ведущего (монолог сведен к минимуму) обусловливают максимальную самостоятельность в продвижении всех участников педагогической мастерской к результату.

Oтмeчу главные достоинства работы педагогических мастерских.

Ученик  способен достаточно  быстро  освоить новую  для него  тему,  потому что самостоятельно добывает знания или обнаруживает в себе сокрытые творческие ресурсы.

Ведущий занятие создает рабочую обстановку, чтобы участники мастерской сами в условиях коллективного труда смогли найти свой путь решения поставленной задачи. Результат работы оправдывает время и силы, потраченные на подготовку мастерских.   Приемы,   используемые  при   их проведении, не противоречат методике традиционного урока, а дополняют то лучшее, что было и сохраняется в нашей отечественной педагогике. Такие занятия не следует рассматривать как альтернативу традиционному уроку.

Во-первых,  подготовка настоящей авторской мастерской требует очень много времени.    Во-вторых,  как  известно, однообразный тип заданий обычно снижает уровень интереса и работоспособности учеников.

Типы мастерских

  • мастерская построения знаний,
  • мастерская творческого письма (или просто — письма),
  • мастерская построения отношений,
  • мастерская ценностных ориентаций,
  • мастерская по самопознанию, проектная мастерская  и др.

Ученик, поработавший в мастерской построения знаний, уже не скажет о теории литературы, что она мертва. Она способна действительно ожить, и соприкосновение с ней будет животворящим, поскольку школьнику предоставляется право освоения «живого знания». Самостоятельно обретенные подростком знания воспринимаются участником мастерской как личное открытие, «присваиваются» им.

Мастерская творческого письма позволяет молодому человеку применить собственный глубинный жизненный - эмоциональный, нравственный, эстетический — опыт при выполнении конкретно поставленной задачи. Знание, приобретенное в процессе работы над определенной темой, органически соединяется с интуитивным чувствованием. Чувства и  мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образы.

Основная задача ведущего мастерскую творческого  письма — помочь детям обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души, найти индивидуально-неповторимую форму самовыражения в творческом акте, импульсом к которому может послужить яркое эстетическое впечатление.

Мастерская, что немаловажно, помогает участнику в какой-то мере понять состояние духовного подъема поэта, писателя, художника, композитора, скульптора в момент творческого озарения.

Приобретенный здесь опыт самопознания и миропознания часто становится незабываемым событием жизни, фактом духовной биографии. И, быть может, отступая перед новыми впечатлениями, уходит в глубь памяти, но остается точкой опоры для обретения новых знаний.

Созданные творческие работы оцениваются мастером поощрительно и вдохновляют учеников на дальнейшие поиски и успехи.

Сокровенные размышления, доверенные друг другу и учителю, не должны разглашаться без ведома на то самого автора. Сохранить тайну полученной информации — дело чести того, кому она доверена.

Всегда говорят и об алгоритме мастерской. Он, при возможной коррекции, должен сохраняться, если нужно провести успешное занятие. Одно из важнейших условий при создании мастерской — её материал должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий "прорыв" — открытие, потрясение, острое недоумение с озарением — то, что и делает мастерскую уникальной формой урока.

Алгоритм "мастерской построения знаний"

Первый этап — это индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Есть два необходимых условия такого задания: оно всегда опирается на личный опыт учащегося и — иногда парадоксально — связано со смыслом дальнейшей деятельности.

В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.  Дети формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения.

Второй этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разберём нечто (текст?) на детали, а потом используем их как исходный строительный материал — можно и со своими "добавками". Например, давно уже предлагается ученикам восстановить "рассыпанное" стихотворение. А не попробовать ли на базе этих, а также дополнительно необходимых слов написать своё?..

Третий этап — это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и — осваивает все возможные открытия.

Иногда на четвёртом этапе нужна промежуточная рефлексия. Он очень важен, если, например, нам пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена. Здесь же часто появляется у участников работы потребность в новом или дополнительном знании — информационный запрос.

(Мастерская может поместиться и в 30-45 минут. Но этапы деконструкции и реконструкции могут повториться, а если продолжение через день-два, то понадобится и промежуточный индуктор. Вдохновить на продолжение мастерской способны и результаты чужой деятельности, творческие работы. В подготовленном классе их можно задать на дом.)

Пятый этап — обращение к новой информации и её обработка. Что это будет? Словарные статьи, работы критиков? Фрагменты произведений, высказываний?..

Шестой этап — исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое произведение — это индивидуальная или групповая работа.

