Трудовое воспитание
статья на тему

Шершнева Елена Ивановна

О трудовом воспитании детей в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon трудовое воспитание40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формы и методы трудового воспитания дошкольников»

                                                                     Подготовила: Шершнева Е.И.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.                                                                                                        В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность. Как при этом учитывать потребности и интересы дошкольника? Как, идя им навстречу, формировать у ребенка самостоятельность, активность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов?  Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом главная цель педагога - воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.      В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд  взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.   Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д. По своему содержанию труд  детей дошкольного возраста делится на четыре вида.

Труд  детей дошкольного возраста

Самообслуживание

Хозяйственно-

бытовой труд

Труд в природе

Ручной и художественный труд

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования  навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.  Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.                                                                           В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе: подготовка рабочего места перед началом рисования; уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, уборка постели, уборка игрушек, книг.  Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нуждаются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.

Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются: труд по уборке помещения; мытье посуды, стирка и др.              Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.        Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т. п. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.                                                                                                  Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься: уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель);уборкой участка (сгребать снег, убирать листья);принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста); в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.                                                                                     Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные (детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.                                                                            В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.  Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу. Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы). Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому умственному, физическому развитию.                                                              Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги,картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людёй, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении  представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими из Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа трудового воспитания в интернатных группах

Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в коррекционной школе - интернате....

"Трудовое воспитание" родительское собрание

Вечная тема в воспитательной работе педагогов. Вечная проблема в воспитательной деятельности родителей.Материал для родителей учащихся  разных классов....

Трудовое воспитание

Презентация...

План-конспект занятия 9класс по трудовому воспитанию подростков "Ребячья усадьба"

Занятие по трудовому воспитанию  "Ребячья усадьба" Эпиграф занятия "Все работы хороши -выбирай на вкус"Воспитаники разделены на две команды.Столы расположены  друг против  друга.Отдель...

  Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускноков коррекционных учреждений VIIIвида

Воспитанники коррекционного учреждения  VIII вида (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и ...

Консультация для родителей «воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств  в процессе трудового воспитания в семье»...