Трудовое воспитание и организация трудовой деятельности школьников
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Царькова Людмила Юрьевна

Трудовое воспитание — это совместная деятельность учителя и учеников, которая развивает полезные навыки, подготавливает к будущей профессии и прививает уважение к труду. Задача организовать трудовое воспитание сложна, но выполнима. Если правильно ее реализовать, ребенок станет взрослым в хорошем смысле слова: ответственным, трудолюбивым и мотивированным на успех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_v_shkole.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Трудовое воспитание и  организация трудовой                        деятельности школьников.

Царькова Л.Ю. – учитель технологии ГБОУ гимназии г.Сызрани

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим» — писал Сухомлинский Василий Александрович

В декабре 2023г. были приняты Изменения в закон «Об образовании» и одним из них законопроект о трудовом воспитании. Он стал обязательным для школ с 1 сентября 2024 года.

Основная цель современного трудового воспитания детей — это научить их понимать и ценить труд, ведь это важная часть жизни и составляющая развития личности. Благодаря нему ребята становятся трудолюбивыми, ответственными, инициативными, организованными. Так они готовятся к будущей профессиональной деятельности, развивая практические навыки, связанные с трудом.

Трудовое воспитание — это совместная деятельность учителя и учеников, которая развивает полезные навыки, подготавливает к будущей профессии и прививает уважение к труду. На законодательном уровне трудовое воспитание закрепила советская власть. В «Положении о единой школе» труд признавался одним из главных факторов обучения и всестороннего развития ребенка. 

Долгие годы трудовое воспитание было встроено в школьную программу. Многие помнят уроки труда, дежурства и субботники, участие в которых было обязательным для всех школьников. 

Новый законопроект пытается вернуть в образовательные учреждения традиции трудового воспитания.

Полезная информация о трудовом воспитании

Труд станет правом ученика

Ч. 4 ст. 34 закона «Об образовании» запрещено привлекать учащихся к трудовой деятельности, которая не входит в учебную программу. Это возможно только с согласия ученика или его родителей. Новый законопроект отменяет эту формулировку. Учитель сможет привлекать ребят к трудовым мероприятиям, не дожидаясь разрешения. 

У учащихся появятся новые обязанности

В ст. 43 закона «Об образовании» Были внесены правки. Кроме того, что школьники должны бережно относиться к школьному имуществу и поддерживать в школе чистоту и порядок, теперь они обязаны участвовать в общественно полезном труде. 

Учеников не будут принуждать к сложной и неприятной работе

В общественно полезную деятельность включат только ту, которая будет соответствовать возрасту, интересам и физическим возможностям детей. Это будет совместная деятельность учащихся и педагогов, которая приносит удовольствие. Например, украшение класса к празднику, участие в школьной выставке или посадка деревьев. Ребята смогут вместе трудиться, а потом гордиться результатами своей работы.

Трудовое воспитание не будет мешать учебе

Предполагается, что Министерство просвещения разработает специальную программу трудового воспитания. Туда войдут различные общественно полезные мероприятия. Они будут проводиться не меньше двух часов в неделю и не увеличат школьную нагрузку. Дети не пропустят уроки и получат полезные навыки, которые помогут выбрать профессию и реализовать себя. 

Общественно полезный труд  стал частью учебной программы уже в новом учебном году

 трудовым воспитанием займутся с 1 сентября 2024 года.

Задачи трудового воспитания

Перед трудовым воспитанием стоит задача обучить детей простым навыкам и самостоятельности, сформировать основы физического и умственного труда. Когда ребенок будет вместе со взрослыми заниматься какой-либо работой, у него появится интерес к труду и он научится ценить его результаты. Ученики захотят применять полученные знания на практике, будут стремиться к самореализации и активной деятельности. У нас также много занятий по практике (моделирование, пошив изделия, приготовление пищи и т.д.), где ребята применяют свои теоретические знания. У нас так уже было и есть на уроках.

К задачам трудового воспитания также относятся формирование у детей деловых качеств, ответственности, целеустремленности. Кроме того, совместная работа научит школьников и  трудиться в коллективе и взаимодействовать со сверстниками.

Организация трудового воспитания

Учеба в школе сама по себе является частью трудового воспитания, потому что включает в себя умственный и физической труд ребенка. Чем старше школьник, тем больше он знает и умеет. Постепенно он становится все более ответственным и участвует в разных видах трудовой деятельности. 

Трудовое воспитание в образовательных учреждениях реализуется в разных формах организации. Чаще всего мы  используем в своей работе поручения, дежурства и общий, совместный, коллективный труд. 

