Использование техники «Изонить» для развития мотивации к творческой деятельности у обучающихся на уроках технологии и на занятиях по внеурочной деятельности.
статья по технологии
Условия успешного развития творческих способностей, пути достижения этой цели, значимость развития мотивации учащихся для развития творческих способностей и успешной социальной реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы в неделимых классах. | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование техники «Изонить» для развития мотивации к творческой деятельности у обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодым людям, выпускникам школ необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которые они получили, обучаясь в школе, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной.
Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.
Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества.
Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит именно предмет «технология». Поэтому я вижу необходимость уделять особое внимания развитию творческих способностей и развитию мотивации к творчеству у учащихся.
Мотивы и мотивация.
• Мотив - это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Любое обращение к психологии личности так или иначе высвечивает фундаментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива - внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
Мотивы
• Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, привычки) – это то, что побуждает человека к деятельности.
Внутренний мотив
Деятельность, лишенная смысла, лишенная ценностной основы, не имеет права присутствовать на наших уроках. Вся практическая деятельность, все объекты труда , выполняемые учащимися, должны иметь практический смысл. Внутренний мотив учебной деятельности у каждого учащегося всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения - не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы неразумно и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.
Исследуя значимость проблемы мотивации учебной деятельности учащихся, я пришла к выводу, что необходимо несколько условий для повышения мотивации и развития творческих способностей детей.
Среда и система отношений
Первым условием является создание обстановки, опережающей развитие детей, т.е. необходимо окружить учащихся средой и системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Темп и задания повышенной сложности
Второе – это создание темпа в работе и выдача заданий повышенной сложности, требующие максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше.
Свобода в выборе проекта
Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребёнку большой свободы в выборе будущего проекта.
Тогда желание, интерес ребёнка, эмоциональный подъём послужат надёжной гарантией того, что уже работа будет выполняться с большим желанием и пойдёт на пользу.
Психологический комфорт
Четвёртое условие - это комфортная психологическая обстановка - тёплая, дружелюбная атмосфера в коллективе. Важно постепенно стимулировать ребёнка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к идеям, которые лично Вам кажутся не очень удачными.
Особенно важна свобода самовыражения для ребёнка с высоким творческим потенциалом. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение.
В среде психологически комфортной дети легче переживают неудачи, не впадают в панику. Если что-либо не удаётся, легко перестраиваются на другие виды деятельности.
Помощь взрослых, родителей
Свобода в выборе объектов труда, проекта не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвёртое условие успешного развития творческих способностей.
Основные факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроках технологии и внеурочной деятельности.
- Содержание учебного материала.
- Стиль общения учителя и учащихся.
- Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Особенности моей работы в том, что уже много лет я работаю в неделимых классах, где совместно на уроках технологии обучаются мальчики и девочки, и постоянно нахожусь в поиске объектов труда для них.
Несколько лет назад, подбирая объекты труда в разделе «Рукоделие», которая подошла бы и мальчикам, случайно увидела очень интересную работу, в незнакомой мне технике – техника рисование нитками, она же изонить. Данный вид работы решила предложить 6-му классу, так как следующей темой по программе была «Аппликация».
Само слово «Апплика́ция» (лат. applicātiō — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства, поэтому изонить нам идеально подходила. Результатом работы должны были стать открытки, закладки и картины, созданные в новой для учащихся технике.
Начали работу мы, разумеется, с истории происхождения и выполнения простейших элементов. Сама техника оказалось очень простой, захватывающей и незатратной, что немаловажно.
Творчество в технике изонити позволяет не только развивать мелкую моторику, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость; у детей заметно развивается глазомер, зрительно-моторная координация, развивается цветовидение, желание довести работу до нужного результата, трудолюбие или привычка трудиться.
Данный вид работы я проводила в 6 классе, особых проблем с этим видом техники у них не возникало. За первый урок ребята выполнили основные элементы изонити – геометрические фигуры. На втором уроке сделали эскизы или выбрали готовые шаблоны рисунков, подобрали цветовую гамму для выбранной работы. Далее быстро освоили основные принципы работы и уже активно начали работать в данной технике. Разумеется, с первого раза получалось не все, особенно кропотливо трудили над мелкими деталями. За долгое время работы, я поняла, что ребята не всегда могут самостоятельно развить свой творческий потенциал.
В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться.
В каждом классе очень разные по своему развитию, эстетическому восприятию дети. Поэтому, если учащиеся с невысоким уровнем обучения проявляют инициативу, то я это только поддерживаю, даже, если результат не очень выразителен. На примере получившейся работы, мы вместе обсуждаем, какие недостатки надо учесть в следующей работе.
В своей педагогической работе главным считаю развитие творческих способностей и ставлю цели:
- Приобщить учащихся к творческой работе;
- Привить интерес к творчеству, поиску;
- Развивать навыки созидания, самореализации,
и решаю задачи:
- развитие самостоятельности
- воспитание трудолюбия и культуры труда, т.е. привычки трудиться
- развитие эстетического чувства;
и полагаю, что:
- творчеству можно и нужно учить;
- творческое начало заложено в каждом ребёнке, а развить его – задача учителя.
Какими же качествами должен обладать человек, чтобы быть по-настоящему творческой личностью? Данные научных исследований таковы:
- умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность её достижению;
- умение планировать и подвергать контролю и самокритике свою деятельность;
- умение находить и решать проблему.
Жизнь и деятельность большинства известных творческих личностец подтверждают эти выводы. Именно поэтому эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, часто реализуется в течение жизни далеко не полностью.
