АКТИВИЗАЦИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
статья на тему

Хакимова Эльвира Сагитовна
АКТИВИЗАЦИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Цели: • мобилизация учащихся на преодоление пробелов в знаниях; • интенсивное обучение правописанию; • реализация дифференцированного подхода; • овладение искусством грамотности письма с учетом учебных затруднений; • воспитание орфографической зоркости у учащихся путем развития логического мышления при выполнении работы над ошибками. Задачи: • внедрить в практику учебного процесса таблицы, позволяющие повысить эффективность работы над ошибками; • приучать учащихся к самостоятельности при анализе своих ошибок, тем самым активизировать логическое мышление на уроках русского языка; • поставить на новую ступень индивидуальную работу. Методика преподавания русского языка накопила значительный опыт формирования и совершенствования орфографической грамотности учащихся. Этот опыт базируется на теоретических исследованиях в психологии и педагогике. Освоение учащимися орфографических норм осуществляется в современной методике по следующим направлениям: • способы интенсификации обучения орфографии (как интенсивно изучать орфографию); • формирование орфографических умений и навыков на основе понятий “орфограмм” и “опознавательные признаки орфограмм”; • формирование орфографических умений и навыков на основе применения алгоритмов; диагностика при обучении орфографии; • работа над ошибками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цели:

  • мобилизация учащихся на преодоление пробелов в знаниях;
  • интенсивное обучение правописанию;
  • реализация дифференцированного подхода;
  • овладение искусством грамотности письма с учетом учебных затруднений;
  • воспитание орфографической зоркости у учащихся путем развития логического мышления при выполнении работы над ошибками.

Задачи:

  • внедрить в практику учебного процесса таблицы, позволяющие повысить эффективность работы над ошибками;
  • приучать учащихся к самостоятельности при анализе своих ошибок, тем самым активизировать логическое мышление на уроках русского языка;
  • поставить на новую ступень индивидуальную работу.

Методика преподавания русского языка накопила значительный опыт формирования и совершенствования орфографической грамотности учащихся. Этот опыт базируется на теоретических исследованиях в психологии и педагогике. Освоение учащимися орфографических норм осуществляется в современной методике по следующим направлениям:

  • способы интенсификации обучения орфографии (как интенсивно изучать орфографию);
  • формирование орфографических умений и навыков на основе понятий “орфограмм” и “опознавательные признаки орфограмм”;
  • формирование орфографических умений и навыков на основе применения алгоритмов; диагностика при обучении орфографии;
  • работа над ошибками.

Как показывает опыт работы, у учеников часто наблюдается разрыв между знанием правил и умением практически их применять. Постепенно складывающийся навык объяснять свою ошибку, связывать написание слова с изученным правилом, повышает грамотность ученика. Медленно, но, верно приучая, в конце концов, анализировать слово и в момент его написания. Большое значение для преодоления этого разрыва имеет диагностика ошибок и работа над ними. Так как именно эти направления помогают формировать у учащихся фундаментальное орфографическое умение орфографической зоркости – умения находить орфограммы в письменном слове и предвидеть их в устном слове, мобилизует их на преодоление пробелов в знаниях, развивает логическое мышление и умение самостоятельно анализировать допущенные ошибки и знать о своих орфографических недочётах. Успех работы по этим направления заключается в регулярном её проведении и требовательности учителя к качеству её выполнения, а также в разнообразии видов и форм и заинтересованности учащихся.

Работу по этим направлениям начинаю с первых уроков. В начале учебного года провожу диагностический словарный диктант. По результатам его анализа выбираю наиболее трудные для класса орфограммы. По каждой из выбранных орфограмм провожу работу в течение трёх дней, занимая на уроке русского языка всего несколько минут. В первый день ученики пишут в рабочих тетрадях словарный диктант из 10–12 слов, содержащих выбранную орфограмму. Диктант проверяется сразу же: слова записываются на классной доске, и учитель поясняет их правописание, ученики проверяют допущенные ими ошибки.

Домашнее задание: составить рассказ из 4–5 предложений с использованием нескольких слов из словарного диктанта.

На второй день ученики обмениваются тетрадями (взаимопроверка) для чтения составленных рассказов. Оценку ставят на полях, одна – две работы оцениваются учителем.

Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту, для чего записать под диктовку (родителей, друзей) 10–15 слов с выбранной орфограммой.

На третий день проводится контрольный диктант из 20 слов с той же орфограммой (10 новых слов и 10 прежних слов).

Приведу тексты подобных словарных диктантов для 5 класса.

Диагностический словарный диктант: 

  • Увядать, год, солнце, бельё, щёки, сберечь, трудится, пляшет.
  • Извинить, робкий, честный, бурьян, щётка, сжечь, расходиться, положить.

Тренировочные словарные диктанты: 

  • Безударные гласные в корне слова (увядать, извинить и т.д.)
  • Проверяеме согласные в корне слова (год, робкий и т.д.)

И так далее по всем орфограммам.

Использование диагностического словарного диктанта создаёт возможность для объективного выявления наиболее трудных для класса и отдельных учеников орфограмм, а также даёт первый материал для составления таблицы “Работа над ошибками”.

Мой опыт работы в пятых классах показал, что обычный анализ ошибок, допущенных учащимися в диктантах и самостоятельных работах неэффективен. Учитель только сам ведёт учёт пробелов в знаниях учеников и знает слабые места каждого ученика, сами же ученики не имеют перед глазами постоянно списка своих ошибок, забывают про них и повторяют их вновь и вновь.

Дополненная мною специальная таблица “Анализ работы над ошибками” делает работу над ошибками более эффективной, повышает орфографическую зоркость, способствует развитию логического мышления, самостоятельности и самоконтроля, вызывает определённую заинтересованность у учеников.

Таблица “Работа над ошибками. Орфография. Морфология” включает в себя 20 орфограмм, написание которых вызывает затруднение, начиная с начальной школы, и орфограммы, связанные с изучением нового материала. Для учащихся – более привычная формулировка “ Правило, на которое была допущена ошибка”. Вторая часть таблицы (вертикальная) – заполняется по мере выполнения контрольных и самостоятельных работ: учащийся проставляет после работы над ошибками в соответствующие графы дату и количество ошибок, допущенных на определенное правило. Каждый ученик в начале года получает такие таблицы. Работа над ошибками тоже выполняется в таблице: Пишу правильно; объясняю; примеры. В начале урока несколько учеников на доске выполняют эту работу, а затем объясняют написание орфограмм и почему они занесли ту или иную ошибку в названную ими графу таблицы. В конце таблицы есть графа – Оценка. В рабочих тетрадях эту оценку выставляет учитель, а ученики переносят её в соответствующую графу. Раз в две недели учитель проверяет, как выполняют ученики работу над ошибками, и сравнивает таблицы учащихся со сводной таблицей учителя. Сводная таблица учителя представляет собой по горизонтали – список класса, а по вертикали – даты выполнения контрольных и самостоятельных работ и порядковые номера орфограмм, отражённых в таблицах учеников. Таким образом, учитель имеет возможность контролировать каждого ученика, видеть его “любимые” ошибки и умение его правильно выбрать нужное правило, выделить наиболее трудные орфограммы для класса и соответственно возвращаться к тому или иному материалу, индивидуально подбирая упражнения для каждого ученика и целенаправленно давать задание всему классу. В комплекте с таблицами подобраны карточки для индивидуальной работы по всем видам орфограмм. Оценки за работу раз в месяц учитель выставляет в журнал, что также стимулирует работу ученика. Кроме карточек с индивидуальными заданиями, я также использую тесты по всем изучаемым в пятом классе темам и орфограммам. В конце четверти ученики, используя таблицу “Работа над ошибками”, сдают список орфограмм, в которых ими были допущены ошибки, учитель сравнивает эти списки с данными сводной таблицы, при необходимости вносит коррективы, ставит итоговую оценку. С учётом такого анализа и полученных данных по таблицам учитель подбирает индивидуально для каждого ученика итоговый тест.

Подобно таблицам по орфографии и морфологии составлены таблицы работы над ошибками по синтаксису, с ними ученики работают по тому же принципу.

