Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий.
методическая разработка на тему

Быта Венера Фанусовна

Выступление на РМО по теме: Проблемы детского чтения    в условиях применения инновационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы детского чтения    в условиях применения инновационных технологий.

В наше время перед нами стоит одна из острых проблем – дети не любят читать. Компьютер — очень сильный конкурент книге. Компьютер мы  используем повсеместно: для просмотра мультфильмов, для игр или даже для образовательных программ. В любом случае, ребенок имеет шанс зависнуть у компьютера надолго. Нередко это съедает все его свободное время.

Итак, как оторвать ребенка от компьютера к книге?
Во-первых, собственным примером. Вслух или про себя мы с вами  должны ежедневно читать, чтобы дети видели нас с книгой. Пример — основа всякого воспитания. Опять же дети видят наши «компьютерные» спины и быстро понимают, что мы говорим одно, а делаем другое.

Как отмечают многие родители и педагоги, современные дети все реже берут в руки книги. Обилие гаджетов, переизбыток информации и скучные уроки в школе способны отбить охоту к чтению. Что делать, если ребенок не хочет читать? 

Очень часто в семьях ведется разговор такого порядка: "Пока не прочитаешь 5-10-20 страниц, гулять не пойдешь / не сядешь за компьютер / не будешь смотреть телевизор и т.д.!"?  вот именно здесь мы уже поднимаем значимость компьютера, интернета, телевидения  на пьедестал, и роняем авторитет книги. Ребенок с такими приоритетами  никогда не полюбит чтение!

А вам самим хочется делать что-то "из-под палки", по принуждению? Наверняка, нет.

Существует немало методик, которые помогут ребенку погрузиться в замечательный мир Книги и литературного слова.

Вот всего лишь некоторые из них.

1. Игровая методика

Любовь к чтению можно привить через игру. Вариантов масса, было бы желание.

Объясните ребенку, что вы сегодня  устали и попросите ребенка почитать что-нибудь " обязательно поблагодарите ребенка, сказав, что вы отдохнули, пока он читал". И этот ребенок сам еще не раз предложит вам подобный метод отдыха для вас. И уж конечно не потянет вас к компьютеру, т.к. в этом не будет нуждаться.

2. Создавайте книги сами!

С такой идеей выступила Сесиль Лупан, автор книги о воспитании малышей. Книгу можно создать на компьютере, вставить красочные фото вашего малыша, сочинить к каждой фотографии забавные истории. Как показывает практика, малыши с увлечением читают о себе. А ведь это и нужно — чтобы ребенок получал от этого удовольствие. Так мы с учащимися 2 класса нарисовали рисунки о самом интересном дне их жизни и написали небольшой рассказ, затем каждый зачитал свое творение. Дети выполнили  это задание с удовольствием.

3. Метод Кассиля

Выберите интересный, динамичный рассказ, дочитайте до кульминации и отложите книгу. Обычно ребенку не терпится узнать, что было дальше в рассказе. А значит, сработает мотивация: вы его заинтересовали. Так я рассказала учащимся 9 класса часть рассказа «Тупейный художник»  Лескова, ровно до того момента, когда они стали слушать открыв рот, а что же будет дальше, но здесь я закончила свой рассказ и предложила им самим узнать о кульминации, прочитав эту книгу. Результат,конечно, был поразительным, почти все дети рассказ дочитали до конца.

4. Самый действенный прием это прием для родителей с названием - читайте сами!

 На ночь, перед сном всегда можно уделить минут 10 для того, чтобы почитать ребенку книжку. Эта традиция воспитывает лучше всех психологических приемов.

И, конечно,  ребенок вряд ли захочет брать книгу в руки, если в семье никто не читает. Увы, но мама, листающая исключительно глянцевые журналы, или папа, проводящий свободное время возле компьютера, вряд ли будут хорошим примером для малыша. А вот если ребенок часто видит родителей с книгой, он тоже начнет читать.

Чередуя приемы и игры в чтение, можно привить ребенку настоящую любовь к книге.

