Привитие у учащихся из специальных (коррекционных) классов VII вида интереса к урокам русского языка и литературы.
статья на тему

Чернухина Елена Николаевна

В статье содержится материал из опыта работы с учащимися с задержкой психического развития. Данная категория детей с ОВЗ  при умелой поддержке со стороны  педагога способна участвовать в самых различных творческих проектах и добиваться высоких результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Привитие у учащихся из специальных (коррекционных) классов

VII  вида интереса к  урокам русского языка и литературы

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы высшей категории

 МОУ «СОШ №4» г.Железногорска Курской области 

Чернухиной  Елены Николаевны

Содержание

№ п/п

Наименование

Страница

I..

Введение. Актуальность вопроса

2-3

II.

Направления деятельности, способствующие привитию интереса к изучению предметов

3-13

1)

 Создание  атмосферы успеха и уверенности

3

2)

Использование на уроках по развитию речи творческих заданий

3-5

3)

Роль игровых  и соревновательных элементов, наглядности в формирования положительной мотивации.

5

4)

Работа над личностными и психофизическими  качествами школьников.

5-6

5)

Вовлечение во внеклассную работу по предметам.

6-7

6)

Участие в творческих конкурсах.

7-12

III.

Заключение.

13

IV.

Приложения.

14- 62

I. Введение.  Актуальность вопроса.

       С каждым годом учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  не становится меньше. Почти в каждой общеобразовательной школе есть специальные (коррекционные) классы VII  вида для детей с задержкой психического развития. Но до сих пор для них нет  специальных учебников, программ, пособий, что вызывает трудности методического характера у учителей, работающих  с данной категорией учащихся.

    Приходится прикладывать немало усилий для адаптации имеющихся учебных и методических пособий для занятий с учащимися,  чтобы они овладели базовыми знаниями, умениями и навыками. Но более сложной задачей является организация работы таким образом, чтобы школьники с ограниченными способностями поверили в свои возможности, испытали радость и удовлетворение от занятий  на уроках, полюбили чтение.  Всё это заставляет более тщательно подходить к применению  имеющихся подходов, искать новые пути взаимодействия  с учениками с ОВЗ.

     Как показывает практика, в преподавании русского языка и литературы одной из серьезных проблем школы является снижение к 7-8 классу интереса учащихся к изучению предметов и, как следствие, снижение грамотности, общей культуры.

      В  работе «Привитие у учащихся из специальных (коррекционных) классов VII  вида интереса к  урокам русского языка и литературы»  представлен опыт, который я успешно реализую на практике.

      Одна из главных задач в работе с учащимися ОВЗ – сделать   процесс обучения оптимально доступным, захватывающим, интересным. Для этого я использую в своей практической деятельности традиционные, но адаптированные для данной категории детей формы, активно изучаю опыт коллег, учёных, методистов, разрабатываю сама.

     Моя педагогическая практика и результаты работы  показали, что наиболее эффективными  в привитии интереса к предметам являются следующие методы и направления деятельности.

Направления деятельности, способствующие привитию интереса к изучению предметов

1) Создание  атмосферы успеха и уверенности

     За редким исключением, дети из специальных (коррекционных) классов VII вида не имеют успехов в учёбе,  Но их неудачи в освоении школьных дисциплин не всегда связаны с отсутствием желания учиться, чаще – с недостатком способностей, нашими ошибками в организации учебного процесса. Поэтому очень важно в работе с этими ребятами создать ситуацию успеха, атмосферу уверенности в своих возможностях. Чтобы это произошло, задания необходимо подбирать по силам, потому что упражнения, вызывающие трудности, отбивают у учащихся желание их выполнять. С большим интересом дети делают надписи к рисункам, находят средства художественной выразительности в небольших фрагментах текста, выбирают из предложенных характеристик те, которые подходят к определённому герою и т.д. Правильные ответы, успех  при выполнении заданий вызывают у детей с ОВЗ положительную мотивацию, они проявляют интерес к дальнейшей работе, активно отвечают.

2) Использование на уроках по развитию речи творческих заданий

В процессе выполнения творческих заданий учащиеся  воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки  и учатся ими свободно оперировать в разнообразной практической деятельности. Выполнение творческих заданий характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся. В своей практике широко использую сочинение по началу, по концу, по пословице, сочинения-миниатюры, по аналогии, по наблюдениям учащихся. Перед выполнением данных упражнений даю учащимся подробный инструктаж, схемы-опоры, образцы. Постепенно овладевая техникой выполнения данных работ, учащиеся становятся более самостоятельными .