Работая в этом направлении, я скорректировала программу, исходя ещё и из того, что работаю в неделимых классах. Учебные программы откорректированы с учетом интереса учащихся.
Содержание перспективно-тематического плана я переработала, обращая особое внимание на:
- подбор разнообразных видов самостоятельных работ
- совершенствование дидактического материала
- разнообразие современных средств обучения
Отбор содержания учебного материала для уроков произвожу также с учетом того, что информация должна быть для учащихся интересной и доступной для понимания
Задания подбираю с учетом психофизиологических особенностей учеников.
В структуре урока предусматриваю своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес учащихся к изучаемому материалу.
Для наглядности на занятиях использую различный дидактический материал: образцы готовых работ, лекала и шаблоны.
Также в уроке применяю информационно-компьютерные технологии:
1.Печатные материалы (инструкционные карты, дидактический материал);
2. Использую фрагменты видеоуроков;
3.Показываю презентации уроков с использованием мультимедиа;
4. Закончив курсы, я начала готовить материалы, разработанные на интерактивной доске с использованием программы mimio.
Учебный материал стараюсь подаваться в такой форме, чтобы вызвать у учащихся эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы и иметь практическое применение.
Для этого необходимы:
1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения;
2. Использование, показ, выделение различных элементов, привлекательных сторон содержания;
3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4. Показ значимости знаний, умений:
а) общественной: подарки ветеранам и престарелым людям (мы шествуем над домом престарелых), подарки для детей в дом ребёнка, изготовление изделий для реализации на ярмарке, подарки родным и близким.
б) личностной (самоанализ, самооценка, самоутверждение)
5.Межпредметные связи (связь теории с практикой, с геометрией, черчением, изо).
На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися. В плане обучения и отношения с учащимися важную роль играют:
1. Способность и желание учителя проявлять доверие к силам и возможностям учащихся, подчеркнуть их достижения перед другими членами коллектива и мягко указать на недостатки, предлагая способы устранения недоработок.
2. Проявление личного отношения преподавателя к ученику или группе учащихся, высказывание собственного мнения.
3. Проявление преподавателем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.
4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения, а о недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, а общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.
При организации учебной деятельности, изучение каждого раздела или темы состоит из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
Этот этап состоит обычно из трех учебных действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов:
а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему (например, основные элементы изонити, выполнить закладку или открытку);
б) рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы;
в) рассказа о том, как решалась эта проблема с предыдущими учащимися (например, показать их работы).
2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.
3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.
После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. На уроках производственного обучения у учащихся, пропустивших занятия по теории, возникают определенные трудности, которые приходится решать индивидуально Невозможно выполнить практическую работу без теоретических знаний. Здесь сразу видна взаимосвязь – теории и практики. Это помогает мне легче осуществить индивидуальный подход, узнать сильные и слабые стороны учащихся, их способности в освоении теории и возможности реализации этих знаний на практике, добиться дисциплины на уроке и выполнить необходимую работу на практических занятиях. Помочь не отстать от остальных учащихся и выполнить работу в срок.
Особое внимание на уроках технологии и во внеурочной деятельности уделяю исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, выбора вариантов композиции, выбора способа декорирования и вида отделки изделия.
Следующий этап организации учебной деятельности - операционально-познавательный. На этом этапе для поддержания мотивации к учебной деятельности - важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия,): игрового (познавательной игры, соревнования); эмоционального (успеха, увлеченности темой).
Из опыта работы становится понятно, что групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.
Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата. Например.если в тему «Ручные швы» включить элементы «Изонити», или наоборот, при изучении темы «Декоративно-прикладное творчество», объясняя приёмы изонити, показать как можно дополнить их ручными швами, то интерес у учащихся на занятии заметно повышается и результатом является выполненная творческая работа на заданную тему.
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом выполненной работы, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. К сожалению, я раньше мало внимания уделяла подведению итогов так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познавания нового. В настоящее время у меня разработаны различные варианты компьютерного тестирования – заданий, которые с интересом учащиеся используют во время выполнения домашнего задания. Я применяю несколько видов контрольно – оценочных работ, которые включают в себя различные виды контроля: входной, текущий, рубежный и итоговый. Этот этап служит своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.
От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла и во внеурочной деятельности
Материал представляет собой опыт работы лицея по организации профильного образования и научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла ...
Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.
Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во...
Использование заданий открытого типа как путь к осознанному образованию: развитие мотивации к творческой деятельности на уроках русского языка.
В течение последнего десятилетия в образовании происходят изменения. Слова «реформа», «модернизация» у всех на слуху. Учителя и ученики привыкли к быстрой смене событий. Эта привычка (как к позитивным...
Развитие креативного мышления учащихся в сфере экологии на уроках технологии и биологии и во внеурочное время с целью максимальной реализации их индивидуальных творческих способностей
Использование различных форм обучения для формирования у обучающихся определенных знаний, умений и навыков к развитию творческих способностей в области экологии....
ПРОГРАММА «Выявление и развитие творческих, познавательных способностей обучающихся основной школы на уроках математики и во внеурочной деятельности»
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских н...
Программа по выявлению и развитию способностей у обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
Программа разработана на основе школьной программы "Одарённые дети"....
Развитие творческой активности у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках технологии и внеурочной деятельности.
В работе представлен материал по обмену опытом о развитии творческой активности у обучающихся 5-9 классов с нарушением интеллекта. В силу психофизических проблем у наших воспитанников имеется мн...