Привитие у учащихся из специальных (коррекционных) классов VII вида интереса к урокам русского языка и литературы
опыты и эксперименты на тему

Большакова Светлана Юрьевна

Предварительный просмотр:

Привитие у учащихся из специальных (коррекционных) классов

VII  вида интереса к  урокам русского языка и литературы

      С каждым годом растет число детей, относящихся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Почти в каждой общеобразовательной организации есть специальные (коррекционные) классы VII  вида для детей с задержкой психического развития. Очень важно адаптировать таких обучающихся к жизни, привить им навыки социализации, стать полноправными членами общества. Но до сих пор для них нет  специальных учебников, программ, пособий, что вызывает трудности методического характера у учителей, работающих  с данной категорией учащихся. Приходится прикладывать немало усилий для адаптации имеющихся учебных и методических пособий для занятий с учащимися,  чтобы они овладели базовыми знаниями, умениями и навыками. Но более сложной задачей является организация работы таким образом, чтобы школьники с ограниченными способностями поверили в свои возможности, испытали радость и удовлетворение от занятий  на уроках, полюбили чтение.  

       Одна из главных задач в работе с учащимися ОВЗ – сделать   процесс обучения оптимально доступным, захватывающим, интересным. Для этого  использую в своей практической деятельности традиционные, но адаптированные для данной категории детей формы, активно изучаю опыт коллег, учёных, методистов, разрабатываю свои.

       Моя педагогическая практика и результаты работы  показали, что наиболее эффективными  в привитии интереса к предметам являются следующие методы и направления деятельности.

Создание  атмосферы успеха и уверенности

      За редким исключением, дети из специальных (коррекционных) классов VII вида не имеют успехов в учёбе,  но их неудачи в освоении школьных дисциплин не всегда связаны с отсутствием желания учиться, чаще – с недостатком способностей, нашими ошибками в организации учебного  процесса. Поэтому в работе с этими ребятами я создаю ситуацию успеха, атмосферу уверенности в своих возможностях. Чтобы это произошло, задания подбираю по силам, потому что упражнения, вызывающие  трудности, отбивают у учащихся желание их выполнять. Систематически возвращаюсь к ранее изученному материалу сначала через короткие, а затем все более длительные промежутки времени, постоянно контролирую и оцениваю знания обучающихся.  Учу детей с ОВЗ проверять качество своей работы, как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату, одновременно развивая потребность в самоконтроле, в осознанном отношении к выполняемой работе, для чего на уроках отвожу специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания. Обязательным условием  моего урока является четкое обобщение каждого его этапа (проверка выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.). Новый учебный материал  объясняю по частям. Вопросы ставлю четко и ясно; уделяю большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправляю, а обязательно разбираю совместно с учеником.

        Правильные ответы, успех  при выполнении заданий вызывают у детей с ОВЗ положительную мотивацию, они проявляют интерес к дальнейшей работе, активно отвечают.  

Использование на уроках по развитию речи творческих заданий

В процессе выполнения творческих заданий учащиеся  воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки  и учатся ими свободно оперировать в разнообразной практической деятельности. Выполнение творческих заданий характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся. В своей практике большое внимание сосредотачиваю на содержании текстов, предлагаемых для упражнений творческого характера: они должны быть понятными, близкими, интересными, отражающими мир детей. С интересом  учащиеся ОВЗ работают с текстами о школьной жизни. Предлагаю детям писать  на свободные темы – о чём хотят, что их больше всего волнует. При посещении различных мероприятий,  выставок, даю задание в нескольких предложениях выразить свои эмоции, впечатления от увиденного и услышанного.

       Часто практикую сочинения-миниатюры. Этот вид деятельности является важной составляющей в развитии речи. Кроме того, мы читаем и анализируем  миниатюры известных писателей и публицистов. На классических образцах попутно усваиваем использование в своих работах  изобразительно-выразительные средстваязыка, учимся наблюдать за художественным словом.

       У школьников из специальных (коррекционных) классов  VII  вида большое затруднение вызывает сжатие текста, поэтому стараюсь как можно чаще давать упражнения на выделение ключевых слов, главной мысли, определение микротем. Для развития  устной диалогической речи  практикую воспроизводящие беседы. Для детей с ОВЗ очень важно развивать этот навык, потому что они затрудняются во время  устных ответов на уроках, общения  со взрослыми, друг с другом чётко, последовательно, точно высказывать свои мысли.

