Программа организации внеурочной деятельности школьников Проектная деятельность обучающихся по литературе
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Осовская Татьяна Викторовна

Сегодня в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи.  Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка88.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 38 г. Таганрога

Программа организации внеурочной деятельности школьников

Проектная деятельность обучающихся по литературе

Составитель: Осовская Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

 высшей категории

МОБУ СОШ № 38

2016

Пояснительная записка

Обоснование актуальности программы. Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в окружающей среде, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество обучающихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. Дети испытывают трудности в организации своего поведения, чаще всего неадекватно реагируют на ситуацию и, как следствие, испытывают трудности в усвоении школьных программ.

В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации.

В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности. 

Концептуальной основой содержания программы является положение В.В.Давыдова о том, что «образование и развитие – это разные процессы, и образование либо следует за развитием, либо  создает условия для него». Ученый убежден в том, что современное школьное образование «призвано давать детям подлинно научные понятия, развивать у них  научное мышление, способность к дальнейшему самостоятельному овладению все нарастающим количеством новых научных знаний». Решение этой задачи требует «…изменения самих принципов построения учебных предметов, организации нового типа усвоения, новой структуры всей учебной деятельности школьника».

Д.Б. Эльконин считает, что именно взрослый передает ребенку отношение к предмету и к ситуации, делает ее привлекательной и интересной. Взрослый является эмоциональным центром происходящего, он наделяет все объекты положительным отношением, поэтому предметы и явления становятся эффективно заряжены, начинают обладать побудительной силой. Взрослый не только мотивирует деятельность ребенка, но и передает конкретные способы действия. Можно сказать, что отношение взрослого к предметам и явлениям запускает или снижает двигательную активность и инициативность ученика.

Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.

Цель программы -  создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения школьника; создание психолого-педагогических условий для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование мотивации развивающейся личности ребёнка к познанию и творчеству, в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся; воспитание стремления к изучению родного языка и литературы, привитие любви к родному краю; привитие устойчивого интереса к исследовательской и поисковой деятельности в ходе изучения родного языка и литературы.

Задачи:

  • Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).
  • Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).
  • Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).
  • Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта  (личностные УУД)
  • Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  • Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
  •  умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  •  способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  •  социально адекватные модели поведения.
  • Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
  • воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения.
  • Формирование умения решать творческие задачи.
  • Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Работа по программе направлена на достижение следующих результатов

Метапредметных

- овладение умением работать с различной информацией, использовать современные источники информации, в том числе на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты творческой деятельности;

- готовность к сотрудничеству в коллективной работе.

Предметных

 - освоение целостного представления об исследовательской и проектной деятельности:

     умение работать с первичной идеей,

     планирование деятельности,

     умение  концентрировать внимание, удерживать, переключать его на  

     другие  виды деятельности,

     развитие опыта защиты своей идеи,

     умение публично выступать перед незнакомой аудиторией,

     получение опыта первичной исследовательской деятельности.

Личностных

- воспитание позитивного отношения и интереса к познавательной деятельности и к учебе в целом, устойчивого желания изучать родной язык и литературу, видеть их индивидуальность, красоту, богатство, национальные особенности,

- осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного общества.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

а) личностные универсальные учебные действия:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

б) регулятивные универсальные учебные действия:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; 

определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);  

учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя и самостоятельно;

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно;

работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература,  средства ИКТ); умение соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его;

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

в) познавательные универсальные учебные действия:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов; перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта (выполнять анализ, выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.

г) коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;  оформлять свои мысли в устной и письменной форме  с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;  учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; уметь понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Диагностический инструментарий:

  • Методика определения индекса групповой сплочённости К. Сишора

                                                                                                  (приложение 1)

  • Методика «Направленность личности» (приложение 2)
  • Опросник мотивации Н. Лускановой     (приложение 3)

Оцениваемые универсальные учебные действия

Внутренняя сформированность позиции школьника; мотивация учения;

сформированность познавательных мотивов;  сформированность способов решения

 и общего способа действий;

стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность,

быть полезным  обществу.

Сформированность действий, направленных на учёт позиции собеседника,

коммуникативные действия, осуществление сотрудничества.

Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными

интересами, сформированность действия смыслообразования, сформированность

действия личностного самооценивания.

