ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ «Современные требования к уроку трудового обучения»
методическая разработка по технологии по теме

Крутолевич Наталья Николаевна

В работе представлена классификация современных типов урока по различным признакам, структура урока различных типов. Отражены единые педагогические требования к уроку, учебно-методический комплекс учителя и учащегося.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА различных типов урока помогут учителю подготовиться и выполнить самоанализ проведённого урока с учётом единых педагогических требований к уроку.

Алгоритм составления плана-конспекта занятия по «Технологии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_proektirovaniya_uroka.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Ленинского района

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

№1

«Современные требования к уроку

трудового обучения»

Учитель обс. труда

ГУО СШ №31 г. Могилёва

Крутолевич Н.Н.

г. Могилёв 2008


1.   Классификация типов урока по различным признакам

Урок издавна был объектом классификации, но, к сожалению, до сих пор эта достаточно сложная проблема не разрешена, и в педагогике единая типология уроков отсутствует. До сих пор наблюдаются различные подходы в классификации уроков.

В 1956 году И.Н. Казанцев в своей книге «Урок в советской школе» классифицировал урок по признаку основного способа их проведения, выде лив семь типов уроков: урок с разнообразными типами занятий, урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, киноурок, урок самостоятельной работы уча щихся в классе, лабораторные и иные практические занятия. А, например, С.В. Иванов в своей работе «Типы и структура урока», взяв за основу клас сификации главные этапы учебного процесса (стадии или моменты хода обучения), выделил восемь типов уроков: вводные уроки, уроки первичного ознакомления с материалом, уроки образования понятий, установления зако нов и правил, уроки применения полученных знаний на практике, уроки на выков, комбинированные уроки. Классификацию по такому признаку под держивали в свое время многие дидакты и методисты. Уроки классифициро вались и по другим признакам: исходя из методов обучения, содержания и способов проведения уроков, способов организации учебной деятельности учащихся и т.д.

Но, пожалуй, чаще всего в теории и практике во многих вариантах встречаются классификации уроков по основной образовательной цели. Думается, что это наиболее правильный подход. Почему? Прежде всего, по тому, что любая разновидность уроков детерминируется триединой учебной целью. Она диктует содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности, она же оказывает непо средственное влияние на структуру урока и логику его построения. В уроке все подчиняется цели. Если цель урока выдвигает изучение нового материла учащимися, то и содержание учебного материала, и методы обучения, и фор мы организации познавательной деятельности конструируются учителем в расчет на ее достижение.

Попробуем положить в основу классификации современного урока ту, что дает в своем учебнике педагогики И.Ф. Харламов. Он выделяет пять ти пов уроков, исходя из дидактической цели обучения: комбинированный урок, урок по сообщению новых знаний, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала, урок проверки и оценки знаний. Взяв эту классификацию за основу, можно внести в нее некоторые коррективы. Во-первых, название второго этапа урока «Урок по сообщению новых знаний», видимо, не соответствует задачам развиваю щего обучения, оно отражает характер информационного подхода к нему. Правильнее назвать этот тип урока «Урок усвоения новых знаний учащими ся». Во-вторых, не совсем верно, объединять в один урок такие, в общем-то, различные процессы, как повторение, систематизация и обобщение. Целесо образно систематизацию и обобщению выделить в самостоятельный тип уро ка. В таком случае кассета типов уроков будет выглядеть следующим обра зом:

1. Комбинированный урок.

2. Урок усвоения новых знаний учащихся.

3. Урок закрепления изучаемого материала.

4. Урок повторения.

5. Урок систематизации и обобщения нового материала.

6. Урок проверки и оценки знаний. [2]

Конечно, любая классификация до некоторой степени условна: на уро ке повторения, например, проводится в какой-то мере и закрепление учебно го материала, на уроке обобщения и систематизации он повторяется, в ходе усвоения нового учебного материала учитель в той или иной форме осущест вляет его закрепление. В силу этого, при отнесении урока к тому или иному типу учитывается преобладающий характер работы учителя и учащихся над содержанием учебного материала - усвоение, закрепление, повторение и т.п.

Учитывая специфику предмета «Трудовое обучение», можно предста вить следующую классификацию:

•   уроки усвоения новых знаний;

•   уроки формирования новых умений;

•   уроки систематизации и обобщения;

•   уроки контроля и коррекции знаний, умений:

•   уроки практического применения знаний, умений;

•   комбинированные (смешанные уроки) уроки. [3]

Специфика урока накладывает свой отпечаток на содержание и струк туру его типа. Дадим краткую характеристику каждому типу урока в отдель ности.

2.   Комбинированный урок

Комбинированный урок является наиболее распространенным типом урока. В практике работы школы до сих пор, несмотря на все инновации, примерно 50 - 60 % всех уроков являются комбинированными. На них за 45 минут происходит и проверка домашнего задания, и опрос, и процесс усвоения нового материала, и его закрепление, и объяснение домашнего задания. И, что очень важно, из различной постановки этапов, входящих в состав ком бинированного урока, конструируются все остальные типы уроков. Зная его состав и содержание этапов, не трудно разобраться в них и осмыслить типо логию урока. Даже при отказе от традиционного построения урока дидакти ческие требования к опросу, закреплению знаний, изложению и усвоению нового материала остаются в силе, и их нельзя игнорировать. Комбиниро ванный урок еще долго будет находиться на вооружении учителя, и его не имеет смысла отвергать, а надо подвести под него развивающую основу, вскрыть его резервы, показать его неиспользуемые возможности. [2]

Структура комбинированного урока:

1.   Организационный   этап   (задача   этого   этапа   не   столько   учебно-воспитательная, сколько психологическая):

•    приветствие;

•    определение отсутствующих;

•    проверка готовности учащихся к уроку;

•    проверка подготовленности классного помещения к уроку;

•    организация внимания.

Показатели выполнения психологической задачи этапа: доброжела тельный настрой учителя и учащихся, кратковременность организационного момента, полная готовность класса и оборудования урока к работе, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.

2. Этап проверки домашнего задания. Учебно-воспитательная задача со стоит в проверке правильности, полноты и сознательности выполнения до машнего задания всем классом, в выяснении причин невыполнения задания отдельными учениками, в устранении в ходе проверки обнаруженных пробе лов в знаниях, навыках, умениях и осуществление дальнейшего совершенст вования последних. По мере возможности к проверке домашнего задания не обходимо привлекать учеников-консультантов, использовать взаимопомощь и самоконтроль учащихся. Проверка домашнего задания позволяет учителю обнаружить его успехи и ошибки в выборе методики, сигнализирует о темпах продвижения учащихся, является необходимым средством для подготовки конкретного урока с учетом достигнутых результатов.

