Саморазвитие и самореализация учащихся
статья по теме

Логвинова Анна Сергеевна

выступление на заседании МО классных руководителей и воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                 «Средняя общеобразовательная школа № 5»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ПО ТЕМЕ: «САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ»

Подготовил: классный руководитель 7а класса                                Логвинова А.С.

Курск 2016-2017


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования приоритетной задачей современного образования является формирование универсальных учебных действий. Это означает, что современный выпускник должен овладеть умением учиться, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.

Задачей педагога является активизация у обучающихся механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, самовоспитания. Актуальными и востребованными для выпускников являются навыки самоорганизации, саморегуляции, способностью к саморазвитию, что является одним из важнейших личностных результатов.

Проблема саморазвития личности в учебной деятельности исследована многими учеными, определяющее значение имеют труды педагогов (Ю.К.Бабанский, Л.Г.Вяткин, В.В.Давыдов, Г.И.Железовская, В.П.Жуковский, В.А.Сластенин, Д.Б.Эльконин) и психологов (Л.С.Выготский, Н.Ф.Гальперин, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн).

Процесс саморазвития определяется как сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Таким образом, выпускник должен ясно осознавать цели, идеалы, личностных смыслов.

Движущими силами саморазвития считается внутренние противоречия личности как субъекта деятельности, возникающие между целями, задачами и имеющимися для их достижения средствами; между стремлениями и возможностями для их удовлетворения; между тенденциями к изменчивости и к сложившимся стереотипам; между старым и новым в жизни человека.

Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее высшие потребности: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в самоактуализации.

В традиционной дидактике считается, что для того, чтобы изменить (обучить, развить) человека, необходимо правильно выбирать цели, содержание, методы, организационные формы обучения и т.д. Но опускается главное: а будет ли востребовано это человеком, тем конкретным учеником, которого мы обучаем и развиваем.

В связи с этим весь арсенал так тщательно выстраиваемых учителем дидактических средств часто работает как бы вхолостую, поскольку ни высокой мотивации учения, ни глубинного понимания того, что и как необходимо изменить в самом себе, ученик должным образом не осознает, а потому КПД наших дидактических усилий часто оказывается очень низким.

Если же в стимулировании мотивационно-потребностной сферы отталкиваться от идей А. Маслоу [4], то потребности в самопознании, самоопределении, самоуправлении, самореализации являются базовыми потребностями для саморазвития личности.

Использование потребностей саморазвития для мотивации учебно-воспитательного процесса – важнейшая задача технологии саморазвития школьника.

Ведущей мотивацией в среднем и старшем звене школьного образования должна стать не познавательная и не внешняя социальная, а внутренняя, нравственно-волевая, основанная на всем спектре потребностей саморазвития. Для того, чтобы процессы саморазвития стали доминантными в психическом развитии, необходима организация трех групп условий:

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2.Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.

3.Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

В контексте требований к личностным и метапредметным результатам освоения образовательных программ, важной задачей необходимо считать создание условий для полноценного развития следующих функций личности: избирательности (способности к

выбору); рефлексии (умение оценивать свою жизнь); бытийности (поиск смысла жизни и

творчество); формирующей функции (формирование образа «Я»); функции ответственности (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за все»); автономности личности (освобождение от влияния многих факторов).

Необходимо заложить в ученике механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и самообразования.

Посредством системного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения учащимися образовательных программ следует достичь их осознанной включенности в реализацию основных человекообразующих функций:

  • гуманитарная (признание самоценности человека, обеспечение его физического и нравственного здоровья, осознании смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности реализации собственного потенциала);
  • культуросозидательная (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры учащихся средствами образования);
  • функция социализации (обеспечение и воспроизводство социального опыта).[2]

Самообразование – это источник получения знаний. Знания же по своему содержанию разнообразны, они выполняют различные функции. Овладевая ими, личность в то же время формирует себя, собственную жизненную позицию.

Главной целью технологии саморазвития личности учащегося является создание условий для перехода развития в саморазвитие, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием саморазвития.

Существует динамическая трехступенчатая модель активизации саморазвития личности учащегося. Сущность модели состоит в том, что она способна обеспечить активное саморазвитие личности учащегося как субъекта и творца своего жизненного опыта. Моделирование процесса активизации саморазвития личности учащегося определило выявление основных целей:

1)формирование потребности учащегося в саморазвитии;

2)стимулирование саморазвития личности учащегося;

3) активизация процесса саморазвития.

