ШМО "Деятельность педагогов по профилактике асоциального поведения воспитанников"
методическая разработка на тему

Ермакова Любовь Николаевна

В чём выражается девиантное поведение подростков, каковы факторы  и причины такого поведения, как выстроить систему воспитательной работы по профилактике асоциального поведения детей.Такого типа вопросы волнуют многих воспитателей, классных руководителей. Этот материал поможет направить педагогический поиск в нужное русло.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitat.docx22.19 КБ
Office presentation icon deviantnoe.ppt844 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность педагогов по профилактике асоциального поведения воспитанников

«Даже если человек страдает сам из-за себя,

разве не лучше,   чтобы ему помогли,

если кто-то на это способен?»

Серен Къеркегор.

 

Анализ данных социологических исследований и официальной статистики последних лет позволяет сделать вывод о социальной обездоленности детей и подростков в стране:

- ухудшается состояние физического и психического здоровья детей и подростков;

- в отношении  подростков и детей систематически совершаются акты насилия (физического, психического и т.д.);

- нарушения прав подростков  имеют место в государственных учреждениях, правоохранительных органах;

- сохраняются тенденция к вытеснению из школы учащихся из семей с низким социальным статусом или требующих дополнительных педагогических усилий;

- общегосударственная система трудоустройства подростков фактически не функционирует;

- остаются без работы подростки, обучающиеся в коррекционных школах и школах-интернатах для детей с дефектами умственного и физического развития;

- практически беспрепятственно распространяются в среде несовершеннолетних (часто через моральное и физическое принуждение) стереотипы поведения, связанные с отклонением от учёбы и работы, агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям, антиобщественными формами группового поведения.

 В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее «Закон №120-ФЗ») понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение  причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Следовательно, для успешного выполнения задач,  лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать  основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

Слайд 2

Асоциальное поведение-поведение, нарушающее социальные нормы (уголовные, административные, семейные).

Асоциальное поведение имеет 2 типа:

  1. Делинкветное - поступки, наносящие вред окружающим людям и обществу (хулиганство, терроризм, насилие);

Слайд3

  1. Девиантное – отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённом сообществе в определённых период  его развития.

Слайд 4

В чём выражается девиантное поведение?

Признаки проблемных детей в школе - интернате.

Агрессия:

Грубость, драки, избиение слабых, младших

Отклонения от учёбы:

Прогулы, пропуски занятий,  недисциплинированность на уроках, неуспеваемость по большинству предметов, отсутствие познавательных интересов, отставание в интеллектуальном развитии.

Антиобщественные действия:

Вымогательство, воровство, немотивированные поступки, нарушение общественного порядка, отказ от общественных поручений, демонстративный отказ от участия в трудовых делах, пренебрежительное отношение к общественной собственности, её порча.

Пьянство, алкоголизм, наркотики (не проявляются):

Негативные явления, такие как курение, употребление спиртных напитков, употребление психотропных и токсических средств (предполагается).

Слайд 5

Факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения.

Слайд 6

Неблагополучие в семье.

Характеристика семей, вызывающих девиантное поведение детей.

Слайд 7

Причины отклоняющегося поведения детей (если взять в целом, и кажущиеся благополучными (но, автоританые  или семьи, где ребёнок находится под излишней опекой) и неблагополучные семьи.

Слайд 8

В нашем учебном заведении много детей с социальным статусом сироты.

Каковы особенности их социально-психологического развития?

Психологическая депривация – недостаточность удовлетворения основных психических потребностей: лишение материнской заботы, дефицит общения и т.п.

Эмоциональная депривация – продолжительное, более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.

Слайд 9

Вследствие условий такого развития ребёнка, естественно у него непременно возникают проблемы психологического плана.

 Когнитивный диссонанс - состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтных представлений, идей, верований, ценностей или эмоциональных состояний. Негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации противостояния, столкновения противоположных взглядов.

Слайд 9

В работе по коррекции девиантного поведения детей  задействованы многие люди и службы.

Система профилактической работы  представлена следующим образом.

Слайд10

Цель нашего сегодняшнего заседания - методическое обучение  воспитателей по профилактике асоциального поведения воспитанников.

Приглашены социальный педагог, школьные психологи.

  •  Социальный педагог является ключевой фигурой в координировании усилий всех педагогов и представителей всех заинтересованных ведомств в вопросах профилактической работы с учащимися, выявлении подростков с девиантным поведением,т.к. в его работу входит:

      - выявление подростков с девиантным поведением,

- изучение их социальных проблем, условий возникновения и разрешения с учетом возможностей ОУ,

- привлечение классных руководителей  и воспитателей для изучения семейных проблем ребенка, которые могут являться толчком для совершения негативных поступков, озлобленности у подростков;

- связь с семьей данного подростка (посещение, организация, консультационно-разъяснительная работа)

- организация индивидуально-профилактического воздействия на подростков, склонных к асоциальному поведению и окружающую их среду с учетом имеющихся форм и методов, результативности их применения,

- развитие системы правового образования учащихся,

Профилактическая работа социального педагога невозможна без взаимодействия различных городских служб и ведомств. Социальный педагог непосредственно  взаимодействует с органами внутренних дел, КДН и т.п.

Социальный педагог  предоставит  информативную справку о количестве и составе детей с отклоняющимся поведением, формах работы службы с такими детьми.