3.   Этап всесторонней проверки знаний:

проверка различными методами объема и качества усвоения материала отдельными учениками;

•    проверка образа мышления отвечающих учеников;

•    проверка    сформированности    общеучебных и социальных навыков и умений;

 комментирование (оценивание) ответов учащихся;

•    организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызван ных к доске учащихся.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практи ке; рецензирование ответов, направленное на указание положительных и от рицательных сторон в знаниях, умениях и навыках учащихся и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоя тельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

4.   Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению ново го материала:

•  сообщение темы изучения нового материала;

формулировка вместе с учащимися целей и задач изучения нового мате риала;

показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению;

• постановка перед учащимися учебной проблемы.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: актив ность познавательной деятельности на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практи ческой значимости изучаемого материала,

5.   Этап усвоения новых знаний:

•    организация внимания;

организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, пер вичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала;

Учебно-воспитательная задача данного этапа - дать учащимся кон кретное представление об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона. Добиться усвоения учащи мися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. До биться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.

6.   Этап закрепления новых знаний:

закрепление новых знаний и умений;

• закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний;

• одновременно с закреплением углубление осмысления учащимися учеб ного материала, проверка понимания сущности новых понятий;

• закрепление только что изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях;

• выработка соответствующих умений и навыков.

Учебно-воспитательная задача этапа - закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по ново му материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствую щие навыки и умения.

7.   Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

•    подведение итогов урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся;

мотивирование домашнего задания;

подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания;

проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее вы полнения.

Показателем достижения учебно-воспитательной задачи этого этапа является выполнение учащимися домашнего задания (следующий урок). [2]

Учитывая специфику предмета «Трудовое обучение», а именно нали чие этапа практической работы, есть необходимость внести коррективы в структурную схему комбинированного урока (приложение 1).

  1. Урок усвоения новых знаний

Этапы урока

1

Повторение опорных знаний

2

Сообщение цели и темы урока

3

Усвоение новых знаний

4

Упражнения на понимание

5

Самостоятельная работа

6

Обобщение и систематизация

7

Итог урока

8

Домашнее задание

        Доминирующее положение по времени и объему в структуре такого урока занимает этап усвоения новых знаний. Все остальные этапы сокра щены во времени и объеме. Задача остальных этапов «обслуживать» процесс усвоения новых знаний уча щимися.

Для успешного проведения урока усвоения новых знаний рекомендуется:

 предельно конкретно определить цели урока (предполагаемый результат);

тщательно отобрать материал для повторения опорных знаний, способст вующий усвоению новых знаний;

не затягивать этап повторения опорных знаний;

проводить усвоение новых знаний в соответствии с основными дидакти ческими принципами, обратив внимание на принцип «выращивания» зна ний там, где это целесообразно, и активность обучаемых при ведущей ро ли преподавателя;

закрепить полученные знания материалом учебника; показать образец выполнения упражнения или решения нового типа задач на доске с привлечением к рассуждению учащихся; не забывать о формировании обобщенных умений;

выставлять отметки учащимся за усвоение новых знаний не ниже той, на которую они учатся, не смешивая с понятием дисциплины на уроке;

создавать ситуации успеха;

при целесообразности проведения самостоятельной работы не приравни вать ее к контрольной работе, а рассматривать лишь как информацию об усвоении нового материала учащимися;

прокомментировать домашнее задание, обратив внимание на сложные моменты;

обобщить и систематизировать знания;

подвести итоги урока;

закончить урок со звонком. [3]

  1. Урок формирования умений и навыков

Этапы урока

1

Повторение опорных знаний и прак тического  опыта.  

Предварительные упражнения

2

Сообщение цели и темы урока

3

Изучение нового материала. Вводные упражнения

4

Применение приобретенных знаний

5

Пробные упражнения

6

Тренировочные упражнения  по об разцу, заданию, конструкции

7

Творческие упражнения

8

Итог урока

9

Домашнее задание

Основная цель этого урока за ключается в закреплении и осмысле нии изученного в виде соответ ствующих навыков и умений, как мо торных, так и интеллектуальных.

К ряду основных рекомендаций можно отнести:

•    четкое определение целевых уста новок урока;

•    тщательный отбор упражнений и заданий с постепенным наращиванием степени трудности (вводные, пробные, упражнения по образцу);

соединение теоретических знаний с практическими действиями (повторе ние теоретического материала, умение объяснять каждый шаг действия при выполнении практических заданий);

усвоение учащимися новых знаний;

• осуществление дифференцированного подхода к учащимся;

целесообразное введение творческих упражнений и заданий (для всего класса, для отдельных учеников, как элемент домашнего задания). [3]

  1. Урок применения знаний, умений, навыков

Этапы урока

1

Повторение опорных знаний и прак тического  опыта.  

2

Сообщение цели и темы урока

3

Усвоение учащимися новых знаний

4

Формирование элементарных навыков и применение их в стандартных условиях

5

Формирование обобщённых умений

6

Формирование творческого применения знаний, умений, навыков в постоянно изменяющихся условиях

7

Творческие упражнения

8

Итог урока

9

Домашнее задание

К ряду основных рекоменда ций можно отнести:

*    четкое определение целевых установок урока;

*    допустимость нестандартного творческого характера урока;

*    организацию практической ра боты на основе теоретических знаний;

*    внесение элемента усвоения новых знаний;

* использование разнохарактер ных упражнений и заданий - от формирования элементарных навыков, умений и применения их в стандартных условиях до творческого применения зна ний, умений, навыков в посто янно изменяющихся условиях;

* акцент внимания на формирование обобщенных умений;

* дифференцированный подход к учащимся, накопление отметок. [3]

6.   Урок обобщения и систематизации знаний

Дидактическая цель данного типа урока сводится к обобщению и сис тематизации знаний, изученного материала. Обычно такие уроки, близкие по своему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года. Специфика их за ключается в том, что учитель для систематизации и обобщения вы деляет узловые вопросы програм мы, усвоение которых предопреде ляет овладение предметом.

Этапы урока

1

Сообщение цели и темы урока

Повторение   и   обобщение   от дельных фактов, событий, явле ний

3

Повторение и обобщение понятий, и усвоение учащимися соот ветствующей системы знаний

4

Повторение    и    систематизация основных   теоретических   поло жений и ведущих идей науки

5

Итог урока

6

Домашнее задание

К ряду основных рекоменда ций можно отнести:

* четкое    определение    целевых установок урока;

* нестандартный творческий ха рактер урока;

* целесообразное использование наглядности (таблицы, картины, плакаты), технических средств обучения;

* подбор разнообразных заданий и упражнений - от обобщения отдельных фактов, событий, явлений до систематизации основных теоретических положений и ведущих идей науки;

*  дифференцированный подход к учащимся, накопление отметок. [3]

7.   Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Главная его цель - проверить качество и проч ность знаний учащихся, осуществить их коррекцию. Обыкновенно он проводится после изучения отдельных разделов программы.

Этапы урока

1

Сообщение цели и темы урока

2

Показ возможности использования приобретенных знаний, умений, навыков в жизнен ных ситуациях

3

Проверка  знания   фактического   материала. Фронтальная беседа. Индивидуальный опрос

4

Проверка знания основных понятий, законов и умения объяснять их сущность. Письмен ная работа

5

Проверка глубины осмысления знаний и сте пени их обобщения. Самостоятельное состав ление учащимися обобщенных таблиц. Пись менный опрос

6

Применение учащимися знаний.  Практиче ские задания

7

Выполнение комплексных творческих задач

8

Итог урока

9

Домашнее задание

К ряду основных реко мендаций можно отнести:

*    четкое определение целе вых установок урока;

* проведение проверки ус воения теоретических знаний, формирования умений, выработки навыков через охватывающий весь материал подбор заданий с нарастающей степенью сложности;

* сочетание устных и письменных форм работ;

* уплотненный опрос, накопление отметок.

Письменные контрольные задания проверяются к следующему уроку, на котором выполненные работы анализируются. Такой анализ начинается с достигнутых классом или отдельными учениками успехов и заканчивает ся разбором типичных ошибок. Типичные ошибки разбираются со всем классом, а индивидуальные - конкретно с каждым учеником, [3]

8. Типология и структура современного урока

Чем отличается современный урок от традиционного? Если говорить коротко, то можно выстроить следующую логическую схему:

Традиционный

Современный                    |

Способы обучения

Традиционный (обучающий)

Развивающий

Цель обучения

Подготовить образованного человека, хорошего исполнителя

Подготовить    высокообразованную    лич ность, самостоятельно мыслящего профес сионала

Установка

Изучить (выучить) предмет по программе

Научить ориентироваться в предмете

Обучающие (дидактические) цели

Сформировать знания, умения, навыки по предмету

Научить рассуждать на языке данной дис циплины, умению использовать ее справоч ный аппарат

Методы обучения

Информационно-репродуктивный

•  Репродуктивный

• Проблемный

* Проблемный

* Частично-поисковый

*  Исследовательский

*  Репродуктивный

*  Информационно-репродуктивный

Формы организации обучения

Фронтальная

• Индивидуальная

•  Парная

•  Коллективная (работа в малых группах)

•  Индивидуальная

•  Фронтальная

При проведении современного урока используется гибкая структура, предусматривающая совокупность и взаимодействие важнейших элементов и их целей на разных уровнях и в самых разнообразных сочетаниях, что приво дит к инновационным этапам и формам обучения.

Ниже рассмотрим некоторые типы современного урока.

9. Адаптивный комбинированный урок

Организационная структура адаптивного комбинированного урока дает возможность увеличить время для самостоятельной работы учащихся (Пред варительно наученных эту работу осуществлять!), а это, в свою очередь, в какой-то степени высвобождает учителя для индивидуальной работы с каж дым учеником. В условиях адаптивной системы обучения преимущественной становится самостоятельная деятельность учащихся, управляемая учителем при помощи использования различных обучающих и контролирующих про грамм, сетевого плана, графика самоучета. Одновременно с этим возрастает и доля индивидуальной работы учителя с учеником.

Простейшая организационная модель этой системы выглядит так.

Учитель обучает всех учащихся

Учитель работает индивидуально

Учащиеся работают самостоятельно

Что же тут нового?

Учитель здесь не просто наблюдает за самостоятельной работой уча щихся, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально, и это очень заметно повышает эффективность урока. Ученики соответственно мо гут работать в трех режимах: совместно с учителем, с учителем индивиду ально и самостоятельно под руководством учителя.

В определенной степени данный вид урока ломает сложившееся пред ставление о традиционном уроке вообще и комбинированном уроке в част ности. Например, этап фронтальной работы учителя с учащимися включает в себя нередко (если с него начинается урок) три этапа традиционного комби нированного урока: организационный момент, этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (сообщение темы нового материала, формулировка вместе с учащимися целей и задач урока, постановка перед учащимися учебной проблемы) и этап объяснения нового материала. Средняя длительность такого этапа, как показал сложившийся опыт в условиях сформированной системы адаптивного обучения, длится от 5 до 10 минут. Это позволяет увеличить время самостоятельной работы учащихся на уроке до 35 минут. Особое внимание при этом уделяется активиза ции умственной деятельности учеников через проведение обучения, обобще ния и схематизации, но не на основе готовых схем, подготовленных учите лем, а путем обучения учащихся строить эти схемы самостоятельно. [2]

  1. Интегративный урок

Интегративный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дис циплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, спо собствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дис циплины, К использованию интегративного урока учитель прибегает не час то и главным образом в следующих случаях:

•    при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;

•    при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться гото вым содержанием из параллельной дисциплины;

•    при изучении межнаучных и обобщенных категорий, законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;

•    при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же яв лений, событий, фактов в разных науках;

•    при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;

•    при создании проблемной развивающей методики обучения предмету.

Структура интегрированного урока может быть разнообразной. Можно составить один большой урок из мини-уроков, построенных на материале других дисциплин. Можно его сделать целостным с единой методической структурой. Есть вариант построения интегративного урока как серии моду лей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объеди няющих в себе интегрируемые знания, умения, навыки.

Разработка структуры интегративного урока - совместное дело учите лей интегрируемых предметов. Интегративный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нем действуют не сколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разно-предметные методы обучения. Все это требует продуманного управления по сути новым процессом познания.