Критерии эффективности саморазвития личности обучающего:

- на первом этапе (формирование потребности учащегося в саморазвитии): наличие

потребностей в саморазвитии; положительное отношение к самоизменению; наличие индивидуальной программы саморазвития; положительное отношение к взаимодействию со сверстниками, педагогами, психологами;

- на втором этапе (стимулирование саморазвития личности учащегося в процессе поисковой деятельности): активное участие в урочной и внеурочной деятельности; овладение навыками самоорганизации, саморегуляции, самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и самореализации; овладение поисковыми навыками и умениями;

- на третьем этапе (активизация саморазвития личности учащегося в процессе обобщения и трансляции опыта реализации поисковой функции в учебной деятельности): положительные изменения в результативности освоения учебного материала, рост удовлетворенности собственной деятельностью; способность учащегося к саморазвитию.

Активизировать саморазвитие личности учащегося позволяет психолого-

педагогическое сопровождение. Это особый вид гуманитарного сопровождения

образовательного процесса, где сущностной характеристикой является взаимодействие

учащихся, педагогов и психологов, создающих условия для саморазвития, самоактуализации.

Реализация функций психологического сопровождения возможна при использовании личностно ориентированных технологий саморазвития:

- развивающей диагностики;

- тренингов личностного развития и саморазвития;

- психологического консультирования по проблемам активизации саморазвития.

Совместная деятельность учащихся, педагогов, психологов позволяет создать условия для максимального раскрытия способностей каждого школьника и саморазвития личности, способной к полноценной реализации себя как части социума.

Подводя итоги, следует отметить, что самопознание и саморазвитие на определенных возрастных этапах подчинены объективным закономерностям. Многое зависит от социального окружения, педагогов. От того, как они смогут организовать эти процессы, насколько сами включены в них, будет зависеть культура самовоспитания, которая приводит к культуре саморазвития личности, создающей предпосылки для самоосуществления, самореализации.

Список литературы

1. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого- педагогические показатели деятельности

школы. М.: ТЦ Сфера, 2004..

2. Лукьянова М.И. Формирование учебной деятельности школьников: проектирование и

анализ современного урока: учебно-методическое пособие/ М.И. Лукьянова. - Ульяновск:

УИПКПР,2013.

3. Маслоу А. Самоактуализация// Психология личности. Тексты.- М.,1982.

4.Психология. Словарь// под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М.:Политиздат.1990.

5. Селевко Г.К. Технология внутришкольного управления/ Г.К.Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.

6. Соколова И.Ю. Психолого-педагогические основания развития личности и сохранения ее здоровья в системах общего и профессионального образования//Фунжаментальные

исследования.– 2013. – № 6 (Электронный журнал).

7.Тазиев С.Ф., Талыпова А.А.Организация образовательного пространства по саморазвитию детей и педагогов в учреждении дополнительного образования//Современные проблемы науки и образования.- 2013. - №1 (Электронный журнал).

8.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования/М-во образования и науки Рос.Федерации. -. : Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как средство саморазвития и самореализации личности

Какую деятельность осуществляет ребенок в школе? На этот вопрос ответить не так просто, как кажется. С од­ной стороны, раз учится в школе, значит, и деятель­ность у него учебная. И с этим трудно...

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности

В статье говорится о стимулировании учебно-познавательной деятельности, прилагаются компоненты для  активизации деятельности учащихся....

Воспитание Оренбуржца 21 века "Саморазвитие и самореализация личности в процессе воспитания и обучения"

Методическая разработка программы развития классного коллектива, представленная на Областной конкурс проектов инновационной деятельности  классных руководителей   Номинация «Школа ...

" Формирование творческой среды, обеспечивающей саморазвитие и самореализацию учащихся"

Сегодня на школу возложена задача по формированию таких качеств в подрастающем поколении как : инициативность, творческое мышление,коммуникабельность. Научить этому подростков,  видеть актуально ...

«Развитие творческого потенциала учителя и потенциала учащихся, необходимых для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях модернизации современной школы».

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:-формировать у детей способности самостоятельно м...