Воспитание Оренбуржца 21 века "Саморазвитие и самореализация личности в процессе воспитания и обучения"
методическая разработка на тему

Методическая разработка программы развития классного коллектива, представленная на 

Областной конкурс проектов инновационной деятельности  классных руководителей   Номинация «Школа социального взросления»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_orenburzhtsa_21_veka.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Новоорск»

Областной конкурс проектов инновационной деятельности

классных руководителей

«ВОСПИТАНИЕ ОРЕНБУРЖЦА XXI ВЕКА»

Номинация «Школа социального взросления»

Автор проекта:

Степанова Юлия Александровна,

учитель музыки высшей категории,

классный руководитель

2011-2012

ВВЕДЕНИЕ

Образование – это индустрия,

                                            направленная в  будущее.              


С. П. Капица

           Реальный мир в своем постоянном развитии предъявляет к конкретному человеку всё новые и новые  требования. И главная задача системы образования, на мой взгляд, заключается в создании духовно-ценностной основы формирующейся личности, с её индивидуальными качествами и интересами.    

     Что же может сделать школа в таких условиях? Как в процессе получения образования предоставить личности возможность выявить свою творческую сущность, опираясь на свободный выбор деятельности? Как организовать деятельность, с тем чтобы в дальнейшем ребёнок мог сформировать систему своего саморазвития на протяжении всей жизни?

    В образовательной практике  появилось много различных моделей образовательных учреждений с новыми концепциями, нестандартными подходами к формированию содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса, иными стали и представления о качественных результатах образования. В своём классе я стараюсь активизировать, зажечь искорку творческого потенциала личности каждого учащегося.

Глава 1     (см. Слайд- презентацию в приложении)

Что такое саморазвитие и самореализация  личности в современном мире.

       В чём же сущность переориентации образования . Обратимся к определению « Традиционное образование»  – это образование информационного типа , в основе которого преобладают знания, умения и навыки учащихся. Специфика же  современного образования – ориентация на всестороннее развитие личности и её гуманизацию. Именно высоко-духовная и интеллектуально развитая личность способна конструктивно участвовать в решении глобальных проблем человечества: надвигающейся экологической катастрофе, политическом, экономическом кризисе, нравственной деградации общества.

       Нельзя отрицать того факта, что “старая” школа в нашей стране давала прочные знания и имела стабильную и результативную систему обучения. Кроме того, школа успешно решала задачу равного образования для всех. Однако не стоит забывать, что становлению личности в системе традиционного образования препятствовали жесткая идеология и абсолютный регламент основного ядра знаний, подлежащего усвоению. Мешал авторитарный дух системы.

         Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности. Такой подход к школьному образованию предоставляет возможность создания нетрадиционной школы – школы личностного развития и самосовершенствования.

Цели и задачи современной  школы

        Главная цель – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

 Задачи современного образования: 

  • научить мыслить (развитие интеллекта);
  • воспитание чувств (формирование нравственных отношений);
  • опора на здоровье (физическая закалка).

Остановимся на каждой из этих задач

Что же такое « Научить мыслить»: это значит

  • развитие мыслительных способностей учащихся;
  • обеспечение выпускникам объема научных знаний на уровне мировых стандартов;
  • формирование познавательных интересов;
  • раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
  • выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

Воспитать  чувства в человеке –это значит : 

  • научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным национальным и общественным ценностям;
  • формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе, Родине;
  • индивидуальное воспитание характера каждого с учетом природосообразности и с помощью программы духовного и нравственного самосовершенствования;
  • развивать коммуникативные качества личности.

 Здоровье ребёнка –это  

  • физическая закалка детского организма;
  • систематическое занятие физкультурой и спортом;
  • квалифицированная диспансеризация детей;
  • постоянный медико-психологический контроль.

  Развитие – это не просто рост, это изменение, при котором количественные усложнения переходят в качественные.  Современное образование  и развитие в нём  индивида   - это непрерывный процесс самодвижения личности ребёнка. Это активный, контролируемый самим ребёнком  процесс, самодвижение от низших к высшим уровням жизнедеятельности.

     Нравственное развитие – сложный интегрированный процесс, элементы которого касаются целостной личности.

     Нравственное развитие – это  выработка  качеств личности (честности, ответственности, совестливости), которые базируются на эмоциях и воле  личности. Нравственное развитие как процесс внутренний находит свое отражение в деятельности и общении ребенка, в понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни, к действительности. К этому следует добавить эмоциональные переживания, адекватное поведение .