Преимущества многопредметного интегративного урока перед тради ционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных уме ний учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и науч ных ситуациях. [1]

11. Компьютерный урок

К компьютерным относятся уроки, на которых полностью или частич но освоение темы учащимися осуществляется посредством компьютера. Компьютер при этом может использоваться с самыми разными функциями, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройст во или средство контроля и оценивания качества обучения. Возможности применения компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

В зависимости от используемой программной продукции компьютер может выполнять на различных этапах урока следующие функции:

•   источника информации;

•   передатчика информации;

•   комментатора и аналитика этой информации;

•   координатора действий участников педагогического процесса;

•   координатора взаимодействия участников урока и ПК;

•   системообразования, «собирания» урока и «вписывания» его в систему обучения по предмету;

•   интегратора знаний учащихся;

•   контроля обученности и развития учащихся;

•   оценки усвоения материала и уровня развития учащихся, дости гаемого при этом.

Проектируя компьютерный урок, педагог определяет время его исполь зования, методические переходы к использованию и выходы из него, место «включения» в методическую структуру, форму использования компьютера - индивидуализированную, групповую или коллективную. [ 1 ]

Возможности использования компьютера на уроках трудового обуче ния разнообразны (варианты использования в приложении 2).

12.Урок развития критического мышления

Одна из основных целей технологии развития критического мышления научить ученика мыслить самостоятельно, осмыслять, структурировать, пе редавать информацию в таком виде, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Структура урока развития критического мышления определяется кон кретными последовательными стадиями, но конечная цель - создать такую атмосферу, в которой учащиеся совместно с учителем, активно работают, сознательно размышляют, отслеживают, опровергают или расширяют знания по предложенной теме.

Этапы технологии развития критического мышления:

1. Вызов, во время которого у учащихся активизируются имеющиеся знания по предложенной теме, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения нового учебного материла.

2.   Осмысление, в ходе этого этапа учащиеся работают с новым текстом ин дивидуально, в парах, в группах, всем классом, при этом они структури руют учебный материал, составляя схемы, таблицы, блоки, кластеры и др.

3.   Размышление (рефлексия).

Заключение

В заключении необходимо отметить, что тип урока и, соответственно, его структура - это не штамп, не шаблон, не какая-то застывшая форма орга низации учебной работы, которую можно механически подставить под ту или иную учебную ситуацию. При классификации уроков по дидактической цели под типом урока следует понимать образец, модель урока, которые по своей дидактической конструкции, структуре, методике организации наибо лее соответствуют данной цели, что придает такому уроку определенное своеобразие по сравнению с другими.

И наоборот, любая инновация эффективна для очень конкретных усло вий и даже ситуаций. В целостном виде ни одна из них, наверное, не способ на вписаться в образовательное пространство как технология массового при менения. Каждая из них, как показала практика, дает не меньший отсев уча щихся в виде отстающих, чем традиционная технология. В тоже время мно гие из них располагают богатыми методами, приемами и средствами обуче ния и вариантами их применения и могут использоваться как банк данных для совершенствования любой образовательной системы.

Инновационная технология хороша тогда, когда она не отрицает, а раз вивает классику.

Литература

1. Безрукова, В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и ре шения / Москва: Сентябрь, 2004. - 128 с.

2. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. - Москва: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 336 с.

3. Яворская, Л.М. Трудовое обучение в школе: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. Образования, с бел. и рус. яз. обучения, с 12-летним сроком обучения / Л.М. Явор ская, Н.И. Шульга. - Минск: Адукацыя 1 выхаванне. 2005. - 180 с.


ЕДИНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Объяснительно-иллюстративный — формирование новых знаний, умений Репродуктивный — формирование умений применять знания при решении типовых задач

Частично-поисковый - применение знаний в практической ситуации

Проблемный — развитие творческого мышления, формирование знаний

Исследовательский - формирование умений добывать знания самостоятельно

Методы

обучения

Фронтальная (групповая, классная)

- кооперировано-групповая

- дифференцированно-групповая

- обособленно-групповая   Индивидуальная 

Коллективная (звено, бригада, команда) Парная

Формы

организации

познавательной

деятельности

УРОК

ТРУДОВОГО

ОБУЧЕНИЯ

45 мин

90 мин

Урок повторения

Урок изучения

          нового материала

Урок формирования

              новых умений

Урок обобщения,

           систематизации

Урок контроля Комбинированный

                          урок

Триединая

дидактическая

цель

Традиционные — комбинированный, семинар, лекция... Нетрадиционные  -путешествие, соревнование, деловая игра...

Новых технологий -

модульные, проектные, мастерские

Обучающий аспект - осмысление, понимание, запоминание, воспроизведение, применение, обобщение и систематизация материала учащимися.

Развивающий аспект - развитие мышления, формирование умений сравнивать, анализировать, работать с книгой и другими источниками, формирование устной и письменной речи учащихся, технологической грамотности и т.д

Воспитывающий аспект - формирование микроклимата в классе, чувства товарищества, патриотизма, прививать эстетический вкус и т.д.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УРОКА

Материалы для контроля знаний:

- карточки – задания;

- тесты текущего контроля;

- тесты тематического контроля;

- кроссворды.

Образцы:

- образцы объектов труда;

- образцы поузловой обработки;

- образцы оформления лабораторных работ;

- образцы оформления практических работ;

- образцы оформления творческих проектов.

Раздаточные материалы:

- технологические карты;

- инструкционные карты;

- информационные блоки;

- целевые учебные планы;

- блок - конспекты

Дидактическое обеспечение:

- учебник;

- рабочая тетрадь;

- дополнительная литература.

Учебно – наглядные пособия:

- плакаты;

- иллюстрации;

- таблицы;

- муляжи;

- схемы;

- учебно – справочная литература.

- слайды

Технические средства обучения:

- аудиотехника;

- видеотехника;

- компьютер

Материально – техническая база:

- мастерская трудового обучения;

- швейные машины;

- оборудование для ВТО;

- оборудования для работ по обработке пищевых продуктов;

- инструменты и приспособления;

Информационно – педагогическое обеспечение Материалы передового педагогического упыта;

Организационно – педагогические средства:

- программа трудового обучении\;

- календарно – тематический план;

- поурочный план

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ                                         ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

1. Общие сведения о занятии: дата, школа, класс. Ф. И. О. учителя, учебный предмет, тема занятия, количество учащихся по списку и присутствующих, какое занятие по порядку, где проводится (кабинет, учебная мастерская, лаборатория и т. д.).

2. Тип занятия и его временная структура: целесообразность типа занятия с точки зрения содержания темы и дидактической цели занятия, степень соответствия принятой структуры занятия современным дидактическим требованиям, методика обеспечения целостности и завершенности занятия; целесообразность при распределении времени между отдельными этапами занятия.

