программа трудового воспитания в интернатных группах
рабочая программа по теме

Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в коррекционной школе - интернате.  

Когда речь идёт о группе детей, проживающих большую часть времени без родителей, в интернатных группах, воспитание как педагогический процесс становится очень важной задачей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_trudovogo_vospitaniya_v_internatnyh_gruppah.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

трудового воспитания

в интернатных группах

«Мои умелые руки»

Составитель: Долгополова Е.С.

педагог-организатор,

учитель музыки высшей категории

Пояснительная записка

   Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в коррекционной школе - интернате. Когда речь идёт о группе детей, проживающих большую часть времени без родителей, в интернатных группах, воспитание как педагогический процесс становится очень важной задачей.

Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса интерната. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способов индивида.

На протяжении существования  специальной (коррекционной) школы-интерната №8 г. Саяногорска неоднократно перед нами становилась проблема, как осуществлять трудовое воспитание в условиях школы, где группы интерната носят разновозрастной характер, воспитательный процесс осуществляется по типу социальной интеграции (раздельное обучение в одном учреждении, совместное проведение внеклассной деятельности), а так же интеграция носит интеральный характер (внутри системы специального образования: вместе проживают и воспитываются дети по программе V,VII и VIII видов). Трудовое воспитание должно осуществляться с учётом перспектив развития каждого ребёнка и всей группы воспитанников, их индивидуальных, возрастных, типологических особенностей.  Содержание воспитательных мероприятий, средства и методы их реализации должны способствовать преодолению дефекта, сглаживанию нарушений эмоционально – волевой сферы, выработке адаптивных форм поведения, ибо одни выпускники интерната нашей школы (V и VII вид) вливаются в общеобразовательные школы, в которых должны успешно адаптироваться после проведённой коррекционной работы. Другие ( VIII вид) по окончанию школы успешно социализироваться, вливаясь в общество, должны не только зарабатывать себе на жизнь, но и выполнять различные социальные функции: создавать семью, растить детей, жить в соответствии с законами и правилами, регулирующими поведение человека в макро- и микросоциуме.

Цель: формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.

Система трудового воспитания, осуществляемая в интернате, решает следующие задачи:

1. Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.

2. Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.

3.Развивать трудовое умение, умение планировать и организовывать свою работу.

4. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности,

5. Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач в интернате. Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Воспитатели стараются привить детям привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом. Дежурство по группе, столовой; уборка спален и других интернатных помещений; участие в субботниках по благоустройству и уборке территории школы -  формируют основы социально-адаптивного поведения и предполагают формирование устойчивого положительного отношения к труду.  В реализации данной программы важное значение отводится встречам со специалистами по вопросам профориентации, представителями различных учебных заведений, экскурсиям на предприятия и организации города, встречи с представителями различных  профессий, трудовым делам, акциям. Данные мероприятия закладывают положительное отношение к тру ду как высшей ценности в жизни, потребности в творческом труде; готовят к сознательному выбору профессии, формируют культуру труда.

 Мы остановились на организации и планировании работы по трудовому воспитанию таким образом, чтобы вся совокупность воспитательных средств была направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идёт о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

За основу нашей программы были взяты предложенные материалы разработанные Е.Д.Худенко, Г.Ф. Гаврилычевой, Е.Ю.Селивановой, В.В.Титовой. Данное пособие рекомендовано Минобразования РФ для работы воспитателей и педагогов всех видов специальных (коррекционных) школ- интернатов, детских домов. В основу предлагаемой программы по трудовому воспитанию были положены следующие моменты: мотивы, один из ведущих видов деятельности, учитывались возрастные и психофизические особенности детей. Учитывая вышесказанное, мы выделили приоритетные задачи в каждом звене:

Начальное звено:

Трудовое воспитание.

  1. отработка навыков учебного поведения;
  2. вооружение основными навыками самообслуживания;
  3. формирование навыков трудовой коллективной деятельности.

