Презентация "Проблемный диалог - мое понимание этой технологии "
методическая разработка по теме
С течением времени, работая в школе, я поняла, что для многих учеников учеба – это никому не нужное собрание мутных стеклянных шариков, сваленных в коробку и забытых. К тому времени мой учительский опыт привел к технологии проблемного диалога, и то, к чему я пришла интуитивно, подтвердила учеба в Вышке и вся последующая моя работа – это бесконечное творчество с детьми внутри этой технологии. Данная презентация пошагово рассматирает преимущество этой технологии для творческой работы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка: «Надо ли учителю бояться новых стандартов?» Отгадка: «Нет! Дальше школы не сошлют, меньше класса не дадут!»
Надо пробовать … Какой он – современный старшеклассник, будущий студент? умеет самостоятельно приобретать необходимые для успешной учебы знания и навыки, применять их на практике для решения разнообразных задач -умеет самостоятельно критически мыслить, видит возникающие проблемы, находит рациональные пути их решения, используя современные технологии; грамотно работает с информацией, умеет эффективно использовать все информационные ресурсы; умеет работать в коллективе специалистов из разных областей знаний.
Методическая цель Использование технологии проблемного диалога для реализации требований ФГОС: активизации мыслительной работы и творческого усвоения знаний по формуле «Спросил, открыл, создал»
Теоретические основания технологии Всё начинается с возникновения проблемной ситуации: ученик сталкивается с противоречием и испытывает чувство удивления или затруднения. Приходится выполнить конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества – постановка проблемы Потом запускается второе звено творчества – поиск решения, т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. После ряда горестных ошибок учёный-ученик особенно остро воспринимает появление решающей гипотезы. Но только строгая проверка превращает верную догадку в решение, т.е. новое знание. Поэтому третье звено творчества – выражение решения. Ученик выражает новое знание научным языком (химическим, литературным и т.д.) в необходимой форме Четвертое звено – закрепление знаний практическими навыками. Иначе говоря, творческий акт заканчивается звеном реализации продукта, то есть применением новых знаний.
Теоретические основания технологии Приобретенные таким образом знания имеют для ученика личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Научное творчество на уроке - это как процесс открытия новых знаний, включающий четыре звена: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и реализацию знания.
Сущность технологии На проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. Технология проблемного диалога обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда как на традиционном уроке объяснения нового материала педагог сначала сам сообщает тему и знание, а затем даёт задание всё выучить или пересказать.
Структура технологии Методы обучения –это способы введения знаний. Побуждающий и подводящий диалоги представляют собой определённые сочетания вопросов, приёмов, заданий Задания - разные виды продуктивных заданий (на формулирование, на опорный сигнал, на художественный образ), с помощью которых организуется закрепление материала. проблемно-диалогические методы могут быть реализованы в разных формах: индивидуальная, групповая и парная Средства обучения - учебник, наглядные и технические средства, опорные сигналы
Применение технологии Технология может применяться очень широко: во-первых, на всех образовательных ступенях – от дошкольного образования до повышения квалификации учителей; во-вторых, на уроках по самым разным предметам, начиная с русского языка и математики и заканчивая такими практико-ориентированными предметами, как физкультура, информатика, технология; в-третьих, на школьных мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал – на уроках, классных часах, педагогических советах и даже родительских собраниях. Технология проблемного диалога может использоваться в любой образовательной системе.
Результаты применения технологии Предметные результаты – качественные знания: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.
Результаты применения технологии Метапредметные результаты. Познавательные УУД: диалоги развивают творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы, формируют логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт продуктивных заданий: они позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Регулятивные УУД: методы постановки проблемы развивают целеполагание. Методы поиска решения учат планированию и контролю. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.
Результаты применения технологии Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.
Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного диалога в обучении журналистике
Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога в обучении журналистике
Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...
Технология проблемного диалога на уроках биологии
Методика и практикум создания проблемных ситуаций на уроках биологии....

Технология проблемного диалога
Автор технологии кандидат психологических наук Елена Леонидовна Мельникова...

Презентация "Проблемный диалог на уроках русского языка"
Презентация к докладу на тему: "Проблемный диалог на уроках русского языка"...
Презентация. Использование технологии проблемного диалога на уроках русского языка
Данная презентация знакомит с указанной в названии технологией и содержит фрагмент урока, иллюстрирующий её....