Существуют разные способы приобщения детей к чтению. Даже используя современные технологии, сделать это бывает очень трудно, потому что меняются приоритеты. Возникает вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок полюбил книгу, предпочёл её другим увлечениям. Это и есть главная задача школьной библиотеки.

Как приятно заходить в квартиру с хорошей мебелью и красивым ремонтом, также приятно заходить в библиотеку с хорошим  интерьером. Библиотека должна быть уютной, красивой, чтобы возникало постоянное желание приходить туда как домой, т.е в уютное теплое гнездышко. В школьной библиотеке можно организовать зоны, где малыши могут порисовать, пообщаться, пошуметь и что-то обсудить, зоны, где можно серьёзно посидеть со справочной литературой, поиграть в тихие групповые игры.

Библиотекарь использует в своей работе разные формы общения с читателем. Активно начинает общаться с маленьким читателем: приглашает в библиотеку, выясняет, какое впечатление осталось у ребёнка от прочитанной книги, какие эпизоды понравились более всего, показывает имеющиеся в библиотеке книги этого автора, рекомендует что-то для продолжения чтения. Есть очень верный способ привлечения к чтению как похвала, не будет лишним поднять авторитет ребенка при его друзьях и одноклассниках.  

Сегодня на полках школьной библиотеки можно увидеть не только книги и другие печатные издания, но современные носители информации – диски.  В последние годы постоянно пополняется в  библиотеках медиатека. Конечно подборка дисков для администрации школы, классных руководителей, учителей предметников, электронные книги (которыми сейчас рекомендуют работать) - это всё нужно, это современный информационный ресурс, но роль учителя, библиотекаря, как наставника и проводника от этого не изменится.( Кстати говоря, проводя опрос среди родителей детей и педагогов «Любите ли вы читать электронные книги?», и дети и взрослые ответили «нет».То есть, получается,  что люди, не читающие книг, не читают и с экрана.)

Компьютерные технологии, которые всё больше входят в нашу жизнь, безусловно, расширяют возможности познания для подрастающего поколения, обеспечивая информационный доступ. Кому как не библиотекарю, выполняющему информационную и культурную функции, необходимо помочь молодому гражданину ориентироваться в массивах информации. Ведь очень часто ребенок, получив необходимую информацию с компьютера, получает еще массу ненужного.

С целью привлечения читателей библиотекарем организуются: тематические выставки, проводятся  конкурсы рисунков, реклама новых поступлений, информирование учителей об интересных публикациях на страницах периодических изданий, просмотр видеоматериалов. Постоянно осуществляется подбор необходимой литературы в помощь  учителям  для проведения предметных недель. Благодаря целенаправленной, совместной деятельности учителей и   библиотекаря удалось, хоть не значительно, но увеличить число читателей.

 Школьная библиотека – это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение. Вспомните, с каким трепетом и желанием мы с вами входили в школьную библиотеку. Давайте возродим этот интерес к книге, чтению, к нашей культурной традиции у наших сегодняшних  детей. Интерес, хоть и небольшой к чтению у подрастающего поколения есть, надо только его разбудить и стимулировать.

Так давайте же подведем итог нашей беседы: существует ли проблема детского чтения в условиях применения инновационных технологий? Без современных инновационных технологий нам уже не обойтись, да и не к чему бороться с новым. Необходимо  просто идти в ногу со временем. Всегда можно найти компромисс: например, прочитав книгу, посмотреть иллюстрации в интернете к данной книге, или создать презентацию; используя энциклопедию подготовить сообщение…. Множество всяких возможностей для работы с книгой и компьютером.

И только три звена родитель, учитель и библиотекарь могут научить ребенка работать в гармонии книга-компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационной технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках географии.

Выступление на семинаре "Применение инновационных технологий личностной ориентации в практической деятельности учителей школы" В ходе выступления была рассмотрена надпредметна...

Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий.

Приобщение детей к чтению в условиях современной школьной библиотеки....

Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий» Никулиной Ирины Михайловны на 2020-2024 гг.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогн...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...

Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий»

Проблема, над которой работает учитель: «Использование инновационных технологий на уроках географии» Цели: 1) повышение качества учебного процесса; ...