Среднее звено:

Основы жизнеобеспечения и трудовое воспитание.

  1. ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях;
  2. развитие алгоритма решения различных житейских проблем;
  3. отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем;
  4. охрана природы

Старшее звено:

Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание.

  1. проф. самоопределение- развитие способности конструировать возможные варианты будущего;
  2. трудовое воспитание;
  3. жизнеобеспечение.

   Программа построена с учётом выделенных задач и  основана на одной из ведущих видах деятельности – трудовой, в данных возрастных группах. За воспитателями остаётся право варьировать темы занятий и проводимых мероприятий, учитывая контингент группы, её типологические и индивидуальные особенности, разновозрастной состав воспитанников.

Содержание программы представлено следующим направлением: «Мои умелые руки». Данное направление состоит из определённой тематики, содержащей материал, как для бесед, индивидуально-групповых инструктивных занятий, так и для практических по формированию умений, навыков, способствующих трудовой деятельности.

«Мои умелые руки» - формирование трудовых умений и навыков, подготовка детей к самостоятельному труду.

В школе созданы условия для трудового воспитания детей в группах интерната.

Сельскохозяйственные работы. На территории школы имеется 4 сотки земли, на которых расположен  огород и цветники. В весенне - осенний период каждодневный труд на пришкольном участке помогает научить ребят элементарным навыкам работы на земле, дети видят результаты своего труда. Учащиеся, овладевшие большим количеством приёмов труда, могут лучше спланировать работу по сравнению с теми, которые не имеют такого запаса приёмов. Таким образом, овладение приёмами сельскохозяйственного труда является не только средством расширения трудового опыта детей с ограниченными возможностями здоровья, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности. За каждой группой закреплен собственный объект работ: уборка школьной территории, уход за огородными культурами, разбивка цветников, изготовление декоративной изгороди и т.д.

Столярное дело позволяет научить ребят практическим навыкам работы с современными отделочными материалами. На занятиях столярного дела, под чутким руководством педагога, воспитанники знакомятся с разметкой деталей, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Кроме того, ребята учатся работать на токарном станке по дереву, сверлильном, токарно-винторезном, фуговальном станках. Учатся применять лаки, краски, красители. Овладевают приемами и способами ремонта мебели, принимают активное участие в эстетическом оформлении школы. Воспитанники научены работать с современными отделочными материалами. Сегодня практически всё, что благоустроено и отделано в группах и на территории школы: табуреты для столовой, лавки и ширмы для внеклассных мероприятий, кормушки и скворечники для птиц, декоративные заборы и вазоны для цветников – это дело рук взрослых и детей.

Строительное дело - ребята получают азы своей будущей профессии. При изучении данного профиля, воспитанники овладевают следующими умениями: копка и забивка фундамента, составление цементного раствора из соответствующих компонентов. Благодаря знаниям и умениям, полученным на занятиях строительного дела, ребята под руководством взрослых, принимают активное участие в работе летней строительной бригады.

Швейное дело позволяет воспитанницам усваивать необходимые в быту и посильной индивидуальной деятельности знания и умения по швейному делу. На занятиях девочки учатся шить одежду, постельное бельё, овладевают навыками ремонта одежды. Выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им самостоятельность в быту. Как правило, педагоги, совместно с детьми выполняют социальный заказ школы по изготовлению необходимых изделий: пошив постельного белья, полотенец, фартуков, штор, покрывал. Вместе с тем, изучаемый материал, может служить базой для последующего овладения профессиями швейного производства в быту.

На занятиях прикладного труда воспитатели раскрывают способности детей, прививают им тягу к творчеству, способность к пространственному анализу. На занятиях развивается мелкая и крупная моторика пальцев рук, умение составлять композиции из природного материала. Дети овладевают вышивкой бисером, крестиком, вязанием на спицах и крючком, изготовлением мягких игрушек, объёмных картин, составлением панно и композиций.