3. Характеристика организационной части занятия. Готовность учителя к занятию (план-конспект, рабочее место, наглядные пособия, ТСО, инструменты, настроение). Готовность учащихся к занятию (форма рабочей одежды, рабочее место, документация, общий настрой класса). Степень четкости проведения организационной части урока, обоснованность принятой методики отметки в журнале отсутствующих или опоздавших. Переход к следующему этапу занятия (плавно, логично, резко, без связи с этим этапом).

4. Проведение анализа ошибок, допущенных на предыдущем занятии. Для анализа ошибок взяты все или наиболее типичные. Демонстрация ошибок на доске, на чертеже, образце, изделии; с помощью ТСО и т. п.; сравнением, сопоставлением с технологической картой и т. п.

Способы выявления причин возникновения ошибок (объяснял учитель, организовывал поиск учащимися, задавал им наводящие вопросы, требовал догадки и т. д.). Способы определения последствия ошибок (все делал сам учитель или привлекал учеников). Способы определения путей исправления ошибок (объяснял учитель, привлекались учащиеся и работали самостоятельно).

5. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала. Способы организации внимания учащихся (восстановлением технологической ситуации про шлого занятия, вводами по прошлой теме, повторением изученного и т. п.). Формулировка целей занятия учителем (образовательная, воспитательная и развивающая). Информация для учащихся о целях и задачах.

6.Формирование новых знаний и умений. Уровень технической грамотности и доступности изложения (логика докладчика, убедительность, образность речи и т. д.). Использование наглядности и ТСО (методика показа, логическая связь объяснения и показа действий, работа учащихся с наглядностью). Контактность с классом (добро желательность, спокойствие, нервозность, натянутость, напряженность; степень заинтересованности учащихся новым материалом). Поведение учителя в процессе изуче ния нового материала (темп речи; интонация, умение реагировать на поведение класса, способность к аргументации, умение работать с инструментом). Методы и приемы обучения на занятии (эффективность и соответствие содержания материала типу, целям и задачам занятия, возрастным и познавательным возможностям учащихся, раз нообразие их сочетания, грамотность и точность вопросов, задаваемых учителем и использование их ответов, степень самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний, связь теории с практикой).

7. Вводный инструктаж для выполнение практического задания. Наглядность инструктажа (практический показ операций и приемов, использование средств нагляд ности и технической документации). Технологичность инструктажа (следование логике при объяснении действий, показе приемов и операций)

8.   Текущий инструктаж и проверка усвоения учащимися нового материала.

Организация практической работы учащихся (действия учителя в начале практической работы учащихся, степень их исполнительности, соблюдение правил техники безопасности и технической дисциплины, организация рабочего места, основные затруднения в работе). Организация контроля за практической работой учащихся и самоконтроль (степень охвата учащихся текущим инструктажем, характер индивидуальной работы учителя, определение степени понимания теории учащимися через трудовую деятельность). Обучение учащихся самоконтролю (формы, способы, проверка эффективности).

9. Закрепление знаний и умений в процессе самостоятельной работы. Способы закрепления знаний (в процессе инструктажа индивидуально, группой при внесении отдельных вопросов по ходу работы, акцентом на соблюдение в работе правил, норм, приемов и т. д.). Развитие самостоятельности учащихся (создание ситуации для самостоятельных решений в процессе работы, способы стимулирования творчества учащихся). Воспитание учащихся (на каком материале, в каких ситуациях, формы и методы, степень эффективности).

10. Подведение итогов. Уборка рабочих мест (кто убирает, что убирает, чем; степень самоуправления; формы контроля и самоконтроля). Заключение по занятию (подведение общих итогов, общая оценка работы учащихся, выражение отношения учителя к положительным и отрицательным изменениям и т. п.).

11. Общие замечания по занятию и его оценка. Достижение целей занятия, рациональное определение структурных элементов занятия, целесообразность зат раченного времени на каждый элемент занятия, степень исполнения плана занятия и т. п.


ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ТРАДИЦИОННОГО УРОКА

1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет, оборудование и ТСО.

2. Организация урока: начало урока, подготовленность класса к уроку; умение учителя мобилизовывать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

3. Тема и основные задачи урока: доведение до учащихся темы, образовательной, воспитательной, развивающей задач урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

4. Организационные стороны урока: структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся на уроке. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

5. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке: эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков; воспитание в процессе обучения, эффективность использования Жизненного опыта школьников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

6. Соответствие примененных методов изучения нового материала целям, содержанию урока, а также возрастным особенностям учащихся, решению задачи развития их самостоятельности и активности в процессе усвоения знаний.

7. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий.

8. Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активности, восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.

9. Целесообразность дидактических задач, поставленных перед домашним заданием. Наличие, объем, характер домашних заданий.

10. Индивидуальный подход: стиль работы учителя, педагогический такт, кругозор, умение держаться и руководить классом; оценка знаний и деятельности учащихся на уроке; соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.

11.Выводы и предложения.


АНАЛИЗ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

1.   Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).

2. Содержание и компоненты интеграции. Какие учебные дисциплины в нее входят? Каково сочетание старых, классических, и новых, основных и дополнительных, дисциплин в процессе интеграции?

3. Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается: в создании нового учебного предмета; в создании цикла (блока) периодически повторяемых уроков; создании единичных интегративных уроков?

4. Уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или уроке: органически единая, целостная новая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре?

5. Тема интегративного урока, проблема, цель. Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет?

6. Деятельность учителя и учеников по подготовке к интегрированному уроку. Спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом тщательной подготовки ученика и учителя?

Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнить до урока; ее цель, объем, характер?

Облегчают ли эти уроки условия обучения учащихся или они затрудняют их жизнь?

7. Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителей и учеников.

Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?

8. Сотрудничество учителей на интегрированном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то "одеяло" на себя?

Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими уроков?

Нет ли противоречий в используемых ими материалах?

9. Результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.


КРИТЕРИИ АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОГО УРОКА

В условиях инновационного урока учитель, кроме того, что он делает на традиционном уроке, дополнительно осуществляет какое-либо нововведение: вводит новое содержание, новую методику обучения или воспитания, ведет экспериментально - исследовательскую  работу на основе предварительно разработанной концепции и т.д.

Поэтому при проведении инновационного урока, кроме тех восьми показателей, которые применяются к оценке эффективности традиционного урока, дополнительно используются показатели и критерии инновационного урока.

При оценке эффективности урока могут быть использованы как 5-ти, так и 10-ти балльные шкалы. Это зависит от того, какой шкале вы отдаете предпочтение.

