Доклад на тему: "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"
статья по теме

Бращунова Ирина Михайловна

Доклад на тему:

«Инновационные технологии на уроках

русского языка и литературы»

 

 

 

 

                                                             

                                                       МКУ СОШ №12

                                                                        Учитель: Бращунова И. М.

 


г. Нижнеудинск,  2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_brashchunova_i_m.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Инновационные технологии на уроках

русского языка и литературы»

                                                             

                                                       МКУ СОШ №12

                                                                        Учитель: Бращунова И. М.


г. Нижнеудинск,  2014г.

Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего?

Можно задать ещё много вопросов. Как же быть и что делать?

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников свои предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески.

Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

В современном уроке нет скуки, принуждения и лени, нет пассивности и страха ожидания «палки» -двойки, нет «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее ; зато есть радость от преодоленной трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а педагог ведет ребенка по пути субъективного открытия, он управляет проблемно -поисковой или исследовательской деятельность учащегося.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Технология-это совокупность приемов,

применяемых в каком-либо деле,

мастерстве, искусстве.

(Толковый словарь).

Педагогическая технология-это продуманная

во всех деталях модель совместной

педагогической деятельности по проектированию,

организации и проведению учебного процесса

с безусловным обеспечением комфортных условий

для учащихся и учителя.

                                                                                                             ( В. М. Монахов)

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно -ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества 

- самостоятельной творческой деятельности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке .

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество) ;

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

  1. опорный конспект (алгоритм – схема «Приставки на з и с»)
  2. эссе, сочинения – миниатюры (после первичного прочтения произведения)

Пример: Как вы соотнесете следующее высказывание по отношению к прочитанному произведению «человека лепит жизнь» (В. Распутин «Живи и помни»)

      3.  дидактические игры: найдите третье лишнее (вуаль, рояль, дочь)

                                             магические квадраты

  1. графические диктанты  (итог работы учащихся- построение графика, например, правописание приставок пре- и при- )
  2.  ролевые игры (ученики в роли учителя)
  3. нетрадиционные формы домашнего задания(кроссворды, ребусы, индивидуальные карточки соседу, составление презентаций, графических диктантов)
  4. задания творческого характера (сочинить стихи, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать викторину )
  5. тесты
  6. исследование текста (доказать, что  данный отрывок является текстом, найти его особенности, изобразительные средства языка и т. д.  )
  7.  кластер (рассказ «Муму» И. С. Тургенев, имя существительное)

                                           Пример кластера

  11. синквейн - «пять строк» - белый стих (синтезирует информацию)

пример синквейна

корень слова

значимый, главный

образует, находит, помогает

Без корня никогда не найдем слова, друзья!

познание

  1.  создание проектов: «Сказочные события герои в литературе», их защита
  2.  инсценирование (драматические произведения)
  3.  сообщения учащихся («Мифы и легенды Древней Греции»)
  4.  групповая дискуссия
  5.  ключевые термины
  6.  на этапе обобщения предлагаю вопросы для ответов в 2-3 предложениях:

- Какие новые знания приобрели?

- Какой вопрос еще остался не ясен?

    18. ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)

V-«уже знал» + -«новое» (-) - думал иначе или не знал ? - не понял, есть вопросы

Подсчет обозначений и занесение в итоговую таблицу.

V

+

(-)

?

Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока?

Ответ прост-нужен адаптивный урок.

Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока.

Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Доклад "Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

  В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской  Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовател...

ДОКЛАД на педсовете «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями»_26.12.2020

Игровые педагогические технологии   Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на уроках русского языка.Психолого-педагогическая характерист...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...