      Процесс нравственного развития обусловлен природным потенциалом  ребёнка  и поэтому глубоко индивидуален.

Фактором нравственного развития являются эмоционально-ценностные отношения, в которые включена личность.

На современном этапе образования  мы принимаем давно утвердившееся в традиционной педагогике положение о том, что воспитание является решающим фактором в нравственном развитии личности, ибо придерживаемся той точки зрения, что именно воспитание стимулирует нравственное развитие ребенка.

         Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей школы:

  • цели государственной образовательной политики;
  • региональные социально-воспитательные цели;
  • цели развития данной школы;
  • цели, как планируемые результаты развития личности школьника.

Цели высшего- первого  уровня – это цели государственной образовательной политики. Они определены во многих документах (Закон РФ “Об образовании”, “Федеральная программа развития образования в России на 2000-2005 гг.”, проект “Национальная доктрина образования Российской Федерации”, “Концепция структуры и содержания среднего образования (в 12-летней школе)”):

  • формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
  • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
  • формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
  • разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

      Второе место в целях воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребенка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.

    Третий уровень целей касается средств и способов воспитания их определяет (выбирает) конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития:

  • включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм;
  • создание благоприятной среды  для  саморазвития и самосовершенствования личности;
  • развитие какой-либо субкультуры детей и подростков  
  • приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремеслам;
  • включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ);
  • организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.

 

    Цели воспитания как планируемые результаты развития личности 

школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определенная комбинация вышеперечисленных целей.

  Школа должна :

  • научить учиться;
  • научить жить;
  • научить жить вместе;
  • научить работать и зарабатывать.

     Поэтому, в системе  образования должна использоваться дидактическая система особого рода, дающая необходимый минимум профессиональных знаний, а главное – способность ученикам к самообучению, умению добывать нужную информацию самостоятельно, а также организовывать свою самостоятельную деятельность  для большей активности труда. Именно открытость образовательной системы позволит сформировать эти необходимые способности, умения и навыки.

Отсюда следует, что

   Становление личности - центр образования.

Этап становления новой образовательной парадигмы, в основе которой личностно-ориентированное обучение, гуманизация образования и целостное представление о естественнонаучном и гуманитарном понимании мира. Большое значение придается образовательным технологиям.

      Образование не является делом лишь учебных заведений. Оно – одна из функций  жизни. Становление личности сегодня является центром образования. Идет напряженный поиск ориентиров в сфере образования. Какого типа деятельности человека мы должны воспитывать, коллективного или индивидуального? Значимы не только коллективная творческая деятельность в первую очередь, акцентируется индивидуальная. Наилучшим воспитателем выступают

        три основных вида деятельности: 

  1. деятельность по совершенствованию себя, обращение к своему  внутреннему «Я»;
  2. общение как наиболее привлекательный вид деятельности, который влияет на становление и социализацию личности
  3. деятельность по самоусовершенствованию себя как целенаправленная деятельность.

      Цели воспитания ориентируются на формирование социальной  личности субъекта, а не приучение к нормативному поведению, ценностью является сам человек и логика его развития. Личность должна создавать собственную историю в констекте жизни. Творить свою биографию, одновременно проявляя себя субъектом. Ребёнок создаёт образ собственного «Я»,и способен дать  ответ на вопрос: какова моя социальная роль, внутреннее состояние, какова моя  позиция, каков уровень моего  образования

      На основании этих актуальных проблем выделены четыре приоритетные ценности: ценность собственного достоинства, ценность мышления и самостоятельной деятельности, ценность отношений, ценность общения. Таким образом, обладая этими ценностями, ученик должен получить желаемое образование, высокую культуру, сознательное отношение к профессиональной деятельности.

     Саморазвитие рассматривается как социализация  ученика , воспитание индивидуальной культуры личности , адаптация и защита собственного “Я”.

Глава 2    

Что такое саморазвитие и самореализация  личности в классном коллективе , где я работаю.

    Руководствуясь вышеизложенным, я создала в своём классе свою технологию учебно-воспитательного процесса на основе следующих положений.

   Главная цель моей работы , как классного руководителя - помочь ребенку научиться постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, более глубоко познать свои возможности и максимально их использовать в своей жизни.