Показателя и критерии оценки эффективности инновационного урока

Показатели эффективности

Критерии оценки

Оценка

1.

Степень  оригинальности  и   новизны методики (технологии) урока

Оригинальность, новизна

2.

Гибкость сочетания традиционных и инновационных форм, методов обуче ния, содержания урока.

гибкость, системность

3.

Степень использования средств педаго гической   диагностики,   позволяющих выявить   эффективность    педагогиче ской инновации

диагностичность

4.

Технологичность,    возможности    для воспроизведения           педагогической инновации другими учителями

воспроизводимость

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА


                СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими уроками, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чем его спе цифика?

2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока? Опиралась ли на диагностику общеучебных специальных умений?

3. Какие задачи я решаю или решила на уроке: а) общеобразовательные; б) воспитательные; в) развивающие (что)? Какие задачи были главными, стержневыми, как учла в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами урока.

5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?

6. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?

8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких формах, и какими методами он осуществлялся?

9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?

11. За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель поведет себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?

13. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируем выполнение нереализованных заданий?


КАРТА АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ЗАНЯТИЯ

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Знание предмета и общая эрудиция преподавателя в целом.

Уровень педагогического и методического мастерства Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образ ность,   эмоциональность,   общая   и   специфическая грамотность.

Степень тактичности и демократичности взаимоотно шений с учащимися.

Внешний вид педагога, мимика и жесты.

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ

Степень  познавательной активности, творчества  и самостоятельности.

Уровень развития общеучебных и специальных уме ний и навыков.

Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе занятия на уроке. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.

ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

Научность, доступность  и  посильность  изучаемого учебного материала.

Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой).

Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ.

Рациональность и эффективность использования вре мени занятий, оптимальность темпа, чередо вания и смена видов деятельности. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО.

Степень рациональности и эффективности использо ванных методов и организационных форм работы. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе занятий.

Эффективность контроля за работой учащихся и уро вень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.

Степень эстетического воздействия занятия на уча щихся.

Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятий.

ОЦЕНКА ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ.

Степень конкретности, четкости лаконичности фор мулировки цели занятия.

Реальность, целесообразность, сложность и достижи мость цели одновременно.

Степень обучающего воздействия проведенного заня тия на учащихся (чему и в какой степени научились).

Степень воспитательного воздействия (что способст вовало их воспитанию и в какой степени).

Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что способствовало их развитию и в какой степени)

Используя четырехбалльную систему оценок, учитель и проверяющий оценивают различные параметры, входящие в пять компонентов занятия как системы. Полу ченная сумма указывает на эффективность проведенного занятия. Высший балл - 100.


Алгоритм составления плана-конспекта занятия по «Технологии»

Тема Модуль Раздел

I. Дидактическое обоснование урока Цели урока:

1. Варианты конструирования обра зовательных цепей:

1.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных)...

1.2. Способствовать запоминанию ос новной терминологии технологических процессов.

1.3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных      характеристик изучаемых объектов и явлений.        

1.4. Способствовать осознанию основ ного технологического материала.

1.5. Способствовать формированию представления о...

1.6. Способствовать осознанию сущест венных признаков понятий, технологичес ких процессов.

1.7. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:

       • Раскрыть причины...              • Выяснить последствия...

1.8. Способствовать пониманию зако номерности...

       • Создать условия для выявления вза имосвязи между...

       • Способствовать пониманию зависи мости между...

2. Варианты конструирования разви вающих целей:

2.1. Способствовать развитию речи уча щихся (обогащение и усложнение словар ного запаса, усиление выразительности и оттенков).

2.2. Способствовать овладению основ ными способами мыслительной деятельно сти учащихся (учить анализировать, выде лять главное, сравнивать, строить анало гии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

2.3. Способствовать развитию сенсор ной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

2.4. Способствовать развитию двига тельной сферы (овладение моторикой мел ких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).

2.5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса уча щихся к предмету.

2.6. Способствовать овладению учащи мися всеми видами памяти.

2.7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

3. Варианты конструирования вос питательных целей:

3.1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстети ческих, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.

3.2. Способствовать воспитанию пра вильного отношения к общечеловеческим ценностям.

4. Варианты конструирования профориентационных целей:

4.1. Обобщить у учащихся знания о сфе рах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

4.2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих про фессионально важных качеств и соотно сить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

4.3. Развивать представление о народ ном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, самораз витии и самореализации.

4.4. Воспитывать уважение к работаю щему человеку.

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

— кабинет (мастерская) трудового обу чения; — станки, машины; — инструменты,приспособления;

— материалы.

2. Дидактическое обеспечение:

— учебник (учебное пособие); — рабочая тетрадь; — сборник заданий;

— дополнительная литература (слова ри, справочники); — плакаты;  — таблицы;

— учебно-техническая документация (УТД):

• технологические карты (ТК);

• инструкционные карты (ИК);

• инструкционно-технологические карты (НТК);

• информационные карты (ИфК);

— образцы объектов труда; — образцы поузловой обработки изде лий; — материалы для контроля знаний уча щихся:

• карточки-задания, • тесты, • кроссворды.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Словарная работа:

Тип урока:

                       II. Ход урока

1. Организационный момент:

— приветствие;     — проверка явки учащихся;

— заполнение учителем классного жур нала;

— проверка готовности учащихся к уроку;

— настрой учащихся на работу;   — доведение до учащихся плана урока.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания (Приложение — со держание, методы, средства).

3. Актуализация знаний учащихся (Приложение — содержание, методы, средства).

4. Изложение учителем нового мате риала (Приложение — содержание, мето ды, средства).

5.   Закрепление  знаний  учащихся

(Приложение   —   содержание,   методы, средства).

6. Физкультминутка.

7. Практическая работа (название):

7.1. Вводный инструктаж учителя:

— сообщение названия практической работы;

— разъяснение задач практической ра боты;

— ознакомление с объектом труда (об разцом);

— ознакомление со средствами обуче ния, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, при способления);

— ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);

— предупреждение о возможных за труднениях при выполнении работы;

— инструктаж по технике безопасности.

7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

7.3. Текущий инструктаж учителя (про водится по ходу выполнения учащимися са мостоятельной работы);

7.3.1. Формирование новых умений:

— проверка организованности начала работы учащихся;

— проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

— соблюдение правил техники безопас ности, санитарии и гигиены труда при вы полнении задания;

  1. Усвоение новых знаний:

— проверка правильности использова ния учащимися учебно-технической доку ментации;

— инструктирование по выполнению за дания в соответствии с технологической документацией.

