Развитие креативного мышления учащихся в сфере экологии на уроках технологии и биологии и во внеурочное время с целью максимальной реализации их индивидуальных творческих способностей
статья по технологии по теме

Абузарова Марина Сергеевна

Использование различных форм обучения для формирования у обучающихся определенных знаний, умений и навыков к развитию творческих способностей в области экологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ С ЦЕЛЬЮ МАКСИМАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Абузарова М.С., учитель технологии,

Рогачева А.С., учитель биологии

МБОУ «СОШ № 9 имени М.И. Баркова» г. Братск

    Творчество - это психический процесс, который включает четыре фазы: подготовка - сознательная работа; созревание - бессознательная работа; вдохновение - переход от бессознательной к сознательной работе; развитие идеи - проверка истинности, окончательное оформление - сознательная работа.

   В основе развития творческого начала личности лежат следующие требования:

1.Выделение необходимых и достаточных условий для решения проблемы;

2. Развитие способности отбрасывать прошлый опыт, полученный при решении подобных задач;

3. Способность видеть многофункциональность вещи

4. Способность соединять противоположные вещи из различных областей знаний для решения проблемы;

5. Способность осознавать полярные идеи в данной области освобождаться от их влияния при решении конкретной проблемы.         Экономические, социальные, экологические изменения в России ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большого объёма знаний, интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию. Наиболее эффективно обучение, в условиях которого ученик сам становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать полученные знания.

   Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной школе. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является проектная деятельность школьников в сфере экологии.

   Экологизация — характерная черта современного школьного образования, его ответ на насущные потребности общества. Её итогом должно быть формирование у школьников этического отношения' к природе, воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма.

   В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, целью которого является «не только усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Однако из-за отсутствия специального предмета «Экология» в нашей школе, изучение основ экологии проводится на уроках технологии и биологии, а также на спецкурсах и факультативах: «Твои возможности человек», «Растения и животные в жизни человека» «Экология человека».

   Большое значение в формировании экологической культуры и знаний являются внеурочные мероприятия: предметные недели биологии и технологии, традиционный конкурс «Золотая осень», игра «День науки в школе», уборки школьной территории, акции «Накорми птиц», «Посади дерево», городской конкурс «Одежда из отходов», «Поделки из отходов», ежегодная городская выставка «Этот удивительный мир детства», Научно- практическая конференция «Технология - проект - исследование».

Учащиеся МБОУ «СОШ №9» имени М. И. Баркова ежегодно участвуют в городских олимпиадах по экологии. В традиционной городской экологической творческой олимпиаде для старшеклассников «Фабрика проектов» на базе Братского Государственного университета, при поддержке Администрации города Братска, Департамента образования, Отдела экологии и природопользования администрации города. В городском экологическом эрудиционе «Самый умный» на базе МОУ ДОД «Эколого-биологический центр». В городской научно-практической конференции «Природа: проблемы, поиск, решения». Ученики нашей школы являются победителями конкурса «100 классных проектов», проект на тему «Миссия выполнима» (или «Мы за чистый Братск!»). И в школе и на городских мероприятиях ученики защищают свои проекты. Выполнение школьных исследовательских проектов отвечает концепции профильного обучения. Поисковая работа над школьным проектом не только активизирует познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность но и способствует развитию интеграционных связей между школьными предметами. Работа над школьным исследовательским проектом принципиальна для приобретения навыков творческой деятельности, расширения общего кругозора.

    Таким образом, использование различных форм обучения формирует у учащихся определенную совокупность знаний, умений и навыков к развитию творческих способностей в области экологии.

   

  Литература:

1. Гуревич М.И., Сасова И.А., Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителей: Вентана-Графф, 2003. - 296с.

2. Балабанова В.В., Максимцева Т.А., Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Учитель, 2003 – 154с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...

Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики

Из опыта работы Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики...

Развитие творческих способностей и креативного мышления учащихся в результате использования инновационных технологий

Обучение русскому языку и литературе по инновационным технологиям это организация учебного процесса по-новому, ориентированная на стремление учащихся к активной коммуникативной деятельности, к диалогу...

«Развитие креативного мышления во время урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета Технология».

В век, когда технологии быстро развиваются, общество претерпевает молниеносные изменения, нам необходимы люди, которые имеют креативный подход к любым вопросам, в том числе и в сфере образования. Люди...

Развитие креативного мышления учащихся на уроках английского языка

Методы развития креативного мышления учащихся на уроках английского языка....

Выступление на педсовете "Развитие креативного мышления учащихся"

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству  и готовой обслуживать современное производство. Поэтому школа, работающая на будущее, должна быт...

«Пути реализации требований ФГОС и построение обучающего процесса, создающего максимально благоприятные условия для исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время»

laquo;Пути реализации требованийФГОС и построение обучающего процесса, создающего максимально благоприятные условия для исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время»...