Главные вкладки

    Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"
    рабочая программа по физике на тему

    Нечипоренко Нелли Васильевна

    Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных работ учащихся обеспечивает сочетание различных видов познавательной  деятельности. Данная программа содержательно раскрывает организацию внеурочной деятельности старших подростков , спосбствует формированию универсальных учебных действий, введению подростков в мир ценностей науки и обогащению их общей культурой. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_fizike.rar28.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 26

    Рекомендована

    методическим советом

    МОБУ СОШ №26

    «26» августа 2011 г.

    протокол № 4

    Утверждена

    приказом директора

    МОБУ СОШ № 26

    «27» августа 2011 г. № 264

    ПРОГРАММА

    ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

     Исследовательская и проектная  деятельность

    обучающихся  физике

      

    Автор: учитель физики

                      высшей категории

                      Н.В. Нечипоренко

    г. Таганрог

    2011 г.

    Содержание

    1  Введение

    2 Основные разделы программы

    3 Содержание программы

    4  Подпрограммы.

    5  Информационное обеспечение деятельности участников программы  

    I. Введение

    В настоящее время возросла роль таких качеств личности, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.  

    Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность  является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. То есть, такая деятельность направлена не только на повышение компетентности подростков в  области физики, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Организация учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.  В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.  

    Данная программа содержательно раскрывает  организацию внеурочной деятельности старших подростков, способствует формированию универсальных  учебных действий,   введению подростков в мир ценностей науки и обогащению их общей культуры.

    Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся 8-9 классов и 10-11 классов. Разновозрастное сотрудничество занимает особое место в развитии коммуникативных и кооперативных компетенций обучающихся. Ситуация разновозрастного сотрудничества школьников является мощным резервом повышения их учебной мотивации. Она создаёт условия для анализа и обобщения освоенных ими средств и способов учебных действий, помогает самостоятельно (и не только для себя, но и для других) выстраивать алгоритм учебных действий, отбирать необходимые средства для их осуществления.

    Методологической основой программы внеурочной деятельности являются современные философские, психологические, педагогические идеи и теории:

    -философия и политика современного образования (А.Г.Асмолов, Б.С.Гершунский, Э.Д.Днепров, Н.Д.Никандров, П.Г.Щедровицкий и др.);

    -теория развития, как ведущая и значимая применительно к становлению личности в образовании (Бондаревская Е.В., Сериков В.В., Якиманская И.С. и др.);

    -теория деятельности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)

    -идея диалога культур (Бахтин М.М., Лотман Ю.М., Библер В.С., Коган М.С. и др.);

    -идея субъектности как имеющая ценность в психологии и педагогике личности (Петровский В.А., Мухина В.С. и др.)

     Цель программы

    Организация исследовательской и проектной деятельности старших подростков, направленной на достижение ими следующих результатов:

    1.  личностных:

    в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, целеустремлённость;  

    в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

    в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

    1. в ценностно-ориентационной сфере:

    - прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием техники.

     

    1.  метапредметных:

    в познавательной деятельности:

    применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

    -использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей;

    -умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации;

    -использование различных источников для получения физической информации, освоение различных способов работы с научной литературой

    -наблюдать и интерпретировать результаты демонстрируемых и самостоятельно проводимых опытов, физических процессов, протекающих в природе и в быту

    в информационно- коммуникативной деятельности:

    - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

    - перевод информации из одной знаковой системы в другую;

    - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;

    - использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации;

    - владение основными видами публичных выступлений;

    - следование этическим нормам и правилам ведения диспута

    в рефлексивной деятельности:

    - объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

    - умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

    - учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

    1. предметных:

    -разъяснение основных положений изученных в школьном курсе физике теорий и гипотез;

    -описание демонстрационных и самостоятельно проведённых экспериментов с использованием языка физики;

    - классификация изученных объектов и явлений;

    -наблюдение и интерпретация результатов демонстрируемых и самостоятельно проводимых  физических опытов;

    -структурирование учебной информации;

    -самостоятельное планирование и проведение физического эксперимента с соблюдением правил безопасной работы с лабораторным оборудованием;

    -понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

    - осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования.

    Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

    Объектом исследования и моделирования являются природные явления, классические опыты, элементы физических теорий, выходящих за рамки учебника и школьной программы.

    Творческим продуктом учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся являются макеты, модели, опытные образцы, рефераты.

    Подведение итогов учебно-исследовательской и проектной работы обучающихся осуществляется посредством презентации творческого продукта.

    Основной формой представления творческого продукта является его защита и презентация на общешкольной научно-практической  конференции. Обучающиеся защищают разработанные ими проекты и действующие объекты технических устройств.  На конференции организуется выставка работ обучающихся.

    II. Перечень основных разделов программы

    Наименование раздела, темы

    Кол-во часов

    1

    Психология творчества.

    1

    2

    Введение в исследовательскую деятельность.

    5

    2.1

    Понятие о сущности исследовательской деятельности (проектирования, моделирования, конструирования). Работа с источниками информации (энциклопедии, словари, справочники естественно-научного профиля).

    1

    2.2

    Рекомендации по выбору темы и составления плана исследовательской работы.

    1

    2.3

    Методы исследования. Структура и процесс исследования.

    1

    2.4

    Особенности планирования и оформления результатов исследовательской работы.

    1

    2.5

    Пути и способы использования новых информационных и коммуникационных компьютерных технологий и ЦОР в исследовательской работе.

    1

    3

    Особенности исследовательской деятельности в области физики.

    4

    3.1

    Особенности формирования научной гипотезы.

    Особенности математического моделирования физических процессов.

     2

    3.2

    Компьютеризированный эксперимент по физике: цифровые исследования - технологический прорыв в области современной экспериментальной науки.

    2

    4

    Подпрограммы

    24

    4.1

    Подпрограмма 1.

    Техническое конструирование.

    8

    4.2

    Подпрограмма 2.

    Исследование в области биофизики.

    8

    4.3

    Подпрограмма 3.

    Физика и экология.

    8

    5

    Общешкольная научно-практическая конференция

    Защита творческого продукта.

     

     

    III. Содержание программы

    3.1. Психология творчества

    Понятие о природных задатках и способностях человека. Понятие о психологии творчества, о методах продуктивной интеллектуальной деятельности человека. Роль фантазии в научно-техническом прогрессе. Технические предвидения Д.Свифта, Ж.Верна, Г.Уэллса, А.Беляева, И.Ефремова, В.Немцова и других фантастов.

    Демонстрации:

    - презентации о великих творцах, учёных-физиках.

    Практическая работа: тест «Творческое мышление» Е.Е. Туник 

    3.2. Введение в исследовательскую деятельность

    Понятие о сущности исследовательской деятельности: проектирования, моделирования, конструирования.

    Работа с источниками информации (энциклопедии, словари, справочники естественно-научного профиля).

    Демонстрации:

    - образовательного проекта «Занимательный плакат по физике»;

    -мультимедийных ресурсов (научно-популярных фильмов, видеороликов, электронных конструкторов);

    -физических явлений и опытов с помощью демонстрационного и лабораторного оборудования кабинета физики, научных лабораторий вузов города.

    3.3 Особенности исследовательской деятельности в области физики

    Знакомство с научными революциями и современной научной картиной мира. Характеристика источников энергии (восполняемые и невосполняемые). Оценка достоинств и недостатков различных типов источников энергии.

    Демонстрации:

    -образовательного проекта «Занимательный плакат по физике»;

    -мультимедийных ресурсов (научно-популярных фильмов, видеороликов, электронных конструкторов).

    - экскурсии в исследовательские лаборатории ВУЗов города.

    4. Подпрограммы

    1. Техническое конструирование

    Подпрограмма рассчитана на 8 часов (из них 2 часа на теорию, 6 часов на практические занятия).

