"Повышение качества знаний по биологии, работа с мотивированными детьми"
статья на тему

Баранова Татьяна Ивановна

В сообщении содержатся формы работы с мотивированными детьми на уроках биологии, и внеклассной работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

«Повышение качества знаний по биологии, работа с мотивированными детьми».

 

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
                                                                                                                  Сократ

 В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Поэтому в Концепции модернизации Российского образования обозначено одно из основных направлений: развитие системы поддержки талантливых детей.

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Таким образом, успешность учения — явление не случайное. Хорошо учиться способен не каждый, и для того чтобы стать, например, отличником, нужен особый дар, и есть он далеко не у каждого. Мы должны создать условия для развития и проявления творческой активности этих детей. В противном случае мы их просто потеряем.

Детей с высоким уровнем мотивации к обучению отличают:

Высокая скорость переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Работа с такими детьми имеет свои особенности, так как для них характерно:

  • Отсутствие внимания условностям и авторитетам;
  • Большая независимость в суждениях;
  • Тонкое чувство юмора;
  • Отсутствие внимания к порядку и организации работы;
  • Яркий темперамент.
  • Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию эти дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко эти дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии.

 Формы работы с мотивированными детьми

В работе с такими детьми наиболее распространенными и эффективным являются следующие формы:

  • проблемное ведение уроков базисного компонента. Учитель знакомит учеников с различными точками зрения по изучаемому вопросу, инициирует дискуссию, в которой учащиеся анализируют их, высказывают свои мнения и делают выводы. Ученики могут подготовить дома письменные доклады проблемно-реферативного характера, в которых тоже отражаются различные точки зрения на проблему. По ним организуется дискуссия с формулировкой учащимися обоснованных выводов;
  • кружки, факультативы и элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в рамках школьного компонента.
  • олимпиады;
  • проведение предметных недель;
  • свободное самообразование;
  • походы и экскурсии. Это самостоятельные формы организации исследовательской деятельности во время каникул.
  • научно-практические конференции и конкурсы – формы презентации результатов учебных исследований; выполняют образовательную и коммуникативную функции;
  • Обучение в профильных классах.
  • Участие в Интернет-олимпиадах.

Остановлюсь на некоторых из опыта своей работы.

Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Использование современных педтехнологий позволяет мне сделать уроки насыщенными, продуктивными, интересными для ребят, где они могут проявить свои способности.

Одной из продуктивных я считаю технологию развития критического мышления. Она базируется на модели из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия («В-О-Р»). В ходе урока школьники определяют для себя уровень своих знаний, к которому могут быть добавлены новые, то есть происходит актуализация субъектного опыта, учащиеся вступают в контакт с новой информацией через чтение текста, организуется ситуация общения, обмена мнениями, они активно перестраивают  свои представления, чтобы включить в них новые понятия, выражают новую информацию своими словами, делают выводы. Использую технологию критического мышления при проведении вводных уроков биологии по темам «Земноводные», «Пресмыкающиеся»(7класс) «Бактерии»(6кл).

Большинство уроков по биологии (Человек) в 8 классе провожу по модульной технологии. Сущность ее состоит в том, что ученик должен учиться сам, а моя роль осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Учащийся сам достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем.

При опросе домашнего задания использую различные приёмы:

  • Например, для класса прозвучит вопрос «Опишите путь крови по большому кругу кровообращения», а  для мотивированного ребёнка «Вам сделали укол в правое предплечье, как лекарство достигнет икроножной мышцы?» и остальные с интересом послушают его рассуждения.  
  • Сравни клетку бактерий и растения, найди сходства и различия

Особенное место в моей работе с мотивированными детьми занимает метод проектов– обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании.

При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельно конструировать свои знания;
  • интегрировать знания из различных областей наук;

Информационные проекты я использую в каждом классе, причем они могут быть индивидуальными или групповыми, в зависимости от объема материала. Эти проекты связаны с поиском информации в различных источниках: журналах, книгах, энциклопедиях, старшие школьники активно используют Интернет, социологические опросы. В среднем звене информационные проекты реализуются в виде оформленных сообщений, докладов, книжек-раскладушек, в старшем звене ребята создают и компьютерную презентацию. 

Такая работа повышает мотивацию к учебе, интерес к предмету, формирует навыки работы с разными источниками информации.

На уроках биологии предлагаю ребятам выполнить краткосрочные проекты (мини-проекты), такие как: 

Написать мини-сочинение. Так в 8 классе при изучении темы «Кровь и кровеносная система» учащиеся выполнили работы на темы «Нужна ли кровь человеку?», «Мой пламенный мотор». Цель проекта: обобщить знания по предмету, используя интеграцию школьных предметов (биологии и литературы).

Считаю, что в курсе биологии исследовательский метод применяется практически на всех лабораторных работах Такая деятельность, несомненно, способствует развитию исследовательских умений.

Довольно интересным для учащихся 5-6 классов является написание сказок, стихов. Для выполнения такой формы творческого проекта школьникам требуются  знания  по теме, они придумывают героев, используя при этом биологические термины.

 Считаю, что работа с детьми с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом требует пристального внимания и должна проводиться системно.  






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»

Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...

"Пути и средства повышения качества знаний" (из опыта работы)

В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование ...

План по повышению качества знаний по биологии

План по  повышению качества знаний по биологии на 2016-2017 учебный год...

РАБОТА СО СЛАБО МОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

РАБОТА СО СЛАБО МОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ...

Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми.

Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми....