ПРОГРАММА «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО в предметных областях «Русский язык», «Литература», «Иностранные языки»
проект на тему

Баязитова Рушания Накиповна
Мир, в котором мы живем, стремительно меняется. Изменения в жизни ведут к изменению условий, в которых предстоит работать педагогу в ближайшем будущем. Неизбежны определенные моменты, создающие проблемы для общения и воспитания детей: расслоение населения по уровням обеспеченности и уровням образованности; влияние плотно работающих с сознанием ребенка различных средств массовой информации ( телевидение, Интернет, печать) и видео-аудио- компьютерной индустрии; -экспансии молодежной субкультуры, ориентирующей на удовольствия и потребление; разряженность систем идей, определяющих общественно-коллективные формы жизни; нарастание разного рода межгрупповых напряжений (межнациоальных, межпоколенных, межконфессиональных). Достойно ответить на эти вызовы окружающего мира сможет только педагог, постоянно осуществляющий в отношении их ценностное самоопределение и способный организовать и поддержать самоопределение детей, то есть педагог с позицией воспитателя. Все выше сказанное определяет актуальность выбранной темы проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Высокогорский муниципальный район

 Республики Татарстан

ПРОГРАММА

«Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС  ООО в предметных областях «Русский язык», «Литература», «Иностранные языки»

Автор проекта:

 Баязитова Рушания Накиповна,

Методист МКУ «Отдел образования

исполнительного комитета  Высокогорского

  муниципального района РТ»

Высокая Гора ,2018

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Актуальность проекта.
  2. Цель проекта.
  3. Задачи.
  4. Целевая группа проекта.
  5. Объект и предмет исследования
  6. Содержание проекта
  7. Сроки реализации проекта.
  8. Этапы реализации проекта.
  9. Проектирование мероприятий.
  10. Оценка и критерии эффективности проекта.
  11. Риски реализации проекта и пути их преодоления.
  12. Перечень мероприятий для реализации проекта
  13. Дальнейшее развитие проекта.
  14. Заключение.
  15. Список литературы.

1.Актуальность проекта

Мир, в котором мы живем, стремительно меняется. Изменения в жизни ведут к изменению условий, в которых предстоит работать педагогу в ближайшем будущем. Неизбежны определенные моменты, создающие проблемы для общения и воспитания детей: расслоение населения по уровням обеспеченности и уровням образованности; влияние плотно работающих с сознанием ребенка различных средств массовой информации ( телевидение, Интернет, печать) и видео-аудио- компьютерной индустрии; -экспансии молодежной субкультуры, ориентирующей на удовольствия и потребление; разряженность систем идей, определяющих общественно-коллективные формы жизни; нарастание разного рода межгрупповых напряжений (межнациоальных, межпоколенных, межконфессиональных). Достойно ответить на эти вызовы окружающего мира сможет только педагог, постоянно осуществляющий в отношении их ценностное самоопределение и способный организовать и поддержать самоопределение детей, то есть педагог с позицией воспитателя. Все выше сказанное определяет актуальность выбранной темы проекта.

  1. Цель проекта:

Наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время, используя внеурочную деятельность как ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

  1. Задачи:
  • 1) воспитание коммуникативной культуры школьников;
  • 2) расширение и углубление запаса знаний учеников;
  • 3) выявление и поддержка одаренных учащихся;
  • 4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабомотивированных к учебе;
  • 5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний, – воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

  1. Целевая группа проекта:
  • Методисты районных отделов образования, учреждений дополнительного образования детей.  
  • Учителя русского языка  и литературы, иностранных языков.
  1. Объект и предмет исследования

      Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС в предметных областях «Русский язык», «Литература», «Иностранные языки»

Предмет исследования:  приемы, формы, методы внеурочной деятельности в предметных областях «Русский язык», «Литература», «Иностранные языки» в условиях введения ФГОС ООО.

