Организация досуговой деятельности в условиях школы- интерната. Доклад на методическом объединении воспитателей.
статья на тему

 Кожевникова Елена Владимировна

 «Дело воспитания ребёнка есть дело величайшей сложности и трудности. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребёнка, формированием его личности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosug_doklad_na_mo.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РМ «ИНСАРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

«ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВОСПИТАННИКОВ

В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА»

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

                                                                      ПОДГОТОВИЛА:

                                                                            КОЖЕВНИКОВА Е.В.

ИНСАР 2016

Доклад на методическом объединении воспитателей на тему: «Организация досуговой деятельности воспитанников  в условиях школы-интерната».

Эпиграфом к своему докладу я взяла слова Всеволода Петровича Кащенко, великого врача, педагога, основоположника коррекционной педагогики.

 «Дело воспитания ребёнка есть дело величайшей сложности и трудности. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребёнка, формированием его личности». 

 Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и
самореализацию личности. На смену идеологии «образование — преподавание» пришло «образование — созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога.

Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.

Приоритетным направлением ФГОС  является развитие
потенциала личности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного
времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность создает условия для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

 Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкивается с различными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимается различными видами полезной деятельности. Так что же такое детский досуг?

 Под  досуговой  деятельностью мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников. Внеурочная деятельность помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении.

Многие отечественные и зарубежные педагоги досугу уделяют большое внимание и в своих работах дают рекомендации, как нужно организовать деятельность ребенка, чтобы он раскрыл свои природные задатки, приобщился к культуре своего народа, используя для этого свободное время от занятий и труда.

Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т.е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим:  

  • ей свойственна целенаправленность и продуманность;
  • осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;
  • ее отличает относительная свобода  выбора досуговых мероприятий и намерений педагога связанных с саморазвитием, общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп;
  • она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят;
  • способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность педагогов, основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка;
  • досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность.

Поэтому развитие детей с ограниченными возможностями здоровья посредством творческой деятельности стимулирует их креативное развитие. В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его.

Исходя из видов культурно-досуговой деятельности, которые многообразны,  их можно классифицировать, следующим образом:  

  • отдых (активный и пассивный);
  • развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети);
  • праздники (народные и фольклорные, гоударственно- гражданские, международные, православные, бытовые и семейные);
  • самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т.д.);
  • творчество.

Досуговая деятельность должна строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни. 

Досуг способен объединить и отдых, и труд. Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми с ОВЗ фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, преодолевать личные недостатки. Досуг в существенной степени ответственен за формирование характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д.р.

Досуг способен стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в реабилитации детей с нарушениями интеллекта. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку с ОВЗ реализовать то лучшее, что в нем есть.

В качестве главного целевого ориентира досуговой деятельности рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности обучающихся с нарушением интеллекта, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Исходя из цели,  выделяются следующие функции досуговой деятельности:

  • образовательная – получение обучающимся  новых знаний;
  • воспитательная – обогащение, расширение и формирование культурной среды;
  • креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  • компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
  • рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
  • функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе;
  • функция самореализации - самоопределение ребенка в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
  • контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.

Одним из приоритетных направлений организации досуговой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является использование арт-терапевтических техник и технологий, так как основная цель арт-терапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания, что, в свою очередь, способствует успешной социализации личности. В работе с детьми с ОВЗ предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, бумаги, природного материала, работа с танцем, музыкой, сказкой, художественным словом.

 Также трудно переоценить роль такой формы досуговой деятельности, как коллективное творческое дело, которое направлено на коррекцию  коммуникативных связей обучающихся, формирует осознание себя как члена группы. Немаловажное значение имеют и  игровые технологии, т.к.   игра – одна из главных форм работы с детьми с нарушением интеллекта.   Она пробуждает у обучающихся  познавательный интерес, ребенок  в процессе игры учится управлять собой, происходит коррекция эмоционально-волевой сферы, помогает решать проблемы личностного и профессионального самоопределения.     «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. Здесь ничего не должно быть случайного» - сказал Василий  Александрович  Сухомлинский.