Роль игровых  и соревновательных элементов, наглядности в формировании положительных мотиваций.

       На уроках для поддержания интереса к изучаемым предметам активно включаю игровые элементы, развивающие творческое мышление, способствующие формированию умения составлять связный текст. В ходе дидактической, ролевой игры ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют. Игра значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. Например, практикую такие игры: «Кто больше всех подберёт прилагательных, характеризующих сегодняшнюю погоду», «Кто больше всех подберёт существительных, обозначающих животных»,  «Кто больше всех найдёт в тексте местоимений», «Кто  правильнее всех сумеет расставить знаки препинания».

         Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее переключаю детей с одного вида деятельности на другой, старюсь разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой обучающихся поддерживаю применением интерактивной доски, использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов.

 Участие в творческих конкурсах

       Когда   начинала работать с такими учащимися,  честно признаюсь, что моя задача заключалась лишь в том, чтобы поддерживать на уроке  их рассеянное внимание и дисциплину, подробно и доступно, с многократным повторением объяснять разделы грамматики. И только со временем я пришла к выводу, что можно и нужно идти дальше: ведь у детей с ЗПР потенциально сохранены возможности интеллектуального развития. Но им необходимо создать особые индивидуальные условия для обучения, развития, воспитания: идти с ними пошагово, поддерживать на каждом этапе работы. Шаг за шагом мы шли вперёд, появились первые успехи, которые очень окрыляли моих неуспешных подопечных.  Сейчас  вовлекаю обучающихся  в олимпиадное движение по русскому языку и литературе и добиваюсь хороших результатов: Всероссийская дистанционная олимпиада «Знания без границ», «Летописец»,  Международная  олимпиада проекта intolimp.org по русскому языку, Международная олимпиада «Наш родной язык - русский», Международная  олимпиада по основам наук в УрФО. Международный конкурс по русскому языку «Кириллица»,  Международный конкурс-игра по русскому языку и языкознанию «Русский медвежонок – языкознание для всех».

       Таким образом,  участие в творческих конкурсах позволяет учащимся с задержкой психического развития  повысить работоспособность, активизировать  познавательную и творческую  деятельность, развить  навыки самостоятельной работы с  различными источниками, справочной и художественной литературой,  расширить кругозор, а самое главное – преодолеть негативные особенности эмоционально-личностной сферы: дети этой категории очень восприимчивы к успеху, радуются своим удачам. Но достичь их они могут только в тесном тандеме с учителем.

Заключение

        Ведение уроков в школах, в классах для детей с ОВЗ требует от учителя большого внимания. Требуется большее количество усилий, чтобы дети полюбили его предмет,  важен строгий  индивидуальный учёт психофизических особенностей детей, умение предложить материал, который бы заинтересовал ребёнка. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал учитель должен ему объяснить на индивидуальных занятиях.

       Таким образом, успех овладения русским языком и литературой  учащимися с ОВЗ  может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий,  которые помогут учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные презентации в воспитании интереса к русскому языку и литературе

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных.       ...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Привитие у учащихся из специальных (коррекционных) классов VII вида интереса к урокам русского языка и литературы.

В статье содержится материал из опыта работы с учащимися с задержкой психического развития. Данная категория детей с ОВЗ  при умелой поддержке со стороны  педагога способна участвовать в сам...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Специальная (коррекционная) рабочая программа по русскому языку для 7 класса (Ладыженская, Баранов) на 154 часов (для детей с ОВЗ, 8.1)

Специальная (коррекционная)рабочая программа по русскому языку в 8 классе для обучающихся с ОВЗ (8.1) рассчитана на 102 часа (34 учебных недели, 3 часа в неделю). Разработана специально для обучающихс...

Специальная (коррекционная) рабочая программа по русскому языку для 8 класса (Ладыженская, Баранов) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 8.1)

Специальная (коррекционная)рабочая программа по русскому языку в 8 классе для обучающихся с ОВЗ (8.1) рассчитана на 102 часа (34 учебных недели, 3 часа в неделю). Разработана специально для обучающихс...