"Характеристики, признаки, виды поведенческого отклонения у подростков"
статья по теме

Кирсанова Наталья Владимировна

      Отклоняющиеся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (законам, правилам, традициям и социальным установкам). Синоним понятия «отклоняющееся поведение» является понятие «девиантное поведение».  Данная тема выбрана потому, что проблема отклоняющегося поведения современных подростков является одним из основных направлений социально-педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Характеристики,  признаки,  виды  поведенческого  отклонения  у  подростков».

ГКОУ «Детский дом г. Балашова»

Кирсанова  Наталья Владимировна, воспитатель

  Подростковый  возраст – характеризуют как переломный, полового созревания и формирования личности. Подросток осознает себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. Им нравятся острые ощущения, они любопытны,  не могут прогнозировать, стремятся к независимости, что часто приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.

     Поведение  подростка – внешнее  проявление  сложного  процесса становления  его  характера.  Серьезные  нарушения  поведения  нередко связанные  с  отклонениями  в  этом  процессе.  Нередко  эмоциональное развитие  детей  бывает  нарушенным,  а  в  поведении  возникают  отклонения.  В этой связи  довольно  часто  возникают  осложнения  психологического  развития. Большая  часть  этих  осложнений  является  лишь отклонением  от  нормы,  а  не  симптомом  психологического заболевания.

     Большая  общественная  важность  обсуждаемой  проблемы  становится особенно  очевидной  в период  построения  демократического  государства. Непростое  экономическое положение  страны,  крушение  прежнего мировоззрения  и  несформированность  нового  приводит  к  трудностям  и внутренним  конфликтам.

     Особенно  трудно  в  этот  период  подрастающему  поколению.  Среди подростков  усилился  нигилизм,  демонстративное  и  вызывающее  поведение по отношению  к  взрослым,  чаще  и  в  крайних  формах  стали проявляться  жестокость  и агрессивность.  Резко  возросла  преступность  среди  подростков.  Рост  подростковой  преступности увеличивается  темпами  роста  правонарушений.  Причем появляются  все  новые  виды  отклоняющегося  поведения.

     Подростки  участвуют  в  военизированных  формированиях  политических организаций  экстремистов,  в  рэкете,  сотрудничают  с  мафией,  занимаются  проституцией  и  сутенерством,  совершают  экономические преступления.

     Корректирование  отклоняющегося  поведения  современного подростка  возможно.  Необходимо  разбираться  не  только  в  сущности происходящих  общественных  процессов,  но  и  знать  норму патологического  поведения, психологические  факторы  трудновоспитуемости,  формы  проявлений  нарушения  поведения возрастные  особенности  психики.                                                                                                                                                          

     Известный  психолог  Р. Мертон,  автор  теории  «двойной  неудачи»,  считает,  что  если  молодой  человек  не  может  удовлетворить  своих потребностей  ни  в  легальной творческой деятельности,  ни в активной противоправной,  то  он  компенсирует  эти  недостатки  в такой деятельности,  которая  ведет  его  к  саморазрушению  как  личности».

     Таким  образом,  поведенческие  отклонения  подростков  имеют свою специфическую  природу. Среди  причин,  обуславливающих  различные отклонения,  выделяют: психобиологические, социально-психологические, психолого-педагогические факторы.  При  этом большую  роль  среди  указанных  причин  играют  особенности  характера. Знать  характер  подростка - значит  знать  те  существенные  для  него  черты,   которыми  определяет  его поведение.  В  характере  закрепляются привычные  мотивы  поведения,  наиболее  значимые  для  подростка отношения  к  окружающей  действительности,  другим  людям  и  самому себе. Каждому  подростку  присущи  одни  черты  и  несвойственные   другие. Черта,  представленная  у  разных  подростков,  проявляется  по-разному - у кого-то ярко, у кого-то слабо.  

     Итак,  рассмотрим  биологические факторы (неблагоприятная  наследственность;  органические повреждения  головного  мозга;  «пубертатный кризис»,  обусловленный неравномерностью  развития  сердечно - сосудистой  и  костно-мышечной систем,  отягощенный  физическим  самочувствием,  повышенной активностью  эндокринной  системы);

к  социально   - психологическим  факторам  следует  отнести  (нарушения воспитания подростка  в  семье;  школьная  дезадаптация;  подростковый кризис – это  пик «переходного  периода  от  детства  к  взрослости»; психическая  травма,  спровоцированная  различными  обстоятельствами: конфликты с  родителями,  с  друзьями,  переживание  семейных  разладов    и т.п.).

Психолого - педагогическое  предупреждение - это  система профилактических  мер,  связанных  с  устранением  внешних  причин, факторов  и  условий,  вызывающих  те  или  иные  недостатки  в  развитии детей.

     Подростковый  возраст – как  переходный  период  затягивается  в  основном из-за  большого  времени,  требуемого  для  усвоения «взрослых ролей». Для достижения  статуса  взрослости  подросткам  приходится  справляться   с  рядом  задач  развития  возникающих  на  этом  этапе  жизненного  пути.