Таким образом, цель внеурочных занятий для детей с нарушением интеллекта можно сформулировать как развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, одаренности детей с ОВЗ. Участие данной категории детей в досуговой деятельности также положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД).

Прежде всего, это касается таких УУД, как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет ребенку с ОВЗ развивать социальную компетентность,  формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, частично интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения. Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают ребенку с ОВЗ развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.

   Содержание и организация досуговой деятельности обусловлено целевым ориентиром - образом выпускника школы. Оно направлено на развитие нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала детей с ОВЗ, на их дальнейшую социализацию в обществе.

Для этого педагогами используются следующие эффективные формы досуговой  работы по направлениям воспитания:

1.Основы социализации:

Цель: подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах. 

Социальное направление  создает основу для самостоятельного успешного
усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, повышает ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном  единстве и разнообразии природы.

Формы:

  • Классные часы, воспитательные беседы по основам социализации;
  • Встречи с представителями ОВД, ИПДН;
  • Работа школьного совета профилактики;
  • Школьная служба социальной помощи обучающимся, воспитанникам.
  •  Знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях – в школе, столовой, спальне, на улице, на уроке, в магазине и т.д. и отработка этих норм.
  • Обыгрывание ситуаций, проведение сюжетно-ролевых игр;
  • Самооценка черт характера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие и т.д.);
  • Формирование навыков общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребенка и формирующей его новое отношение к среде.
  • Выбор профессии, стремление к освоению знаний по профессии, с учетом вида школы.

2. Спортивно-оздоровительное направление:

Цель: создание условий для сохранения здоровья, физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
         Задачи: 

  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  • формировать стремление к здоровому образу жизни, осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
  • формировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально-психологического;
  • формировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания;
  • формировать представления о здоровье, мотивировать на здоровый образ жизни;
  • формирование коммуникативных компетенций;
  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, о влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических способностей;
  • развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • содействовать  всестороннему развитию личности, приобщать к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
  • расширять знания об истории, традициях и обычаях нашего города, вовлекать ребят в игру;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время игры, содействие развитию психических процессов в ходе двигательной активности;
  • воспитание чувства ответственности за своё здоровье.
  • воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.

Формы:

  • Динамичные формы внеклассной работы: организация походов, экскурсий, подвижных игр, «Дней здоровья», «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;
  • Применение на уроках и внеклассных мероприятиях  игровых моментов, физкультминуток;
  • Участие спортивных соревнованиях;
  • Здоровое питание;
  • Спортивные секции
  • Проведение бесед по охране здоровья.

3. Художественно-эстетическое направление:

Цель: развивать у детей с ОВЗ личностные представления о красоте в произведениях изобразительного искусства и окружающей жизни;

стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим, культурным критериям, воспитание чувства чуткости видения прекрасного.
         Задачи: 

  • развивать у детей художественное восприятие произведений искусства,
  • умение эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений.
  • познакомить детей с различными видами искусства: декоративно-прикладного, живописного, графического, искусства скульптуры.
  • развивать умение понимать элементарные средства выразительности, характерные для разных видов изобразительного искусства.
  • развивать умение выражать в речи свои впечатления, давать оценку. Самостоятельно создавать художественный образ в собственной изобразительной деятельности.
  • формировать представления о профессиях людей искусства.
  • воспитывать у детей понимание красоты произведений изобразительного искусства, потребность общения с ними.
  • коррекция эмоционально-чувственной сферы детей.
  • воспитание творческой активности у учащихся; развитие способностей у детей к приобретению умений и навыков художественной деятельности; приобщение к культурным ценностям.

Формы:

  • Организация  выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов и воспитательных бесед по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Работа кружков;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области.