Большое внимание сосредотачиваю на содержании текстов, предлагаемых для упражнений творческого характера: они должны быть понятными, близкими, интересными, отражающими мир детей. Как правило,  это тексты о природе, из жизни известных людей, из жизни животных,  растений. С интересом  учащиеся ОВЗ работают с текстами о школьной жизни, нравственных качествах личности, широко использую краеведческие материалы. Стараюсь использовать тексты различных стилей: художественного, публицистического, научного.

      Предлагаю детям писать  на свободные темы – о чём хотят, что их больше всего волнует, пробуем вести  творческие дневники, где они в течение трёх дней, недели (большее количество времени вызывает затруднение) рассказывают о своих событиях,  впечатлениях, ощущениях, связанных, например, с первой неделей зимы, каникул и т.д. При посещении различных мероприятий,  выставок, музеев, просмотре кинофильмов, спектаклей даю задание в нескольких предложениях выразить свои эмоции, впечатления от увиденного и услышанного.

     В 5-6 классах часто практикую сочинения-миниатюры. Этот вид деятельности является важной составляющей в развитии речи, после овладения им учащиеся подходят к большим работам. Ученики пишут мини-высказывания на лингвистические  темы, письменно объясняют  смысл фразеологизмов, пословиц. Кроме того, мы читаем и анализируем  миниатюры известных писателей и публицистов. На классических образцах попутно усваиваем использование в своих работах  изобразительно-выразительные средства языка, учимся наблюдать за художественным словом.

       У школьников из специальных (коррекционных) классов  VII  вида большие затруднения вызывает сжатие текста, поэтому стараюсь как можно чаще давать упражнения на выделение ключевых слов, главной мысли, определение микротем. Для развития  устной диалогической речи  практикую воспроизводящие беседы. Для детей с ОВЗ очень важно развивать этот навык, потому что они затрудняются во время  устных ответов на уроках, общения  со взрослыми, друг с другом чётко, последовательно, точно высказывать свои мысли, часто употребляют слова-паразиты.

 3) Роль игровых  и соревновательных элементов, наглядности в формирования положительной мотивации.

      На уроках в среднем звене  для поддержания интереса к изучаемым предметам следует  активно включать игровые элементы, развивающие творческое мышление, способствующие формированию умения составлять связный текст. В ходе дидактической, ролевой игры ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют. Игра значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. Например, практикую такие игры: «Кто больше всех подберёт прилагательных, характеризующих сегодняшнюю погоду», «Кто больше всех подберёт существительных, обозначающих животных»,  «Кто больше всех найдёт в тексте местоимений», «Кто  правильнее всех сумеет расставить знаки препинания». Кроме того,  включаю в урок загадки, инсценировки, викторины, репродукции, иллюстрации, музыкальные произведения или их фрагменты,  презентации,  Поручаю учащимся подобрать  этот материал в библиотеке или  в Интернете, вместе с ребятами мы можем изменить содержание, иллюстрации.

4) Работа над личностными  и психофизическими качествами

      Известно, что у учащихся из специальных (коррекционных) классов VII вида их индивидуальные особенности накладывают отпечаток на характер, манеру поведения, общения. Это тоже влияет на их познавательную активность. В силу своей закомплексованности, стеснительности, замкнутости  они стесняются участвовать в инсценировании, выразительном чтении, боятся ответить неправильно,  поэтому приходится работать над личностными качествами школьников, вселять в них уверенность.

    Внимание школьников  из специальных (коррекционных)  классов VII  вида непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму,  поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка подчиняется воспитанию культуры внимания, для чего подбираются специальные упражнения.  

    Залогом успешного обучения является и хорошо развитая память. У детей данной категории преобладает механическая память над логической, что не позволяет им в полном объёме усваивать материал. В рамках уроков и во внеурочной деятельности  веду работу по развитию памяти: даю задания, которые требуют запоминания: пересказ, сжатие текста, заучивание наизусть.           Для формирования логической  памяти использую схемы, алгоритмы, таблицы, планы,  которые помогают ребятам подойти к выводам, обобщениям,  с опорами сделать это гораздо легче.