В процессе реализации программы формируются:

  • Рефлексивные умения

  • Поисковые (исследовательские) умения

  • Навыки оценочной самостоятельности

  • Умения и навыки работы в сотрудничестве

  • Коммуникативные умения

  • Презентационные умения и навыки;

обеспечивается

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и

уверенности в собственных возможностях;

  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности

к самостоятельному познанию;

  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой

деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать

собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися

возможностями ("я реальный", "я идеальный");

формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к

самосовершенствованию.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно- практической

деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные

методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • рассказ;
  • беседа;
  • работа с книгой;
  • демонстрация;
  • упражнение;
  • практические работы репродуктивного и творческого характера;
  • методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля,

взаимоконтроля и самоконтроля;

  • проблемно-поисковый;
  • ситуационный.

Таким образом, преимущество метода проектов состоит в следующем:

  • позволяет школьникам находить значимую для них проблему и решать

         её путём творческого поиска и применения интегрированного знания;

  • даёт возможность связать теорию с практикой;
  • развивает исследовательские, творческие способности обучающихся;

         создаёт условия для самостоятельной деятельности обучающихся в ситуации

         выбора;

  • позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность

         с учителем и со сверстниками.

Структура программы

Программа предназначена для обучающихся 5 класса,

реализуется в течение 1 учебного год,  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Количество учеников – 25 человек, 5 групп по 5 человек.

Программа состоит из 3 основных разделов:

  1. как работать над проектом;
  2. работа над коллективными проектами;
  3. защита индивидуальных проектов.

Содержание программы

1. Как работать над проектом (9ч)

1. Что такое проект. Виды проектов.(1 ч.)

Диагностика уровня школьной мотивации.

 Знакомство с понятием “проект”

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Проект – это

пять «П» - проблема – проектирование (планирование) – поиск информации –

продукт – презентация. Классификация учебных проектов по виду деятельности.  

Презентация исследовательских работ обучающихся.

Понятия: проект, проблема, информация.

2. Как выбрать тему проекта? Этапы проектной деятельности. (1ч)

Знакомство с этапами проектной деятельности (подготовительный, планирование,

реализация проекта, представление проекта, осмысление и оценка проекта).

Требования, предъявляемые к формулировке темы. Предложение большого числа

подтем, формулировка их учащимися. Организация выбора общей темы

проекта, связанной с областью интересов учащихся – «Книжное дерево

моей семьи». Подготовка данного исследовательского проекта. Задание 1.

Понятия: тема, этапы деятельности.

3.Что такое проблема (1ч.)

 Знакомство с понятием “проблема”; формирование умения видеть проблему;

развитие

 умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной

точки зрения. Игра “Посмотри на мир чужими глазами”.

Подготовка исследовательского проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 2.

Понятия: проблема, объект исследования.

4. Что такое «гипотеза» (1ч.)

Знакомство с понятием «гипотеза»; формирование умения выдвигать гипотезу,

развитие исследовательского и творческого мышления; развитие умения

прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения,

предполагающие обратные действия (“Сходство и различие”).

Игра “Найди причину”.

Подготовка проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 3.

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

5. Учимся постановке цели и задач работы.(1ч.)

 Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра “Угадай, о чем спросили”, “Найди

загаданное слово”. Правила совместной работы в парах.

Подготовка проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 4.

6. Учимся  составлять план работы. Проектный продукт.(1ч.)

Развитие умения планирования работы. Знакомство с перечнем проектных

продуктов. Правила представления информации в компьютерной презентации.

Подготовка проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 5.

7. Источники информации (1ч.)

Знакомство с понятием “источник информации” (библиотека, беседа со взрослыми,

экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).

Понятия: источник информации.

Подготовка проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 6.

8-9. Представление проектов «Книжное дерево моей семьи» (3 ч.)

2.Подготовка коллективных проектов. (19ч)

1.Подготовка проекта «Путешествие в Книгоград» (2ч.)

Подбор стихотворений о книге, выразительное чтение, объяснение смысла

стихотворений.

Подготовка рассказа о своей домашней библиотеке.

Выступление на тему «Мой любимый журнал».

Составление литературной викторины, кроссвордов.

Продукт: книжка-малышка «Путешествие в Книгоград».

2.Подготовка проекта «Литературный поезд» (4ч.)

