Методы и приемы развития мотивационной сферы учеников
статья на тему

Карита Игорь Петрович

Для планирования деятельности по развитию мотивационной сферы учащихся преподаватели должны знать о тех потребностях, которые имеет каждый человек от рождения, и методы воздействия на мотивационную сферу учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsionnaya_sfera.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ

Мотив - это то, что побуждает человека к действию, то, ради чего он ее осуществляет. В современной психологии этим термином обозначают ряд причин,  вызывающих активность индивида: интерес, целевые установки, эмоции, идеалы, потребности и др.

Психологи установили, что мотивы зависят от природных биологических данных и социальной среды.

К свойствам мотивов можно отнести их способность к:

  • изменению;
  • расширению;
  • перестройке;
  • активизации;
  • исчезновению;
  • усилению или ослаблению.

К функциям мотивов относятся:

  • побудительные;
  • организующие;
  • смыслообразующие;
  • утилитарные;
  • защитные;
  • самовыражения.

Формами проявления мотивов могут быть:

  • активность субъекта;
  • принятие предложения работать;
  • использования дополнительной литературы;
  • выполнения дополнительных поручений;
  • готовность к участию.

Психологи утверждают, что мотивами могут выступать потребности, эмоции и чувства, установки и идеалы. Для планирования деятельности по развитию мотивационной сферы учащихся преподаватели должны знать о тех потребностях, которые имеет каждый человек от рождения, и методы воздействия на мотивационную сферу учащихся. В состав таких потребностей входят:

• потребность в познании, которая проявляется в желании человека ставить вопросы и искать на них ответы;

• потребность в самовыражении, реализация которой опирается на знания, умения и навыки;

• потребность в оценке себя, которое проявляется в сравнивании себя с другими и стремлению к самосовершенствованию;

• потребность в социальных связях, которая выражается в стремлении общаться с другими;

• потребность в безопасности, удовлетворение которой связано со стремлением к стабильности и самозащите;

  • физиологические потребности, которые проявляются в обеспечении пищей, водой, одеждой и др.

Первые четыре вида потребностей могут пригодиться учителю при планировании познавательной деятельности субъектов обучения, как и советы, которые дают ученые по выбору приемов стимулирования как основного метода воздействия на мотивационную сферу учащихся. В перечень таких приемов они включают:

  • учет интересов и склонностей;
  • поддержку успехов - хвалите за конкретную деятельность конкретного человека, не скупитесь на теплые и благодарные слова, признайтесь в том, что удивлены ее действиями и в восторге от дел;
  • стремление сделать работу интересной, поддержку соперничества, использование  различных методов организации познавательной деятельности;
  • опора по желанию, создание условий для выбора форм деятельности на занятии, содержания и формы домашнего задания, видов и форм контроля и т.д.;
  • предоставление ученику шанса проявить себя;
  • сопереживающую критику. По Ю. Красовскому, позитивная критика может быть: поддерживающей , критикой-аналогией, критикой-надеждой, критикою-одобрением, критикой-обеспокоенностью, критикой-сочувствием, критикой-удивлением, критикой-иронией, критикой-укором, критикой-замечанием, критикою-требованием, критикой-опасением, критикой-смягчением и др.

Е. Браверман к важнейшим мотивам познавательной деятельности, особенностью которых является направленность на приобретение обобщенных способов действий и самоусовершенствования личности, относит:

  • познавательный, связанный с интересом к новому, неизвестному;
  •  мотив «саморазвитие», действие которого проявляется в желании как можно больше знать и уметь, развивать свой ум, поднимать уровень;
  • мотив «достижение», действие которого проявляется в желании получить хорошие результаты своей деятельности, победить в соревновании;
  • мотив «профессионально-жизненное самоопределение», действие которого связано со стремлением достичь вершин в будущей профессии;
  • коммуникативный мотив, действие которого связано с желанием ученика общаться, сотрудничать, взаимодействовать;
  • эмоциональный мотив, который порождается положительными эмоциями, - радостью, удивлением, азартом и др .;
  • внешний мотив, связанный с получением вознаграждения, одобрение от других людей. Его можно вызвать жестом, взглядом, словами соболезнования, обещаниями наградить за качественное и быстрое выполнение задания;
  • мотив «позиция», связанный с гражданской ответственностью за дело, чувством долга.

Мотивация является очень сильным фактором влияния на успеваемость учеников. Привлекая их к учебной деятельности, учитель должен знать, что ученик может:

  • воспринимать ее как такую, которая не соответствует его целям;
  • пытаться избежать ее из-за неприятностей, с которыми он может столкнуться во время работы;
  • проявлять к ней незначительный интерес;
  • участвовать в ней с большим желанием, потому что считает ее интересной и посильною.