Седьмой этап — итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются... Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.

Последний этап — рефлексия. Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?

Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение и даже исцеление (особенно это видно в мастерских для взрослых). Логический "самоотчёт" нужен для саморазвития: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что... Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для каждой мастерской.

Хорошо, если удаётся провести рефлексию устно — высказываются все. Но часто нет времени — можно сделать это письменно за 5-8 минут. Тогда результаты прочитаем потом или вывесим их для всеобщего обозрения.

"Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской".

Законы мастерской

Ценностно-смысловое равенство всех участников. (Учитель может участвовать в работе наравне с учениками.)

Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим учеником или станет окном в открытие.

Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний. Этому приходится учиться. (Особенно трудно не хвалить!) Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

Предоставление свободы в рамках принятых правил. Это означает возможность выбора своей темы и поведения в рамках общих задач и при условии взаимного уважения участников. (Тот, кто не хочет сейчас оглашать своё мнение, обязательно захочет потом — известно из опыта.)

Значительный элемент неопределённости, даже загадочности в заданиях. Только при этом условии возникает творчество.

Диалог — главный принцип сотрудничества. Диалог создаёт атмосферу постижения любого явления в разных цветах, которые вместе дают ощущение "радуги" мира.

Организация и перестройка реального пространства, в котором проходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной или групповой работы, место для инсценировок, пантомим и т.д. В реальной практике школы эта перестройка возможна полностью или в элементах. Например, если ученик отправляется сочинять в угол класса — имеет право.

Решительное ограничение практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. В идеале мастер формулирует задание и не отвечает на вопросы.

Из наблюдений: что постоянно в мастерских.

Доброжелательные отношения, позволяющие вести диалог, в том числе в системе учитель-ученик.

Законы проведения мастерской.

Соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества.

Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с произведениями, при взаимодействии с товарищами, с разными мнениями и реакцией на происходящее.

Воспитательная   составляющая   занятия   — связанная и не связанная с содержанием учебного материала (результат общения).

Свобода выбора — в рамках заявленных правил   —   поведения,   ассоциаций, собеседников, тем.

Неочевидность  результатов,   их  непредопределённость, а иногда и непредсказуемость.

Психологическая насыщенность каждого из этапов мастерской, повышенная   готовность   ведущего   к психологическому анализу, выводам и принятию немедленных решений.

Постоянное побуждение к деятельности извне и внутри ученика.

Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных — к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента — к целому...

Тенденция  к   интегрированной деятельности и интегрированному знанию. Почти всегда  подключаются  философские,   этические,   культурологические,   психологические   проблемы   и   знания   из разных наук и из жизни. Мастерская сама (законами построения) приводит к широкому полю познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.

Почему педагогические мастерские актуальны и востребованы на уроках словесности в условиях реализации ФГОС ОО?

Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской даже по далёким от искусства предметам.

Работа со словом  в  мастерской становится первостепенной.

Мастерские  —  отличный способ развивать собственное "письмо", а значит, готовиться к сочинению.

Мастерские     "запускают"     ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего — поэзии.

Являясь  рефлексивной  технологией,  мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к  аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения,   интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.

Очевидно развивающее воздействие мастерских, что не раз фиксировали на этапе рефлексии в разных мастерских сами старшеклассники. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.

Приложение 1

7 класс Русский язык.

Тема урока:  «Слово рождает мысль»

Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок построения системы знаний)

Форма урока: урок-мастерская творческого письма.

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Дидактическая цель: создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации; совершенствовать умение самостоятельно строить свой путь познания.

Образовательный аспект:

предполагается, что к окончанию урока обучающиеся смогут создать текст-рассуждение на заданную тему (ОГЭ-15.3)

Развивающий аспект: создать условия для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, способствовать формированию аналитического мышления при  построения текста-рассуждения на заданную тему, развивать эмоциональный потенциал, интеллектуальные навыки, ассоциативное мышление.

Воспитательный аспект: формирование ценностных ориентаций (уважительного отношения учащихся к профессии учителя, его труду); культуры умственного труда,

Оборудование: 

мультимедийный проектор, компьютер, презентация, музыка, раздаточный материал (сочинения, газеты, проекты обучающихся разных классов об учителе).

Технология:  Технологии развития критического мышления с выходом на творческую работу.  

Методы: аналитическая беседа, отбор культуроведческого и языкового материала, работа в парах, постановка проблемных вопросов.

Форма урока: Педагогическая мастерская.

