Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"
рабочая программа по физике на тему

Нечипоренко Нелли Васильевна

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных работ учащихся обеспечивает сочетание различных видов познавательной  деятельности. Данная программа содержательно раскрывает организацию внеурочной деятельности старших подростков , спосбствует формированию универсальных учебных действий, введению подростков в мир ценностей науки и обогащению их общей культурой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_fizike.rar28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 26

Рекомендована

методическим советом

МОБУ СОШ №26

«26» августа 2011 г.

протокол № 4

Утверждена

приказом директора

МОБУ СОШ № 26

«27» августа 2011 г. № 264

ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 Исследовательская и проектная  деятельность

обучающихся  физике

  

Автор: учитель физики

                  высшей категории

                  Н.В. Нечипоренко

г. Таганрог

2011 г.

Содержание

1  Введение

2 Основные разделы программы

3 Содержание программы

4  Подпрограммы.

5  Информационное обеспечение деятельности участников программы  

I. Введение

В настоящее время возросла роль таких качеств личности, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.  

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность  является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. То есть, такая деятельность направлена не только на повышение компетентности подростков в  области физики, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Организация учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.  В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.  

Данная программа содержательно раскрывает  организацию внеурочной деятельности старших подростков, способствует формированию универсальных  учебных действий,   введению подростков в мир ценностей науки и обогащению их общей культуры.

Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся 8-9 классов и 10-11 классов. Разновозрастное сотрудничество занимает особое место в развитии коммуникативных и кооперативных компетенций обучающихся. Ситуация разновозрастного сотрудничества школьников является мощным резервом повышения их учебной мотивации. Она создаёт условия для анализа и обобщения освоенных ими средств и способов учебных действий, помогает самостоятельно (и не только для себя, но и для других) выстраивать алгоритм учебных действий, отбирать необходимые средства для их осуществления.

Методологической основой программы внеурочной деятельности являются современные философские, психологические, педагогические идеи и теории:

-философия и политика современного образования (А.Г.Асмолов, Б.С.Гершунский, Э.Д.Днепров, Н.Д.Никандров, П.Г.Щедровицкий и др.);

-теория развития, как ведущая и значимая применительно к становлению личности в образовании (Бондаревская Е.В., Сериков В.В., Якиманская И.С. и др.);

-теория деятельности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)

-идея диалога культур (Бахтин М.М., Лотман Ю.М., Библер В.С., Коган М.С. и др.);

-идея субъектности как имеющая ценность в психологии и педагогике личности (Петровский В.А., Мухина В.С. и др.)

 Цель программы

Организация исследовательской и проектной деятельности старших подростков, направленной на достижение ими следующих результатов:

  1.  личностных:

в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, целеустремлённость;  

в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

  1. в ценностно-ориентационной сфере:

- прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием техники.

 

  1.  метапредметных:

в познавательной деятельности:

применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

-использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей;

-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации;

-использование различных источников для получения физической информации, освоение различных способов работы с научной литературой

-наблюдать и интерпретировать результаты демонстрируемых и самостоятельно проводимых опытов, физических процессов, протекающих в природе и в быту

в информационно- коммуникативной деятельности:

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую;

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;

- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации;

- владение основными видами публичных выступлений;

- следование этическим нормам и правилам ведения диспута

в рефлексивной деятельности:

- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

- умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

- учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

  1. предметных:

-разъяснение основных положений изученных в школьном курсе физике теорий и гипотез;

-описание демонстрационных и самостоятельно проведённых экспериментов с использованием языка физики;

- классификация изученных объектов и явлений;

-наблюдение и интерпретация результатов демонстрируемых и самостоятельно проводимых  физических опытов;

-структурирование учебной информации;

-самостоятельное планирование и проведение физического эксперимента с соблюдением правил безопасной работы с лабораторным оборудованием;

-понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

- осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Объектом исследования и моделирования являются природные явления, классические опыты, элементы физических теорий, выходящих за рамки учебника и школьной программы.

Творческим продуктом учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся являются макеты, модели, опытные образцы, рефераты.

Подведение итогов учебно-исследовательской и проектной работы обучающихся осуществляется посредством презентации творческого продукта.

Основной формой представления творческого продукта является его защита и презентация на общешкольной научно-практической  конференции. Обучающиеся защищают разработанные ими проекты и действующие объекты технических устройств.  На конференции организуется выставка работ обучающихся.

II. Перечень основных разделов программы

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1

Психология творчества.

1

2

Введение в исследовательскую деятельность.