    Приблизиться к этому мне помогает выполнение следующих условий:

  • на всем протяжении общения с детьми демонстрировать им свое полное доверие;
  • помогать учащимся ставить перед собой маленькие и большие цели
  • всегда исходить из того, что у детей есть внутреннее стремление к учению;
  • всегда быть для учащихся «источником» разнообразного опыта, к которому можно обратиться за помощью в случае столкновения с трудностью;
  • развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса и принимать его;
  • быть активным участником  взаимодействия;
  • открыто выражать в классе свои чувства;
  • стремиться к достижению симпатии, сопереживать с ребенком;
  • хорошо знать себя.

     Коллектив своего  класса я  рассматриваю как средство для развития личности и предлагаю средовой подход в решении поставленной проблемы. Так как основной вид деятельности, - учение и научение, то в качестве среды выступает образовательная и развивающая среда, то есть свободное время каждого ученика.

     Гибкое сочетание воздействия и взаимодействия - непременное условие в развитии классного коллектива.

   В управлении классным коллективом, на мой взгляд, должна существовать СИСТЕМНОСТЬ. Это значит, что каждое начатое дело должно быть продолжено, а не брошено и иметь своё логическое завершение.

  В центре моей работы с классом я исхожу из образа каждого «Я» , с его достоинствами и недостатками.

      При формировании классного коллектива я преступила к решению поставленных перед собой задач, а именно мне предстояло

  • сплотить коллектив
  • наладить совместную деятельность
  • заинтересовать детей
  • напомнить права родителям и детям, построить отношения между родителями, учениками, учителями- предметниками и классным руководителем
  •  распределить обязанности в классном коллективе
  • добиться согласованности в работе
  • уберечь всех от конфликтов в ОУ
  • выработать у детей способность к управлению и самоуправлению;
  • А самое главное- нужно было показывать результаты своей совместной деятельности

     Остановимся на роли классного руководителя в формировании самопознания и саморазвития учащихся. Классный руководитель, прежде всего, должен постоянно наблюдать, принимая либо не принимая участие в процессах, протекающих в классе. Системность в этой работе мне придает ведение портфолио класса и каждого ученика. Начинается его ведение с краткой характеристики всего класса.

    Конец и начало каждого учебного года знаменуется новой (обновленной) характеристикой класса. Основная, «черновая» работа по преобразованию коллектива строится на тесном  сотрудничестве  педагога- психолога и социального педагога школы. В папке классного руководителя фиксируются  все замеченные изменения, события. Собраны все диагностики и характеристики каждого ученика (позитивные и негативные), происходящие в классе, а также педагогические находки и т.д.

     Всего в классе 18 человек. Это обычный класс, где есть и отличники и учащиеся, которые учатся на «3».Качество успеваемости 50 %,то есть 9 человек- это ученики без троек( хорошисты и отличники), и 9- с тройками. Я прекрасно понимала, что класс не силён в учёбе, но дети очень активны вне школы. Это дети с активной жизненной позицией и довольно самостоятельны. И ещё – не всем дано быть Энштейнами, миру нужны и Кулибины , и воспринимать я их должна как отдельно взятую личность , с её достоинствами и недостатками.  

Социальный статус семей очень разный- есть и опекаемые дети(1), и многодетные (5),и дети, входящие в группу риска(1).Материальное положение и образование родителей в основном среднее специальное.

По занятости родители распределились таким образом:

    Классный коллектив - это дружный, сплочённый коллектив. Все мероприятия внутри класса и школы не проходят мимо. Дети участвуют с огромным желанием и раскрывают свои возможности. С увлечением прошла акция внутри класса «Мой зелёный кабинет», входе которой дети озеленяли свой класс. В Акции «Внимание , дети!» коллективная работа класса заняла 1 место в районе. С огромным интересом прошло мероприятие «Посвящение в пятиклассники». Так же учащиеся приняли активное участие в акции «Зелёная аптека». Осенью был организован выезд на природу, а в дни осенних каникул весь класс выезжал в Орский драматический театр. Внутри класса была проведена игра «Звёздный час». Были поездки в бассейн в п. Энергетик. Дети участвовали в школьной «Зарнице» и заняли 1 место. Очень любят рисовать , поэтому класс занял 2 место в районном конкурсе плакатов «Спасибо тебе, солдат».Дерксен Марго заняла 1 место в районе в конкурсе сочинений «Живёт среди нас такой парень»

         Во главу совместного школьного существования я  ставлю деятельностный метод. Каждый вид деятельности должен быть структурирован, организован, направлен на результат и оценен либо с позиции сравнения с нормой, либо как личное или коллективное достижение. В классе деление на микрогруппы  не происходит, хотя и мальчики и девочки стараются выбрать себе друга по интересам. Многие из класса занимаются спортом, ходят на танцы и в музыкальную школу.    

