РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
опыты и эксперименты по психологии (9 класс) на тему

В данной статье рассматривается опыт  работы педагога-психолога   с учащимися классов коррекционного обучения  по социализации, самореализации. Педагог -психолог представляет опыт работы  с подростками (7-9 класс) в рамках внеурочного компонента "Психологический практикум" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_sluzhby_v_protsesse_vospitaniya_sotsializatsii.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Л.А.Намм

МБОУ СОШ №6  г. Торжок, Тверская область

В статье рассматривается опыт  работы педагога-психолога в классах коррекционного обучения с  целью оказания помощи обучающимся   в процессе  их  социализации и самореализации,  в условиях целенаправленного формирования личности.

Ключевые слова: социализация,   самореализация, часы общения,  усвоение социальных  норм, приобретение навыков  бесконфликтного поведения.

Обратимся к  понятию  «социализация»  в теоретических источниках. В словаре  под редакцией М.Ю. Кондратьева понятие трактуется следующим образом  «Социализация [лат. socialis — общественный] — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация  может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации [6, 124].  

Клочко Ю. Н., Ермилова Н. Ю., Клочко А. Ю. рассматривают социализацию [от лат. socialis — общественный]   следующим образом «социализация -  а) процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением; б) результат освоения индивидом того социального опыта, который передается ему в ходе совместной деятельности и общения с социальным окружением и реализуется субъектом социализации. Здесь необходимо специально обговорить, что процесс социализации протекает как в логике стихийного воздействия на индивида, так и в обстоятельствах осознанного планомерного целенаправленного воздействия на личность с целью достичь желаемого влияния. При этом второй вариант традиционно рассматривается как процесс социализации, происходящий в логике жестко целенаправленного и достаточно управляемого воспитательного воздействия. Более того, в педагогически детерминированных моделях социализации и, прежде всего, в рамках советской психологии социализация рассматривалась практически однозначно в качестве процесса личностного развития в рамках официальных и, в первую очередь, институализированных образовательных учреждений»[2, стр.1].

Анцупов А. Я., Шипилов А.И. в Словаре  конфликтолога  в 2009 году трактуют социализацию как  «непрерывный процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта»[1].Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Таким образом, агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. В роли коллективных агентов выступают социальные институты. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его, школа и вуз, армия и милиция, производство и др.Школы и высшие учебные заведения призваны передавать учащимся различные знания и навыки.

Самореализация означает реализацию своих возможностей, стремление человека стать тем, кем он способен стать. Кроме того, это понятие включает в себя развитие творческого и духовного потенциала, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности.

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса  вносит свой вклад в процесс социализации и самореализации учащихся. Само наличие психологической службы  уже является важным фактором в процессе усвоения социального опыта, и даже если далеко  не каждый подросток и родитель  обращается за консультацией к психологу, то почти  многие дети уже знают, что в случае обращения им будет оказана консультация,  помощь и поддержка педагога-психолога.

В контингент учащихся МБОУ СОШ № 6 г. Торжка Тверской области входят с 2008 года обучающиеся  специальных коррекционных классов  8 вида (для детей с ограничением интеллекта). В данных классах обучаются   69  детей с 7 до 18 лет. Посещают данные классы и воспитанники «Торжокский детский  дом», требующие в силу своей специфики  дополнительной работы педагога-психолога по социализации и самореализации.

        Работа  педагога-психолога   целенаправленно  ведется в подростковом периоде для детей, обучающихся в  классах коррекции на часах внеурочного компонента, которые носят название «психологический практикум»  в 7, 8, 9 классе. Занятия проходят 2 раза в неделю на протяжении 34 учебных недель  (68 часов  в течение года,  за 3 года соответственно - 204 часа).  Контингент учащихся классов коррекции очень специфичен. Это обучающиеся, имеющие разную степень умственной отсталости, поражение ЦНС со снижением интеллекта,   а так же  дети, имеющие инвалидность по основному («умственная отсталость»)  либо сопутствующему заболеванию.  Обучающиеся  данной категории с большим трудом усваивают нормы и образцы  поведения, часто не могут осознать  свои личностные особенности, не могут наладить дружеские связи, с трудом  налаживают контакты со сверстниками и взрослыми.  Полагаю,  что   часы психологического практикума играют важную роль  в социализации и самореализации учащихся.

В 7 классе рабочая программа  курса  коррекционных сказок   разработана и адаптирована мною на основе программы  Панфиловой М.  «Лесные сказки» [4]  и   имеет своей целью облегчение процесса адаптации к школе, формирование позиции школьника, усвоение социальных норм и социального  опыта  детьми с ограниченным умственным развитием. Занятия способствуют формированию  адекватного отношение к результатам учебы, веры в свои силы, стремления к успеху, избегание  конфликтов в общении. Форма  занятий предусматривает обсуждение поведения  сказочных персонажей,  рисование, проигрывание ситуаций  и усвоение через игру правильных образцов поведения. В 8 классе психологический практикум  продолжается под названием «Уроки общения для младших подростков» (рабочая программа курса разработана  автором  статьи на основе программы   Слободняк Н. «Уроки общения для младших подростков» [5] и адаптирована  для контингента специальных коррекционных классов 8 вида).