Задача учителя по этому направлению педагогической деятельности:

• изучать мотивационную сферу учащихся;

• развивать мотивы, уже сформированы у учащихся, опираться на них при планировании деятельности на уроке;

• формировать новые мотивы, способные обеспечить повышение качества учебного труда.

Одним из самых простых тестов на выявление особенностей мотивации познавательной деятельности учащихся может быть тест «Мотивы моей деятельности».

Дорогой друг! Внимательно прочитай анкету и подчеркни в ней те пункты, которые соответствуют  твоим мыслям, стремлениям, чувствам, желаниям.

Я учусь потому, что:

1. на уроках ... (вставьте название предмета) такая обстановка, что хочется учиться;

2. заставляют родители;

3. хочу получить хорошие оценки;

4. надо готовиться к выбранной профессии;

5. в наше время в обществе нельзя быть дураком;

6. хочу завоевать авторитет у одноклассников;

7. нравится узнавать что-то новое;

8. нравится учитель;

9. хочу избежать плохих оценок и неприятностей;

10. хочу больше знать;

11. мне приятно думать, открывать что-то новое;

12. хочу быть первым учеником в классе.

Обработка ответов учащихся:

1 - мотив благополучия;

2,9 - мотив противодействия подавлению;

3 - мотив достижения;

4 - мотив «профессиональное самоопределение»;

5 - мотив «позиция»;

6, 12 - мотив престижа;

7, 10 - познавательный мотив;

8,11 - эмоциональный мотив.

Приемы развития познавательных мотивов можно разделить на две группы:

1. Интерес содержанием учебного материала - новизна сообщения; удивительная информация, примеры из художественной литературы; использование краеведческого материала; информация экологической направленности; исторические сведения; факты из жизни ученых; информация, связанная с раскрытием возможностей человека и др.

2. Заинтересованность процессом обучения - использование раздаточного материала, технических средств обучения; применения компьютерной техники, демонстрационного эксперимента и других видов наглядности; привлечения к игровой деятельности, проблемное обучения и др.

В. Зверева предлагает такие методы мотивации и стимулирования деятельности, которые, могут быть применены и при организации обучения в высших и средних учебных заведениях

• предъявления учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, создание познавательных затруднений, привлечение к самооценке своей деятельности и коррекции, прогнозирования собственных будущих результатов. Они способствуют развитию волевых мотивов;

• поощрения, применение учебно-познавательных игр, создание ярких наглядно-образных представлений, ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задач, удовлетворение желания быть интересной (весомой) личностью. Они способствуют развитию эмоциональных мотивов;

• опора на жизненный опыт, учет и развитие познавательного интереса, создание проблемных ситуаций, поощрения к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, а также заданий на сообразительность. Они обеспечивают развитие познавательных мотивов.

С. Подмазин к методам и приемам психолого-педагогической поддержки деятельности учащихся включает:

  • поощрения;
  • познавательный интерес;
  • учебно-познавательную игру;
  • кооперации учеников во время урока;
  • создание ярких мнимо-образных представлений;
  • выполнения творческих задач;
  • создания проблемных ситуаций;
  • побуждение к поиску альтернативных решений;
  • создания ситуации успеха;
  • создание ситуации взаимопомощи.

Формулу успеха в познавательной деятельности Е. Браверман приводит в такой форме:

В = М + (П0И + П1И + ЗИ + П2И) + СЗ,

где М - мотивация; П0И - поиск информации; П1И - понимание информации; ЗИ - запоминание информации; П2И - применение информации; СЗ - систематичность занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка

презентация по теме "Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка"...

Развитие мотивационной сферы учащихся.

 Формирование и развитие мотивов учения является важным вопросом в процессе обучения школьников. В данной работе представлена информация о мотивах учащихся, их видах, способов повышения ин...

"Современные методы и приемы развития коммуникативной компетентности учеников на уроках английского языка в 5-6 классах"

Как же привести учеников от простого пересказа к более-менее свободному общению на английском языке на уроках? В процессе подготовки и проведения уроков- представлений своих тем мы с ребятами пришли к...

Программа деятельности учителя географии по формированию мотивационной сферы ученика

Программа деятельности по формированию мотивационной сферы ученика состоит из 4 блоков: мотивационного, целевого, эмоционального, познавательного. В программе дано подробное описание всех блоков ...