Выборы 2-х скоморохов – ведущих литературной игры. Подготовка костюмов,

сочинение шуток-прибауток, которыми начнётся и закончится игра и которые

помогут весело «переезжать» от одной «станции» к другой. Работа в группах:

«Сказки», «Загадки», «Пословицы», «Скороговорки». Придумывание

интересных вопросов, кроссвордов, задач; подготовка рисунков, костюмов,

предметов для проведения игры.

Продукт: выставка творческих работ, театрализованная игра-викторина

«Литературный поезд».

3.Подготовка проекта «Сказочные события и герои в литературе» (6 ч.)

Малая  конференция. Темы исследований: «Литературные сказки о падчерице»,

«Литературные сказки о Спящей красавице», «Народная и литературная сказка о

рыбаке и рыбке», «Народная и литературная сказка о хозяине и работнике».

Викторина: Тайны «Малахитовой шкатулки» («Огневушка-поскакушка»,

«Голубая змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце»).

Театрализованное представление по сказкам А. С. Пушкина.

Работа в группах Определение фрагмента для инсценировки. Распределение ролей.

Подготовка костюмов, декораций, музыкального сопровождения.

Составление единого сценария. Продукт: исследовательские работы, спектакль.

4. Подготовка проекта «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

(по басням И. А. Крылова)  (4 ч.)  Работа в группах: выбор басни, инсценировка

басни, подготовка костюмов, декораций. Продукт: театрализованное

представление «Исторический путь басни», интерактивная игра по басням

И. А. Крылова.

5. Подготовка проекта «Поэзия природы» (3 ч.)

Выбор понравившегося стихотворения о природе. Подбор иллюстраций к нему.

Подбор музыкального сопровождения. Работа над выразительным чтением.

Определение последовательности выступлений, составление программы вечера.

Продукт: поэтический вечер «Край родной»

3. Подготовка индивидуальных проектов (6 ч.)

1. Подготовка проекта «Любимые книги, любимые авторы».  (3 ч.)

Выбор книги для рекомендации товарищам. Составление плана рассказа  о книге.

Подготовка наглядного материала. Подготовка выступления.

Продукт: презентация «Наши любимые книги»

2. Подготовка проекта «Подарок кабинету литературы» (3 ч.)

Изготовление поделок. Сочинение «Слова».

Продукт: выставка поделок.

Возможные темы проектов по литературе и русскому языку

для учащихся 5-х классов

1. Темы проектов по литературе

  • Этимология названий одежды и обуви.
  • Этимология названий предметов домашнего обихода.
  • Как построена русская изба?
  • Загадка русской деревянной игрушки.
  • Правила этикета в крестьянской семье.
  • Береза — символ Руси.
  • Хлеб да каша — пища наша.
  • Хлеб наш насущный.
  • Народное творчество для детей. (Скороговорки, потешки, колыбельные,

 сказки...)

  • Обрядовые песни.
  • Обряды русского народа.
  • Что в имени тебе моем? (История русских имен)
  • Древнерусские меры веса, длины, объема.
  • Игры и забавы на Руси.
  • « Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»?

(Чему учили народные сказки?) - воспитательный потенциал народных сказок.

  • Персонажи славянской мифологии (Баба-Яга, Ведьма, Жар-Птица,

Снегурочка, Мать Сыра-Земля…)

2. Темы проектов по русскому языку

  • Этимология улиц родного города
  • Русская азбука
  • Про тех, кого не стало (исчезнувшие буквы русского алфавита)
  • Энциклопедия одного слова
  • Как обучали азбуке на Руси

Тематическое планирование

Тема

Форма проведения

Продукт

УУД

План

Факт

1

Что такое проект? Виды проектов.

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Создание алгоритма работы над проектом

Л. Понимание необходимости проектной деятельности; формирование «стартовой» мотивации к обучению.

Р.Совместно с учителем ставить новые учебные задачи.

П. ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

К.Оформлять свои мысли в устной речи.

2

Как выбрать тему проекта? Этапы проектной деятельности

Практическая работа репродуктивного и творческого характера. Разработка проекта.

«Книжное дерево моей семьи»,задание1

Л.Осознавать свои интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор.

Р.Выбирать тему проекта с помощью учителя и самостоятельно.

П. Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

К. Излагать своё мнение в монологе, аргументируя его.

3

Что такое проблема

Практическая работа репродуктивного и творческого характера. Разработка проекта

«Книжное дерево моей семьи», задание 2

Л. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции.