    Цель: 

    организация деятельности старших подростков в области технического конструирования, направленная на достижение следующих результатов:

    1. личностных:

    в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

    1. предметных:
    1. объяснять принципы действия приборов, технических устройств;
    2. применять приобретённые знания по физике для решения практических задач
    3. самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент,      
    4. соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием

    1. метапредметных:

    -умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации;

    -использование различных источников для получения физической информации, освоение различных способов работы с научной литературой;

    - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

    - использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации;

    - умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

    - учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки.

                                  Содержание

    Знакомство обучающихся с элементами ТРИЗ и её практическим применением в конструировании приборов для лабораторных работ по физике. Использование приёмов ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера. Понятие о задачах с несформулированным вопросом. Приемы выявления и разрешения технических противоречий. Информационный фонд физических эффектов, обеспечивающих решение технических задач. Алгоритмы поиска решений технических задач.

    Метод «гирлянды случайных ассоциаций». Понятие о различных видах ассоциаций: по аналогии, «сильным» словам, функциональному назначению, жизненному опыту, музыкальному или зрительному образу, запахам, звукам.

    Фиксация идей и их «облагораживание». Формулирование вариантов технического решения. Графическое оформление полученного технического решения. Предварительная технико-экономическая оценка возможных вариантов научно-технического решения.

    Практическая работа. Тренинг использования метода «гирлянды случайных ассоциаций» в поиске научно-технических решений.

    Метод «черного ящика». Понятие «черный ящик», или морфологический анализ. Правила формулировки технического задания в общем виде. Правила построения «дерева целей» и перехода от общей задачи к составляющим ее подзадачам. Графическое оформление технического решения.

    Предварительная технико-экономическая оценка возможных вариантов технического решения.

    Практическая работа. Тренинг использования метода «черный ящик» в поиске технических решений. Разработка опорных конспектов и систематизированных таблиц-подсказок. Составление банка продуктивных эффектов (физических, химических, биологических, кибернетических и т.п.) для последующего использования в поиске технических решений.

    Правила использования метода «мозговой штурм», массовый штурм, двойная атака, обратная атака, индивидуальная атака, «совещание пиратов», конференция генераторов идей. Вариации метода «мозговой штурм»: диалог Дон Кихота и Санчо Панса, «диспут заговорщиков», «идеи Робинзона Крузо», решения бабы Яги, «волшебная палочка», предложения сказочника и др.

    Организационно-деятельностная игра с использованием разновидностей метода «мозговой штурм».

    Практикум

    № п/п

    № практи-ческого занятия

    Тема практического занятия

     Место проведения занятий

    Творческий продукт

    Количество часов

    Физические основы механики

    1

    1

    Определение плотности различных пород дерева

    Школьная мастерская

    Лабораторная установка для определения плотности дерева

    1

    2

    2

    Измерение скорости полёта «снаряда» методом баллистического маятника

    Школьная мастерская

    Прибор для измерения потенциальной и кинетической энергии падающего шарика

    1

    Молекулярная физика и термодинамика

    3

    1

    Измерение коэффициента поверхностного натяжения воды

     Кабинет физики

    Лабораторная установка для определения коэффициента поверхностного натяжения воды

    1

    4

    2

    Определение скорости истечения жидкости из малого отверстия методом Торричелли

    Кабинет физики

    Лабораторная установка для определения скорости истечения жидкости из малого отверстия

    1

    Электричество и магнетизм

    5

    1

    Определение горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли

     Лаборатория кафедры общей физики ТГПИ

    Прибор для определения горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли

    1

    Оптика

    6

    1

    Измерение минимального угла наблюдения радуги методом Декарта

     Лаборатория кафедры общей физики ТГПИ

    Приборы для лабораторной работы

    1

    Темы для самостоятельного технического конструирования:

    1. Определение коэффициентов упругости.

    2. Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения.

    3. Определение удельной теплоты парообразования воды и теплотворной способности газа.

    4. Градуирование амперметра и вольтметра электромагнитной системы.

    5. Определение подвижности ионов.

    6. Изучение изменения скорости движения электрона в пузырьковой камере.

    7. Изучение особенностей зрения человека.

    8. Определение силы света электрической лампы.