    Кроме того, в этих вопросах я активно  взаимодействую с педагогом-психологом.

5) Вовлечение во внеклассную работу по предметам

        Как уже было сказано выше, для большинства  учеников из специальных (коррекционных) классов  VII  вида редко русский язык и литература  являются любимыми. А уже к 7-8 классам интерес к  их изучению пропадает практически у всех.  Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. И именно в этот период с помощью внеурочной работы, являющейся составной частью профессиональной деятельности учителя,  можно поддерживать и  развивать  у школьников интерес к русскому языку и литературе.

И хотя  этот интерес развивается прежде всего на уроках, но  именно внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. А в более свободных рамках по сравнению с уроком это проходит даже более эффективно.

Виды и формы внеклассной работы по русскому языку отличаются своим многообразием. В течение нескольких лет я веду кружок юных журналистов «Пёрышко»,  участниками которого являются и мои учащиеся из специальных (коррекционных) классов VII  вида. Ребята совершают со мной экскурсии по литературно-историческим местам, мы посещаем музеи, театральные представления, выставки, библиотеки, редакции газет. Конечно, приходится очень тщательно проводить подготовительную работу, чтобы дети сумели понять спектакль, оценить картину, выбрать нужную литературу.

6) Участие в творческих конкурсах

     Когда  я начинала работать с такими учащимися,  честно признаюсь, что моя задача заключалась лишь в том, чтобы поддерживать на уроке  их рассеянное внимание и дисциплину, подробно и доступно, с многократным повторением объяснять разделы грамматики. И только со временем я пришла к выводу, что можно и нужно идти дальше: ведь у детей с ЗПР потенциально сохранены возможности интеллектуального развития. Но им необходимо создать особые индивидуальные условия для обучения, развития, воспитания: идти с ними пошагово, поддерживать на каждом этапе работы.

     Если такие ученики не могут составить конкуренцию на олимпиадах, то почему бы не попробовать  участвовать с ними в предметных творческих конкурсах и проектах? Признаюсь, что первые шаги были довольно сложными. Увлечь языком, историей, литературой тех, кто порой едва справляется с чтением текста,  это огромный труд. Шаг за шагом мы шли вперёд, появились первые успехи, которые очень окрыляли моих неуспешных подопечных. Приведу конкретные  примеры из своей  практики.

    Интересным опытом было создание с учащимися 7-ого класса творческого проекта «Домашние питомцы – герои наших рассказов», которому мы посвятили  целую четверть. Нужно заметить, что многие дети из специальных (коррекционных) классов VII  вида более  искренно и доброжелательно относятся к живности. Они не брезгуют бездомными, забирают их домой,  играют с ними, выгуливают  животных. Практически в каждом доме есть питомец, а то и не один. Словом, тема близкая и понятная – это очень важно для детей с ЗПР. Но как рассказать о своём любимце так, чтобы это было интересно всем? Решением этого вопроса мы и занялись.

   Конечно, на помощь нам пришли классики: мы вспомнили те произведения, что дети читали раньше. Это бессмертные  «Каштанка» А.Чехова, «Белый пудель» А.Куприна. Затем я ознакомила ребят с рассказами своего любимого писателя Юрия Яковлева, героями которых  являются животные: «Багульник», «Стриженый чёрт». Во время анализа произведений я просила учеников обращать внимание на то, как авторы  описывают внешний вид животных, их повадки, характер,  особо останавливались на историях, которые происходили с питомцами.  Кроме того, ребята в течение двух недель вели дневники наблюдений за своими  домашними животными, подмечая интересные факты, и даже фотографировали их.

    Вместе с учениками мы составили план:  опора для детей из специальных (коррекционных) классов VII  вида, как было сказано выше,  является необходимым элементом в создании творческой работы. Потом подобрали художественные средства, которые можно использовать в сочинении-описании животного. Следующим этапом была самостоятельная работа с использованием собранных материалов. Приведу пример одного сочинения о питомце, опубликованное в городской газете «Эхо недели» в рубрике «За живое» (Приложение №1)

      Удачным было участие в областном конкурсе сочинений «Мой самый дорогой человек» среди детей-сирот. Работы мы создавали в тесном тандеме: я, мои ученики и их опекуны. Вначале мы с ребятами  выяснили, как они понимают эту тему, какую идею нужно донести в своей работе, как собрать материал, в каком порядке его расположить. Когда учащиеся, согласно моей инструкции,  изложили свои мысли на бумаге, работы оказались однотипными, как кирпичи,  сухими, маловыразительными. Одним словом, как я ни старалась на подготовительном этапе, результаты оказались ниже среднего.  Я стала искать другие пути и решила с каждым ребёнком побеседовать индивидуально.