Р. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем и самостоятельно.

П. Ставить, формулировать и решать проблемы.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4

Что такое гипотеза?

Практическая работа репродуктивного и творческого характера, игра. Разработка проекта

«Книжное дерево моей семьи», задание 3

Л. Аргументированно оценивать свои поступки,опираясь на общечеловеческие ценности.

Р. Учиться формулировать учебную гипотезу.

П. Самостоятельно выделять гипотезу

К. Аргументировать свою позицию.

5

Учимся постановке цели и задач работы

Практическая работа репродуктивного и творческого характера. Игра. Разработка проекта.

«Книжное дерево моей семьи», задание 4.

Л. Осознавать цели и задачи своей работы.

Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы.

П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

6

Учимся составлять план работы. Проектный продукт.

Практическая работа репродуктивного и творческого характера. Разработка проекта.

«Книжное дерево моей семьи», задание 5. Памятка «Правила представления информации в компьютерной презентации»

Л.Осознавать свои эмоции, адекватно выражать их, понимать эмоциональное состояние других.

Р. Составлять план выполнения проекта.

П.Перерабатывать информацию для получения нового результата.

К.Планирование учебного сотрудничества

7

Источники информации

Экскурсия в библиотеку. Разработка проекта

«Книжное дерево моей семьи», задание 6.

Л. Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их.

Р.Использовать средства ИКТ для решения поставленных задач.

П. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ.

К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ.

8-9

Представление проектов «Книжное дерево моей семьи»

Защита проекта

Альбом «Книжное дерево моей семьи»

Л. Аргументированно оценивать свой и чужие проекты, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Р. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

П. Выстраивать логическую цепь рассуждений

К. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

10-11

Подготовка проекта «Путешествие в Книгоград»

Конкурс чтецов, рисунков.

Книжка-малышка «Путешествие в Книгоград»

Л.Формирование навыков творческой деятельности.

Р.Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий.

П. Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать стихотворения в зависимости от поставленной цели.

К. Строить монологические высказывания.

12-13-14-15

Подготовка проекта «Литературный поезд»

Творческая игра-путешествие, работа в группах

Выставка творческих работ, театрализованная игра-викторина «Литературный поезд»

Л. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе, устанавливать причинно-следственные связи.

П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

16-17-18-19-20-21

Подготовка проекта «Сказочные события и герои в литературе»

Малая конференция ,викторина, театрализованное представление

Исследовательские работы, праздник «Сказки А. С. Пушкина»

Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Р. Уметь анализировать тексты сказок, применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

П.Уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

К.Уметь делать анализ текста сказок, используя изученную терминологию и полученные знания.

22-23-24-25

Подготовка проекта «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

Интерактивная игра, инсценирование басен, работа в группах

Праздник «Исторический путь басни»

Л.Формирование навыка взаимодействия в группе при консультативной помощи учителя и навыка творческой деятельности.

Р.Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

П.Выбирать текст для инсценирования басни в соответствии в зависимости от поставленной цели.

К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

26-27-28

Подготовка проекта «Поэзия природы»

Практическая работа репродуктивного и творческого характера, выразительное чтение, конкурс рисунков

Поэтический вечер «Мой край родной»

Л.Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания.

Р.Уметь выразительно читать и анализировать стихотворный текст.

П.Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

К.Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

29-30-31

Подготовка индивидуальных проектов «Любимые книги, любимые авторы»

Практическая работа репродуктивного и творческого характера, конкурс рисунков

Рекомендательный список литературы на лето. Презентация «Наши любимые книги»

Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми.

Р.Формировать ситуацию  рефлексии и самодиагностики.

П.Уметь искать и выделять необходимую информацию из прочитанных книг, создавать обобщения.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

32-33-34

Подготовка индивидуальных проектов «Подарок кабинету литературы».

Конкурс поделок

Выставка поделок

Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.

П.Перерабатывать полученную информацию.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.

                     

Информационное обеспечение программы

  1. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. – М.,

2010.

  1. А. Г. Нарушевич. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты!

Ростов-на-Дону, Легион, 2015

  1. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост.

С. Г. Щербакова. – Волгоград, 2008.

  1. Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования.

2006. № 4.

  1. Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности

старших дошкольников и младших школьников. – М., 2010.

  1. Т. Г Галактионова, Я. Г. Назаровская. Учимся успешному чтению.

Книжное дерево моей семьи. Портфель читателя 5 класс. М: Просвещение, 2014

  1. И. С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся.
  2. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.

М: Аркти, 2009

  1. М. П. Нечаев. Управленческие технологии организации внеурочной

деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Воспитание

школьников, 2013, №9 с.16-21

  1. М. П. Нечаев. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации

стандарта общего образования. Учебно-методическое пособие. М: УЦ

Перспектива,2012

Примерные критерии оценок проектной деятельности:

1. Самостоятельность работы над проектом

2. Актуальность и значимость темы

3. Полнота раскрытия темы

4. Оригинальность решения проблемы

5. Артистизм и выразительность выступления

6. Как раскрыто содержание проекта в презентации

7. Использование средств наглядности, технических средств

Отчет о работе над проектом

1. Название проекта: ____________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Почему я начал работу над проектом? ___________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Для чего я работал над проектом? ______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Какой продукт я хотел получить? _______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Как я работал над проектом

Дата

Что делал

Затрачено

времени

Вопрос,

затруднение

Консультант

Помощь

6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

7. Что нового я узнал, чему научился?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

8. Мои впечатления от работы над проектом:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Бланк помощи, оказанной обучающемуся при работе над проектом

Обучающийся:______________________________________________

Руководитель:_______________________________________________

Название проекта____________________________________________

Помощь, оказанная ученику:

Решение проблем

Работа с информацией

Коммуникация

Дата

Содержание

Дата

Содержание

Дата

Содержание

Контроль и оценка достижений обучающихся

(критерии оценки учебно-исследовательских работ от 1 до 5 баллов)

№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Актуальность поставленной задачи:
- имеет большой практический и теоретический интерес;

- носит вспомогательный характер;

- степень актуальности определить сложно;

- не актуальна;

2.

Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования:
- автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования;

- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования;

- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы.

3.

Оригинальность методов решения задачи исследования:
- решены новыми, оригинальными методами;

- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи;

- используются традиционные методы решения.

4.

Новизна полученных результатов:
- получены новые теоретические и практические результаты;

- разработан и выполнен оригинальный эксперимент;

- имеется новый подход к решению известной проблемы;

- имеются элементы новизны;

- ничего нового нет.

5.

Практическая значимость работы:
- результаты заслуживают опубликования и практического исполнения;

- можно использовать в научной работе школьников;

- можно использовать в учебном процессе;

- не заслуживает внимания.

6.

Уровень проработанности исследования, решения задач:
- задачи решены полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования;

- недостаточный уровень проработанности решения;

- решение не может рассматриваться как удовлетворительное.

7.

Эрудированность автора в рассматриваемой области:
- использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность рассуждений;

- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения.

8.

Качество оформления работы:
- работа оформлена грамотно;

 

- есть замечания по оформлению работы;

- не соответствует требованиям оформления.

  Итого:

Бланк оценки уровня сформированности ключевых компетентностей

(от 1 до 2 баллов)

Решение проблем                                   Количество  баллов: ______________

Проб-лема

Понимает проблему

Объясняет выбор проблемы

Целеполагание и планирование

Понимает цель

Ставит задачи

Рассказал о работе над проектом

Описал взаимосвязь своих действий

Описал готовый продукт

Описал ожидаемый продукт

Оценка результата

Отнёсся к полученному продукту

Аргументировал отношение к продукту

Высказал впечатление от работы

Назвал трудности в работе

Работа с информацией                        Количество  баллов: ______________

Поиск информации

Задаёт вопросы по ходу работы

Задаёт вопросы при планировании

Получил информацию из источника

Зафиксировал полный объём информации (1 источник)

Обработка информации

Изложил информацию

Изложил новую информацию или задал вопросы на понимание

Воспроизвел аргументы и вывод

Привёл пример, подтверждающий вывод

Коммуникация                                     Количество  баллов: ______________

Письм. ком-я

Соблюдает нормы, заданные образцом (тема включает 1 вопрос)

Использует вспомогательную графику (тема включает 1 вопрос)

Устная коммуникация

Речь соответствует норме, обращается к тексту

Речь соответствует норме, обращается к плану

Уточняющий вопрос

Повторил фрагмент выступления

Привёл дополнительную информацию

Продуктивная коммуникация

Следуют теме и процедуре

Самостоятельно следуют теме обсуждения и процедуре

Высказываются, относятся к высказываниям

Высказывают мысли, подготовленные по заданию заранее

Всего  баллов: ______________

Методические выводы: программа предусматривает формирование УУД в процессе поэтапного обучения проектной деятельности

