"Пути и средства повышения качества знаний" (из опыта работы)
статья на тему

Силкина Светлана Михайловна

В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа»

Табунского района Алтайского края

ПУТИ И СРЕДСТВА

ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

(выступление на РМО)

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Алтайская СОШ»

Донцова С.М.

с. Алтайское

26.08.2011г.


Тема: ПУТИ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

Для начала краткий  экскурс в теорию…

В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Учитель – главная движущаяся сила качественного образования. Качество образования – это процесс постоянного совершенствования. Это соответствие образовательного результата ожиданиям местного сообщества, самих обучающихся и их родителей. Из чего же оно складывается? Из высокого уровня профессионализма педагогов. Из материально – технического обеспечения школы. Из создания комфортности в обучении школьников.

Что же представляет собой качество знаний? Это полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность, то над чем предстоит работать, постоянно совершенствуясь, чтобы успевать идти "в ногу со временем”. Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся.

В настоящее время педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии, что обусловлено изменением педагогического мышления, привычных моделей поведения, индивидуального стиля деятельности.

В основах законодательства России о народном образовании указывается, что урок является основной формой организации учебно-воспитательного процесса. Урок сохраняет ведущее значение в современных условиях совершенствования обучения.

Сейчас вопрос о повышении эффективности и качества уроков становится еще более актуальным. В практике обучения русскому языку и литературе накопился положительный опыт организации учебной работы и повышения ее качества, а именно: проведение нестандартных уроков, применение различных технологий обучения, организация самостоятельных работ учащихся на уроке и другие пути.

Вопрос о повышении качества знаний довольно обширный, но я попытаюсь не так пространно, а более сжато и  конкретно рассказать о тех возможностях повышения качества знаний, которые я использую в своей педагогической практике.