В реализации данной подпрограммы, важное значение отводится встречам со специалистами «Службы занятости», по вопросам профориентации; представителями различных учебных заведений, экскурсиям на предприятия и организации города. Ключевым делом является развитие трудовых навыков: дежурство по уборке групповых помещений, трудовые десанты по уборке территории школы «Чистый двор», конкурсы «Чья грядка чище?», операция «Спасатель» (уборка улиц), работа на пришкольном участке-цветнике, летняя трудовая четверть, работа отряда по озеленению и ремонтной бригады.

Календарно-тематический план

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

группа/

неделя

Младшая группа

1 неделя

Правила учебного труда

Я дежурный в группе.

Сделаем группу красивой.

Ролевая игра «Мамины помощники».

Приготовление блюд к празднику. Накрываем на стол.

Стирка вещей

Уход за комнат-ными растениями

2 неделя

Одежда школьника: уход и место в шкафу

Накрываем стол к обеду.

Как работать с книгой?

Дружба с веником и тряпкой. (Как я могу сам себя уговаривать?)

Как быстрее организо-вать уборку помещения после Нового года.

«Книжкина больница» (Ремонт книг).

Современ-ные средства гигиены и уборки.

Посадка комнатных растений.

Озеленение пришколь-ного участка.

3 неделя

Моя домашняя одежда: как сделать её красивой.

Основы сервировки стола и правила пользования приборами.

Как пришить пуговицу.

Беседа «Тысяча профессий»

(встреча с представителем «Службы занятости»)

Ремонт одежды.

Уход за комнатными растениями.

Украсим группу весной (уборка и украшение).

Сюжетно-ролевая игра «Ремонтная мастерская».

Озеленение пришколь-ного участка.

4 неделя

Как одеться на улицу

Чистка и мелкий ремонт.

Уборка в шкафу.

Оформление группы к Новому году.

Генеральная уборка.

Чистка обуви.

Всероссийский субботник. Уборка территорий.

Средняя группа

1 неделя

График дежурств, распределение обязанностей.

Что такое этикет и его  роль в жизни современного человека.

Можно ли устроить праздник без денег?

Знакомство с профессией «помощник воспитателя».

Уборка группы к 8 Марта.

Моё представление о герое.

Что такое война? Военные точки сегодня.

2 неделя

Права и обязанности школьника.

Я потерял деньги: мои действия. Деньги и их предназначение.

Какими качествами ты хочешь обладать: твои планы в жизни.

Если беда рядом. (экскурсия в пожарную часть).  

Уборка спален.  

Знакомство с профессией «младший обслуживающий персонал».

Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте.

Форма деловых писем, просьб, обращений.

Экстремальная ситуация: оказание первой помощи при обмороках, ожогах, переломах.

3 неделя

Беседа о профессии повара. (Приглаше-ние повара.) Я- помощник повара. Уборка столовой.

Помогаем малышам.

Работа с иголкой (штопка, пришива-ние пуговиц).

  Как украсить дом к Новому году.

Уборка столовой. Работа на кухне.

Вегетарианство – что это такое? Приготовление блюд вегетарианской кухни.

Изготовление корабликов для малышей.

Я – глава семьи. Хозяин и хозяйка.(Проблемная ситуация.)

Правила поведения во время проведения летнего отдыха.

4 неделя

Генераль-ная уборка помещений

Утепление окон подготовка помещения к зиме.

Генераль-ная уборка.

Блюда для праздничного стола.

Экстремальные ситуации. Обморожение. Первая помощь при обмороже-нии.

Генеральная уборка.

Я и мои соседи. (проблемная ситуация)

Старшая группа

1 неделя

Составле-ние графиков дежурств. Распределе-ние обязаннос-тей.

Необходи-мость трудиться (экскурсия на молокоза-вод)

Государственные учреждения (образователь-ные, медицинские и т.д.)

Моё любимое занятие.

Домовод-ство. Мужчина на кухне.  

Беседа: «Береги минуту».