Целью  данных часов общения  является  помощь  подростку  в осознании своих личностных качества, достоинств и недостатков, обучение взаимодействию его со сверстниками, учителями и родителями  и окружающими его людьми, обретение подростком уверенности в себе, освоение навыков позитивного поведения, избегание конфликтов  и столкновений, а так же планирование   дальнейшей жизни. Часы общения продолжаются в 9 классе и носят название «Я – подросток. Встречи с самим собой» (разработаны  и адаптированы под данный контингент на основе программы Микляевой А.В.[3]). Разделы «Индивидуальность», «Ценности и планы на будущее», «Уверенность в себе»  помогают  подростку осознать себя как личность, выстроить свои планы и жизненную перспективу.

Следует отметить, что работа  на данных занятиях  эмоционально  напряженная,  так как подростки должны рассуждать, говорить и в доступной  им форме обсуждать и проигрывать ситуации, приходить к определенным выводам. Это достаточно трудно для них и не всегда получается. Но, по глубокому убеждению автора, необходимо для дальнейшей социализации.

Говорить о положительных результатах данной психологической работы можно опираясь на результаты диагностики развития коммуникативных навыков (таблица 1) и  диагностики    стратегии поведения в конфликте (таблица2). Диагностика была проведена в  одних и тех же классах коррекции  в 2009  и 2011 годах,  а так же  в 2010 и 2012 годах.Методика:  диагностика коэффициента общительности  (автор  Ряховский).

  Таблица 1.Результаты диагностического среза уровня общительности учащихся   контрольной группы классов коррекции.            

Показатель коэффициента общительности

2009/7 к

2011/9 к

2010/7 к

2012/9 к

Ниже нормы по возрасту

55 %

0 %

60 %

5 %

Средняя норма  по возрасту

22 %

30 %

25 %

35 %

Выше средней нормы возраста

23 %

70 %

15 %

60 %

Стиль поведения в конфликте был  диагностирован педагогом-психологом по методике  К. Томаса. Результаты диагностики представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты диагностики преобладающего стиля поведения в конфликте учащихся контрольной группы классов коррекции.

Стиль поведения

2009/7 к

2011/9 к

2010 /7 к

2012 /9 к

Приспособление

33%

10%

4%

15 %

Избегание

11%

17%

17%

25 %

Сотрудничество

22%

52%

24%

52 %

Соперничество/

конфронтация

34%

21%

55 %

8 %

Результаты сопоставления дают автору статьи надежду на то, что выпускники коррекционных классов приобретают навыки  общения и бесконфликтного поведения,  в дальнейшей взрослой жизни будут социализированы  в обществе и реализуют свои возможности в личной и профессиональной сфере. В целом за 3 года  обучения подросток  делает огромные шаги  не только в сфере общения, но и  в усвоении правил и норм поведения в мире,  в котором ему предстоит жить много  лет  своей  жизни. На основании выше изложенного можно сформулировать следующие выводы: психологическая служба вносит весомый   вклад в процесс социализации и самореализации обучающихся, а ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу-психологу  образовательного учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Словарь конфликтолога, 2009// Интернет ресурс.http://www.socionic.ru/index.php/spravochnaya-literatura-2/25410-slovar-konfliktologa-a-ya-ancupov-a-i-shipilov/ Дата обращения: 13.03.2012    
  2. Клочко Ю. Н., Ермилова Н. Ю., Клочко А. Ю., Социализация личности, ее социальный статус и социальная роль. Вестник СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки», №1 (11), 2004ISBN 5 – 9296 – 0199– 2,   стр.1-3
  3. Микляева А.В., Я - подросток.  Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). – СПб.:  Речь, 2003. – 119 с.
  4. Панфилова М., Лесная школа. Коррекционные сказки для младших     школьников. М., 2012.
  5. Слободняк Н., Уроки общения для младших подростков:  М.,  2009
  6. Cловарь / Под  ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ ред. – сост. Л.А.Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Перс СЭ, 2006. -176 С.

Намм Лариса Антониновна, педагог-психолог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6», г. Торжок Тверской области,е-mail: larisa-namm@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль социально-психологической службы в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Выступление на региональноми семинаре "Гуманизация профессиональной деятельности педагога как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся". Г.О. Орехово-Зуево 2010 г....

Психологическая служба школы в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения.

В реферате представлены концепция и опыт авторской  модели функционирования психологической службы общеобразовательной службы школы, которая эффективно реализует свои функции как  ее с...

Содержание деятельности социально-психологической службы школы в рамках реализации ФГОС ООО

Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения ставят новые задачи и перед социально-психологической службой школы. Какие наработки у школы уже есть, а что предстоит впереди?...

Роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников

В статье  раскрывается роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников...

План работы психологической службы школы

План работы 2017/2018 учебный год...

"ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ"

Доклад на педагогический совет на тему "ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ&quo...