5

2.1

Понятие о сущности исследовательской деятельности (проектирования, моделирования, конструирования). Работа с источниками информации (энциклопедии, словари, справочники естественно-научного профиля).

1

2.2

Рекомендации по выбору темы и составления плана исследовательской работы.

1

2.3

Методы исследования. Структура и процесс исследования.

1

2.4

Особенности планирования и оформления результатов исследовательской работы.

1

2.5

Пути и способы использования новых информационных и коммуникационных компьютерных технологий и ЦОР в исследовательской работе.

1

3

Особенности исследовательской деятельности в области физики.

4

3.1

Особенности формирования научной гипотезы.

Особенности математического моделирования физических процессов.

 2

3.2

Компьютеризированный эксперимент по физике: цифровые исследования - технологический прорыв в области современной экспериментальной науки.

2

4

Подпрограммы

24

4.1

Подпрограмма 1.

Техническое конструирование.

8

4.2

Подпрограмма 2.

Исследование в области биофизики.

8

4.3

Подпрограмма 3.

Физика и экология.

8

5

Общешкольная научно-практическая конференция

Защита творческого продукта.

 

 

III. Содержание программы

3.1. Психология творчества

Понятие о природных задатках и способностях человека. Понятие о психологии творчества, о методах продуктивной интеллектуальной деятельности человека. Роль фантазии в научно-техническом прогрессе. Технические предвидения Д.Свифта, Ж.Верна, Г.Уэллса, А.Беляева, И.Ефремова, В.Немцова и других фантастов.

Демонстрации:

- презентации о великих творцах, учёных-физиках.

Практическая работа: тест «Творческое мышление» Е.Е. Туник 

3.2. Введение в исследовательскую деятельность

Понятие о сущности исследовательской деятельности: проектирования, моделирования, конструирования.

Работа с источниками информации (энциклопедии, словари, справочники естественно-научного профиля).

Демонстрации:

- образовательного проекта «Занимательный плакат по физике»;

-мультимедийных ресурсов (научно-популярных фильмов, видеороликов, электронных конструкторов);

-физических явлений и опытов с помощью демонстрационного и лабораторного оборудования кабинета физики, научных лабораторий вузов города.

3.3 Особенности исследовательской деятельности в области физики

Знакомство с научными революциями и современной научной картиной мира. Характеристика источников энергии (восполняемые и невосполняемые). Оценка достоинств и недостатков различных типов источников энергии.

Демонстрации:

-образовательного проекта «Занимательный плакат по физике»;

-мультимедийных ресурсов (научно-популярных фильмов, видеороликов, электронных конструкторов).

- экскурсии в исследовательские лаборатории ВУЗов города.

4. Подпрограммы

1. Техническое конструирование

Подпрограмма рассчитана на 8 часов (из них 2 часа на теорию, 6 часов на практические занятия).

Цель: 

организация деятельности старших подростков в области технического конструирования, направленная на достижение следующих результатов:

  1. личностных:

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

  1. предметных:
  1. объяснять принципы действия приборов, технических устройств;
  2. применять приобретённые знания по физике для решения практических задач
  3. самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент,      
  4. соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием

  1. метапредметных:

-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации;

-использование различных источников для получения физической информации, освоение различных способов работы с научной литературой;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации;

- умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

- учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки.

                              Содержание

Знакомство обучающихся с элементами ТРИЗ и её практическим применением в конструировании приборов для лабораторных работ по физике. Использование приёмов ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера. Понятие о задачах с несформулированным вопросом. Приемы выявления и разрешения технических противоречий. Информационный фонд физических эффектов, обеспечивающих решение технических задач. Алгоритмы поиска решений технических задач.

Метод «гирлянды случайных ассоциаций». Понятие о различных видах ассоциаций: по аналогии, «сильным» словам, функциональному назначению, жизненному опыту, музыкальному или зрительному образу, запахам, звукам.

Фиксация идей и их «облагораживание». Формулирование вариантов технического решения. Графическое оформление полученного технического решения. Предварительная технико-экономическая оценка возможных вариантов научно-технического решения.

Практическая работа. Тренинг использования метода «гирлянды случайных ассоциаций» в поиске научно-технических решений.

Метод «черного ящика». Понятие «черный ящик», или морфологический анализ. Правила формулировки технического задания в общем виде. Правила построения «дерева целей» и перехода от общей задачи к составляющим ее подзадачам. Графическое оформление технического решения.

Предварительная технико-экономическая оценка возможных вариантов технического решения.

Практическая работа. Тренинг использования метода «черный ящик» в поиске технических решений. Разработка опорных конспектов и систематизированных таблиц-подсказок. Составление банка продуктивных эффектов (физических, химических, биологических, кибернетических и т.п.) для последующего использования в поиске технических решений.

