СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ
статья на тему

Ооржак Сайлык Николаевна

Что вы знаете о технологии РКМЧП?  Б) О чем вы прежде всего думаете, когда слышите словосочетание  «критическое мышление»? («человек, который не принимает ничего на веру», «человек, который излишне сосредоточен на недостатках», «человек, который умеет анализировать предлагаемые сведения, не удовлетворяется одним лишь источником информации»,

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ.

  1. Знакомство участников, раздать листы, свернуть и подписать имена.
  2. Постеры: Я ожидаю …; Я хотел бы унести с собой…; Я буду разочарован, если..
  3. Вызов: Проведем небольшой ассоциативный эксперимент. А) Что вы знаете о технологии РКМЧП?  Б) О чем вы прежде всего думаете, когда слышите словосочетание  «критическое мышление»? («человек, который не принимает ничего на веру», «человек, который излишне сосредоточен на недостатках», «человек, который умеет анализировать предлагаемые сведения, не удовлетворяется одним лишь источником информации», В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны ученика. Прием «Мозгового штурма» - запись высказываний на доске.

             

  1. Давайте попробуем расширить наши представления о критическом мышлении. Для этого я предлагаю вам прочитать текст, использую стратегию «ИНСЕРТ» (условные значки).
  2. Обсуждение итогов работы с текстом. Какая информация, известная вам, подтвердилась в тексте? Что узнали нового? О чем хотите узнать подробнее?
  3. Предлагаю вам полученную информацию осмыслить ещё раз с целью улучшения понимания текста. Для этого используем приём «Глоссарий».
  4. Познакомьтесь со стратегиями «СИНКВЕЙН» и «КЛАСТЕР».

Учитель

Направляющий, выслушивающий

Слушает, консультирует, сотрудничает.

Учит учиться, сотрудничать, совершенствоваться.

      Собеседник

           Ученик

Активный, мыслящий

Интересуется, познает, анализирует.

Нельзя научить, можно научиться.

        Исследователь.

  1. Итак, сегодня, работая с текстом, мы использовали стратегии РКМЧП «Мозговой штурм», «Древо ожидания» или «Неоконченное предложение» (ПОСТЕРЫ), «ИНСЕРТ», «СИНКВЕЙН», «КЛАСТЕР». Давайте посмотрим, как это можно применить на обычном уроке русского языка. (урок на слайдах с комментарием).

9.  В конце встречи есть смысл вернуться к тому, с чего начали, к этапу предвосхищения. Оправдались ли ваши ожидания? Много ли нерешённых вопросов осталось? (это вызов для дальнейших поисков) Случилось ли разочарование?

Образовательная технология

 «Развитие критического мышления средствами чтения и письма»

 Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться. В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем: Д.Дьюи, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского. А вот непосредственными авторами РКМЧП являются американские педагоги К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл.

 Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у школьников.

 Под критическим мышлением подразумевается  «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Критическое мышление  – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.

 Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия. Технология РКМЧП подразумевает  следование определенным коммуникативным и поведенческим условиям: уважение к личности ребенка, принятие разных точек зрения, учет индивидуального стиля учебной деятельности, готовность идти на оправданный риск.  

 Учебный процесс в рамках технологии строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

  Фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации (на первое место выходит индивидуальная, парная и групповая работа).

   Стратегии технологии («Мозговой штурм», «Инсерт», «Мозаика», «Чтение с остановками», «Руководство по чтению», «Кластер», «Синквейн», «Шкала мнений», «Глоссарий» и др.) позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

 Образовательная технология “Развитие критического мышления средствами чтения и письма”» представляет собой систему стратегий, обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром. Таким образом, критическое мышление содействует формированию исследовательской культуры, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности.

 

 

 

                          Фазы учебного процесса технологии РКМЧП

Любая форма работы, любой метод, стратегия, используемые в образовательной технологии развития критического мышления основывается на следовании трем фазам. Термин «фаза» указывает на нечеткость границ окончания одного этапа познания (в отличие, например, от технологии программированного обучения).

Первая фаза – фаза Вызова

На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:

  • самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо пояснить, что от учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.
  • Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. Иногда этого можно достичь путем вовлечение учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений; иногда – путем формулировки вопроса высокого уровня. Или – путем организации работы в учебных группах. Существует множество подходов к тому, чтобы пробудить интерес к теме. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую хочется заполнить.
  • Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы. Опять же, самостоятельное определение учащимися тех аспектов темы, которые хотелось бы обсудить в настоящее время, является необходимой задачей на пути развития критического мышления. Критически мыслящий человек, прежде всего, самостоятельно мыслящий.

Вторая фаза – фаза реализации смысла
(или осмысления)

На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно-познавательной деятельности. На этой фазе решаются две основные задачи:

  • организация активной работы с информацией. Если учащийся на первой фазе смог сформулировать свою личную цель в изучении материала, то на второй фазе он подчиняет работу этой цели.
  • Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями. Уже давно в психологии обучения описана важность переживания эффекта приобретения. В познавательной сфере, особенно при работе с художественной литературой не всегда просто сформулировать, что именно я понял, что приобрел в процессе работы. Тем не менее, многие приемы предлагаемой технологии как раз нацелены на содействие в переживании указанного эффекта. Он является своеобразной поддержкой для развития мыслительных навыков.

Третья фаза – фаза рефлексии

Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо:

  • самостоятельно систематизировать новый материал.
  • определить направления для дальнейшего изучения темы. Здесь небольшая психологическая хитрость. Дело в том, что никто не хочет, чтобы новое знание было успешно «похоронено» среди других успешно освоенных знаний и умений. Для этого необходимо оставить простор для дальнейшего изучения темы. Есть такой термин «порочная завершенность», который подразумевает излишнее стремление все окончательно изучить, сдать и больше к этому не возвращаться. Для развития мышления подобная завершенность более чем пагубна (хотя для успеваемости, возможно, она и подходит).

Я хотел(а) бы

Я буду разочарован(а), если

Я хотел(а) бы

Я буду разочарован(а), если

Я хотел(а) бы

Я буду разочарован(а), если


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

Мастер-класс "Развитие критического мышления при работе с тестом на уроках немецкого языка"

Данный материал может быть использован для подготовки урока СНЧ...

конспект урока русского языка в 7 классе "Применение технологии развития критического мышления при работе с текстом"

Конспект урока русского языка "Анализ текста с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо" будет полезен учителям - предметникам, которые в своей работе применяют разл...

Применение стратегий развития критического мышления для формирования математической компетенции обучающихся

В данной статье говорится о том, что нужно менять подход к обучению, для достижения высоких результатов. Применение стратегий развития критического мышления - это путь к решению поставленной проблемы....

Формирование математической компетенции через применение стратегий развития критического мышления

Формирование математической  компетенции через применение стратегий  развития критического мышления...