Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках физики.
статья на тему

Загилова Светлана Ильинична

Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr.ucheba.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Загилова С.И. учитель физики,

МБОУ СОШ № 8 г. Моздока

 РСО-Алания

Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках физики.

В своей работе, используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого.

На данном этапе работы для достижения намеченной цели я решаю следующие задачи:

  1. Использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности,
  2. Создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  3. Поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные.

4. Использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Работая на уроках с таким дидактическим материалом хорошо зарекомендовавшей себя в личностно-ориентированной педагогике, является групповая работа. Всегда объединение учеников в группы использую при проведении лабораторных и практических работ, но возможно применение этой формы занятий и на самостоятельных работах, в том числе носящих творческий характер.

Работая по группам, ребята ощущают:

во–первых, психологический комфорт, т.к. в любой момент могут проконсультироваться с товарищем, решающим в данный момент аналогичную задачу.

Во–вторых, сохраняется индивидуальный темп при решении задач.

В–третьих, учащиеся сами определяют для себя скорость продвижения от простых задач к более сложным.

 В этом проявляется ценность применения разно уровневых заданий.

В физико- математическом классе при работе в группах, для успешной совместной работы комплектую группы из учащихся, имеющих примерно одинаковую успеваемость и одинаковый темп работы, ребята получают дифференцированную работу: например, на прошлом уроке работая в группах учащиеся получили 15 вопросов по теме Законы механики 5 качественных и 5 теоретических разно уровневых задач. Учащиеся сами выбирают, кто какое задание будет выполнять

Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха. 

Оценивается не только результат решения задачи и ответы на вопросы, но и работа группы.

Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.                

Овладение уровневым подходом дает возможность мне осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального   развития учащихся. Стараюсь оценивать учащихся на каждом уроке.

Учить детей в 7-х легко и интересно: много демонстраций и лабораторных работ. Для детей физика - предмет новый, интерес вызывают практические задания и изучение окружающего мира с физического познания.

 Метод проблемного изложения, рассчитанный на вовлечение учащихся в познавательную деятельность. Я много лет сама озвучивала цель урока ставила проблему и указывала пути ее решения. Но гораздо эффективнее, если проблему ставят дети и сами, затем ищут пути ее решения, размышляют и переживают, тем самым включаются в атмосферу научно – доказательного поискового мышления. Этому я только учусь-заставили ФГОС.

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

На уроке в диалоге с классом осуществляется равноправная работа по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению.

Например, Тема «Механическое движение»

   Цель: Изучение траектории пройденного пути, перемещения и скорости.

  Задание: Начертить в масштабе рисунок своего движения от дома до школы.

  1. Обозначить на рисунке разным цветом траекторию и перемещение.

  2. Определить пройденный путь.

  3. Определить среднюю скорость своего движения.

Это вызываете интерес у всех учащихся.

Воспитываю интерес к самостоятельной познавательной деятельности:

работа с книгой, научно-популярной литературой на уроках и дома. Учебники 7-8 класса напечатаны по ФГОС и там даны задания выполнения, которых невозможно без интернета, указаны сайты, в которых нужно найти информацию.

Учу учащихся строить структурно-логические связи изучаемого

материала.

Предлагаю проработать полученную информацию и представить ее в виде таблицы. Например, изучили путь, скорость и время, учащиеся составляют таблицы название физической величины, единицы её измерения формулу, прибор измерения.

Осуществляется индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу.

Решение физических задач – одно из важнейших средств развития мыслительных творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаю с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся, когда ученик решает задачу у доски, он обязан проговорить каждый свой шаг и доказать его правильность и рациональность).

Я считаю, что обучение с личностно-ориентированным подходом:

- обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей;

- предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя учебной деятельности;

-  личностно-ориентированное обучение учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта;

- предполагает образованность как совокупность знаний, умений, навыков и индивидуальных способностей ученика.

Использование такой технологии способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, тем самым, повышая у ребенка мотивацию к обучению, что подтверждается результативностью.