В течение урока учащиеся проходят трехфазовую модель технологии критического мышления:

Стадия вызова:

а) подготовка материала (выявление известных сведений и полученных впечатлений, актуализацию имеющихся знаний);

б) активизация учащихся на уроке (использование приемов, которые мотивируют деятельность обучающихся на уроке).

Стадия осмысления:

а) погружение в мир слова;

б) получение новой информации, ее обработка и систематизация (создание текста - рассуждения).

Стадия рефлексии:

а) развёрнутые ответы (устные/письменные) на вопросы учителя

б) участие в диалоге ребёнок (обучающийся) – взрослый (гости мастерской)

                                                                      Ход урока

«Делай по-своему, исходя из своих

способностей, интересов и личного опыта.

И корректируй себя сам»

Организационный момент.

 Учитель:

Доброе утро, здравствуйте. Я рада вас видеть в нашей импровизированной мастерской творческого письма. Сегодня все мы – мастера, созидатели, ваятели, творцы. Для начала предлагаю определиться с местом своей деятельности. Всем присутствующим (и гостям) можно сесть парами, можно – группами. С кем – выбирайте сами. Рабочие места определены, теперь прошу всех встать, задвинуть стулья (чтобы не мешали) и под музыку «размять» части тела, которые вы планируете задействовать в работе. (Звучит музыка, выполняются ритмичные движения). Спасибо. Займите свои места. Сядьте удобно, чтобы ничто и никто вам не мешал. Сегодня мы выступим в роли ювелира, который творит, мастерит, создаёт. Все необходимые для этого инструменты перед вами (если у кого-то чего-нет – делимся). Нео.ру. – творческая тетрадь, куда вы будете записывать всё, что услышите сегодня. А ещё все мы будем слушать, говорить, наблюдать. И что особенно важно – формулировать свои наблюдения, создавать свой художественный образ, чтобы потом создать своё творение. Нашим творческим материалом сегодня будет СЛОВО……

«Индуктор» - включение в работу. Внимательно посмотрите по сторонам. Что изменилось в привычной для вас обстановке? (материал об учителях). Охарактеризуйте одним словом тему наглядности (учитель). Как вы думаете, почему? (это тема, скоро праздник, учитель, ученик, школа – одно целое). Итак, слово УЧИТЕЛЬ.

Самоконструкция. 

Запишите слово УЧИТЕЛЬ (листы формата А-4. Вы можете положить, как угодно и писать, где хотите). Давайте вместе поработаем с этим словом, посмотрим на него с разных сторон. Работа со словом «учитель» в микрогруппах. После каждого этапа желающие зачитывают слова. В этот момент можно дополнять свои ряды.

Подберите ассоциации (опора, труд, любовь к детям, книги, тетради, указка, Родина, искусство и др.).

Подберите однокоренные слова. (учительница, ученик, учиться, учительская, научить, переучивать, поучительный, заучивать и др.)

Подберите синонимы (педагог, мастер, наставник, преподаватель, воспитатель, руководитель, гувернер, ментор, репетитор и др.).

Составьте и запишите словосочетания, небольшие фразы, характеризующие суть, внутреннее содержание слова УЧИТЕЛЬ (не пренебрегайте изобразительно-выразительными средствами).

Продолжите предложение: «Учитель – это…».

Напишите имя человека, рядом с которым можно смело написать слово «учитель».

Создаём «портрет» учителя.

У – ум,

Ч – честь,

И – истина,

Т – терпение –

Е – ежедневно, ежечасно

Л – любовь

Ь – мягкость.

Работа с культурным аналогом. Находим значение слова УЧИТЕЛЬ в словаре (зачитываем). Статья – на слайде.

Словарь Ожегова дает следующее значение этого слова. Учитель - лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель. Школьный учитель. Учитель математики. Домашний учитель. Заслуженный учитель (почётное звание). 2. Глава учения, человек, который учит (научил) чему-нибудь (высок.). Великие учители-философы. Символом Учителя в России является птица Пеликан. По легенде, эта птица являет собой образец самоотверженной родительской любви: разрывая клювом собственную грудь, она кормит голодный выводок своей кровью. Победители конкурса «Учитель года России» награждаются хрустальными фигурками пеликана, изготовленными на Дятьковском хрустальном заводе Брянской области.

Физминутка.

Релаксация (под музыку – разминка для глаз, шеи, плеч – можно стоя).

Социоконструкция и социализация.

Ребята, у вас на партах лежат высказывания известных людей об учителях, прочитайте их, обменяйтесь мыслями с соседом по парте. Отметьте то, которое может пригодиться вам в работе. Желающие могут высказать свои мысли всем.

Работа в парах с высказываниями об учителях.

Творческая работа. Составление текста – рассуждения «Кто такой учитель»

Какой стиль речи предпочтительнее для такого текста? Почему? (публицистический – содержит эмоциональность, призывность).

Какой тип речи предпочтительнее для такого текста? Почему? (рассуждение с элементами описания – выдвигается тезис, приводятся аргументы, делается вывод; используются изобразительно – выразительные средства языка).

Используя наработанный материал, напишите текст – рассуждения, на творческих листах-заготовках. Помните о структуре текста – рассуждения. Время работы ограничено (7, 8 минут). По желанию – зачитываем, обсуждаем (если есть время)

Рефлексия. 

Ответьте каждый себе на вопросы, а желающие – вслух:

- Что я открыл сегодня нового?

-На какие вопросы я получил ответ?

-Какие чувства, эмоции, мысли возникали во время работы, обсуждения и создания собственного творения?

-Какие вопросы остались?

Теперь желающие могут обменяться своими творческими работами и пообщаться между собой.

Домашнее задание прокомментирую на уроке литературы, так как форма работы будет аналогичная этой, а основа – художественный текст по литературе.

Желаю всем творческих успехов, удачи и побед в нелёгкой работе над личностным становлением, развитием индивидуальных способностей, талантов и интересов.

Приложение 2

Урок русского языка. 6 класс

Тема: Части речи и члены предложения

Тип урока: урок обобщения знаний

Цели:

ПредметныеОтработка умения находить в упражнениях части речи, члены предложения и самостоятельной работы по данной теме. 

Задачи: Метапредметные способность свободно, правильно излагать мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

Регулятивные: формирование умения целеполагания;

Познавательные: развитие познавательной активности учащихся, развитие умения преобразовывать информацию в соответствии с поставленное задачей, уметь анализировать;

Коммуникативные: формирование стремления овладеть моделью доброжелательного общения; освоения умений работать в группе;

Личностные: развитие самостоятельности, личной ответственности при работе в группе, навыков осуществления взаимоконтроля, формирование навыков сотрудничества, личной самооценки.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (3 минуты)

Приветствие. Эмоциональный посыл.

- А теперь я бы хотела прикоснуться к рукам некоторых ребят и задать вопрос по некоторым изучаемым предметам (подходит к желающим)

- Математика: как найти неизвестное уменьшаемое? (надо к вычитаемому прибавить разность)

- Биология: назовите 4 царства живой природы. (царство грибов, царство растений, царство животных, царство бактерий)

- География: кто открыл Америку? (Колумб)

- Литература: кто автор басни «Муха»? (И.И.Дмитриев)

- Последний вопрос: какой сегодня день недели? (пятница) Число? (07.10.2016г)

Записывают число в тетрадь. (1 минута)

      2.   Актуализация знаний

- На прошлых уроках мы обобщали знания по стилистике. Вспоминали, что такое текст, основная мысль, тема, идея, стили речи. Закрепим наши знания.

У каждого человека бывают такие моменты, когда на душе тяжело и накопился груз обид, разочарования, недовольства собою и окружающими. В такие минуты я люблю перечитывать притчи разных народов. Вот одна из моих любимых. Притча о мудром учителе и ученике (читаю). Выберите и запишите в тетрадь пословицу, раскрывающую тему притчи и пословицу, раскрывающую идею притчи. Обоснуйте (устно). 

  • По ученику и об учителе судят (русская пословица) 
  • В науку нет лёгких путей (японская пословица) - тема
  • Учи других и сам научишься (русская пословица) 
  • Лучше в обиде быть, нежели в обидчиках.
  • Обидеть-то легко, да душе-то каково? - идея
  • Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому.

      3.    Организация деятельности по «выходу» на тему, цель урока.

Постановка учебных задач, проблемы

- поработаем в группах. У вас на столах лежит таблица. Стрелками покажите соответствие названия и характеристики.  

- какие слова необходимо вставить в «шапку» таблицы?

Работают в парах. Первая справившаяся с заданием пара комментирует свою работу (5 минут). По итогам проверки заполняют лист самооценки (Работа в парах – проверка – оценка в ДД).

- Сформулируйте и запишите тему урока (Части речи и члены предложения)

Определите для себя цель, учебные задачи урока (различать части речи и члены предложения; находить в упражнениях части речи, члены предложения самостоятельно)

       4.    Актуализация опорных знаний, закрепление материала.