Правила использования метода «мозговой штурм», массовый штурм, двойная атака, обратная атака, индивидуальная атака, «совещание пиратов», конференция генераторов идей. Вариации метода «мозговой штурм»: диалог Дон Кихота и Санчо Панса, «диспут заговорщиков», «идеи Робинзона Крузо», решения бабы Яги, «волшебная палочка», предложения сказочника и др.

Организационно-деятельностная игра с использованием разновидностей метода «мозговой штурм».

Практикум

№ п/п

№ практи-ческого занятия

Тема практического занятия

 Место проведения занятий

Творческий продукт

Количество часов

Физические основы механики

1

1

Определение плотности различных пород дерева

Школьная мастерская

Лабораторная установка для определения плотности дерева

1

2

2

Измерение скорости полёта «снаряда» методом баллистического маятника

Школьная мастерская

Прибор для измерения потенциальной и кинетической энергии падающего шарика

1

Молекулярная физика и термодинамика

3

1

Измерение коэффициента поверхностного натяжения воды

 Кабинет физики

Лабораторная установка для определения коэффициента поверхностного натяжения воды

1

4

2

Определение скорости истечения жидкости из малого отверстия методом Торричелли

Кабинет физики

Лабораторная установка для определения скорости истечения жидкости из малого отверстия

1

Электричество и магнетизм

5

1

Определение горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли

 Лаборатория кафедры общей физики ТГПИ

Прибор для определения горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли

1

Оптика

6

1

Измерение минимального угла наблюдения радуги методом Декарта

 Лаборатория кафедры общей физики ТГПИ

Приборы для лабораторной работы

1

Темы для самостоятельного технического конструирования:

1. Определение коэффициентов упругости.

2. Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения.

3. Определение удельной теплоты парообразования воды и теплотворной способности газа.

4. Градуирование амперметра и вольтметра электромагнитной системы.

5. Определение подвижности ионов.

6. Изучение изменения скорости движения электрона в пузырьковой камере.

7. Изучение особенностей зрения человека.

8. Определение силы света электрической лампы.

Литература

1. А.П.Смирнов, Н.Н.Соколов. Физический практикум российского Невтона. М.: Кругозор,1995г.

2. Б.В.Новожилов. Исследование недоступного. Москва: Знание, 1965 г.

3. О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, Н.И. Шефер. Факультативный курс физики. М.: Просвещение, 1974 г.

4. Л.И. Анциферов, И.М. Пищиков. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. М.: Просвещение, 1984 г.

5. В.А.Буров, Б.С.Зворыкин, А.А.Покровский. Фронтальные лабораторные занятие по физике. М.:Просвещение, 2000г.

6. А.С. Енохович. Справочник по физике и технике. М.:Просвещение,1983 г.

7. ЦОР:

Физика. Интерактивные творческие задания. 7-9 классы. Екатеринбург, 2004

Открытая физика. М.: ООО «Физикон», 2005 г.

2. Исследование в области биофизики.

Подпрограмма рассчитана на 8 часов (из них 1 час на теорию, 7 часов на практические занятия).

Цель: организация исследовательской и проектной деятельности старших подростков в области биофизики, направленная на достижение следующих результатов:

  1. личностных:

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

  1. предметных:

-наблюдать и интерпретировать результаты демонстрируемых и самостоятельно проводимых опытов, физических процессов, протекающих в природе и в быту;

-объяснять принципы действия приборов;

-применять приобретённые знания по физике для решения практических задач;

-самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент,      соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием

  1. .метапредметных:

-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации;

-использование различных источников для получения физической информации, освоение различных способов работы с научной литературой;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации;

- умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

- учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки.

 

Тематическое планирование


п/п

Тема

Элементы содержания

 Место проведениязанятий

Инстру-ментарий

Форма работы

Кол-во часов

1

Физика человека

Биофизические исследования физики (сер. 19-21в.в.) Сердце и сердечный цикл. Кровяное давление. Тонометр.

Кабинет физики, школьный медицинский кабинет.

Тонометр, модель сердца, кардиограф, Кардио-грамма.

Практическая работа. Клиническое исследование.

1

2

Физика мозга

Электрические волны мозга: биотоки мозга, биостимуляция.

Лаборатории медицинского колледжа.

Электроэн-цефалограф, энцефало-грамма.

Сообщение учителя, сообщения учащихся, обсуждение.

1

3

Физика слуха

Физические характеристики звука: громкость звука, частота звука.