     На  сегодняшний  день,  нет  единой  точки  зрения  на определение понятия девиантного  поведения,  и  насколько  оно  является  патологическим. Существуют  разные  подходы  к   определению  девиантного  поведения, которые  исходят  из  различного  понимания  нормы:  социологический, психологический  и  биологический.  Социологический  подход  определяет девиацию  как  отклонение  от  общепринятых,  усредненных  стереотипов поведения и  выделяет  два  типа  девиантного  поведения  созидающей  и разрушительной  направленности.  Девиантное  поведение  деструктивной направленности - совершение  человеком  или  группой  людей  социальных действий,  отклоняющихся  от  доминирующих  в  социуме  социокультурных  ожиданий  и  норм,  общепринятых   правил.  Вследствие этого  данный  подход  отождествляет  разрушительную  (асоциальную) девиацию  только  с  преступность - поведением,  уголовно  наказуемым, запрещенным  законом,  и  является  лишь  одной  из  форм  данного  вида девиантного  поведения.  Психологический  подход  рассматривает  девиацию  как  отклонение  от  естественного  для  конкретного  индивида поведения.  Поэтому  некоторые  ученые  считают  девиантным  поведение зацикленности  на  чем-то  одном,  хотя  оно  может  и  не  носить антисоциальный  характер. Социально-психологический  подход  объясняет причины,  влияющие  на  появление  отклоняющегося  поведения: девиантное  поведение - результат  сложного  взаимодействия  процессов, происходящих  в  обществе  и  сознании  человека.

     Тем  не  менее, характер отклонения  поведения  подростка  зависит, от того, как  он  научен  или  научен  вообще  отвечать  на  возникающие трудности:  путем  созидательных  или  разрушительных  действий,  каким образом  общество, макро - и микросоциум,  стимулирует  социально-инновационные,  созидательные действия  личности  или  же  наоборот,  не стимулирует их. Необходимо отметить возрастающую роль средств массовой информации,  как одного из социальных факторов,  пропагандирующих агрессивные формы поведения. Отклоняющееся: агрессивное  или  замкнутое поведение  подростков  является  одной  из  острейших  социальных  проблем нашего  времени.  Особую тревогу вызывает не  только  растущая отчужденность, повышенная  тревожность,  духовная  опустошенность  детей, но и  их  жестокость, агрессивность. Поведенческое  отклонение подростков становится  источником  душевных  страданий  не  только взрослых, но самих подростков,  которые  нередко  сами  становятся жертвами со  стороны  сверстников.

Взрослые  нередко сами  провоцируют агрессивное поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самой  распространенной  мерой  борьбы  с поведением  подростка часто являются различные санкции (двойки, замечания, выговор родителям, а нередко крик), что вызывает у многих детей чувство безнадежности  и  раздражения  из-за  того, что взрослые совершенно не хотят понять его  и  помочь,  научить  справляться с  собой, контролировать себя. Задача современного педагога состоит именно в том, чтобы - установить доверительные отношения с  подростком  и способствовать его развитию, а также создать благоприятные условия для саморазвития и становления самосознания.

Библиографический список:

1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

2. Гилинский Я.И. Творчество: норма пли отклонение? // Социологические исследования. 1990. № 2.

3. Егорова Т.Е. Психологическая культура руководителя. - Нижний Новгород, 2003г.

4. Егоршин А.П. Перспективы развития образования россии в XXI в. // Университетское управление. 2000. № 4(15).

5. Исакова О.А. Контролировать - значит управлять // Президентский контроль информационный бюллетень, № 9, 2000г.

6. Клячко Т.Л. Мифы, легенды и реальность российского высшего образования // Население и общество. 2004. №164

7. Компьютеризация общества: плюсы и минусы (статья) http://www.cryptography.net.ru

8. Кудрявцева В. Н. Социальные отклонения. Москва 1989.

9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru

10. Проблемы, успехи и трудности переходной экономики / Под. ред. А.М. Портного; Сер. "Новая перспектива". Вып. 16. М.: МОНФ, 2000.

11. Смирнова Е.Э. Социальная норма и возможности ее измерения. // Социологические исследования. 1999. № 1.

12. Сорокин П.А. Причины войны и условия мира. // Социологические исследования. 1993. № 12.

13. Сорокин П. А. Социология вчера, сегодня и завтра // // Социологические исследования. 1999, №7.

14. Сельская О.В. Совершенствование социального контроля в филиале вуза // Транспортное дело России. Специальный выпуск. - , 2006. - № 8.

15. Смольков В.Г. Социальный контроль//Социально-гуманитарные знания, №4, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Признаки надвигающейся беды. Проблемы современного подростка»

Общешкольный родительский лекторийпо профилактике употребления психоактивных веществ подростками...

Сравнительная характеристика основных видов деятельности ученика и учителя при реализации требований ГОС и ФГОС.

В 2015 г. учебном году средняя школа переходит на ФГОС. Как изменится деятельность учителя и ученика? Один из вариантов!...

«Потребность саморазвития как характеристика социально-психологической ситуации личностного развития подростка»

Цель воспитания в современных отечественных условиях - это развитие потребности и способности личности к саморазвитию. Развитие личности осуществляется в про...

Программа по устранениб поведенческих отклонений у детей.

В программе представлены игры и упражнения, направленые на профилактику, коррекцию поведения у детей и подростков....