    Литература

    1. А.П.Смирнов, Н.Н.Соколов. Физический практикум российского Невтона. М.: Кругозор,1995г.

    2. Б.В.Новожилов. Исследование недоступного. Москва: Знание, 1965 г.

    3. О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, Н.И. Шефер. Факультативный курс физики. М.: Просвещение, 1974 г.

    4. Л.И. Анциферов, И.М. Пищиков. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. М.: Просвещение, 1984 г.

    5. В.А.Буров, Б.С.Зворыкин, А.А.Покровский. Фронтальные лабораторные занятие по физике. М.:Просвещение, 2000г.

    6. А.С. Енохович. Справочник по физике и технике. М.:Просвещение,1983 г.

    7. ЦОР:

    Физика. Интерактивные творческие задания. 7-9 классы. Екатеринбург, 2004

    Открытая физика. М.: ООО «Физикон», 2005 г.

    2. Исследование в области биофизики.

    Подпрограмма рассчитана на 8 часов (из них 1 час на теорию, 7 часов на практические занятия).

    Цель: организация исследовательской и проектной деятельности старших подростков в области биофизики, направленная на достижение следующих результатов:

    1. личностных:

    в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

    1. предметных:

    -наблюдать и интерпретировать результаты демонстрируемых и самостоятельно проводимых опытов, физических процессов, протекающих в природе и в быту;

    -объяснять принципы действия приборов;

    -применять приобретённые знания по физике для решения практических задач;

    -самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент,      соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием

    1. .метапредметных:

    -умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации;

    -использование различных источников для получения физической информации, освоение различных способов работы с научной литературой;

    - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

    - использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации;

    - умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

    - учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки.

     

    Тематическое планирование


    п/п

    Тема

    Элементы содержания

     Место проведениязанятий

    Инстру-ментарий

    Форма работы

    Кол-во часов

    1

    Физика человека

    Биофизические исследования физики (сер. 19-21в.в.) Сердце и сердечный цикл. Кровяное давление. Тонометр.

    Кабинет физики, школьный медицинский кабинет.

    Тонометр, модель сердца, кардиограф, Кардио-грамма.

    Практическая работа. Клиническое исследование.

    1

    2

    Физика мозга

    Электрические волны мозга: биотоки мозга, биостимуляция.

    Лаборатории медицинского колледжа.

    Электроэн-цефалограф, энцефало-грамма.

    Сообщение учителя, сообщения учащихся, обсуждение.

    1

    3

    Физика слуха

    Физические характеристики звука: громкость звука, частота звука.

    Кабинет физики.

    Стетоскоп, фонендоскоп, демонстра-ционные таблицы

    Дискуссия, решение задач, звуковое исследование. Домашняя практическая работа «Изготовление модели прибора для пояснения принципа перкуссии».

    1

    4

    Простей-шие диагнос-тические приборы.

    Устройство медицинских инструментов. Свойства газов и жидкостей.

    Лаборатории медицинского колледжа.  

    Стетоскоп, фонендоскоп, демонстра-ционные таблицы

    Практическая работа. Демонстрация опытов. Сообщения.

    1

    5

    Здоровье человека и электро-магнит-ные поля.

    Электрические и магнитные поля. СВЧ-терапия, УВЧ-терапия, метеочувстви-тельность.Электромагнитное загрязнение.

    Кабинет физики.

    Демонстра-ционные таблицы.

    Лекция. Кинофильм.

    1

    6

    Здоровье человека и магнит-ные изделия.

    Физиотерапия. Использование магнитов в лечебных целях.

    Физиотера-певтический кабинет детской поликлиники.

    Маска молодости, магнитные стельки, противора-дикулитный пояс и др.

    Экскурсия. Практическая работа.

    1

    7

    Здоровье человека и домашние физио-аппараты

    Домашние физиоаппараты принцип действия, области применения и правила использования.

    Кабинет физики.

    «Ультратон – АМП-2-ИНТ», «Витафон», ультразву-ковой ингалятор «Муссон»

    Лекция. Демонстрация приборов.

