Доклад на МО. «Создание ситуации успеха на уроке».
статья на тему

Чернатова Виктория Викторовна

Создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата ( все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                  Доклад на МО

Тема: «Создание ситуации успеха на уроке».

 

         Известно, что деятельность человека, и в частности ребёнка, является фактором развития его личности. Производя какие-либо усилия физического, интеллектуально, духовного плана, человек упражняется в том или ином виде деятельности, развивает свои способности, приобретает опыт и навык. Однако фактором развития личности становится не столько совершение трудовых операций, сколько получаемый результат, переживаемый как индивидуальное достижение, успех. Именно осознание личных индивидуальных достижений, оцениваемое субъектом как удача, как маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения этом направлении.                          

        Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата ( все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности.  Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений,  так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Предлагая ребёнку выполнить какое-либо задание, вначале следует:

«снять страх» - помочь ученику преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь оценки окружающих.

Используются следующие фразы: «Мы все пробуем и ищем. Только так может что-то получиться…», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, поэтому…», «В контрольной работе нет таких заданий, с которыми вы бы не справились…», «Этот материал мы с вами полностью изучили…», «Подобные задания мы выполняли не один раз…».

В целях усиления педагогического воздействия операция «снятие страха» дополняется операцией

«авансирование» - фиксация на достоинствах ученика – память, внимание, быстрота реакции, рассудительность и т.п. Учителю необходимо выразить свою твёрдую убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей, преодолеет трудности, с которыми он столкнётся на пути продвижения к цели.

Возможны фразы: «При твоих способностях…», «Ты наверняка справишься, потому что…», «У вас обязательно получится…».

Избежать влияния на формирование чрезмерно завышенной самооценки позволяет следующая операция

«скрытое инструктирование», которое реализуется путём намёка, указания, пожелания: «Достаточно, чтобы было …», «Возможно, лучше всего начать с…», «Только, пожалуйста, не забудь о …», «Нам (мне) было бы приятно, если бы тебе удалось…».

Большое значение в стимулировании активности ребёнка имеет операция

«внесение мотива» - смещение с цели на мотив (объясняется ради чего, ради кого совершается деятельность). Формула внесения мотива выглядит примерно так: «Нам это так нужно…», «От тебя зависит успех всей нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу никогда не справиться…»

Социальная направленность в момент педагогического воздействия должна быть дополнена для ребёнка обозначением важности его усилий в предстоящей или совершаемой деятельности. Для этого предлагается использовать операцию

«персональная исключительность» - персональная исключительность, высказанная в адрес ребёнка, повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет в ребёнка определённую уверенность и надежду на успешный результат.

Ёе парадигмы: «Только ты и мог бы…», «Ник кому, кроме тебя, я не могу обратиться с такой просьбой…», «Вы у меня молодцы, я на вас надеюсь!».

Особую необходимость в ней испытывают ученики слабые, имеющие множество проблем и традиционно негативно оценивающие себя и совё поведение. Персональная исключительность меняет их стереотипы, способствует проживанию новых отношений.

Завершается технологический алгоритм операцией

«педагогическое внушение», которое побуждает к выполнению конкретных действий: «Начинай же…», «Нам уже не терпится…», «Так хочется поскорее увидеть…». При произнесении этих парадигм педагогом большое значение имеет тон (он должен быть ровным, спокойным и убедительным), пластика и мимика.

Заключительная оценка также имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата, своим эмоциональным переживанием в связи с увиденным: «Больше всего в твоей работе мне понравилось…», «Особенно тебе удалось…».

 Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что и для учащихся разных классов еще более, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Поэтому стараюсь поощрить даже небольшой успех ученика, отмечаю (хотя бы добрым словом) его личные достижения при изучении математики.

Так же стараюсь формировать на уроке микроклимат сотрудничества и взаимопомощи.    У ребят от успеха рождается вдохновение,  появляется интерес к учению и они с большим желанием идут на урок математики.

Бывает, что во время урока математики
когда даже воздух стынет от скуки,
в класс со двора влетает бабочка…
А.П. Чехов

Такой «бабочкой» могут быть различные «изюминки», которые хороши тем, что они будят фантазию учащихся, создают у них ощущение успеха, помогают оживить урок. Они используются как при «открытие» новой темы, так и при подведении итогов.

 Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще и творческое, в частности.

В своей практике я использую  различные занимательные элементы урока:

  • Задачи на внимание и сравнение (текстовые и с использованием геометрических фигур);
  • Небольшие кроссворды;
  • Игру «Зашифрованное слово»;
  • Игру «Закончи рисунок»;
  • Сравнение геометрических фигур (сходства и различия);
  • Графические диктанты.

 С помощью подобных занятий можно определить умение ребенка слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать по правилам, применять образец. А еще такие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, активизируют зрительное и слуховое восприятие ребенка, умение ориентироваться на листе, дают простор фантазии и воображению.

Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний.

Решение интересных, занимательных задач создает атмосферу взаимодействия,  и я  радуюсь повышению математической культуры своих учеников.  

                            НС(к)ОШ VIII вида

                     Д о к л а д на МО

на тему: «Создание ситуации успеха на уроке».

               Учитель –  дефектолог:  Чернатова В.В.

                               2008 – 2009 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Создание ситуации успеха на уроке"

Презентация к педагогическому совету "Создание ситуации успеха на уроке"...

«Создание ситуации успеха на уроках математики»

Если ученик в школе не научился сам ничего...

Создание ситуации успеха на уроке английского языка

Ситуация успеха- очень важный фактор стимуляции общения на уроке. Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке. Принцип...

Создание ситуации успеха на уроке географии

Творческий отчёт по теме: " Создание ситуации успеха на уроке географии-один из способов формирования и повышения учебной мотивации....

Доклад на тему: "Создание ситуации успеха на уроках математики"

В докладе приведены примеры приемов и методов создания ситуации спеха на уроках математики....

Доклад: «Создание ситуации успеха на уроке»

Доклад "Создание ситуации успеха на уроке"...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...