    Прошу детей рассказать устно об их отношениях со взрослыми, об интересных семейных историях. Я задавала наводящие вопросы, а ребята отвечали на них развёрнутыми ответами, всё это записывалось на диктофон (с разрешения детей и взрослых). Эмоциональный накал во время этих бесед был настолько сильным, что мы все  не могли сдерживать слёзы. Эти результаты превзошли все мои ожидания: из ответов детей складывались живые и любимые образы тех, кто поддержал  их в трудную минуту, кто помог обрести новую семью. Так появился второй вариант сочинений, отличающийся интересными фактами, индивидуальностью, особым настроением.

   Следующим этапом работы стало выполнение задания опекунами, которых я тоже попросила  вместе с детьми вспомнить и записать самые яркие  эпизоды из их совместной  с воспитанниками жизни. Следует заметить, что взрослые откликнулись на эту просьбу с удовольствием, у них была потребность поделиться с кем-то своими радостями и печалями. Воспитанники  принесли домашние  записи. Затем я с каждым ребёнком индивидуально  обсудила материалы,  мы выбрали самые интересные эпизоды. Вместе с учениками подобрали средства выразительности, форму подачи,  и ребята на основе собранных, отредактированных материалов создали свои работы, на мой взгляд, довольно искренние и выразительные. В них дышит любовь и благодарность к тем, кто для них является самым дорогим человеком. Приведу в пример две работы учащихся из 8-ого специального коррекционного класса VII  вида, которые на конкурсе были отмечены призовыми местами, и очень понравились тем, кому они были адресованы. (Приложение №2)

       С учеником 9-ого специального (коррекционного) класса VII  вида мы приняли участие во Всероссийском конкурсе «Святые заступники Руси», посвящённом князю Владимиру. Здесь  я тоже исходила из интересов ребёнка и целью ставила  его дальнейшее развитие. Он воспитывается в православной семье, посещает храм и с малых лет прислуживает алтарником. Будучи  глубоким, чувствительным ребёнком, по характеру Вадим очень робкий и стеснительный, не может полноценно выразить себя. На моё предложение ученик откликнулся положительно, но с сомнением, которое я тут же развеяла. Здесь нужно отметить, что, предлагая  своим воспитанникам подобного рода  проекты, я им гарантирую свою поддержку, что  крайне важно для детей с ограниченными возможностями  здоровья – они очень теряются в информационном, творческом пространстве. Вместе мы наметили план, по которому решили создавать работу. За основу решили взять жития святых, рассказы священнослужителей, интернет-порталы для православных, исторические статьи. Так ученик более подробно ознакомился с Крестителем Руси и уже имел чёткое представление об этой противоречивой личности. Первый этап работы прошёл успешно. Вадик рассказал в семье о князе Владимире, написал о нём, как требовало задание, 5 страниц. Получилось понятно, доступно – материал заинтересовал подростка. Кажется, что поставленная  задача была решена,  и идти дальше уже было некуда. Отчасти это так. Но это конкурс.  Я предложила ученику перед тем, как размещать материалы на сайте конкурса «Святые заступники Руси», ознакомиться с работами других детей. И когда он прочитал несколько, то немного огорчился: сочинения были такими же, как и у него. Что же здесь придумать? И я стала объяснять Вадиму, что   нужно придумать другую форму подачи. Мы нашли её: это заметки путешественника: «Путешествие по местам, связанным с именем князя Владимира», куда был «уложен» весь материал. К каждой главке ученик  с моей помощью подобрал эпиграф, соответствующий микротеме,  что придало работе стройность и законченность. Во время этого поиска мой воспитанник многому научился и был очень рад, когда  получил диплом патриархата. Я радовалась не меньше, и победа на олимпиаде природой одарённого ученика  меркнет перед той, которую одержал мой учащийся из специального (коррекционного) класса. Я приведу эту работу. (Приложение №3)

     В 9-ом же классе мы с учащимся Алексеем замахнулись на исследовательскую работу, посвящённую нашему земляку – краеведу, литератору, журналисту.  Нужно отметить, что в глазах коллег это выглядело настоящей авантюрой. Забегая вперёд, скажу, что на областном конкурсе работа заняла первое место, а  ныне парень получает образование на гуманитарном отделении колледжа. Но для этого пришлось проделать трудный путь. Как всегда, был составлен план. Для начала необходимо было ознакомиться со структурой исследовательской работы, что не вызвало поначалу у моего подопечного никакого интереса. Мне  приходилось терпеливо и настойчиво объяснять ему все этапы исследования, с большим трудом  это было усвоено учеником. Но затем пошёл сбор материалов, и подросток оживился: мы работали в архивах краеведческого музея, посетили городские библиотеки, взяли интервью у героя исследования, присутствовали на заседании литературного объединения «Автограф», которым он руководит. Кроме того, у нас состоялись беседы с людьми, работающими вместе с ним, являющимися его друзьями. В музейном, библиотечном, личном архивах нами были отобраны фотоматериалы и копии различных документов, связанных с жизнью литератора. Собранный материал был расположен согласно пунктам содержания, оформлен по правилам исследовательской работы. Участвуя в исследовании,  учащийся приобрёл полезные навыки и знания, попробовал себя в новом виде деятельности. Затем мы вместе с ним участвовали в областной  конференции  по итогам конкурса исследовательских работ. (Приложение №4)

    С учащейся 9 класса Валерией мы подготовили работу для городского конкурса школьных сочинений «Моя семья в Великой Отечественной войне». Эта тема сложна тем, что в семьях современных школьников уже не осталось самих участников войны и даже их детей. Основные сведения поступают со слов внуков, то есть родителей наших учеников. Валерия интересуется историей рода, многие воспоминания сохранила от уже покойной бабушки. К тому же,  их родовое село находится в уникальном месте: летом 1943 года там шли кровопролитные сражения Курской дуги. В ходе работы над сочинением мы ознакомились с историей села Молотычево Фатежского района, где в 1943 году располагалась высота 269 - так именовали это место в военных сводках. Учащаяся побеседовала со своим дядей, который стал спонсором будущего мемориала «Поклонная высота 269». Сочинение было написано по воспоминаниям, впечатлениям родных ученицы и её самой, кроме того, были использованы архивные данные из истории Курской битвы. Городским жюри эта работа была отмечена дипломом 1-ой степени и направлена на  региональный  этап.

(Приложение №5)

    Таким образом,  участие в творческих конкурсах позволяет учащимся с задержкой психического развития  повысить работоспособность, активизировать  познавательную и творческую  деятельность, развить  навыки самостоятельной работы с  различными источниками, справочной и художественной литературой,  расширить кругозор, а самое главное – преодолеть негативные особенности эмоционально-личностной сферы: дети этой категории очень восприимчивы к успеху, радуются своим удачам. Но достичь их они могут только в тесном тандеме с учителем.

 III. Заключение

От учителя, работающего с учащимися с ОВЗ,  требуется большее количество усилий, чтобы дети полюбили его предмет,  важен строгий  индивидуальный учёт психофизических особенностей детей, умение предложить материал, который бы заинтересовал ребёнка.  Задания, предполагающие использование продуктивных видов деятельности,  вызывают у большинства детей  из специальных (коррекционных) классов выраженный интерес, сосредоточенность внимания, активность, учащиеся стремятся завершить начатое дело до конца.                                                                          

Таким образом, успех овладения русским языком и литературой  учащимися с ОВЗ  может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий,  которые помогут учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повысят общий культурный уровень школьников, вызовут стойкий интерес к предмету, выработают художественный вкус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные презентации в воспитании интереса к русскому языку и литературе

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных.       ...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"

Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Специальность СПО социально-экономического профиля; Дисциплина: Русский язык и Литература. Русский язык

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного общего образования), утвержденным  приказ...

Привитие у учащихся из специальных (коррекционных) классов VII вида интереса к урокам русского языка и литературы

С каждым годом растет число детей, относящихся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Почти в каждой общеобразовательной организации есть специальные (коррекционные) ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...