    1

    Темы исследовательских работ:  

    1. Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы.
    2. Методы измерения артериального кровяного давления.
    3. Применение спектрального и рентгеноструктурного анализа к изучению строения гемоглобина.
    4. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решётки.
    5. Биологическое действие ионизирующих излучений.
    6. Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий.

    Литература

    1. Ц.Б. Кац. Биофизика на уроках физики. М.: Просвещение, 1984.

    2. М.Е.Блохина, Г.В.Мансурова. Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике:

    3. Учеб. пособ. М.:Дрофа, 2001.

    4. Г.Ш.Гоциридзе. Практические и лабораторные работы по физике. 7-11 классы. – М.: Классикс Стиль, 2002.

    5. В.Р.Ильченко. Перекрёстки физики, химии, биологии. Книга для учащихся. М.: Просвещение. 1986.

    6. А.М.Ремезов. Медицинская и биологическая физика. М.: Высшая школа, 1996.

    7. Энциклопедический словарь юного физика. –М.: Педагогика, 1984.

    8. Энциклопедический словарь юного химика. –М.: Педагогика, 1982

    9. Сайт htpp//www.moscowtnt.ru

    10. Сайт htpp//www.1september.ru

    3. Физика и экология.

    Подпрограмма рассчитана на 8 часов (из них 1 час на теорию, 7 часов на практические занятия).

    Цель:

     организация исследовательской и проектной деятельности старших подростков в области физики и экологии, направленная на достижение следующих результатов:

    1. в ценностно-ориентационной сфере:

    - прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием техники.

    1. личностных:

    в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью

    1. предметных:
    1. объяснять принципы действия приборов, технических устройств;
    2. применять приобретённые знания по физике для решения практических задач;
    3. самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент,      соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием;
    4.  осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования

    1. метапредметных:

    -умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации;

    -использование различных источников для получения физической информации, освоение различных способов работы с научной литературой;

    - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

    - использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации;

    - умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

    - учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки.

     

    Тематическое планирование


    п/п

    Тема

    Элементы содержания

    Место проведения занятий

    Инструментарий

    Форма работы

    Коли-чество часов

    1

    Проблемы загрязнения окружающей среды

    Электропроводность солёной воды (зависимость от концентрации) влияние ЛЭП и электромагнитных полей на окружающую среду.

    Кабинет физики.

    Источник тока, провода, раствор соли, лампочка.

    Лекция

    Лаборатор-ная работа

    1

    2

    Источники загрязнения

    Задымлённость, бытовой мусор, промышленные отходы, радиация, электростанции.

    Лаборатории

    санэпидем-станции.

    Папироса, шприц, вата.

    Беседа

    1

    3

    Изучение различных источников энергии

    Анализ преимуществ и недостатков разного вида электростанций (приливных, геотермальныхГЭС, ТЭС, гелиоэнергети-ческих, ветроустановок, АЭС).

    Городская библиотека им. А.П.Чехова.

    Гальванические элементы, аккумуляторы цифровой техники, наглядные пособия.

    Беседа

    1

    4

    Определение загрязнения снежного покрова

    Разбивка на зоны, забор проб, фильтрование, анализ воды.

    Лаборатории

    санэпидем-станции.

    Разборная металлическая труба, полиэтиленовые пакеты, весы, фильтры, анализаторы.

    Лаборатор-ная работа

    1

    5

    Анализ качества воды

    Предварительная подготовка (учёт потребляемой дома воды).

    Лаборатории

    санэпидем-станции.

    Универсальная индикаторная бумага, дистиллирован-ная вода.

    Лаборатор-ная работа

    1

    6

    Изучение загрязнения воздуха

    Методика определения загрязнения воздуха.

    Лаборатории

    санэпидем-станции.

    Пылесос, съёмные фильтры, светоанализатор.

     Секундомер.

    Практичес-кое занятие

    1

    7

    Изготовление фильтров

    Производственные фильтры, бытовые фильтры.

    Лаборатория ТТИ ЮФУ.

    Стеклянные трубки, вата, насос, сосуды с двумя отверстиями, пластиковые трубки.