  1. Во главе: личностно – ориентированное обучение.
  2. Изучение и диагностика успеваемости и качества знаний учащихся.
  3. Изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме с целью проектирования совершенствования собственной психолого-педагогической деятельности.
  4. Практика разнообразных, нестандартных форм, типов и элементов урока (в том числе и с применением ИКТ):  Обращение к презентации «НФУ»
  • Урок «Путешествие в царство звуков и букв» (урок повторения в 5 классе): индивидуальные, парные, групповые задания.
  • Урок-практикум «Экспедиция в текст» (ИКТ) – 7 класс; (Р/р  - по методике диктанта в двух чтениях, форма урока – лингв. экспедиция, межпредметные связи, р/р, фонотека).
  • Блок уроков по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» в 6 классе: «Уроки доброты» - инсценировка, фонотека.
  • Итоговый урок по русской литературе «Путешествие по стране «Литературия-5» (урок-контроль, ИКТ-тестирование).
  • «Урок-посиделки. Русский фольклор» (литература) – 6 класс (инсценирование колядок, исполнение песен частушек закличек, считалок, потешек).
  • Повторение по теме «Лексика и фразеология» (игровая форма) – 5, 6 классы (подобрать пары – синонимы, антонимы, омонимы; почему мы так говорим: «бить баклуши», «тянуть канитель» и т. д.).
  • Заключительный урок по русскому языку в 6 классе (ИКТ, разл. задания, песенка-пожелание).
  • Обобщающий урок русского языка в 7 классе по теме «Частицы» (теория + практика).
  • Итоговое занятие по литературе в 7 классе «Литературный калейдоскоп» - соревнования команд («Перевёртыши»: казахские мужчины - «Русские женщины» Н.А. Некрасова; «Идентификация»: прочитав имя героя, назвать произведение и его автора: Самсон Вырин - «Станционный смотритель»; с помощью пантомимы изобразить следующие жанры: комедию, детектив, трагедию, сказку; определить род и жанр произведения, средство выразительности).
  • Урок-зачёт по литературе в 6 классе по теме «Мифология»: соотнести гр. и рим. богов, чему покровительствовали, объяснение крыл. выражений.
  • Урок по басням И.А.Крылова в 5 классе: создание центона (стихотворение, составленное из стихотворных строк, взятых из разных стихотворений одного поэта, рифмованных между собой).
  • Песни на слова русских поэтов XX века. А.Вертинский, И.Гофф, Б.Окуджава (презентация-знакомство, прослушивание песен).
  • Урок-концерт. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (Я.П.Полонский, Е.А. Баратынский, А.К. Толстой) – презентация стихотворения, иллюстрация к нему, обоснование выбора, собственные мысли по лирическому произведению, вопросы учащихся по теме к выступающему.
  • Урок-эссе, урок-дискуссия, видеоурок, интегрированные уроки.
  • Часто практикуем следующие формы работы: «Ручеек»: В ручейке идет общение ребят внутри одного ряда. Каждый ученик получает конверт с заданием и контрольной карточкой. Получив конверт, каждый решает свое задание, затем учащиеся в парах меняются конвертами. А после решения обмениваются тетрадями для проверки. Иногда выставляют оценки. «Сотрудничество по вертикали» позволяет одним учащимся обучаться быстрее других, при этом помогая в усвоении материала наиболее слабым. В этой технологии класс делится на подгруппы от 6 до 8 человек. В каждой группе имеются как сильные, так и слабые учащиеся. Лидер группы тот, кто обучается быстрее других, он и является ее руководителем. Сотрудничество по горизонтали. Его название происходит от того, как общаются учащиеся друг с другом. Как правило, в таких группах общение строится между учащимися с примерно одинаковыми способностями.
  • Использование сигнальных карточек, перфокарт, фонотеки.
  • Подборка пословиц, изречений, высказываний известных людей о книге, человеке, каком-либо качестве характера и т. д.
  • «Дерево мудрости» - угадывание героя по портрету, речи.
  • Начали практиковать следующие формы работы: подготовка учащимися мультимедийных презентаций, исследовательская и проектная деятельность учащихся - в течение изучения темы и в конце (правописание НЕ с различными частями речи, презентация проекта в конце изучения творчества какого-либо автора – пока эта форма слабо развита в моей практике, т.к. преподавала в среднем звене).
  • Использование интерактивной доски, Интернет-ресурсов: дистанционное обучение (работа с программами, учебниками по предмету, словарями; материалы школы Кирилла и Мефодия, пробные ЕГЭ и ГИА и т. д.), – в моей практике пока не на должном уровне!
  • Само- и взаиморефлексия; оценивание урока с помощью сигнальных карточек-смайликов.
  • И обязательно в течение урока и в конце занятия - оценивание учителем работы учеников (поощрения разного рода, сравнивание «себя на том уроке и этом» - продвижение к лучшему).
  1. Практика творческих работ учащихся: «Сказка о наречии»; «Путешествию в страну «Глаголию»; стилизованное продолжение текста; рисунки к изучаемым темам с комментарием; письма в будущее, другу; составление словарей ученического сленга, местных диалектных слов; творческая работа со словарями – командные соревнования; выступление в роли критика – рецензия сочинений, анализ творч. пересказа, выступления со стихотворением; составление кроссвордов; инсценировка произведений; творческие сообщения о писателях, поэтах; создание собственных сочинений – басен, стихотворений, хокку, буриме, сочинение «Памятник любимому герою». Даже был случай: новая интерпретация лермонтовской «Песни про царя Ив. Вас., молодого опричника и удалого купца Калашникова» в стиле РЭП.
  2. Индивидуальные занятия с неуспевающими детьми во внеурочное время.
  3. Индивидуальные (частные) беседы и консультации с родителями не только «слабых» и «средних» учеников, но и «сильных».
  4. Участие в предметных конкурсах и подготовка к ним (упор на одарённых детей) – «Русский медвежонок», «Филологический чемпионат», школьные и районные олимпиады, всероссийский литературный конкурс (стихотворение) к 50-летию полёта Юрия Гагарина на тему «Космос – Россия - Мир», районный конкурс литературного творчества, посвящённый Году космонавтики, конкурс чтецов (школьный и районный).  См. презентации.
  5. Проведение внеклассных мероприятий по предмету: Лингв. игра «Пятью пять», неделя русского языка и лит-ры (необычные переменки, кроссворды, ребусы, викторины, чайнворды), брейн-ринг «Юный филолог».
  6. Разнообразить формы внеклассной работы по предмету: помимо различных игр, конкурсов, вечеров, ввести в практику кружки, факультативы, элективные курсы, творческие мастерские, научно-практические конференции, выступления  с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами; КТД, Литературный салон» (конференция в год Шукшина).
  7. Оформление кабинета (что-то новое, интересное по предмету).
  8. Вовлечение в работу школьной газеты (статьи, интервью, репортажи, собств. сочинения).

В настоящее время, становиться главным, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная жажда знаний. Это в свою очередь требует правильной организации учебного процесса. Его нужно строить так, чтобы он вызвал у ребят живой интерес, увлекал их.

В повышении эффективности и качества уроков, многое зависит от мастерства учителя, от его умения раскрыть тему урока, преподать новое так, чтобы оно было понятно ученикам.

Вывод таков: качество знаний зависит, прежде всего, от качества самого урока. Ведь урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся, практикой различных форм работы учащихся на уроке, использованием различных технологий, проведением уроков в нестандартной форме.

Нетрадиционные уроки нравятся детям, т.к. они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к. они станут традиционными и уровень эффективности снизится. Как отмечает Л.Н. Боголюбов: “Практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение может дать обратный результат”. От традиционных форм уроков не следует отказываться. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся.