Презентация "Проблемный диалог - мое понимание этой технологии "
методическая разработка по теме

Кравец Наталья Владимировна

 

С течением времени, работая в школе, я поняла, что для многих учеников учеба – это никому не нужное собрание мутных стеклянных шариков,  сваленных в коробку и забытых. К тому времени мой учительский опыт привел к технологии проблемного диалога, и то, к чему я пришла интуитивно, подтвердила учеба в Вышке и вся последующая моя работа – это бесконечное творчество с детьми внутри этой технологии. Данная презентация пошагово рассматирает преимущество этой технологии для творческой  работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kak_ya_rabotayu_po_tehnologii_problemnogo_dialoga.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБУ «Школа № 93 (у)» Кравец Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории

Слайд 2

Загадка: «Надо ли учителю бояться новых стандартов?» Отгадка: «Нет! Дальше школы не сошлют, меньше класса не дадут!»

Слайд 3

Надо пробовать … Какой он – современный старшеклассник, будущий студент? умеет самостоятельно приобретать необходимые для успешной учебы знания и навыки, применять их на практике для решения разнообразных задач -умеет самостоятельно критически мыслить, видит возникающие проблемы, находит рациональные пути их решения, используя современные технологии; грамотно работает с информацией, умеет эффективно использовать все информационные ресурсы; умеет работать в коллективе специалистов из разных областей знаний.

Слайд 4

Методическая цель Использование технологии проблемного диалога для реализации требований ФГОС: активизации мыслительной работы и творческого усвоения знаний по формуле «Спросил, открыл, создал»

Слайд 5

Теоретические основания технологии Всё начинается с возникновения проблемной ситуации: ученик сталкивается с противоречием и испытывает чувство удивления или затруднения. Приходится выполнить конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества – постановка проблемы Потом запускается второе звено творчества – поиск решения, т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. После ряда горестных ошибок учёный-ученик особенно остро воспринимает появление решающей гипотезы. Но только строгая проверка превращает верную догадку в решение, т.е. новое знание. Поэтому третье звено творчества – выражение решения. Ученик выражает новое знание научным языком (химическим, литературным и т.д.) в необходимой форме Четвертое звено – закрепление знаний практическими навыками. Иначе говоря, творческий акт заканчивается звеном реализации продукта, то есть применением новых знаний.

Слайд 6

Теоретические основания технологии Приобретенные таким образом знания имеют для ученика личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Научное творчество на уроке - это как процесс открытия новых знаний, включающий четыре звена: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и реализацию знания.

Слайд 7

Сущность технологии На проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. Технология проблемного диалога обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда как на традиционном уроке объяснения нового материала педагог сначала сам сообщает тему и знание, а затем даёт задание всё выучить или пересказать.

Слайд 8

Структура технологии Методы обучения –это способы введения знаний. Побуждающий и подводящий диалоги представляют собой определённые сочетания вопросов, приёмов, заданий Задания - разные виды продуктивных заданий (на формулирование, на опорный сигнал, на художественный образ), с помощью которых организуется закрепление материала. проблемно-диалогические методы могут быть реализованы в разных формах: индивидуальная, групповая и парная Средства обучения - учебник, наглядные и технические средства, опорные сигналы

Слайд 9

Применение технологии Технология может применяться очень широко: во-первых, на всех образовательных ступенях – от дошкольного образования до повышения квалификации учителей; во-вторых, на уроках по самым разным предметам, начиная с русского языка и математики и заканчивая такими практико-ориентированными предметами, как физкультура, информатика, технология; в-третьих, на школьных мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал – на уроках, классных часах, педагогических советах и даже родительских собраниях. Технология проблемного диалога может использоваться в любой образовательной системе.

Слайд 10

Результаты применения технологии Предметные результаты – качественные знания: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.

Слайд 11

Результаты применения технологии Метапредметные результаты. Познавательные УУД: диалоги развивают творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы, формируют логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт продуктивных заданий: они позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Регулятивные УУД: методы постановки проблемы развивают целеполагание. Методы поиска решения учат планированию и контролю. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.

Слайд 12

Результаты применения технологии Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.

Слайд 13

Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога на уроках биологии

Методика и практикум создания проблемных ситуаций на уроках биологии....

Технология проблемного диалога

Автор технологии  кандидат психологических наук Елена Леонидовна Мельникова...

Технология проблемного диалога

тСовременные педагогические технологии...

Презентация "Проблемный диалог на уроках русского языка"

Презентация к докладу на тему: "Проблемный диалог на уроках русского языка"...

Презентация. Использование технологии проблемного диалога на уроках русского языка

Данная презентация знакомит с указанной в названии технологией и содержит фрагмент урока, иллюстрирующий её....