   

     С первых дней сотрудничества необходимо формировать атмосферу доверия и ответственности, а также воспитывать в детях чувство ответственности.

Распределение обязанностей по обеспечению жизнедеятельности коллектива должно быть демократичным (выборы), сменным только староста (раз в четверть).

  Обязанности в классе распределены следующим образом 

  ФОРМЫ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1.Мероприятия – беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, турпоходы, прогулки, занятия (например, по правилам дорожного движения, гражданской обороне и пр.)

2. Дела – трудовые десанты и операции .рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты, вечера и другие формы КТД.

3. Игра – деловые, сюжетно-ролевые игры, игры на местности, спортивные и познавательные игры и др.

          Начиная с 5 класса мною внедрена и действует программа воспитательной работы «Семь Я», которая имеет 7 направлений в работе.

“Учение”

“Здоровье”

“Семья”

“Человек”

“Досуг”

“Патриот”

“Труд”

        Программа направлена на воспитание следующих качеств: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить.

     Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни класса, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям. Критерии служат для решения внутренних задач классного руководителя, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.

Перечень основных критериев сводится к следующим:

  1. Самочувствие ребёнка в школе (критерий отношений).
  2. Уровень воспитанности (критерий факта).
  3. Воспитательный коллектив (критерий коллектива).
  4. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
  5. Подготовленность к жизни (критерий времени).
  6. Единство воспитания и диагностики (критерий системности работы).

    Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности , толерантности. Разработана для обучающихся 5 – 9 классов и рассчитана на 5 лет.

Прогнозируемые результаты :

  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • приобщение к истории своей семьи, школы, посёлка;
  • повышение уровня социальной комфортности
  • проявление уважительного отношения к старшим;
  • воспитание чувства гордости, любви к родному посёлку,
  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;
  • расширение кругозора;
  • активное участие родителей в жизни класса, школы.
  • испытание чувства гордости за свою страну;
  • владение методами самовоспитания, самоконтроля;
  • повышение интеллектуального уровня;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.

схема взаимодействия с социумом

родители               классный руководитель     одноклассники

 

                 учителя                   ученик                        школа

 Спортивная школа         Музыкальная школа      Детский центр    

   

 Милиция                          Дом Культуры               Кинотеатр МИР

Условия реализации программы:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива, родителей и учащихся;

Заключение

       Коллектив -- это развивающаяся социальная система. Стихийное самопознание и саморазвитие часто не приводит к значимым результатам. Самопознание и саморазвитие нуждается в тактичном сопровождении. Учитель -- старший, опытный товарищ, задаёт культурную атмосферу процесса взаимного влияния в детском коллективе, обеспечивает условия для раскрытия в каждом ребёнке лучших качеств, способностей и тем самым благотворно влияет на коллектив. Таким образом, воздействие переходит во взаимодействие, более высокую стадию преобразования, в нашем случае -- самопознания и саморазвития.

      Разумеется, в рамках работы невозможно показать весь ряд частных методик использованных мною в работе по преодолению ребёнком неуверенности, в работе с одарёнными, неуспевающими, неорганизованными детьми, специфических методик самооценки личности.

    Обеспечением необходимых условий для развития ребёнка, созданием педагогических систем достижения обозначенной цели занимаются многие поколения учителей, педагогов. Я думаю, что  опыт каждого классного руководителя, если он переживает за жизнь каждого ученика не станет незамеченным .

Степанова Юлия Александровна . Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 п. Новоорск" Новоорского района Оренбургской области РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Воспитание оренбуржца ХХI века

Воспитательная цель школы: воспитание и развитие личности, гармонично развитой, социально-ориентированной, способной принимать решения в современных ситуациях, способной строить жизнь достойного челов...

Тема по самообразованию: «Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.» Учитель швейного дела –

Введение.Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности...

Воспитание самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения.

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ....

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В данной статье рассматривается опыт  работы педагога-психолога   с учащимися классов коррекционного обучения  по социализации, самореализации. Педагог -психолог представляет опыт ...

Обобщение педагогического опыта на августовском семинаре преподавателей- организаторов ОБЖ на тему: «Работа преподавателя-организатора ОБЖ по военно- патриотическому воспитанию школьников в процессе предметного обучения».

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, ...

Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально - трудового обучения.

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности, к общественно-полезному производительному труду. Воспитанники нашей школы обязательно ...