Из опыта работы по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС
статья по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Статья описывает опыт организации внеурочной деятельности преподавателями информатики Федерального казенного общеобразовательного учреждения "Оренбургское президентское кадетское училище. Предлагается система мероприятий, способствующих формированию информационной культуры кадет: соревнования по скоростному набору текста, внеурочный курс "Технология создания электронного текста, "Месячник безопасности в Интернет", игра по станциям "В бой идут IT-специалисты", Неделя информатики. Материал может быть использован преподавателями информатики при планировании и организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст стати31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Информационная культура - важнейший фактор успешной профессиональной карьеры современного военного, основа для полноценной реализации военнослужащего в непрофессиональных сферах деятельности. Творчество педагогов и активность кадет позволила выстроить эффективную систему внеурочной работы, которая учитывает возрастные и гендерные особенности наших мальчишек. В процессе формирования системы мы сохранили в ранге традиционных те мероприятия, которые дали положительные результаты и вызвали позитивный отклик со стороны кадет. Как любой живой организм, наша система работы продолжает развиваться, мы стараемся находить новые формы сотворчества, сотрудничества с кадетами.

Фундаментом информационной культуры служит ИКТ-грамотность, которая позволяет использовать цифровые технологии, инструменты сетей и коммуникаций для поиска кадетами информации, критической ее оценки, использования в принятии решений, для создания новой информации, свободное владение технологией набора текста и создание электронных текстовых документов, что служит основой компьютерной грамотности.

Преподаватели информатики столкнулись с тем, что часть кадет-пятиклассников обладает низкой скоростью набора текста, так как до поступления в Оренбургское президентское училище ни разу не работали в текстовом редакторе. Вот и возникло решение: дополнить практику быстрого набора текста соревнованием. Соревновательная мотивация помогла быстро поднять скорость печати, в училище родились соревнования по скоростному набору текста на компьютере.

По условиям соревнования кадеты набирают один и тот же текст в текстовом редакторе Microsoft Word в течение пяти минут. Текст подбирается познавательным, что помогает расширить кругозор кадет. Уровень сложности заданий добавляет обязательное наличие незнакомых терминов, одновременное присутствие в тексте символов русской и английской раскладки, большое количество знаков препинания, арабских и римских цифр. При подсчете баллов судейская коллегия учитывает не только количество верно набранных символов, но и соблюдение правил набора текста каждым участником. По итогам состязаний выявляется десятка лучших результатов по училищу, а также десятка лучших на каждом курсе и лучший курс. Результат курса определяется по среднему баллу его участников. Соревнование пользуется большой популярностью среди кадет. На сегодняшний день рекорд училища установлен кадетом Александровым Олегом (33 взвод), набравшим 1532 верных символа за 5 минут. А лидерство среди курсов стабильно держит самый активный и скоростной первый курс.

Принятие важных решений зависит от скорости передачи информации, а в современном мире, в большинстве случаев, она подается в электронном виде. Деловые документы должны соответствовать определенным правилам, применимым как к их оформлению, так и к содержанию. Вот почему так важно не только в совершенстве владеть клавиатурой, но и грамотно форматировать электронный текст. Заложенных в учебном плане часов на изучение текстового редактора явно недостаточно для приобретения кадетами твердых навыков работы в текстовом процессоре, поэтому внеурочный курс «Технология создания электронного текста» для семиклассников позволяет расширить и упрочить навыки подготовки и оформления электронных материалов в среде Microsoft Word. Основным типом заданий на занятиях этого курса является набор текста, что нельзя назвать интересным и увлекательным занятием. Поэтому преподаватели информатики решили сделать набор текста занимательным, используя интерес ребят данной возрастной группы к решению логических задач. Перед кадетами была поставлена задача: создание мини-книжечки с собственными логическими задачами. Для работы подбирались задачи, сформулированные в виде небольшого текста, требующие для решения не более пяти минут. Задания сопровождаются схемами, рисунками, таблицами, что позволяет расширить набор объектов, с которыми оперирует кадет в текстовом редакторе. В процессе создание книжек кадеты не только оттачивали навыки работы в текстовом редакторе, но и решали логические задачи. На завершающем этапе каждого урока кадеты сверяют ответы у товарищей, некоторые задания решаются ими в процессе набора. На двух последних занятиях курса кадеты создают собственный дизайн задачника и форматируют свой информационный продукт, используя стилевое форматирование документов.