Приложение 1

Методика «Определение индекса групповой сплоченности К. Сишора»

 Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое. Ее можно определить путем не только расчета соответствующих социометрических индексов, но и с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Инструкция: Методика состоит из 5 вопросов, на каждый из которых имеется несколько вариантов ответов. Вам необходимо внимательно прочесть вопрос и выбрать из предложенных вариантов ответов тот, который наиболее характеризует Ваше мнение. Накаждыйвопрос следует дать толькоодинвариант ответа. Свой ответ занесите в соответствующую графу регистрационного бланка.

Опросник

 I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

 1) Чувствую себя ее членом, частью коллектива

 2) Участвую в большинстве видов деятельности

 3) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других

 4) Не чувствую, что являюсь членом группы

 5) Живу и существую отдельно от нее

 6) Не знаю, затрудняюсь ответить

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

 1) Да, очень хотел бы перейти

 2) Скорее перешел бы, чем остался

 3) Не вижу никакой разницы

 4) Скорее всего, остался бы в своей группе

 5) Очень хотел бы остаться в своей группе

 6) Не знаю, трудно сказать

III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

 1) Лучше, чем в большинстве коллективов

 2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов

 3) Хуже, чем в большинстве коллективов

 4) Не знаю, трудно сказать

IV. Каковы у вас взаимоотношения с командованием?

 1) Лучше, чем в большинстве коллективов

 2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов

 3) Хуже, чем в большинстве коллективов

 4) Не знаю

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашей группе?

 1) Лучше, чем в большинстве коллективов

 2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов

 3) Хуже, чем в большинстве коллективов

 4) Не знаю

Регистрационный бланк

1

2

3

4

5

6

I

II

III

IV

V

Обработка результатов

 При обработке результатов необходимо суммировать баллы согласно ключу.

 Максимальная сумма – 19 баллов, минимальная – 5 баллов.

 Уровень сплоченности группы = среднее арифметическое значение по группе (сложить полученные баллы по каждому тестируемому и разделить их на количество тестируемых).

Ключ – трафарет(вырезать ячейки, отмеченные серым цветом)

1

2

3

4

5

6

I

5

4

3

2

1

0

II

1

2

3

4

5

1

III

3

2

1

1

IV

3

2

1

1

V

3

2

1

1

Интерпретация

Уровни групповой сплоченности:

15,1 баллов и выше– высокая;

11,6 – 15 балла– выше средней;

7 – 11,5 баллов– средняя;

4 – 6,9 баллов– ниже средней;

4 балла и ниже– низкая.

Приложение 2

Методика «Направленность личности».          Авторы В. Смейкал и М. Кучер.

Эта методика, имеющая еще название "Ориентировочная анкета", позволяет выявить три вида направленности личности: на себя, на взаимоотношения и на задание (деловая направленность).

Направленность на себя отражает, в какой мере испытуемый описывает себя как человека, ожидающего прямого вознаграждения и удовлетворения независимо от того, какую работу и с кем он выполняет. В представлении такого человека группа является «буквально театром», в котором можно удовлетворить определенные общие потребности, показать свои личные трудности, приобрести достоинство, уважение или общественный статус, быть агрессивным или господствовать. Такой человек интроспективен, властен, не реагирует на потребности окружающих его людей. Он занимается преимущественно собой, игнорирует людей или работу, которую обязан выполнять.

Направленность на взаимоотношения отражает интенсивность, с которой человек старается поддержать хорошие взаимоотношения, но лишь «на поверхности», что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям. Такой человек проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но по сути сам не вносит никакого вклада в осуществление трудовых заданий группы.

Направленность на задание отражает интенсивность, с которой человек выполняет задание, решает проблемы, и в какой мере он заинтересован выполнять свою работу как можно лучше. Несмотря на свои личные интересы, такой человек будет охотно сотрудничать с коллективом, если это повысит эффективность группы. В коллективе он стремится отстоять свое мнение, которое считает полезным для работы.

Инструкция

Вам предлагается ряд неоконченных предложений (утверждений), по каждому из них возможны три варианта окончания (ответа), обозначенные буквами а, б, в.