Кабинет физики.

Стетоскоп, фонендоскоп, демонстра-ционные таблицы

Дискуссия, решение задач, звуковое исследование. Домашняя практическая работа «Изготовление модели прибора для пояснения принципа перкуссии».

1

4

Простей-шие диагнос-тические приборы.

Устройство медицинских инструментов. Свойства газов и жидкостей.

Лаборатории медицинского колледжа.  

Стетоскоп, фонендоскоп, демонстра-ционные таблицы

Практическая работа. Демонстрация опытов. Сообщения.

1

5

Здоровье человека и электро-магнит-ные поля.

Электрические и магнитные поля. СВЧ-терапия, УВЧ-терапия, метеочувстви-тельность.Электромагнитное загрязнение.

Кабинет физики.

Демонстра-ционные таблицы.

Лекция. Кинофильм.

1

6

Здоровье человека и магнит-ные изделия.

Физиотерапия. Использование магнитов в лечебных целях.

Физиотера-певтический кабинет детской поликлиники.

Маска молодости, магнитные стельки, противора-дикулитный пояс и др.

Экскурсия. Практическая работа.

1

7

Здоровье человека и домашние физио-аппараты

Домашние физиоаппараты принцип действия, области применения и правила использования.

Кабинет физики.

«Ультратон – АМП-2-ИНТ», «Витафон», ультразву-ковой ингалятор «Муссон»

Лекция. Демонстрация приборов.

1

Темы исследовательских работ:  

  1. Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы.
  2. Методы измерения артериального кровяного давления.
  3. Применение спектрального и рентгеноструктурного анализа к изучению строения гемоглобина.
  4. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решётки.
  5. Биологическое действие ионизирующих излучений.
  6. Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий.

Литература

1. Ц.Б. Кац. Биофизика на уроках физики. М.: Просвещение, 1984.

2. М.Е.Блохина, Г.В.Мансурова. Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике:

3. Учеб. пособ. М.:Дрофа, 2001.

4. Г.Ш.Гоциридзе. Практические и лабораторные работы по физике. 7-11 классы. – М.: Классикс Стиль, 2002.

5. В.Р.Ильченко. Перекрёстки физики, химии, биологии. Книга для учащихся. М.: Просвещение. 1986.

6. А.М.Ремезов. Медицинская и биологическая физика. М.: Высшая школа, 1996.

7. Энциклопедический словарь юного физика. –М.: Педагогика, 1984.

8. Энциклопедический словарь юного химика. –М.: Педагогика, 1982

9. Сайт htpp//www.moscowtnt.ru

10. Сайт htpp//www.1september.ru

3. Физика и экология.

Подпрограмма рассчитана на 8 часов (из них 1 час на теорию, 7 часов на практические занятия).

Цель:

 организация исследовательской и проектной деятельности старших подростков в области физики и экологии, направленная на достижение следующих результатов:

  1. в ценностно-ориентационной сфере:

- прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием техники.

  1. личностных:

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью

  1. предметных:
  1. объяснять принципы действия приборов, технических устройств;
  2. применять приобретённые знания по физике для решения практических задач;
  3. самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент,      соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием;
  4.  осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования

  1. метапредметных:

-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации;

-использование различных источников для получения физической информации, освоение различных способов работы с научной литературой;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации;

- умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

- учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки.

 

Тематическое планирование


п/п

Тема

Элементы содержания

Место проведения занятий

Инструментарий

Форма работы

Коли-чество часов

1

Проблемы загрязнения окружающей среды

Электропроводность солёной воды (зависимость от концентрации) влияние ЛЭП и электромагнитных полей на окружающую среду.

Кабинет физики.

Источник тока, провода, раствор соли, лампочка.

Лекция

Лаборатор-ная работа

1

2

Источники загрязнения

Задымлённость, бытовой мусор, промышленные отходы, радиация, электростанции.

Лаборатории

санэпидем-станции.

Папироса, шприц, вата.

Беседа

1

3

Изучение различных источников энергии

Анализ преимуществ и недостатков разного вида электростанций (приливных, геотермальныхГЭС, ТЭС, гелиоэнергети-ческих, ветроустановок, АЭС).

Городская библиотека им. А.П.Чехова.

Гальванические элементы, аккумуляторы цифровой техники, наглядные пособия.

Беседа

1

4

Определение загрязнения снежного покрова

Разбивка на зоны, забор проб, фильтрование, анализ воды.

Лаборатории

санэпидем-станции.

Разборная металлическая труба, полиэтиленовые пакеты, весы, фильтры, анализаторы.