7.3.3. Целевые обходы:

— инструктирование учащихся по вы полнению отдельных операций и задания в целом;

— концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполне ния операций;

 — оказание помощи слабо подготов ленным к выполнению задания учащимся;

— контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

— рациональное использование учеб ного времени учащимися.

7.4. Заключительный инструктаж учителя:

— анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

— разбор типичных ошибок учащихся;

— вскрытие причин допущенных учащи мися ошибок;

— повторное объяснение учителем спо собов устранения ошибок.

8. Инструктаж учителя по выполне нию домашнего задания (Приложение — содержание, методы, средства).

9. Уборка рабочих мест.

10. Подведение итогов урока учите лем:

— сообщение учителя о достижении це лей урока;

— объективная оценка результатов кол лективного и индивидуального труда уча щихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

— сообщение о теме следующего урока;

— задание учащимся на подготовку к следующему уроку.


Оценка профессиональной деятельности учителя

             Сфера урочной деятельности

- знание педагогом содержания своего предмета, подходов к его преподаванию, типов традиционных и инновационных программ, умения выбрать ту или иную программу с учётом психологических возможностей учащихся, умения правильно составить учебно-тематический план, навыки правильного распределения содержательной нагрузки по урокам и т.п.

            Содержание параметров оценки урока

Организационная деятельность учителя

-постановка целей и задач урока, мотивация учащихся на достижение поставленных целей,

-достижение целей и выполнение задач урока, оформление документации по уроку,

-знание учебного предмета, уровень педагогического мастерства,

-качество организации урока,

-наличие эффективности обратной связи со всеми учащимися,

-реализация основ психологических требований к уроку,

-эффективность и целесообразность использования наглядности и ТСО,

-осуществление межпредметных и внутрипредметных связей,

-рациональность использования времени,        

-реализация санитарно-гигиенических требований к уроку,

-соблюдение правил охраны труда и ТБ.

Обучающая деятельность учителя

-содержание урока требованиям государственного стандарта,

-правильный выбор технологий обучения, её соответствие возрасту и развитию учащихся,

-реализация принципа научности обучения,

-соблюдение принципа доступности и  посильности в обучении,

-осуществление принципа связи обучения с жизнью, теории с практикой,

-развитие общеучебных умений и навыков,

-оптимальность объёма домашнего задания и эффективность методики его доведения до учащихся.

Воспитательная деятельность учителя

-аксиологическая направленность урока,

-духовно-нравственная направленность урока,

-эстетическая и этическая направленность урока,

-создание ситуации успеха в обучении,

-использование воспитательных возможностей словесной и бальной оценки,

-позиция учителя по отношению к учащимся и правильность выбранного стиля руководства учащимися.

Требования к деятельности учащихся

-уровень познавательной активности,

-степень самостоятельности действий учащихся,

-актуализация знаний, опора на жизненный опыт учащихся,

-уровень аналитических и общеучебных умений и навыков,

-участие в коллективных формах работы,

-развитие устной, письменной речи, специальных умений и навыков,

-организованность и дисциплинированность.

           


ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

               

               ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ:

*     чёткое формулирование образовательных задач в целом и составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

*  определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовленности учащихся;

*  прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

*     выбор наиболее рациональных приёмов, методов и средств обучения, стимулирования и контроля, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке, максимальной самостоятельности в учении учащихся;

*        создание условий успешного учения учащихся.

                    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ:

-      проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного

        учебного предмета и конкретного урока,

- предусмотрение отданных средств психолого-педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся.

                    СТИЛЬ УРОКА:

  1. определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего развития,

-   соотнесение нагрузки на память и мышление учащихся,

- определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся,

- планирование усвоения знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска,

-    соотнесение побуждения учащихся к деятельности и принуждения,

  1. особенности самореализации учащихся,

-   подготовленности к уроку

-   рабочее самочувствие в начале и в его ходе,

-   педагогический такт,

-   психологический климат на уроке

               Организация познавательной деятельности учащихся

  1. определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся,

- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений,

-   использование установок в форме убеждения, внушения,

-  планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся,

  1. организация деятельности мышления и воображения в процессе формирования новых знаний и умений,

-    определение уровня сформированности ЗУН учащихся,

-  планирование приёмов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся,

-    использование различных видов творческих работ

  1. закрепление результатов работы

-   формирование навыков путём упражнений,

-   обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

                    Организованность учащихся

- отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития,

-    возможные группы учащихся по уровню обучаемости.

                  Учёт возрастных особенностей учащихся:

-   планирование урока в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся

-    дифференцированный подход к слабым и сильным ученикам.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ:

- температурный режим,

- необходимость проветривания,

- освещение,

- предупреждение утомления и переутомления,

- чередование видов деятельности,

- соблюдение правильной рабочей позы учащихся,

- соответствие мебели росту учащихся.

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях,

- темп и ритм урока должен быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершёнными,

- необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм,

- должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда,

- по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные приёмы и методы обучения,

- обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы,

- учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.


ОБРАЗОВАТЕЛЬТНЫЕ  ЗАДАЧИ

Дать начальное представление (дать первичное представление) о …

Обеспечить усвоение …

Формировать у учащихся умения и навыки самоконтроля и самооценки учебной деятельности

Сформировать первоначальные практические умения и навыки работы с инструментами …(ножницами, иглой, шаблонами, измерительными инструментами)

Продолжить формирование умений по …(обработке деталей на швейной машине)

Совершенствовать технику вязания

Закрепить умения и навыки по …(обработке текстильных материалов)

Научить определять, распознавать …(виды материалов, машинных швов)

Обучить приёмам …(правки, гибки металла)

Освоить с учащимися приёмы …(отделки изделия)

Обобщить (систематизировать) следующие научные знания, производственные понятия …

Определить систему качества знаний, степень усвоения материала

Расширить следующие специальные производственные представления …

Углубить (закрепить) следующие общетрудовые знания о …

Ознакомить учащихся со значением  …(древесины в народном хозяйстве)

Сформировать понятие о …(техническом рисунке, чертеже, эскизе…)

Обобщить и систематизировать знания учащихся о …(волокнах, тканях)

Расширить представление о …(технологическом процессе, технологических документах)

Расширить и углубить первоначальные понятия, представления, знания учащихся о …(вто, стачивании и др.), отработать умения и навыки по выполнению этой операции

Формировать умения: устной, письменной речи, умения работать с книгой и другими источниками знаний, организовывать свой учебный труд

Выявить, изучить, исследовать, отработать, подготовить

РАЗВИВАЮЩИЕ  ЗАДАЧИ

Развивать у школьников умение: выделять главное в проблеме …, анализировать, делать обобщение, выводы, ставить вопросы, формулировать задачи, формулировать ответы, принимать самостоятельные решения, контролировать свои действия, решать проблемные ситуации, задачи, применять имеющиеся знания на практике и т.п.

