Главные вкладки

    Методический семинар " Учебная ситуация как способ формирования универсальных учебных действий"
    материал на тему

    Богодухова  Ольга Витальевна

    Одной из приоритетных задач современного образования является реализация ФГОС ООО, в основе которого лежит деятельностный подход. Задача педагога заключается в создании условий, активизирующих детское действие. Ключевым  направлением по формированию УУД является создание учебных ситуаций на уроке.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

    Богодухова О.В.,

    учитель русского языка

    Анжеро-Судженский ГО

    (Слайд 1)                                        Учебная ситуация

    как способ формирования универсальных учебных действий

    (Слайд 2) Одной из приоритетных задач современного образования является реализация ФГОС ОО, устанавливающего требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, акцентируя внимание на приоритетности формирования универсальных учебных действий (УУД), способствующих развитию у детей умения планировать, целенаправленно осуществлять разного рода деятельность в различных жизненных ситуациях.

    (Слайд 3) Как показала практика, в процессе внедрения ФГОС ОО учитель сталкивается с противоречиями между:

    • необходимостью формирования УУД и возникающими затруднениями при репродуктивной модели обучении в школе;
    • достаточным количеством традиционных и новых методов и приёмов работы и недостаточной компетентностью учителей в выборе наиболее оптимальных.

    Анализ выявленных противоречий способствовал поиску оптимальных условий, методов и приёмов для их устранения. (Слайд 4) На основе изучения психолого-педагогической литературы было установлено, что одна из ключевых задач педагога связана с необходимостью организации условий, активизирующих детское действие, поэтому в качестве ключевого направления по формированию УУД было выбрано создание учебных ситуаций на уроках.

    (Слайд 5) Организуя свою профессиональную деятельность в данном направлении, проводя уроки,  стала замечать, что чем интереснее сформулировано задание, чем больше ставишь перед детьми вопросов, предполагающих неоднозначные ответы, тем быстрее и активнее они включаются в работу.

    Особенность технологии создания учебных ситуаций состоит в том, чтобы создать на уроке возможности  и  условия   для   творческого   усвоения   знаний.   Ведь  если посмотреть объективно, то учащиеся в процессе обучения ничего нового ни в предмет, ни в метод познавательной деятельности не вносят; они не делают новых открытий в науке, не создают новых методов исследования и изобретения. В этом смысле они лишь воспроизводят то, что в науке и в практике уже давно сложилось. Повторяю – это объективно.  Субъективно же, то есть с позиции самих учащихся, в процессе обучения они приобретают такие знания и овладевают такими методами познавательной деятельности, которыми они ранее не владели. По этому поводу психолог С.Г.Рубинштейн справедливо утверждал, что «ученик не открывает, а лишь усваивает добытые человечеством знания, он не открывает знания для человечества, но для себя лично он их открывает». А это открытие ребёнок может сделать только тогда, когда он сам найдет ответ на нужный вопрос или выберет такой путь, который однозначно приведёт его к нужному ответу.

    (Слайд 6) Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.

    (Слайд 7) Однако следует отметить, что создание каждой учебной ситуации – процесс сугубо индивидуальный. Казалось бы, методически разработаны и пути, и способы создания учебных ситуаций, но всё же в каждом отдельном случае этот процесс требует чёткой продуманности и не всегда может соответствовать какой-то уже известной модели.

    Но, несмотря на всё это, для меня именно создание учебных ситуаций на уроках русского языка является одним из тех способов, который позволяет сделать каждый урок неповторимым. (Слайд 8)  Кроме всех педагогических и методических достоинств, названных выше, хочу отметить ещё и то, что сама по себе учебная ситуация – это ещё и прекрасная возможность создать на уроке ситуацию успеха для отдельно взятого ученика. Каждая (пусть даже самая маленькая) удача стимулирует ребёнка, заставляет его поверить в свои силы, создаёт благоприятный психологический фон работы. А всё это, в свою очередь, позволяет идти дальше: повышать уровень сложности учебных ситуаций, делать акцент не на факте приобретения знания, а привлекать внимание к самому процессу получения информации, оттачивая тем самым общеучебные способности ученика анализировать, рассуждать, систематизировать, выделять главное и т.д.

    (Слайд 9) Проектируя учебные ситуации на уроке, учитываю специфику изучаемой темы, уровень подготовленности учеников и тип урока. Так, на уроках открытия нового знания целесообразнее использовать учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности, на уроках обобщения – с элементами игровой и творческой деятельности.

    Зависит выбор учебной ситуации и от возрастных особенностей учеников. Так, в 5-6 классах предпочтение отдаю учебным ситуациям с элементами игровой и творческой деятельности, в 7-9 классах – с элементами конструктивной и исследовательской.