   

4. Общеинтеллектуальное  направление:

Данное направление обеспечивает формирование мотивации к обучению и познанию, развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Формы:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, викторины, экскурсии и др.;
  • Работа клуба интеллектуалов «Что? Где? Когда?»;
  • Факультативные занятия по информатике.

5. Гражданско-патриотическое направление:

Цель: развитие системы патриотического воспитания учащихся с ограниченным интеллектом, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.

Задачи:

  • получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.;
  • формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры;
  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.
  • привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;
  • воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств;

Формы:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, тружениками тыла, «Уроки мужества», конкурысы инсценированной военно-  патриотической песни;
  • Выставки рисунков;
  • Выпуск школьных стенгазет;
  • Тематические классные часы и воспитательные беседы;
  • Оказание помощи ветеранам ВОВ и  труженикам тыла;
  • Конкурсы рисунков;
  • Конкурсы чтецов.
  • Встречи с участниками «горячих точек»;
  • Тематические классные и воспитательские часы;
  • Фестивали патриотической песни.

6. Общественно-полезная деятельность:

 Цель: воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.

Задачи:

  • воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения обучающихся;
  • организация многообразной общественно – полезной и творческой деятельности учащихся;
  • формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы          и     самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;
  • развитие интереса школьников к общественно полезному виду деятельности;
  • активизация общественно значимой деятельности учащихся;
  • формирование здорового образа жизни;
  • воспитание нравственности и патриотизма у школьников.

Формы:

  • Проведение субботников;
  • Работа на пришкольном участке;
  • Дежурство по школе, общежитию, по школьной столовой;
  • Озеленение школьной территории, разведение комнатных растений;
  • Мелкий ремонт школьной мебели, одежды.
  • Проведение субботников;
  • Генеральная уборка группы.
  • Выполнение экологических акций.

7. Игровая деятельность:

  • Подвижные игры на свежем воздухе в рамках охранительного педагогического режима;
  • Настольные игры;
  • Сюжетно – ролевые игры.

8. Духовно- нравственное:

Цель: воспитание духовно-нравственной личности, обладающей богатой внутренней и  внешней культурой.
         Задачи: формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание достоинства, уважения к истории и культуре своей страны.

Формы:

  • Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение общешкольных мероприятий, тематических классных, воспитательских часов по эстетике, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества (во всех направлениях) на уровне школы,  поселка, района, области, России;
  • Работа кружков художественно – эстетического направления.
  • Мероприятия нравственного направления.

Таким образом, можно отметить что, согласно ФГОС, организация занятий по направлениям внеурочной (досуговой) деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная деятельность позитивно влияет на весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом объединении воспитателей "Условия оптимизации развития познавательной активности детей с нарушением слуха"

Проблема активизации познавательной деятельности детей с нарушением слуха на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного...

Клуб выходного дня для многодетных семей как одна из форм организации досуговой деятельности в условиях реализации ФГОС

Есть вечные темы, обладающие неизменной актуальностью и привлекательностью. Среди таких тем – сотрудничество и взаимодействие школы и семьи.Согласно требованиям ФГОС родители становятся активными учас...

ДОКЛАД на методическом объединениии воспитателей "Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с ограниченными возможностями в здоровье через практическую деятельность"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10483413","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 307px; height: 204px; float: left;"}}]]Одним из способов улучшения качества жи...

Доклад на методическое объединение воспитателей "Работа по профессиональной ориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

      Одним из приоритетных  направлений специального (коррекционного) обучения детей с проблемами здоровья наряду с общим образованием является обеспечение учащихся образов...

Доклад на методическом объединении воспитателей по теме: «Здоровый образ жизни – экология души педагога и воспитанника».

- формирование и сохранения психического здоровья всех участников образовательного процесса, развитие сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного ...

Доклад на методическом объединении воспитателей «Формирование и развитие культуры здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»

            Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.  ...

Доклад на методическом объединении воспитателей «Совместная деятельность воспитателя и учителя-предметника»

Доклад на методическом объединении воспитателей«Совместная деятельность воспитателя и учителя-предметника»...