Развивать глазомер,наблюдательность, сообразительность, инициативу, работоспособность, аккуратность

Создать условия для развития способности к различным мыслительным операциям: сравнению, обобщению, классификации, суждения, умозаключения

Развивать и совершенствовать познавательные способности учащихся: учить исследовать, открывать закономерности, искать новое по образу уже известного

Развивать познавательную потребность, исследовательскую активность

Создать условия для саморазвития учащихся, интеллектуального развития

Развивать у учащихся профессиональные интересы, готовить учащихся к сознательному выбору профессии

Содействовать развитию специальных способностей

Содействовать развитию необходимых личностных качеств (воли, целеустремлённости, аккуратности, ответственности, собранности и т.д.)

Развивать у учащихся умения и навыки следования правилам ТБ и организации рабочего места

Развивать фантазию, воображение учащихся, творческой активности

Развивать умения описывать, характеризовать материалы, оборудование, приспособления

Развивать умения читать и понимать эскизы, чертежи, технические рисунки, технологические карты

Развивать умения разрабатывать маршрутную (операционную технологию)

Развивать точность и скоординированность движений …(при вязании крючком)

Развивать умения учащихся работать в нужном темпе.

Развивать трудовую ловкость и мастерство

Развивать технологические способности, технологического мышления

Развивать способность к рефлексии и корректировке на её основе плана, процесса и результатов учебной деятельности

Развивать умения общаться, формировать навыки речевой коммуникативной деятельности (устанавливать контакт, вести диалог, взаимодействовать, сотрудничать, дискутировать, идти на компромисс, выражать свою точку зрения и аргументировать её)

Развивать способность устанавливать цели и задачи своей учебно-трудовой деятельности

Развивать критическое мышление, логические способности

Развивать способность осмысленно применять знания умения в творческой продуктивной деятельности

Развивать желание и умение самостоятельно пополнять знания, использовать учебную, научно-популярную и справочно-техническую литературу

Развивать умения анализировать ситуацию, исследовать проблему и пути её решения

Развивать у учащихся посредством учебно-трудовой технологической деятельности самостоятельность, организованность, ответственность

Развивать у учащихся способность к самосовершенствованию и саморазвитию

Совершенствовать навыки самообучения, самоформирования зун

Формировать способность к самостоятельному творческому поиску, развивать интуицию, умение обосновывать выдвинутые гипотезы

Развивать мышление: образное, логическое, творческое, пространственное

  ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Совершенствовать: идейно-мировоззренческое, правовое, экономическое, нравственное, экологическое воспитание учащихся

Продолжить формирование: активной жизненной позиции, осознанной потребности в труде, творческого начала у учащихся, понимания значения мобильности профессиональных знаний.

Прививать: чувство полноправного и ответственного хозяина, критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать процесс и т.п.

Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

Формирование микроклимата в классе (коллективизма, гуманизма)

Формирование чувства товарищества (взаимопомощи), вызвать чувство сопереживания

Формирование бережного отношения к инструменту, материалам, природным ресурсам, природным традициям, обычаям, народному достоянию

Формирование национального сознания

Создать условия для возникновения желания узнать больше, убеждённости в необходимости приобретения знаний, для стремления преодолевать трудности

Формирование эстетического вкуса, эмоционального настроения, чувства восхищения, преклонения, культуры труда, общения

Прививать любовь к народному творчеству, уважение к родному краю, творчеству мастеров, белорусской культуре


САМОАНАЛИЗ УРОКА

  1. Дать краткую характеристику классу, в котором проходил урок.
  2. Указать тему урока. Охарактеризовать его местоположение в системе других уроков.
  3. Указать степень сложности и вообще трудности изучаемой темы для данного класса.
  4. Охарактеризовать триединую дидактическую цель урока, сопоставить с конечным результатом, полученным в ходе проведения урока.
  5. Высказать своё мнение о типе урока и его соответствии с дидактической задачей.
  6. Охарактеризовать кратко используемые в ходе урока методы обучения, их соответствие с изучаемым материалом и способом организации деятельности учащихся.
  7. Указать и охарактеризовать каждый этап урока.
  8. Оценить организацию учебной деятельности учащихся: создание рабочей обстановки, разнообразие форм работы, организация самостоятельной работы, индивидуальный подход к учащимся, дифференцированное обучение на уроке, распределение учебного времени, активизация деятельности учащихся.
  9. Оценить результативность урока.
  10. Выделить наиболее удачные и неудачные места в уроке.

 Качественные показатели урока (конечный результат урока):

                        Показатели, которые можно замерять.

А) показатель успешности

- количество учащихся, давших правильные и полные ответы на вопросы;

- как правильно учитель оценивал ответы;

Б) показатель интереса:

- количество вопросов, заданных учителю;

- характер ответов учителя (удовлетворили ли они вопросы учащихся);

В) показатель самостоятельности:

- количество учащихся, желающих дополнить ответ:

- количество вопросов, заданий, которые носят проблемный характер

Г) показатель негативности

- количество ребят, которые отвлекались на уроке:

- количество ребят, не подчинявшихся требованию учителя:

- количество замечаний, которые не выполняются учащимися.

Показатели, которые не замеряются.

А) информативность урока (должна быть значимой, доступной, убедительной)

Б) конкретная направленность (для чего надо и что за этим следует)

В) эмоциональность (как урок затронул чувства детей, их мысли, деятельность)

Г) проблемность (поисковая деятельность учащихся).

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ.

Актуальность у значительной части умственно отсталых обучающихся наблюдается отсутствие или преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс ...

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках трудового обучения в коррекционной школе"

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя....

Методическая разработка "Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)

Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии благотворно влияют на интеллектуальное и реч...

Мастер-класс:«Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на МО учителей технологии. Применение информационно-коммукативных технологий на уроках технологии помогают педагогу широко и подробно ознакомить учащихся с профессиями. Для обучающихся с ОВЗ бо...

Методические рекомендации по теме «Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

Данный материал содержит рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий на всех этапах школьного обучения с обучающимися с ограниченными возможностями...

Современный урок трудового обучения в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...