    Учебная ситуация может охватывать определённый этап урока, весь урок или распространяться на несколько уроков.

    (Слайд 10) Изучив методическую литературу по данной проблеме, провела отбор наиболее эффективных, на мой взгляд,  приёмов для создания учебных ситуаций,  классифицировала их в зависимости от этапов урока и соотнесла с теми УУД, которые формируются в процессе обучения.

    При создании учебных ситуаций на уроке использую разнообразные педагогические приёмы, которые могут быть применены на определённом этапе урока.

    (Слайд 11) На этапе актуализации ранее приобретённых знаний моделирую учебные ситуации, вызывающие познавательное затруднение (это могут быть дидактические игры «Найди четвёртое (третье) лишнее», «Да-нетка», «Лови ошибку»), что позволяет ученикам оценить и провести коррекцию уже имеющихся знаний и способов действия (регулятивные УУД).

    (Слайд 12) При создании учебных ситуаций целеполагания наиболее эффективными считаю такие приёмы, как «Проблемный вопрос», «Неопределённость». «Привлекательная цель», «Отсроченная отгадка», «Фантастическая добавка».

    На данном этапе ученики планируют свои дальнейшие действия (коммуникативные УУД), формулируют учебную задачу  (регулятивные УУД), определяют личностную значимость изучаемого материала (личностные УУД), формулируют познавательные цели (познавательные УУД).

    На этапе  открытия нового знания выбор учебной ситуации во многом зависит от уровня подготовленности класса. Если школьники владеют навыками самостоятельной (индивидуальной или групповой деятельности), использую приём «Научно-исследовательская лаборатория»; если навыки самостоятельной работы недостаточно сформированы,  беру на себя роль координатора: предлагаю алгоритмические предписания по выполнению задания, оказываю ученикам помощь в обосновании и формулировании собственных точек зрения. В этом случае наибольшего результата позволяет достичь приём «Проблемный диалог».

    В ходе сотрудничества, выявления проблемы и поиска способов её разрешения (коммуникативные УУД), планирования своей работы (регулятивные УУД), анализа предложенного материала, выдвижения гипотез, установления причинно-следственных связей (познавательные УУД), оценивания усваиваемого содержания (личностные УУД) происходит активное познание.

    (Слайд 13) На этапе применения нового знания ученики демонстрируют свой образовательный продукт, который они получили в ходе работы (придуманные сказки, таблицы, рецензии, инструкции и т.д.). Каждый ученик имеет возможность сравнить свой результат выполнения задания с результатами сверстников. На этом этапе использую такие приёмы, как «Мини-проект», «Своя опора», «Аукцион», «Презентация».

    В ходе конструктивного взаимодействия (коммуникативные УУД) представляются результаты деятельности (познавательные УУД), происходит контроль и соотнесение результата с заданным эталоном (регулятивные УУД).

    (Слайд 14) Приёмы «Незаконченное предложение» и «Синквейн» на этапе рефлексии, помогают создать такую учебную ситуацию, в ходе которой ученики осознают результаты своей деятельности (регулятивные УУД).

    (Слайд 15) Практика применения учебных ситуаций на разных этапах урока показала свою результативность: у учащихся развиваются презентационные умения, они приобретают экспертные умения и навыки, самостоятельно отыскивают необходимую информацию и применяют имеющиеся знания для решения ситуационной проблемы, у них сформированы интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения. (Слайд 16) О результативности работы свидетельствует повышение уровня сформированности универсальных учебных действий1, увеличение количества и улучшение качества    творческих и исследовательских работ.

    (Слайд 17) Опыт работы по данной теме был представлен на научно-практических конференциях, открытых уроках и на персональном сайте.

    Таким образом, можно сделать вывод: создание учебных ситуаций на уроке ставит школьника в позицию субъекта своего обучения в новой системно-деятельностной образовательной парадигме, помогает учителю сделать современный урок развивающим, где минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. (Слайд 18) А это, в конечном итоге, и есть наша главная образовательная задача - вывести обучение на метапредметный уровень, потому что «Vitae, non scholae discimus» (не для школы, а для жизни мы учимся)

    1Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдения. Практика психологопедагогических исследований (Оценка уровня сформированности учебной деятельности. / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск: «Пеленг», 1993)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")

    Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая...

    «Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий учащихся»

    В работе показаны возможности проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий учащихся....

    «Игра как способ формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка »

    Данная статья была написана для сборника публикаций учителей  гимназий. Статья посвящена актуальной теме освоения и внедрения требований ФГОСа на уроках английского языка. В статье рассматриваютс...

    Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"

    Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"....

    Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»

    Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...