Текст «Труд учителя». Задания к тексту:

В правом верхнем углу напишите свою фамилию и имя.

  1. Определить основную мысль, тему, идею, стиль речи (кратко обосновать).

Проверьте себя и товарища (Индивидуальная работа - взаимопроверка – оценка в ДД)

       2) Выпишите предложение, выполнив его синтаксический разбор, дайте хар-ку, составьте схему.

Трое у доски, остальные работают в тетради. (5 минут)

(Коллективная работа – Самопроверка - оценка в ДД)

       5.   Работа с учебником

- откройте учебник на с.37 (новый), с 41 (старый). Выполните задание №1: внимательно прочитайте текст о русском ученом Александре Христофоровиче Востокове. Запишите ФИО этого крупнейшего лингвиста, перечислите его достижения в области лингвистики.

Читают текст об ученом, анализируют, записывают фамилию в тетрадь (4 минуты)

Рассказывают о достижениях ученого (1 минута)

        6.    Итог урока

Заключительное задание: Составьте и запишите синквейн по теме текста. Схема синквейна представлена в виде графического обозначения членов предложения и частей речи  (слайд). Зачитывают свои работы. Для независимой оценки можно передать работы гостям.

         7.    Рефлексия. (5 минут)

На листе бумаги – цветик-семицветик. Каждый лепесток – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

-  Фиолетовый – для меня было интересным…

- Синий – научился….

- Голубой – мне было трудно (мне не понравилось).

- Зелёный - узнал нового, что………

- Жёлтый – моя оценка психологической атмосферы…

- Оранжевый – хотел бы узнать…

- Красный - слово-ассоциация этого урока………………..

Сердцевина – ваше Ф.И.

          8.    Домашнее задание

Д/з Параграф      , правила, упражнение №_______Благодарю за урок!

Записывают домашнее задание в дневник (1 минута), сдают ДД на проверку.

                                          

Список литературы

  1. «Энциклопедия 1912 года, том 10, стр. 292-293:
  2. Литература. Уроки-семинары./сост. И.В.Громова.- Волгоград: Учитель, 2004.
  3. И.А.Фогельсон. Литература учит: кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
  4. Т.Я.Еремина. Мастерские по литературе. Методическое пособие.- СПб.: «Паритет», 2004.
  5. И.А.Мухина, Т.Я.Еремина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя.- СПБ. 2002.
  6. Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства.
  7. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск 1 Санкт-Петербург, 1995.
  8. Литература.
  9. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. № 20, 2009.
  10. Ерёмина Т.А. «Гений чистой красоты»: Урок-мастерская по литературе // Литература. № 10, 2007.
  11. Ерёмина Т.А. Ещё раз о педагогической мастерской  // Литература. № 3, 2007.
  12. Ерёмина Т.Я. Как понять текст? Мастерская построения знаний // Литература. № 8, 2008.
  13. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. Методическое пособие. СПб.: «Паритет», 2004.
  14. Ерёмина Т.А. «Недоросль» Д.И.Фонвизина. Мастерская построения знаний и творческого письма // Литература. № 3, 2007.
  15. Ерёмина Т.Я. От литературной «мастерской» к экзамену по русскому языку // Литература, № 20, 2010.
  16. Ерёмина Т.Я. «Сверхъестественное отделение носа»: уроки с элементами мастерской по повести Н.В.Гоголя «Нос» // Литература, № 2, 2009.
  17. Ерёмина Т.Я. Урок-мастерская по литературе: 7 – 9 классы. М.: Чистые пруды, 2007. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып 3 (15).)
  18. Фёдорова Л.Д. Мастерская по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» // Литература, № 3, 2009.
  19. Щукина С.Ф. «Жить, думать, чувствовать, любить…»: из опыта работы учителя литературы. М.: «Мнемозина», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Урoк русскoгo языка с испoльзoванием здoрoвьесберегающих технoлoгий. 5 класс

quot;Правило проверки безударной гласной в корне слова"...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЕМЫ РАБOТЫ C ТЕКCТOМ НА УРOКАХ ИCТOРИИ И OБЩЕCТВOЗНАНИЯ

Учащийcя, у кoтoрoгo cфoрмирoваны навыки функциoнальнoгo чтения, мoжет «cвoбoднo иcпoльзoвать навыки чтения и пиcьма для пoлучения инфoрмации из текcта — для егo пoнимания, cжатия, преoбра...