Дав ответы по опроснику, вы получите ориентировочную информацию о некоторых особенностях вашей личности. Из ответов по каждой позиции выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, больше всего соответствует правде. Букву этого ответа запишите в графе "больше всего" бланка для ответов. Затем выберите ответ, менее всего соответствующий вашему мнению, и поставьте его букву в графе "меньше всего".

Бланк для ответов

Текст опросника

1. Больше всего в жизни дает удовлетворение: а) высокая оценка твоей работы; б) сознание того, что работа выполнена хорошо; в) сознание того, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: а) тренером; б) известным игроком; в) избранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, кто: а) имеют индивидуальный подход к учащимся; б) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему; в) создают доброжелательную атмосферу в классе.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей, тех кто: а) не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны; б) вызывают у всех дух соревнования; в) создают представление о преподаваемом предмете как не интересующем их.

5. Я рад, если мои друзья: а) помогают другим при всякой возможности; б) всегда верны и надежны; в) интеллигентны, имеют широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считают тех: а) с которыми складываются хорошие отношения;

б) которые могут сделать больше, чем другие; в) на которых всегда можно положиться.

7. Я хотел бы быть таким, как те: а) кто добился жизненного успеха; б) кто может быть увлеченным человеком; в) кто отличается дружелюбием и доброжелательностью.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть: а) научным работником; б) начальником отдела; в) опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил: а) игры с друзьями; б) успевать во всех своих делах; в) когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда: а) я встречаю препятствия в своих занятиях; б) ухудшаются дружеские отношения; в) меня критикуют.

11. Основная задача школы должна заключаться в: а) подготовке учащихся к работе по специальности; б) развитии индивидуальных способностей и самостоятельности; в) воспитании в учащихся качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых: а) недемократичная атмосфера; б) человек теряет индивидуальность в общей массе; в) невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его: а) для общения с друзьями; б) для любимых дел и самообразования; в) для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальную отдачу, когда: а) работаю с симпатичными людьми; б) у меня работа, которая мне по душе; в) мои усилия достаточно вознаграждаются.

15. Я люблю, когда: а) другие ценят меня; б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы; в) приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне написали в газете, мне хотелось бы, чтобы: а) отметили мои успехи в делах; б) похвалили меня за мою работу; в) сообщили, что меня часто выбирают в советы коллективов, в депутаты, лидером команды.

17. Лучше всего учиться, когда преподаватель: а) имеет индивидуальный подход ко мне; б) стимулирует меня на более интенсивный труд; в) вызывает дискуссии по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем: а) оскорбление личного достоинства; б) неуспех при выполнении важного задания; в) потеря друзей.

19. Больше всего я ценю: а) личный успех; б) общую, совместную работу; в) фактические результаты.

20. Очень мало людей, которые: а) действительно радуются выполненной работе; б) с удовольствием работают совместно; в) выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу: а) ссоры и споры; б) неприятие всего нового; в) людей, ставящих себя выше других.

22. Мне хотелось бы: а) чтобы окружающие считали меня своим другом; б) помогать другим в общем деле; в) вызывать восхищение других.

23. Я люблю руководство (начальника), которое: а) требовательно; б) пользуется авторитетом; в) доступно.

24. Желательно, чтобы на работе: а) решения принимались совместно; б) была возможность самостоятельно решать проблемы; в) начальство признавало мои достоинства.

25. Хотелось бы прочитать книгу: а) об искусстве хорошо уживаться с другими людьми; б) о жизни замечательного, известного человека; в) из серии "сделай сам".

26. Если бы у меня были развиты музыкальные способности, то мне бы хотелось быть: а) дирижером; б) солистом; в) композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием я провожу: а) увлекаясь детективными фильмами; б) в развлечениях с друзьями; в) занимаясь своим хобби.

28. При одинаковом финансовом успехе для меня было бы предпочтительнее: а) подготовить интересный конкурс; б) выиграть в конкурсе; в) организовать конкурс и руководить им.

29. Для меня важнее всего знать: а) что я хочу сделать; б) как достичь цели; в) как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы: а) другие были довольны им; б) выполнить прежде всего свою задачу; в) не нужно было укорять его за работу.

Обработка результатов и выводы

За каждый ответ в рубрике "больше всего" испытуемый получает 2 балла, в рубрике "меньше всего" — 0 баллов.

Диапазон получаемых в сумме баллов по каждой направленности — от 60 (если испытуемый ставит все буквы в первую рубрику) до 0 (если испытуемый ставит все буквы во вторую рубрику).

Направленности человека на себя соответствуют ответы со следующими номерами: 1а, 26, За, 4а, 56, 6в, 7а, 8в, 9в, 10в, 116, 126, 13в, 14в, 15а, 166, 17а, 18а, 19а, 20в, 21в, 22в, 236, 24в, 256, 266, 27а, 286, 29а, ЗОв.

Направленность на взаимоотношения характеризуется ответами со следующими номерами: 1в, 2в, Зв, 46, 5а, 6а, 7в, 86, 9а, 106, Ив, 12а, 13а, 14а, 15в, 16в, 17в, 18в, 196, 20в, 21а, 22а, 23в, 24 а, 25а, 26а, 276, 28в, 29в, 30а.

Направленность на задание определяется по ответам со следующими номерами: 16, 2а, 36, 4в, 5в, 66, 76, 8а, 96, 10а, Па, 12в, 136, 146, 156, 16а, 176, 186, 19в, 20а, 216, 226, 23а, 246, 25в, 26в, 27в, 28а, 296, 306.

Приложение 3

Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

 Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Исследуя мотивацию учения, психологи и педагоги должны установить мотивы и цели учения, эмоции, которые ученик переживает в процессе учения, умение учиться. Мотив проявляется в ситуации выбора, поэтому лучше всего изучить мотивы учения через предпочтение учащимися одних учебных предметов другим, выбор более или менее сложных, репродуктивных или проблемных учебных заданий.

 Выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса. Очевидно, что эти два мотивов учения неравноценны. Они могут находиться на разных уровнях.

 Для познавательных мотивов учения выделяют следующие уровни мотивов:

 - широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

 - учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

 - мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.

 Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:

 - широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;

 - узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например заслужить их одобрение);

 - мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

 В развитии учебной мотивации современного школьника большое значение играет формирование мотивации учения.

Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова).

 Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Цель методики. Анкета позволяет изучить уровень школьной мотивации.

Возрастные ограничения. Опросник предназначен для работы с детьми 6-11 лет.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной , так и в групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

Необходимые материалы. Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.

Инструкция.

 «Ребята, сейчас Вам будет предложена анкета, состоящая из 10 вопросов. На каждый вопрос есть три варианта ответов. Выберите пожалуйста один из предложенных ответов на каждый вопрос».

 ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

 1. Тебе нравится в школе или не очень?

 не очень

 нравится

 не нравится

 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

 чаще хочется остаться дома

 бывает по-разному

 иду с радостью

 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

 не знаю

 остался бы дома

 пошел бы в школу

 4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

 не нравится

 бывает по-разному

 нравится

 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

 хотел бы

 не хотел бы

 не знаю

 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

 не знаю

 не хотел бы

 хотел бы

 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

 часто

 редко

 не рассказываю

 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

 точно не знаю

 хотел бы

 не хотел бы

 9. У тебя в классе много друзей?

 мало

 много

 нет друзей

 10. Тебе нравятся твои одноклассники?

 нравятся

 не очень

 не нравятся

Обработка.Для возможности дифференцироваю детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:

 ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций – 3 баллов;

 нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл;

 ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации – 0 баллов.

Интерпретация.

1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

 Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и .п.

2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.

 Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, в при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

 Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.

 Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

 Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

 Психология ребёнка. От рождения до 11 лет. Методики итесты. Под. Ред. А.А. Реана. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Люби и изучай родной край"

Программа "Люби и изучай родной край" несет в себе  возможность комплексного формирования личности на основе исследования  преемственности разнонаправленного исторического опыта поколен...

Программа организации внеурочной деятельности учащихся ОСШИ

Причины недостаточной подготовленности школьников, окончившими начальную и первые два класса средней школы, к изучению дальнейшего курса математики разные. И не всегда они связаны с отсутствием ...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся (с внешней рецензией).

Данный материал содержит титульный лист, паспорт и внешнюю рецензию на "Программу организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающи...

ПРОГРАММА «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО в предметных областях «Русский язык», «Литература», «Иностранные языки»

Мир, в котором мы живем, стремительно меняется. Изменения в жизни ведут к изменению условий, в которых предстоит работать педагогу в ближайшем будущем. Неизбежны определенные моменты, создающие пробле...