Современные требования к уроку при СДП
материал на тему

Малгина Ирина Петровна

Методический материал для учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_trebovaniya_k_uroku_pri_sdp.rar2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Современные требования к  уроку при системно-деятельностном подходе

Основные задачи современного образования сегодня: не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению и самореализации. 

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста,

постоянного состава, с единой для всех программой обучения. Сущность урока в процессе обучения –   коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому,

 и я научусь.

                                                Китайская пословица актуальна как никогда

Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. В традиционном подходе классификация уроков по ведущей дидактической цели и месту урока в системе уроков и других форм организации обучения включает следующие типы:

  • Урок формирования знаний
  • Урок формирования и совершенствования  знаний
  • Урок  совершенствования  знаний
  • Урок закрепления и  совершенствования  знаний
  • Урок обобщения и систематизации знаний
  • Урок контроля знаний, умений и навыков
  • Урок коррекции знаний, умений и навыков
  • Комбинированный урок

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  • Уроки «открытия  нового знания;
  • Уроки рефлексии;
  • Уроки общеметодологической направленности;
  • Уроки развивающего контроля.

Цель урока: в традиционном – это триединая цель: обучающая, воспитывающая, развивающая

Деятельностный подход: содержательная, деятельностная цель.

Рассмотрим цель уроков выделенных типов.

  1. Урок «открытия» нового знания.

           Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов  

           действий.

           Содержательная цель: формирование системы математических понятий.

  1. Урок рефлексии.

          Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей

          к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

          Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция    

          изученных    способов действий – математических понятий, алгоритмов и

          т.д.

  1. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

         Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей

         к структурированию и систематизации изучаемого предметного  

         содержания и способностей к учебной деятельности.

         Содержательная цель: выявление теоретических основ развития

         содержательно-методических линий школьного курса математики и

         построение обобщённых норм  учебной деятельности.

  1. Урок развивающего контроля.

         Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей

         к осуществлению контрольной функции.

         Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных    

         математических понятий и  алгоритмов.

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Современный  урок отличается от традиционного требованиями, предъявляемыми к ним:

Ксовременному уроку  требования предъявляются иные Требования:

  • Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
  • Учитель выступает в роли организатора, а не информатора
  • Обязательная рефлексия учащихся на уроке
  • Высокая степень речевой активности учащихся

Требования к заданиям:

  • Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер
  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета

Какова же деятельность ученика на каждом этапе урока?

Мобилизующий этап:

      1. выполняя предложенные учителем задания частично поискового характера, определяет тему урока;

      2. пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию;

      3. актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности

Новым элементом  урока является мобилизующий этап.  Он проводится в самом  начале урока и   помогает обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность, углубленное внимание ученика к изучаемой на уроке теме. Здесь должна быть «изюминка».

 Необходимо составить  упражнения, задания, чтобы с их помощью можно было учащимся  решать следующие задачи:

самостоятельно определять  и  формулировать  темы урока;

повторять  материала и углублять знания по конкретной теме;

совершенствовать  важнейшие качества интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.).

При формулировке темы урока  и его  цели, опираясь на  тему можно  использовать опорные слова:

  1. Тема нашего урока…
  2. Цель: познакомиться с ….

                  учиться правильно…. и т.д.

Этап овладения новыми знаниями:

         1. формулирует задания к упражнениям;

         2. выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия;

         3. формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала

Рефлексия:

       1. вспоминает ход урока;

       2. анализирует свою деятельность или деятельность товарищей;

       3. формулирует свои впечатления

Требования к учителю:

  • Чётко и точно формулирует задания
  • Не даёт новые знания ученикам в готовом виде
  • Не повторяет задание 2 раза
  • Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам
  • Не повторяет то, что уже сказали ученики
  • Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза
  • Подбирает комплексные задания

Как меняется урок?

  • Урок становится личностно развивающим
  • Урок становится компетентностно-ориентированным
  • Урок становится метапредметным
  • Наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки        -        занятия), стирается грань между обучением и воспитанием

Урок будет результативным, если:

  • Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  • Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  • Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  • Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Рассмотрим логику  урока открытия нового знания (ОНЗ)

  1. РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ)
  2. ФОРМИРОВАНИЕ  УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ

Два основных шага учебной деятельности на уроке ОНЗ: Что я не знаю?  Сам найду способ.

Различна структура уроков:

Структура урока формирования и совершенствования знаний:

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
  3. Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
  4. Актуализация знаний.
  5. Введение новых знаний.
  6. Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.
  7. Оперирование знаниями в новых ситуациях.
  8. Обобщение и систематизация знаний.
  9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Определение и разъяснение домашнего задания.

Структура урока «открытия» нового знания,

1)  этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выявления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1. Мотивирование к учебной деятельности. 

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  1.  актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  2. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  3. устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку

внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 

  • На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
  • Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Организовать  фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении   учащимися  пробного учебного действия или его обосновании.

Затруднение – фиксация того, что я не могу что-то сделать. Фиксация невозможности получить запланированный результат

  • 3. Выявление места и причины затруднения. 
  • На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
  • 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). 

  • На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта. 

  • На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

  • На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

  • При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
  • Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. 

  • На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
  • Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). 

  • На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Сейчас рассмотрим элементы урока «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1. Мотивирование к учебной деятельности. 

Начать наш урок мне хочется словами французского философа Ж.Ж.Руссо (1712 - 1778гг.): «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…». Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж.Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями!

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель, знайте,

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую непременно

Надо звать обыкновенной.

Посмотрите, что за дробь –

Дробь как будто  бы не дробь.

Запятая у нее,

Как же нам звать ее?

Правильно. Десятичная.

В жизни люди десятичные дроби используют значительно чаще, чем обыкновенные. Это связанно с простотой правил вычисления, похожестью их на правила действий с натуральными числами. В чем мы сегодня и убедимся.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 

3. Выявление места и причины затруднения.  (Задача)

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). 

5. Реализация построенного проекта. (Алгоритм)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

8. Включение в систему знаний и повторение. 

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). 

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал «Современные требования к уроку информатики»

Все, кто так или иначе сделал информатику областью своей практической деятельности, имеют уникальную возможность ви­деть становление новой научной области.Практика обучения информатике и тенденции раз...

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ «Современные требования к уроку трудового обучения»

В работе представлена классификация современных типов урока по различным признакам, структура урока различных типов. Отражены единые педагогические требования к уроку, учебно-методический комплекс учи...

Современные требования к уроку

Структура, цели и задачи урокоа в зависимости от его структуры....

Современные требования к уроку физической культуры

Современные требования к уроку физической культуры...

"Современные требования к уроку физической культуры. Анализ учебного занятия с позиции здоровъесбережения"

Знание современных требований к урокам физической культуры позволит педагогам проводит занятия на более высоком профессиональном уровне....

Современные требования к уроку в рамках введения ФГОС IIпоколения.

Доклад на районном методическом объединении учителей истории и обществознания....