Генераль-ная уборка.

2 неделя

Ремонт одежды, мебели.

Сколько стоит твой обед?

Соотно-шение: хочу, могу, надо.

Диапазон профессий.

Современные средства и механизмы для уборки помещений

Как влияет выбор профессии на будущее?

Стирка, ремонт одежды.

Сюжетно-ролевая игра: «Води-тель автобуса».

3 неделя

Генераль-ная уборка.

Цена товара на рынке и в магазине.

   

Стирка, ремонт одежды,  постельного белья.

Сюжетно-ролевая игра «Наша улица»

Как организо-вать уборку дома?

Составление плана уборки различных помещений.

Удаление зимнего утепления и мытьё окон.

Безработица.      

Работа на пришкольном участке.

4 неделя

Результат труда: мои цели и намерения в будущем.

Генераль-ная уборка.

Общая ориента-ция в мире профес-сий.

Организа-ционные мероприятия по подготовке к Новому году.

Как анализиро-вать житейс-кую ситуацию?

Сюжетно-ролевая игра «Ферма».

Уборка территории.

Кем я хочу и могу стать.

Перечень критериев навыков сформированности трудового воспитания

В результате проделанной работы у воспитанников интернатных групп, должны быть сформированы следующие умения и навыки:

Младшая группа:

  1. Владеет навыками (т.е. автоматически, аккуратно и качественно) личной гигиены, самообслуживающего труда: чистить зубы, причёсываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой (красивый и комфортный); содержать своё рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеть навыками уборки группы, спальни, участка.
  2. Сформирована система элементарных трудовых навыков и умений: умеет играть с игрушкой, в настольную игру, работать с любой книгой; любит читать (или чтобы ему читали; предпочитает чтение телевизору); знает как вести себя на занятии, при самоподготовке и пр.; может выполнять элементарные работы: убирать (всё очень качественно), мыть посуду, гладить бельё, зашивать, пришивать; убирать территорию, копать, сажать, ухаживать за растениями.

Средняя группа:

  1. Владеет навыками самообслуживающего труда и способен выполнять работы по группе (дому), участку: убирать, мыть,  стирать, гладить чистить.
  2. Имеет представления о видах профессий, труде и зарплате; осознаёт связь между благополучием человека и его трудом; умеет обращаться с деньгами и понимает их назначение; имеет представление о законах, о правах и обязанностях детей в нашей стране.

Старшая группа:

  1. Знает свои положительные и отрицательные черты, умеет давать себе правильную самооценку; умеет принимать и оказывать помощь; умеет понимать других и правильно их оценивать.
  2. Владеет навыками самообслуживающего труда, умеет правильно планировать свой труд (уборка квартиры, помещений и т. д.); умеет правильно распоряжаться своими деньгами; имеет общее представление о мире профессий; сформирована потребность трудиться, умеет оформлять документы необходимые для устройства на работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации  и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

программа кружка по трудовому воспитанию (аппликация)

Титульный лист ,пояснительная записка, годовое планирование ,анализ....

  Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускноков коррекционных учреждений VIIIвида

Воспитанники коррекционного учреждения  VIII вида (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и ...

Программа трудового воспитания "Я и мой профессиональный выбор"

Социально-трудовое становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства. Актуальность проблемы обусловлена переоценкой ценностей, существенно влияющих на про...

программа трудового воспитания и профориентации подростков "Город мастеров"

Программатрудового воспитания и профориентации подростков«Город мастеров»Обоснование программы Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как,...

О системе трудового воспитания в учреждении интернатного типа

В современных условиях воспитателям пришкольного интерната запрещено без письменного разрешения родителей привлекать воспитанников к общественно-полезной трудовой деятельности (дежурство по классу и и...

Конспект занятия в интернатной группе "У меня зазвонил телефон"

Обучающий урок практикум по телефонному этикету.Цель - познакомить учащихся с правилами телефонного этикета....