Главные вкладки

    Развитие креативного мышления учащихся в сфере экологии на уроках технологии и биологии и во внеурочное время с целью максимальной реализации их индивидуальных творческих способностей
    статья по технологии по теме

    Абузарова Марина Сергеевна

    Использование различных форм обучения для формирования у обучающихся определенных знаний, умений и навыков к развитию творческих способностей в области экологии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ С ЦЕЛЬЮ МАКСИМАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

    Абузарова М.С., учитель технологии,

    Рогачева А.С., учитель биологии

    МБОУ «СОШ № 9 имени М.И. Баркова» г. Братск

        Творчество - это психический процесс, который включает четыре фазы: подготовка - сознательная работа; созревание - бессознательная работа; вдохновение - переход от бессознательной к сознательной работе; развитие идеи - проверка истинности, окончательное оформление - сознательная работа.

       В основе развития творческого начала личности лежат следующие требования:

    1.Выделение необходимых и достаточных условий для решения проблемы;

    2. Развитие способности отбрасывать прошлый опыт, полученный при решении подобных задач;

    3. Способность видеть многофункциональность вещи

    4. Способность соединять противоположные вещи из различных областей знаний для решения проблемы;

    5. Способность осознавать полярные идеи в данной области освобождаться от их влияния при решении конкретной проблемы.         Экономические, социальные, экологические изменения в России ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большого объёма знаний, интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию. Наиболее эффективно обучение, в условиях которого ученик сам становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать полученные знания.

       Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной школе. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является проектная деятельность школьников в сфере экологии.

       Экологизация — характерная черта современного школьного образования, его ответ на насущные потребности общества. Её итогом должно быть формирование у школьников этического отношения' к природе, воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма.

       В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, целью которого является «не только усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Однако из-за отсутствия специального предмета «Экология» в нашей школе, изучение основ экологии проводится на уроках технологии и биологии, а также на спецкурсах и факультативах: «Твои возможности человек», «Растения и животные в жизни человека» «Экология человека».

       Большое значение в формировании экологической культуры и знаний являются внеурочные мероприятия: предметные недели биологии и технологии, традиционный конкурс «Золотая осень», игра «День науки в школе», уборки школьной территории, акции «Накорми птиц», «Посади дерево», городской конкурс «Одежда из отходов», «Поделки из отходов», ежегодная городская выставка «Этот удивительный мир детства», Научно- практическая конференция «Технология - проект - исследование».

    Учащиеся МБОУ «СОШ №9» имени М. И. Баркова ежегодно участвуют в городских олимпиадах по экологии. В традиционной городской экологической творческой олимпиаде для старшеклассников «Фабрика проектов» на базе Братского Государственного университета, при поддержке Администрации города Братска, Департамента образования, Отдела экологии и природопользования администрации города. В городском экологическом эрудиционе «Самый умный» на базе МОУ ДОД «Эколого-биологический центр». В городской научно-практической конференции «Природа: проблемы, поиск, решения». Ученики нашей школы являются победителями конкурса «100 классных проектов», проект на тему «Миссия выполнима» (или «Мы за чистый Братск!»). И в школе и на городских мероприятиях ученики защищают свои проекты. Выполнение школьных исследовательских проектов отвечает концепции профильного обучения. Поисковая работа над школьным проектом не только активизирует познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность но и способствует развитию интеграционных связей между школьными предметами. Работа над школьным исследовательским проектом принципиальна для приобретения навыков творческой деятельности, расширения общего кругозора.

        Таким образом, использование различных форм обучения формирует у учащихся определенную совокупность знаний, умений и навыков к развитию творческих способностей в области экологии.

       

      Литература:

    1. Гуревич М.И., Сасова И.А., Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителей: Вентана-Графф, 2003. - 296с.

    2. Балабанова В.В., Максимцева Т.А., Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Учитель, 2003 – 154с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие образного мышления учащихся посредством вовлечения в творческую деятельность на уроках физики и во внеурочное время

    Вашему вниманию предложено обобщение опыта (текстовый документ) + разработка урока физики в 9 классе (по Шахмаеву) по теме: "Вес тела, невесомость, перегрузки"....

    Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"

    На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...

    Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

    Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

    Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии

    Творчество - это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны. Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию....

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках татарского языка и литературы и внеурочное время.

    Развитие творческих способностей учащихся - одна из основных задач учителя любого предмета, поэтому планируя уроки и внеурочную деятельность важно создание условий для воспитания творческий развитой л...

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках татарского языка и литературы и внеурочное время.

    В данном выступлении описан опыт работы по развитию творческих способностей учащихся на уроке и во внеурочное время....

    Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики

    Из опыта работы Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики...