Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"
статья по литературе (9 класс) по теме

Ершова Валентина Николаевна

Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС."  Ершова В.Н.

            Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что наши ученики должны быть здоровы не только физически, но и нравственно. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, школы и общества в целом. Как требует ФГОС программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. В наше время, к сожалению, не соблюдается в процессе воспитания историческая преемственность поколений. Дети лишены возможности брать примеры с людей, живших в прошлом. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что только родители ответственны за воспитание своих детей. А школа является их верным помощником в этом нелегком деле. Поэтому в рамках нашей школьной методической темы по здоровьесбережению учащихся я посчитала нужным предложить ребятам 7 А класса, в котором я являюсь классным руководителем, сделать исследовательский проект на тему "Моя родословная". Современные дети не знают своего генеалогического древа, уходящего корнями в глубь веков. В лучшем случае они владеют отрывочными сведениями о судьбе своих прабабушек и прадедушек. Не знают они ничего и о происхождении своей фамилии. Именно поэтому я посчитала такой важной тему исследования истории своего рода. Целью нашего проекта стало желание дать представление о понятиях «род», «родители», «родные», «семья»; узнать о происхождении фамилии своего рода; укрепить семейные узы. Наш проект создавался в юбилейный год – год празднования четырехсотлетия дома Романовых, царствующей в России династии, свергнутой и безвинно убиенной всей семьи последнего русского царя Николая Второго в 1918 году. Семья эта была дружная, семейные узы в ней были крепки, она много занималась благотворительностью. Многие полезные дела этой семьи не мешает взять на вооружение и современным семьям. Довольно большое количество представителей дома Романовых стали известными людьми, приумножившими славу своего рода. Семьи учащихся нашего класса не стали столь известными, как семья последних русских царей. Но это нисколько не умаляет достоинств каждой семьи, поскольку и в судьбе этих людей было много тяжких и трагических испытаний, разделивших их с судьбой своей страны, новой России. Тем интереснее становилось работать над нашим проектом. Полтора месяца учащиеся увлеченно добывали сведения о происхождении своей фамилии, о близких и дальних родственниках, как по отцовской линии, так и по материнской, об истории жизни своих прабабушек и прадедушек. К созданию проекта были подключены и родители учеников, с которыми вместе ребята пересмотрели семейные альбомы, нашли старые фотографии, относящиеся к началу двадцатого века и бережно сохраняемые в семье, узнали много нового и интересного из жизни своих родственников и о некоторых из них написали домашние сочинения. Также было создано каждой семьей свое семейное родословное древо. Все эти найденные, а до этого момента малоизвестные, а в некоторых семьях и неизвестные факты мы собрали воедино и сделали презентацию классного проекта под названием "Моя родословная". В итоге проект получился интересным и насыщенным многими историческими деталями. Благодаря такой работе укрепляются семейные связи и ребята через историю своей семьи узнают и историю своей страны. Так мы растим патриотов.

Над проектом «Моя родословная» мы с учащимися и их родителями продолжили работать и в 9 классе. Весь 2015 год проходит под знаком празднования знаменательной даты – 70-летия Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. В мае 2015 года, когда ребята заканчивали 8 класс, мы принимали участие в школьном мероприятии – создании большой Звезды Памяти, на которую были наклеены маленькие звездочки с фамилиями воинов, участников Великой Отечественной войны, чьи потомки учатся в нашем классе. Еще ребята написали сочинения об участии своих предков в сражениях Великой Отечественной войны. Также мы решили написать письма прадедушкам со словами нашей благодарности за добытую победу, сложить их в виде фронтовых треугольников и зачитать на презентации нашего проекта в 9 классе. В сентябре 2015 года на родительском собрании я объявила о продолжении нашего классного проекта «Моя родословная» и попросила родителей помочь своим детям собрать материал по теме «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Главной целью второй части нашего проекта стало показать взаимосвязь личной истории и истории семьи с историей нашей страны. Каждая семья наших учащихся пережила это трагическое время несмотря на тяжкие лишения и потери, лишилась многих своих членов, но выжила, выстояла наперекор всем трудностям, закалилась, стала сильнее и сплоченнее, вырастила и воспитала детей, восстановила из пепелищ разрушенные города и села. К сожалению, не все бабушки захотели вспомнить те далекие и трудные годы, свое полуголодное послевоенное детство, раннее сиротство. А это значит, что в каком-то месте прервалась тоненькая ниточка, связывающая те, уже ушедшие поколения, и поколение нынешнее, которое не узнает что-то важное и удивительное, не переданное им бабушками. Тем ценнее для нас всех то, что мы еще можем успеть узнать о судьбе наших предков, то, как они жили, трудились, защищали нашу Родину и передали ее нам свободной и независимой. А мы, их потомки, обязаны свято беречь нашу Россию, преумножать ее славу, чтить переданные традиции и быть достойными памяти всех тех, кто погиб на полях Великой Отечественной войны, защищая жизнь всех последующих поколений. Надеюсь, что в конце проекта учащиеся и их родители, прежде всего для себя, дадут правильный ответ на поставленный проблемный вопрос: зачем человеку нужно знать свою родословную? Уверена, что такие проекты как наш, необходимы подрастающему поколению, потому как на знании своих корней, истории своих предков и зиждется нравственное здоровье всей нации.

Использованная литература:

ФГОС основного общего образования.



Подписи к слайдам:

Школа - это прежде всего книга, а воспитание прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения. В.А. Сухомлинский
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Что такое нравственность? Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков, следование устоявшимся традициям. Что такое духовность? Это устремленность личности к избранным целям; ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира, и, прежде всего, самого себя.Проблема духовно — нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях стала особенно важна.
Воспитание школьника происходит в повседневной жизни и деятельности…Накопление нравственных знаний составляет основу для выработки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственного поведения.Вооружения нравственными значениями важно…Нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия или линии поведения в соответствии с нормами морали.Нравственное просвещение учащихся осуществляется прежде всего в процессе обучения.
принимай и понимай ребенка таким, каков он есть;помогай ребенку, когда он нуждается в твоей помощи;не сравнивай одного с другим, а сравни его вчерашнего с ним сегодняшним;обучая ребенка, развивай его, поддерживай его позитивные устремления;заботься о физическом и душевном здоровье ребенка, не навредя ему при этом
Взаимодействие семьи и школы Трудовое воспитаниеЭкологическое воспитание
Патриотическое воспитание Художественно- эстетическое воспитаниеФормирование ЗОЖ
Стремящийся к знаниям и критично мыслящийпатриот своей страны;честный и справедливый;добрый, не причиняющий зла живому;самостоятельный и ответственный;трудолюбивый и настойчивый;творящий и оберегающий красоту мира;толерантный (уважающий других, не похожих на него);ведущий здоровый образ жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы. (ФГОС)

В данной презентации представлены  современные образовательные результаты. Как формировать и развивать универсальные. учебные действия у учащихся. Создание проблемных ситуация. Работа с текстом. ...

"Активизация творческого потенциала учащихся с помощью ИКТ на уроках русского языка и литературы"

Творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития современного общества. Главной задачей образования ...

Виды деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС

В данной работе представлены несколько разработок с применением УУД в условиях ФГОС...

«Технология критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО» (обобщение опыта).

Обобщение опыта работы с технологией РКМЧП на уроках русского языка и литературы в 5 и 6 классах в условиях введения ФГОС ООО.Активное применение приемов и методов  данной технологии , фрагменты ...

доклад "Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы"

Доклад представлен на выступлении МО русского языка и литературы....

Воспитание духовности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Эта статья предназначена для учителей школы. В ней рассматриваются уроки русского языка и литературы, как инструмент воздействия на душу ребенка....