Поручения — это обращение взрослого к ребенку с просьбой выполнить какое-нибудь действие. Например, когда мы просит стереть с доски или  помочь полить цветы, собрать учебники и т.д.

Поручения могут давать одному ребенку или нескольким детям, они могут быть единичными или повторяться регулярно. Бывает, что педагог закрепляет определенную работу за конкретным ребенком. Например мы выбираем старосту, который ведет чат группы учеников,  чтобы, кто отсутствует на уроке, были в курсе пройденного материала. (желающих всегда очень много)Это поднимает ребенку самооценку и укрепляет уверенность в себе.

Дежурства — это труд одного или нескольких детей на пользу группы. Всем известны дежурства по классу, когда дети по очереди поддерживают порядок и чистоту в помещении. Эта форма организации трудового воспитания направлена на общественную и практическую пользу. Дети, которые дежурят, становятся более ответственными, заботятся об окружающих людях и природе. 

Еще одна форма организации общественного полезной работы — общий, совместный и коллективный труд. Это три разные виды деятельности. 

В общем труде у детей есть общая цель, но каждый ребенок ответственен только за свою часть работы. В совместном труде результат зависит от взаимодействия учеников. Если кто-то не успевает, отставать будет вся группа. 

Наконец, в коллективном труде дети тоже работают для общей цели, но больше договариваются друг с другом: разделяют обязанности, помогают отстающим. Так между учащимися улучшаются деловые и личные отношения. 

Средства трудового воспитания

Одно из основных средств трудового воспитания — это собственный труд детей. Если ребенок будет только наблюдать за работой взрослых, успеха это не принесет. Непосредственное участие в какой-либо деятельности даст детям больше знаний и поможет привить привычку трудиться. 

Еще одно средство — это обучение трудовым навыкам и организации труда. Так дети получают конкретные умения, которые можно применять на практике, что и происходит у нас на уроках (работа с иглой, ножницами, на швейной машинке, на кухне и т.д.)

Чтобы расширить представления ребенка о трудовой деятельности, его знакомят с работой взрослых. Это может быть рассказ о том, как производят какой-то продукт, экскурсия на производство или знакомство с представителем какой-либо профессии. В новой рабочей программе уделяется большое внимание  профессиям, поэтому при изучении какой либо темы, я делаю акцент на ту или иную профессию, связанную с  полученными навыками (модельер, повар и т.д.)

С одной стороны, это помогает детям больше узнать о работе взрослых и уважать чужой труд. С другой — такое обучение закладывает основу для будущей профориентации учащихся. 

Общественно полезный труд

Это любая работа на пользу общества: например, волонтерство, благоустройство территории школы, участие в экологических акциях. Подобные мероприятия развивают активную гражданскую позицию, учат детей помогать другим, быть внимательнее к людям и природе. 

Профессиональные пробы

Перед каждым ребенком рано или поздно встает вопрос: «Кем я хочу стать?» Чтобы помочь детям определиться с выбором будущей профессии, образовательные учреждения заключают договоры с различными организациями: магазинами, производственными компаниями, библиотеками. 

Школьники посещают учреждения и примеряют на себя разные профессиональные роли. Они не на словах, а на практике знакомятся с профессиями и пробуют свои силы в конкретной работе.

Задача организовать трудовое воспитание сложна, но выполнима. Если правильно ее реализовать, ребенок станет взрослым в хорошем смысле слова: ответственным, трудолюбивым и мотивированным на успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Методическая разработка "Проект воспитания и физического развития "Моя спортивная страна" для организации внеурочной деятельности школьников 5-6-х классов

Методическая разработка «Проект воспитания и физического развития «Моя спортивная страна» предназначен для организации внеурочной работы с детьми в возрасте 11-12 лет. Проект полностью соответствует т...

Модель организации трудового воспитания в дополнительном образовании

Модель организации трудового воспитания в дополнительном образовании...

Особенности организации трудового воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Социально-экономическая и политическая нестабильность в России особенно болезненно отразилась на судьбе социально незащищенных слоев общества, что привело к увеличению числа детей, нуждающихся в помощ...

2022 «Трудовое воспитание как основа профессиональной ориентации школьника»

Из личного опыта работы на уроках технологии по профессиональному самоопределению школьника....

Направления работы по организации трудового воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Данные направления работы по трудовому воспитанию с детьми-сиротами и детьми, ОБПР, помогут построить воспитательный процесс в разновозрастной группе детей таким образом, чтобы каждый ребенок на своем...