  1. Содержание проекта

Воспитание в школе – это не специальные мероприятия. Как подчеркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), « подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребенка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от ровесников, одноклассников. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, автомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия к другим людям, обществу. Цель современного образования гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе. Для счастливого уверенного человека – творца, созидателя необходимо признание обществом значимости (полезности) той деятельности, которую он выполняет, получение удовлетворения от результатов своей деятельности ( материального, интеллектуального, эмоционального плана). Эти вопросы решаются не только в процессе учебной деятельности. Практика показывает, что наиболее продуктивно воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор. Воспитание в школе должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных общеобразовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Именно так ставится вопрос в Федеральном государственном образовательном стандарте, где внеурочной деятельности детей уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Как организовать воспитывающую внеурочную деятельность школьников? Как целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов и эффектов? В каких культурных формах и на каком содержании это лучше сделать? Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. При организации внеурочной деятельности необходимо изучить интересы учащихся, запросы родителей, так как в данной деятельности вне урока проявляется активность детей на основе их интересов.

  1. Сроки реализации проекта:

Август 2018года – июнь 2019года.

8. Этапы реализации проекта:

 1. Диагностико – аналитический

2. Практический

3. Результативный

  1. Проектирование мероприятий

Содержание поэтапного внедрения программы

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Этап 1. Диагностико - аналитический

1.

Проведение диагностики по определению потребностей обучающихся.  

август

Создание банка данных предпочитаний учащихся по внеурочным видам работы  

2.

 Изучение  и анализ возможностей ОУ и педагогов для организации внеурочной деятельности

сентябрь

Создание творческих   групп   учителей - предметников Высокогорского  МР РТ, обсуждение данного проекта членами творческих групп с последующим составлением плана работы.

3.

Анализ ресурсов информационно - образовательной среды для реализации образовательного запроса.

сентябрь

Создание избыточной информационно-образовательной среды, ориентированной на инновационную деятельность

Этап 2. Практический

1.

Разработка программ кружков, положений конкурсов, фестивалей, конференций.

сентябрь

График проведения внеурочных мероприятий

2

Обеспечение работы кружков, школьных театров, индивидуальных занятий, 

секции, школьных научных обществ

Проведение олимпиад, исследований,

круглых столов, конференции, диспутов,экскурсии

Сентябрь-май

Участие наибольшего количества учащихся, эффективная работа творческих групп в организации, проведении и мониторинга внеурочных мероприятий

3.

«Нормативно-правовая база ФГОС ООО».  Изучение документов, связанных с введением ФГОС ООО.

Сентябрь- май

Соответствие целей и  содержания мероприятий с требованиями ФГОС

4.

Сопровождение творческих групп по индивидуально  созданной образовательной траектории с целью  углубления и расширения представления о ФГОС ООО.

Сентябрь- май

Создание банка учебно-методических материалов по ФГОС ООО

 внеурочных мероприятий, цифровые образовательные ресурсы)

5.

Практические семинары и круглые столы в рамках деятельности  творческих групп на тему

-  «Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС»

Февраль

2019

Обмен опытом среди участников творческих групп

Этап 3. Результативный

1.

Участие в муниципальных, республиканских , всероссийских и международных конференциях, конкурсах, олимпиадах.

Сентябрь- май 2019

Высокие результаты учащихся на всех уровнях.

2.

Рефлексивный самоанализ деятельности творческих групп по реализации планов и программ и достигнутых результатов.

Июнь

2019

Проведение выходной диагностики с целью

 изучения эффективности проведенной работы

3.

Трансляция лучших педагогических практик  по внеурочной деятельности

Январь-июнь 2019

Демонстрация результатов в форме самопрезентации: рассказ о своих успехах, достижениях, трудностях. Выступление на семинарах, издание сборников, статей.

10.Оценка и критерии эффективности проекта

 •        степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

•        поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

•        косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по предметам.

                   11. Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски

Пути преодоления

Противоречие между желаниями детей, их родителей и возможностями образовательного учреждения.

Сложности в составлении расписания.

Создание реально работающей индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

Материально-техническое оснащение ОУ

Мониторинг потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах и их платежеспособности, разработка соответствующих пакетов дополнительных платных образовательных услуг

 

12.  Перечень мероприятий для реализации проекта

Комплекс мероприятий

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1.

Работа школьных кружков

ОУ Высокогорского района

Октябрь-май

педагоги

2.

Работа школьных театров

ОУ Высокогорского района

Октябрь-май

Художественные руководители

3.