Лаборатор-ная работа

1

5

Анализ качества воды

Предварительная подготовка (учёт потребляемой дома воды).

Лаборатории

санэпидем-станции.

Универсальная индикаторная бумага, дистиллирован-ная вода.

Лаборатор-ная работа

1

6

Изучение загрязнения воздуха

Методика определения загрязнения воздуха.

Лаборатории

санэпидем-станции.

Пылесос, съёмные фильтры, светоанализатор.

 Секундомер.

Практичес-кое занятие

1

7

Изготовление фильтров

Производственные фильтры, бытовые фильтры.

Лаборатория ТТИ ЮФУ.

Стеклянные трубки, вата, насос, сосуды с двумя отверстиями, пластиковые трубки.

Практичес-кое занятие

1

Темы исследовательских работ:

  1. Звуковое загрязнение среды в районе МОБУ СОШ №26.
  2. Загрязнение воздуха автомобилями в моём микрорайоне.
  3. Составление экологического паспорта помещения.
  4. Культура водопотребления.
  5. Кислотные дожди.
  6. Парниковый эффект.

Литература

1. В.П.Демкович. Физические задачи с экологическим содержанием.// Физика в школе № 3, 1991.

2. В.А.Буров. Фронтальные лабораторные занятия по физике. – М.: Просвещение, 1970.

3. Физика – юным. Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1980.

4. Роквелл Дин М. Отбор образцов воздуха. // Байкальская экологическая волна № 2, 1997.

5. К.А.Ламбрианиди. Физика и живая природа. // Физика в школе № 4, 1991.

6. Загрязнение окружающей среды. // Байкальская экологическая волна №6, 1996.

7. В.В. Пасечник. Экология. Школьный практикум. – М.: Дрофа, 1998.

8. Г.А.Фадеева. Физика и экология. -Волгоград: учитель, 2003.

9. С.Ф.Покровский. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963.

10. Экологическое образование: концепции и методические подходы \ Под ред. Н.М. Мамедова.-М.:Агентство «Технотрон», 1996.

11. Л.М.Брейгер,П.ВГлинская. Предметные недели в школе. Химия. Физика. - Волгоград: Учитель, 2003.

12. Физика и экология. 7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию \ Сост. Г.А. Фадеева, В.А. Попова.-Волгоград: Учитель, 2005.

Информационное обеспечение деятельности всех участников программы

  1. Литература для учащихся

1. Г.И. Альтов. Тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1989.

2. Энциклопедический словарь юного техника. / Сост. Б.В.Зубков. С.В.Чумаков. – М.:Педагогика, 1988.

3. Ю.П. Саламатов. Как стать изобретателем.- М.: Просвещение, 1990.

4. Человек и машины. Радость познания. Популярная энциклопедия в 4-х томах: пер. с англ.- М.: Мир, 1986.

5. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 2000.

6. Подшивки журналов «Наука и жизнь», «Техника молодежи», «Юный техник» и др. за 2001-2004 гг.

Интернет-ресурсы:

Он-лайн курсы

http://www.yar.ru/

 Дистанционная физическая школа

http://users.parma.ru/

«Занимательная физика»

http://www.afizika.ru/

«Физика вокруг нас»

http://physics03.narod.ru/

  1.   Литература для учителей

1. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2011.

2. Г.С. Альтшуллер. Творчество как точная наука.- М.: Советское радио, 1979.

3. Г.С. Альтшуллер. Плакаты по ТРИЗ.- Л.: Наука, 1982.

4. Л.С. Выгодский. Воображение и его развитие в детском возрасте: В кн. «Развитие высших психических функций».- М.: Учпедгиз, 1960.

5. В.А. Горский. Техническое конструирование. - М.: ДОСААФ, 1977.

6. В.А. Горский. Программы дополнительного образования детей. Выпуск 3.

История развития естествознания и техники. – М.: Советский спорт, 2002.

7. И.Ф. Карпенко. Техническое моделирование.- М.: Просвещение, 1983.

8. В.Г. Разумовский. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Просвещение,1975.

9. А.Б.Селюцкий. Правила игры без правил. - Петрозаводск, 1989.

10. А.Б. Селюцкий. Как стать еретиком. - Петрозаводск, 1991.

11. А.Б. Селюцкий. Шанс на приключение. - Петрозаводск, 1991.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся (с внешней рецензией).

Данный материал содержит титульный лист, паспорт и внешнюю рецензию на "Программу организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающи...

Программа организации внеурочной деятельности школьников Проектная деятельность обучающихся по литературе

Сегодня в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи.  Занятия по методу проектов дают возможность ученику прояви...