Образовательные учреждения осуществляют деятельность по коррекции поведения в зависимости от возраста и степени вовлечения несовершеннолетнего в эти формы поведения.

Разобраться с причинами девиантного поведения детей с психологической точки зрения вам поможет психолог   (презентация, выступление)

Как вести себя в ситуациях, вызывающих у детей протест, отклонение от нормального восприятия требований педагога, воспитателя? Какие рекомендации можно дать педагогам, классным руководителям, воспитателям в работе с такими детьми? Эти вопросы осветит педагог – психолог.

Слайд11

Слайд 12

Памятка классному руководителю, воспитателю

Главное направление в работе с  «трудными» детьми – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества.  Цель – повышение результативности профилактической и просветительской деятельности с тем, чтобы предотвратить асоциальное поведение несовершеннолетних. Для достижения поставленной цели выполняются  следующие задачи:

Слайд13

 − выявление воспитанников, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе;

− определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных воспитанников;

 − составление плана педагогической коррекции личности и устранения причин ее нравственной деформации, отклонений в поведении;

 − изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

− вовлечение воспитанников в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней.

Слайд14

Аспекты профилактической работы

Возникает необходимость создать банк  воспитанников, состоящих на профилактическом учете, причём, не только воспитанников из категории «трудных», систематически совершавших проступки и правонарушения. Сегодня необходимо  прогнозировать и определять потенциальных детей «группы риска», т.е. брать под контроль и тех, кому необходима педагогическая и психологическая поддержка (замкнутых, неуверенных в себе, физически ослабленных и т.п.)  ( Приложение 1)

Главная задача профилактической работы – найти «ключик» к пониманию «трудного» ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.

Слайд 15

Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагог, психолог, социальный педагог, родитель, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты в коррекции асоциального поведения.

Необходимо помнить правило «Трёх «П» - Понять! Принять! Помочь!

«Понять!» - структура классных часов, бесед; наблюдение, анкетирование, тестирование, интерактивные игры и др.

«Принять!» - выстраивание индивидуальной воспитательной стратегии «Что делать?»; определение тактики «Как делать?», т.е. правильно выстроить взаимоотношения учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик; рефлексия взрослыми своего отношения к «трудному» ребёнку, принятие ребёнка таким, каким он есть.

«Помочь!» - применение воспитательных воздействий к «трудному» ребёнку (имеет результат только при успешной реализации первых двух).

«Необходимо предъявлять к ребёнку твёрдые, непререкаемые требовании общества, вооружать нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально, и что наказуемо.»

А.С.Макаренко


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Даже если человек страдает сам из-за себя, разве не лучше, чтобы ему помогли, если кто-то на это способен?» Серен Къеркегор.

Слайд 11

Памятка воспитателю, классному руководителю Дети учатся жить у жизни: 1.Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть. 2.Если ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным. 3.Если ребенка высмеивают – он учится становится замкнутым. 4.Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины. 5.Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других. 6.Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым. 7.Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей. 8.Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя. 9.Если ребенок живет в понимании и дружелюбии находить – он учится любовь в этом мире. 10. Если ребенка хвалят – он учится быть благородным.

Слайд 13

Главное направление в работе с «трудными» детьми- профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества Цель: повышение результативности профилактической и просветительской деятельности с тем, чтобы предотвратить асоциальное поведение несовершеннолетних

Слайд 14

Главные задачи профилактической работы с «трудными» детьми Выявление воспитанников , склонных к нарушению дисциплины, асоциальным нормам поведения, отстающих в учёбе; Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных воспитанников; Составление плана педагогической коррекции личности и устранение причин её нравственной деформации, отклонений в поведении; Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми; Вовлечение воспитанников в различные виды положительно – активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней

Слайд 15

Аспекты профилактической работы Ликвидация пробелов в знаниях учащихся Борьба с прогулами занятий Организация досуга учащихся Пропаганда здорового образа жизни Правовое воспитание Профилактика наркомании и токсикомании . Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации . Выявление учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении. Проведение индивидуальной воспитательной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм действий социального педагога и классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе.

Алгоритм действий социального педагога и  классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе....

СТАТЬЯ «Профессиональная готовность современных педагогов дополнительного образования детей к профилактике асоциального поведения в семье»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детейДворец детского (юношеского) ТворчестваМосковского района Санкт-Петербурга   Тема«Профессиональная ...

Система межведомственного взаимодействия детского дома по вопросам профилактики асоциального поведения воспитанников.

Система межведомственного взаимодействия детского дома  по вопросам профилактики асоциального поведения воспитанников.В статье рассматриваются вопросы межведомственного взаимодействия детского до...

Организация работы по профилактике асоциального поведения у воспитанников детского дома

laquo;Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым» Пифагор...

Методические материалы по организации педагогической профилактики самовольных уходов и асоциального поведения воспитанников

Организация социально-педагогической профилактики самовольных уходов и асоциального поведения в условиях СПб ГБУ ЦССВ №7....

Программа педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения воспитанников на 2022-2023 учебный год (на примере ГКУ РС (Я) "Алданский ЦПДС")

В данной программе разработан план рекаомендованных педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения воспитанников на примере ГКУ РС (Я) "Алданский ЦПДС&quo...

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СЕМЕЙНОГО ЦЕНТРА КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Перед нашим центром стоит важная задача в создании условий для приобщения воспитанников к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание нравственных потребностей у детей. Для возникновения нравст...