    Практичес-кое занятие

    1

    Темы исследовательских работ:

    1. Звуковое загрязнение среды в районе МОБУ СОШ №26.
    2. Загрязнение воздуха автомобилями в моём микрорайоне.
    3. Составление экологического паспорта помещения.
    4. Культура водопотребления.
    5. Кислотные дожди.
    6. Парниковый эффект.

    Литература

    1. В.П.Демкович. Физические задачи с экологическим содержанием.// Физика в школе № 3, 1991.

    2. В.А.Буров. Фронтальные лабораторные занятия по физике. – М.: Просвещение, 1970.

    3. Физика – юным. Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1980.

    4. Роквелл Дин М. Отбор образцов воздуха. // Байкальская экологическая волна № 2, 1997.

    5. К.А.Ламбрианиди. Физика и живая природа. // Физика в школе № 4, 1991.

    6. Загрязнение окружающей среды. // Байкальская экологическая волна №6, 1996.

    7. В.В. Пасечник. Экология. Школьный практикум. – М.: Дрофа, 1998.

    8. Г.А.Фадеева. Физика и экология. -Волгоград: учитель, 2003.

    9. С.Ф.Покровский. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963.

    10. Экологическое образование: концепции и методические подходы \ Под ред. Н.М. Мамедова.-М.:Агентство «Технотрон», 1996.

    11. Л.М.Брейгер,П.ВГлинская. Предметные недели в школе. Химия. Физика. - Волгоград: Учитель, 2003.

    12. Физика и экология. 7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию \ Сост. Г.А. Фадеева, В.А. Попова.-Волгоград: Учитель, 2005.

    Информационное обеспечение деятельности всех участников программы

    1. Литература для учащихся

    1. Г.И. Альтов. Тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1989.

    2. Энциклопедический словарь юного техника. / Сост. Б.В.Зубков. С.В.Чумаков. – М.:Педагогика, 1988.

    3. Ю.П. Саламатов. Как стать изобретателем.- М.: Просвещение, 1990.

    4. Человек и машины. Радость познания. Популярная энциклопедия в 4-х томах: пер. с англ.- М.: Мир, 1986.

    5. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 2000.

    6. Подшивки журналов «Наука и жизнь», «Техника молодежи», «Юный техник» и др. за 2001-2004 гг.

    Интернет-ресурсы:

    Он-лайн курсы

    http://www.yar.ru/

     Дистанционная физическая школа

    http://users.parma.ru/

    «Занимательная физика»

    http://www.afizika.ru/

    «Физика вокруг нас»

    http://physics03.narod.ru/

    1.   Литература для учителей

    1. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2011.

    2. Г.С. Альтшуллер. Творчество как точная наука.- М.: Советское радио, 1979.

    3. Г.С. Альтшуллер. Плакаты по ТРИЗ.- Л.: Наука, 1982.

    4. Л.С. Выгодский. Воображение и его развитие в детском возрасте: В кн. «Развитие высших психических функций».- М.: Учпедгиз, 1960.

    5. В.А. Горский. Техническое конструирование. - М.: ДОСААФ, 1977.

    6. В.А. Горский. Программы дополнительного образования детей. Выпуск 3.

    История развития естествознания и техники. – М.: Советский спорт, 2002.

    7. И.Ф. Карпенко. Техническое моделирование.- М.: Просвещение, 1983.

    8. В.Г. Разумовский. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Просвещение,1975.

    9. А.Б.Селюцкий. Правила игры без правил. - Петрозаводск, 1989.

    10. А.Б. Селюцкий. Как стать еретиком. - Петрозаводск, 1991.

    11. А.Б. Селюцкий. Шанс на приключение. - Петрозаводск, 1991.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

    Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

    Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

    Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

    Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся (с внешней рецензией).

    Данный материал содержит титульный лист, паспорт и внешнюю рецензию на "Программу организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающи...

    Программа организации внеурочной деятельности школьников Проектная деятельность обучающихся по литературе

    Сегодня в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи.  Занятия по методу проектов дают возможность ученику прояви...