проектная деятельность

ОУ Высокогорского района

Октябрь-май

педагоги

4.

Олимпиадное движение

ОУ Высокогорского района

Ноябрь- июнь

педагоги

5

Муниципальный конкурс  школьных газет ко дню родных языков

Отдел образования

февраль

Баязитова Р.Н.

Кузнецова О.В.

6

III   муниципальный фестиваль «Ручей хрустальный языка родного»

ВСОШ №1

Февраль

Баязитова Р.Н.

Насыбуллина Г.В.

7

Муниципальный фестиваль

«Говорим и поем по-английски»

ВСОШ №3

Апрель,2019

Баязитова Р.Н.

Суровцева И.А.

8

Муниципальный фестиваль школьных театров на английском языке

ВСОШ №2

Март,2019

Баязитова Р.Н.

Алеева Э.Г

9

III Республиканская историко- литературная конференция «Научитесь любить»

Учхозская СОШ

Апрель,2018

Баязитова Р.Н.

Малязина З.Т.

10

Республиканский семинар учителей русского языка и литературы по теме «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС  ООО»

ВСОШ №1

Февраль 2019

Баязитова Р.Н.

13. Дальнейшее развитие проекта

По окончании реализации программы деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как эта деятельность активизирует инновационную деятельность учителя, освоение им новыми технологиями и методами работы в условиях внедрения ФГОС ООО. Данная программа мотивирует учителей в своём профессиональном развитии, что приведёт к повышению качества образования в образовательной организации в частности,  и в муниципалитете в целом. Именно поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов программы

 1.Участие педагогов в научно-практических конференциях, семинарах, практикумах, мастер-классах, профессиональных конкурсах, районных методических объединениях, районных, областных, региональных, всероссийских мероприятиях по диссеминации педагогического опыта на темы педагогического проектирования и сопровождения интересов воспитанников в образовательном процессе;

2.Выпуск публикаций, статей, методических, дидактических материалов, обобщенного опыта педагогов по реализованным проектам в профессиональных изданиях, в том числе в специализированных профессиональных электронных изданиях в сети Интернет;

3.Разработка методических рекомендаций по результатам реализации инновационного проекта, оформление и издание методического пособия, материалов;

14.Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что организация внеурочной деятельности учащихся является обязательной частью образовательного процесса в школе. Внеучебная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность. В новом ФГОС предполагается, что в школе, изучая предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной и творческой деятельности.

              15. Список использованных документов и источников информации

  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования
  • Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19апреля 2011 г. № 03-255 «О введении ФГОС общего образования»
  • Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003)
  • Методические рекомендации по созданию условий при переходе ОУ к ФГОС
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. «Личностный рост»
  • А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив?»
  • Д.В. Григорьев. «Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Высокогорский муниципальный район Республики Татарстан ПРОГРАММА «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО в предметных областях «Русский язык», «Литература», «Иностранные языки» 2018 год

Слайд 3

наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время, используя внеурочную деятельность как ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования .

Слайд 4

1) воспитание коммуникативной культуры школьников; 2) расширение и углубление запаса знаний учеников; 3) выявление и поддержка одаренных учащихся; 4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабомотивированных к учебе; 5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний, – воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

Слайд 5

Кружки, факультативы экскурсии конференции игры научные клубы школьников творческие мастерские Конкурсы, фестивали Проектная деятельность Семинары, коучинги

Слайд 6

Спортивно-оздоровительное. Общекультурное направление. Социальное направление. Общеинтеллектуальное направление. Духовно-нравственное направление.

Слайд 7

Оценка эффективности программы • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по предметам

Слайд 8

Третий уровень Второй уровень Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма Первый уровень Приобретение социальных знаний Приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям Приобретение опыта самостоятельного общественного действия

Слайд 9

ТРУДНОСТИ Пути преодоления Противоречие между желаниями детей, их родителей и возможностями образовательного учреждения. Сложности в составлении расписания. Создание реально работающей индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Материально-техническое оснащение ОУ Мониторинг потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах и их платежеспособности, разработка соответствующих пакетов дополнительных платных образовательных услуг

Слайд 10

Спасибо за внимание!