Таблицы “Работа над ошибками” заставляют учеников более внимательно относиться к допущенным ошибкам, анализировать и систематизировать их, компактное изложение практических тем позволяет учащимся не только увидеть всю систему русского правописания в целом, но и осознать внутренние связи материала в своей логике

Данные таблицы – надёжные помощники учителя при повторении, изучении нового материала, при подборе индивидуального задания с учётом данных таблицы учитель точно и безошибочно подбирает задание, необходимое именно этому ученику. При подготовке к контрольному диктанту каждый ученик имеет перед собой список орфограмм, в которых он допускал ошибки, таблица поможет ему обратиться к нужному правилу и ликвидировать пробелы.

Раз в четверть проводится защита индивидуальной домашней работы над ошибками. Цель работы – развития исследовательских и творческих навыков, умения оформить и защитить результаты самостоятельной творческой работы; развитие речи; развитие интереса к аналитической деятельности, умения оценить работу учащихся класса.

Ученик, имея выписанные и классифицированные ошибки, к определённому сроку готовит нетрадиционную форму защиты, например в виде игры, викторины ребуса, кроссворда (подготовка может проходить с помощью учителя). Отрабатывается определённая группа ошибок, вызывавшая затруднения на протяжении нескольких письменных работ. Для того чтобы оценить данную работу, предлагается выбрать оппонентов, которые заполняют протоколы оценки. Критерии оценки – интересно, красиво, грамотно, полезно, понятно, общее впечатление.

Итоговым заданием может быть и творческие работы, имеющие элементы игры, такие как “Штурм Крепости ошибок”. Цель работы – развитие умения пользоваться справочной литературой, предупреждение ошибок опережающего знакомства с правилом.

На доску выписываются все слова, где были допущены ошибки, в том числе и слова с неизученной орфограммой с указанием, например, части слова, части речи. Предлагается с помощью словарей и другой справочной литературы объяснить правописание данных слов. Далее устно проверяется выполненная работа.

“Письмо учёному соседу” (индивидуальная работа). Цель работы – развить умение анализировать собственную деятельность, научить исправлять и предупреждать ошибки.

Учащиеся пишут друг другу письма приблизительно по следующей схеме. В письме “учёный сосед” должен вставить пропущенные орфограммы. Схема письма следующая:

Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу под..лит..ся с тобой _____________, потому что п..лучил ____. А ошибок всего ______.
Ты зна…ш.., оказывается, слово _______________пишет…ся с буквой ____, так как ___________. Жаль, конечно, но я не знал, что слово __________пиш..т..ся через ______, потому что _________________. А ещё я д…пустил ошибку в слове _______, но теперь я запомнил, что _______________. Предст..вляеш…, такое пр..стое слово, как _________я написал с ошибкой из(за) собственной невн..мательности Интересно, что , когда писал, сомн..вался в написании.. слова ____________, зато в следующий раз я нина минуту ( не) усомнюсь и воспользуюсь правилом _________________. Несколько ошибок я д..пустил на правило ____________. А слова _________________ мне следует запомнить. Правда, правило о ___________я ещё (не) изучил, поэтому и слово _______________написал неправильно.
Думаю, что в следующ… работе я учту все зам..чания и нап..ишу её на ______.
А теперь, мой друг, я пр..щаюсь с тобой и надеюсь, что моё письмо будеи полезно и тебе. Но если вдруг я д..пустил ошибку, я об..зательно её пранализирую, исправлю и запомню. Ведь человеку свойственно ошибат..ся, и считаю, что не стыдно ( не ) знать, но стыдно ( не ) учит..ся.

Как показывает опыт, эти задания вызывают интерес у учащихся и привлекают их внимание к работе над ошибками.

Приложения. 

  • Таблица “Работа над ошибками. Орфография, Морфология”
  • Таблица “Работа над ошибками. Синтаксис”
  • Сводные таблицы “Работа над ошибками. Орфография. Морфология и Синтаксис”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка. Реферативная работа.

Обобщение опыта работы по технологии РКМЧП. Реферативная работа, раскрывающая понятие, методы, приёмы технологии.  При подготовке статьи были использованы работы Громовой О.К., Заир-Бека С.И., За...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Активизация логического мышления на уроках литературы

Выступление на заседании МО учителей русского зыка и литературы...

Активизация логического мышления на уроках русского языка при выполнении работы над ошибками

Использование работы над ошибками с целью активизации логического мышления и повышения качества знаний учащихся на уроках русского языка....

Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы.

На современнном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. я предгагаю некоторые из них....