Актуальной педагогической задачей является привлечение внимания кадет к развитию сферы информационных технологий в нашей стране. По словам Министра Обороны Российской Федерации Сергея Кужугетовича Шойгу: «Информационное превосходство и высокий уровень управления войсками становятся факторами военной силы», в связи с этим современную армию невозможно представить без компьютерного оборудования. Решению поставленной задачи служит образовательный проект «IT-прорыв», который направлен на пропаганду научных знаний, расширение кругозора кадет в области истории развития отечественной информатики. Проект способствует специальной информационной подготовке кадет к жизни, профессиональной деятельности, формированию способности молодых людей критически оценивать поступающую информацию, защищать себя от негативных воздействий лавинообразного потока информации.

Традиционными мероприятиями проекта являются:

- «Неделя информатики», приуроченная к традиционным сентябрьским ИТ-праздникам: Дню программиста и Дню Интернета;

- «Месячник безопасности в Интернет» (октябрь-ноябрь), который завершается участием кадет училища во Всероссийской акции «Единый урок безопасности в сети Интернет»;

- Конкурс разработчиков игр в Scrath, он проходит в конце учебного года, когда кадеты пятого класса завершают изучение программирования в среде Scrath в курсе «Технологии».

Наиболее насыщенным является месячник безопасности в Интернет. Современные дети и подростки, которых называют «цифровыми гражданами», легко осваивают компьютер, мобильные устройства и умело пользуются ими. При этом навыки детей в области безопасности в Интернете отстают от их способности осваивать новые приложения и устройства.

Месячник безопасности в Интернет – это комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности кадет, педагогов училища, а также родителей и законных представителей кадет. С этой целью проведен цикл мероприятий для привлечения внимания педагогической и родительской общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве. Конечно, мероприятия по формированию у кадет основ безопасного поведения в сети не ограничиваются одним месяцем в году. Проведение месячника позволяет акцентировать внимание кадет на данной проблеме, так как обширный комплекс мероприятий, запланированный на этот период, нацелен не только на информирование, но и проверку уровня усвоенных кадетами знаний. Месячник безопасности традиционно проходит в октябре-ноябре. План мероприятий включает как традиционные, так и вновь рождающиеся формы работы. Подготовительный этап проходит в сентябре, мероприятия для кадет и родителей проводятся в октябре-ноябре месяце, завершаются мероприятия награждением победителей на училищной линейке.

На подготовительном этапе работы преподаватели информатики создали информационную базу для проведения мероприятий: банк методических материалов для проведения Единого урока Безопасности в Интернет. В него вошли как собственные разработки педагогов, так и методические материалы сайта Единого урока. Кадеты, педагоги и родители были информированы об официальных интернет-источниках, посвященных акции Единый урок (единыйурок.рф, единыйурок.дети, сетевичок.рф). В местах проживания кадет (в жилых корпусах) были оформлены информационные стенды, напоминающие кадетам основные сведения, необходимые для безопасной работы в Интернет-сети.

Банк видеоматериалов «Безопасность в сети Интернет», позволил педагогам разнообразить информационные источники. В период проведения месячника в училище был организован коллективный просмотр кадетами видеоматериалов на классных часах, так и фильмов в свободное время.

В 7-11-х классах уроки безопасности в Интернет проводили педагоги с привлечением компетентных сотрудников Министерства внутренних дел и специалистов службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Для кадет пятых и шестых классов уроки безопасности проводили выпускники, имеющие собственный опыт работы в сети и свое мнение о рисках и проблемах общения в Интернет. В течение месяца одиннадцатиклассники серьезно готовились к проведению урока: подбирали материал, при помощи педагогов продумали активные формы работы на уроке, разрабатывали сценарий урока и презентацию к нему, усердно репетировали. К уроку они были подготовлены на все 100%. Старшеклассники объясняли как обезопасить себя при работе с поисковыми серверами, социальными сетями, электронной почтой. Рассказы старших товарищей имели живой эмоциональный отклик со стороны пятиклассников. Они активно задавали вопросы, обсуждали ситуации, которые им предлагали 11-классники. Было положено начало общению, которое в дальнейшем продолжилось в форме дружеских бесед и индивидуальных консультаций по проблемам работы в сети.

С целью проверки полученных знаний, кадеты приняли участие во Всероссийском тестировании и соревнованиях, организованных в училище как очно, так и дистанционно:

  • Кадеты 6 - 10 классов приняли участие во Всероссийском тестировании в рамках акции «Единый урок безопасности в сети Интернет» на сайте единыйурок.дети и получили электронные сертификаты об успешном прохождении теста.
  • Для старшеклассников 8-х и 10-х классов был проведен квест «В бой идут IT-специалисты» (игра по станциям).
  • Для всех кадет училища организована тест-игра «Знаешь ли ты, как защитить себя».

В тест-игре «Знаешь ли ты, как защитить себя» принимали участие все кадеты училища. Для проведения игры преподаватели информатики подготовили список из 25 тестовых вопросов с ответами и разослали электронный вариант всем педагогам училища. В течение дня по окончании каждого урока преподаватели-предметники задавали кадетам по 5 вопросов, фиксировали ответы в бланке, определяли общее количество верных ответов во взводе и пересылали эту информацию по локальной сети организаторам игры. Чтобы вопросы не повторялись, было установлено: первые 5 вопросов задаются после первого урока, следующие пять задают после второго урока, и т.д. Таким образом, в течение дня каждый участник ответил на все вопросы, а преподаватели информатики оперативно собрали информацию о результатах каждого взвода. По общей сумме баллов был определен самый грамотный взвод на каждом курсе.

Живо и интересно проходила интерактивная игра-квест «В бой идут IT-специалисты». По форме проведения мероприятие совмещало особенности квеста и игры по станциям. Особый подбор заданий потребовал от кадет актуализации знаний по основным темам, изученным как на уроках информатики, так и в ходе проведения Единого урока безопасности в сети Интернет. По легенде мероприятия кадеты получили боевое задание, для выполнения которого им предстояло доказать свою готовность к решению сложных интеллектуальных задач сферы информационных технологий.

Каждой группе предстояло пройти шесть боевых точек. В качестве боевых точек использовались кабинеты, расположенные на разных этажах учебного корпуса. Порядок обхода боевых точек указан в маршрутном листе. Уже на старте кадет ждал сюрприз: координаты боевых точек были зашифрованы: номера кабинетов в маршрутных листах были указаны в виде примеров в различных системах счисления, например, АА116 + 10112. Кадеты бойко применили знания систем счисления для расшифровки координат и приступили к движению по своим маршрутам. Шесть точек – шесть испытаний. На одной из станций кадетам была предложена викторина в формате передачи «Своя игра», где они отвечали на вопросы о законах функционирования сети Интернет, правилах безопасного общения в сетях, интернет-покупок и истории развития сетей. На другой предстояло по внешнему виду представленных компьютерных устройств определить их названия и объяснить функциональное назначение. Непростым испытанием стало самостоятельное освоение системы команд и среды незнакомого исполнителя «Koutack». И все-таки, большинство участников справились с заданием и написали несколько небольших программ управление этим исполнителем. В компьютерном классе кадеты получили задание: проанализировать информацию, предоставленную в словесной форме, и построить на её основе таблицу и граф.

Самым веселым, по мнению кадет, было задание «Угадай термин»: один из членов команды должен был угадать слово или понятие из области информатики, которое остальные участники группы описывали разными способами: изображали с помощью пантомимы, рисовали, объясняли, не называя самого слова.

На последнем этапе участники получили задание: собрать из пазлов картинку, и с помощью поисковых систем найти сведения о вооружении: название, назначение и кем разработано вооружение, изображенное на картинке.

Большинству кадет мероприятие понравилось. Кадеты показали достойный уровень знаний коммуникационной, информационной, технической и потребительской грамотности, ответив верно на большинство вопросов и выполнив задания.

Любовь преподавателей информатики и технологии к своей профессии и творческий подход обязательно помогут рождению новых увлекательных внеурочных курсов и занимательных, познавательных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация познавательной деятельности в условиях введения ФГОС (математика 5-6 классы)

Сегодня остро встал вопрос о развитии самостоятельности и творческой активности учащихся на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода, подготовки и проведения различных видов в...

Выступление на семинаре заместителей директоров по учебной работе "Современный урок и внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС. ИКТ в образовательном процессе"

Доклад содержит описание опыта работы школы по введению ФГОС. Обращено внимание на структуру урока в соответствии с ФГОС, использование ИКТ в образовательном процессе, особенности ведения внеурочной д...

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

ПРОГРАММА «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО в предметных областях «Русский язык», «Литература», «Иностранные языки»

Мир, в котором мы живем, стремительно меняется. Изменения в жизни ведут к изменению условий, в которых предстоит работать педагогу в ближайшем будущем. Неизбежны определенные моменты, создающие пробле...

Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС нового поколения в ОУ Амурского муниципального района

Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС нового поколения в ОУ Амурского муниципального района...