Консультация для педагогов "Основные признаки отклонений и основы психодиагностики"
консультация на тему

Литвинова Ольга Александровна

В консультации описаны основные признаки отклонений, которые встречаются у школьников, и методики, которые может использовать педагог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные признаки отклонения в развитии детей, основы психодиагностики.

Так что такое отклонение в развитии ребенка? -

Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

  1. Физические.
  2. Психические.
  3. Педагогические.
  4. Социальные.

К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

Группу с педагогическими отклонениями –это как правило дети с педагогической запущенностью, которую  часто путают с  умственной отсталостью.

Группу с социальными отклонениями–из асоциальных семей. составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ

В младшем школьном возрасте:

  1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.
  2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.
  3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.
  4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.
  5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.
  6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

  1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.
  2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.
  3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.
  4. Полное отрицательное отношение к учебе.
  5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА НАБЛЮДАЮТСЯ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

(Сказать  о процедуре и госпитализации в ПНД)

ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Для полного анализа состояния здоровья диагностика проводится:

  • медицинская;
  • психологическая.

Психологическое обследование

Обследование психических функций начинается с изучения условий жизни ребенка и как его воспитывали. Именно эти обстоятельства являются ведущими в онтогенезе. При диагностике отклонений в развитии ребенка также обязательно учитываются особенности каждого возрастного периода. Анализу и исследованию подлежат такие психические функции:

  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • восприятие;
  • интеллект;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Лучше всего ребенок открывается в игре, во время которой можно провести диагностическое наблюдения за его поведением, побеседовать, провести обучающий эксперимент. Общение с ним даст возможность оценить уровень его развития, соответствие возрасту, какими терминами оперирует, какие предложения составляет, какой у ребенка лексический запас, активен ли в игре, может ли конструировать, концентрирует ли внимание и насколько долго, может ли переключиться на другой вид деятельности, имеет ли познавательный интерес, как проводит анализ, продуктивная ли его деятельность, доводит ли начатое дело до конца.

При этом используется разнообразный наглядный материал. Эмоциональный фон должен быть комфортный для ребенка. Методы и приемы работы подбирают под дефект, который присутствует у ребенка: для глухих разрешают отвечать жестами, для слабовидящих подбирают четкие картинки, для умственно отсталых составляют несложные задания. Ребенок не должен отказаться от игры. Это главная задача того, кто диагностирует.

(Этот материал взят с сайта http://psyh.info/detskaya-psihologiya/otkloneniya-v-razvitii-rebenka/rebenok-s-otkloneniyami-v-razvitii.html )

Отметь что не все можно не психологам или если проводять, то обработку и интерпритацию не должны.

Вот некоторые методики, которые может использовать и педагог:

Личностные, нравственные качества:

- «Определение нравственных понятий» Л.С. Колмогорова

- «Что такое хорошо, и что такое плохо» Г.А. Карпова

- Анкета для учащихся  «Как я веду себя» Л.С. Колмогорова

- Опросник «Учебная мотивация» Г.А. Карпова

- Анкета «Оцени поступок» в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой

Исследование регулятивных функций:

-Методика изучения уровня внимания П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая

-Тест «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозов

-Задание «Пересказ произведения К. Паустовского «Заячьи лапы»

Исследование познавательных функций:

-Задание «Способность выделять существенные признаки предметов»

-Задание «Способность к обобщению»

-Задание «Сравнение понятий»

-Задание «Четвёртый лишний»

-Анализ отношений между понятиями (тест «Аналогия»)

-Задание «Способность к анализу и синтезу"

-Комплексный тест на выявление сформированности познавательных функций разработан Е.Н. Моргачёвой

- Тексты и комплексные задания для выявления уровня сформированности смыслового чтения, готовности к работе с информацией.

Изучение коммуникативных действий:

-Анкета «Изучение школьной мотивации»

- «Шкала оценки речевых притязаний» В.А. Калягин

-Анкета коммуникативных особенностей учащихся

-Опросник «Оценка коммуникативных речевых навыков»

Таким образом,  предположив, что у ребёнка имеются те или иные нарушения, обратитесь за консультацией к специалисту.

Спасибо за внимание.

(Этот материал из моей книги «ФГОС Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования.»)

ГКОУ «Каргапольская школа-интернат»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

НА ТЕМУ

«Основные признаки отклонения в развитии детей, основы психодиагностики.»

                                                                                       Подготовила

педагог-психолог

                                                                                           О.А. Литвинова

2016 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила педагог-психолог О.А. Литвинова Основные признаки отклонения в развитии детей, основы психодиагностики.

Слайд 2

нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. Отклонения в развитии ребёнка - это

Слайд 3

Физические. Психические. Педагогические. Социальные. Виды отклонений

Слайд 4

1.Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью . 2.Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания . 3.Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться. Младший школьный возраст

Слайд 5

4.Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение . 5.На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома . 6.Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

Слайд 6

1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий. 2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью. Подростковый возраст

Слайд 7

3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству . 4. Полное отрицательное отношение к учебе . 5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

Слайд 8

Личностные, нравственные качества : - «Определение нравственных понятий» Л.С. Колмогорова - «Что такое хорошо, и что такое плохо» Г.А. Карпова - Анкета для учащихся «Как я веду себя» Л.С. Колмогорова - Опросник «Учебная мотивация» Г.А. Карпова - Анкета «Оцени поступок» в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой Методики

Слайд 9

-Методика изучения уровня внимания П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая -Тест «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозов -Задание «Пересказ произведения К. Паустовского «Заячьи лапы» Исследование регулятивных функций:

Слайд 10

-Задание «Способность выделять существенные признаки предметов » -Задание «Способность к обобщению » -Задание «Сравнение понятий » -Задание «Четвёртый лишний» Исследование познавательных функций:

Слайд 11

-Анализ отношений между понятиями (тест «Аналогия ») -Задание «Способность к анализу и синтезу« -Комплексный тест на выявление сформированности познавательных функций разработан Е.Н. Моргачёвой - Тексты и комплексные задания для выявления уровня сформированности смыслового чтения, готовности к работе с информацией.

Слайд 12

-Анкета «Изучение школьной мотивации » - «Шкала оценки речевых притязаний» В.А. Калягин -Анкета коммуникативных особенностей учащихся -Опросник «Оценка коммуникативных речевых навыков» Изучение коммуникативных действий

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Характеристики, признаки, виды поведенческого отклонения у подростков"

Отклоняющиеся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (законам, правилам, традициям и со...

Консультация для родителей "Признаки нарушений речи"

Советы логопеда родителям о первых тревожных "звоночках",    сигнализирующих о нарушении темпов речевого развития ребенка....

Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

В статье раскрывается вопрос о значении артикуляционной гимнастики и методике выполнения упражнений.Подобран комплекс артикуляционной гимнастики для практического использования родителями в домашних у...

Консультация для родителей "Речевое дыхание как основа правильного звукопроизношения"

Консультация для родителей о важности развития правильного речевого дыхания....

Консультация психолога "Основные признаки стрессового состояния у детей"

Консультация педагога-психолога для родителей и педагогов на тему "Основные признаки стрессового состояния у детей"...

Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хор...

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха - основа правильной речи"

Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Сформированный фонематический слух является залогом четкого произнесения звуков,  основой успешного освоения письм...