О системе трудового воспитания в учреждении интернатного типа
статья на тему

Пакачакова Татьяна Васильевна

В современных условиях воспитателям пришкольного интерната запрещено без письменного разрешения родителей привлекать воспитанников к общественно-полезной трудовой деятельности (дежурство по классу и интернату, уборка территории лицея и интерната и др.). К счастью, практически все родители, понимая важность трудового воспитания, пишут согласие на участие своих детей в общественно-полезном труде, поэтому дети по графику дежурят в комнате, классе, других закрепленных помещениях и участках. В пришкольном интернате, т.е. в учреждении с круглосуточным пребыванием детей, воспитатели, помощники воспитателя и другие работники заменяют ребенку домашнее общение, семейное воспитание. Педагоги стараются в процессе общественно-полезного труда закрепить у воспитанников трудовые умения и навыки, дают элементарные знания об экономических основах современного производства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon трудовое воспитание в интернате48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пакачакова Татьяна Васильевна, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева Аскизского района Республики Хакасия

О системе трудового воспитания в учреждении интернатного типа

На заре 70-летнего пути развития советской педагогической науки появилось много новых педагогических идей. В наше время используется почти весь ее многолетний опыт и теории воспитания. Великий педагог А.С.Макаренко в первые трудные годы молодой советской власти осуществил ранее небывалое – на базе колонии для малолетних преступников создал стройную систему воспитания детей-беспризорников, подчиняющуюся коллективному труду (были организованы и слаженно действовали отряды, функционирующие по производственному принципу). Сначала были составлены постоянные отряды с командирами во главе, затем возникла идея создания сводных отрядов (именно эти отряды позволили воспитанникам слиться в настоящий, крепкий и единый коллектив). Особый момент в колонии – свой театр, в котором постоянно ставили новые пьесы. Первоначальное влечение к многоотраслевому сельскохозяйственному труду А.С.Макаренко направил в русло инициативы и творчества, воспитания ценных человеческих качеств и борьбы за повышение производительности труда (соревновательный акцент выразился также в товарищеской взаимопомощи и дружной работе). Таким образом, в буднях социалистического труда великий педагог смог найти ключ к эмоциональному воздействию на воспитанников, благодаря этому нелегкий труд детей превращался в романтику.

Закон параллельного педагогического действия, описанный Макаренко, означает, что в процессе воспитания происходит воздействие не только на весь коллектив, но и на личность. Самоуправление с элементами хозяйствования, ответственность за успех, дисциплина – это самая основа коллектива, по представлению А.С.Макаренко.

Макаренковская система воспитания, макаренковская педагогика сотрудничества с каждым годом становится все актуальнее. Через много-много лет, теперь уже в совершенно других политических и экономических условиях, всё по-прежнему можно рассматривать и применять на практике теорию воспитания Макаренко, которая была основана на практической деятельности в области педагогики, потому что основными идеями его теории являлись воспитание в коллективе и через коллектив, воспитание в семье, воспитание трудом, воспитание в игре. Макаренко считал, что каждая школа должна иметь свой стиль, свои традиции, в первую очередь трудовые. Но в наше время существует мало детских домов и школ-интернатов, где воспитанникам было бы разрешено работать вместе со взрослыми, у которых дети могли бы перенимать трудовые навыки и умения, шлифовать мастерство, высокий профессионализм.

«Учеба и труд рядом идут» - известная поговорка, в ней эти две категории не существуют независимо друг от друга. В описываемые великим педагогом А.С.Макаренко годы, которые были очень тяжелыми  для всей страны, трудолюбие детям прививала сама жизнь – это когда дети стояли наравне со взрослыми у станка и своим трудом поднимали семьи, часто состоящие из младших братьев-сестер и немощных стариков. А теперь этим наряду с родителями озабочена школа, на нее возложена обязанность растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение – об этом говорят с высоких трибун, иногда упоминая о том, что основы воспитания и культуры все же закладываются в семье.

В современных условиях нам, воспитателям пришкольного интерната, запрещено без письменного разрешения родителей привлекать воспитанников к общественно-полезной трудовой деятельности (дежурство по классу и интернату, уборка территории лицея и интерната и др.). К счастью, практически все родители, понимая важность трудового воспитания, пишут согласие на участие своих детей в общественно-полезном труде, поэтому дети по графику дежурят в комнате, классе, других закрепленных помещениях и участках. Но, уезжая на выходные, находясь дома, многие дети не выполняют в семьях каких-либо постоянных поручений, и, не имея четких нравственных ориентиров, бездуховно проводят время, и, как следствие, теряют интерес к труду. Воспитатели хорошо видят неумелые действия этих детей по дежурству в интернате – воспитанники даже старшего школьного возраста не умеют правильно полить цветы, протереть пыль, отжать тряпку, использовать другие рабочие средства.

В пришкольном интернате, т.е. в учреждении с круглосуточным пребыванием детей, воспитатели, помощники воспитателя и другие работники заменяют ребенку домашнее общение, семейное воспитание. Педагоги стараются в процессе общественно-полезного труда закрепить у воспитанников трудовые умения и навыки, дают элементарные знания об экономических основах современного производства. Ежегодно воспитанники, окончившие 10 класс, с письменного согласия родителей принимают непосредственное участие в производительном труде – в начале лета работают в ремонтно-трудовой бригаде (высаживают сельскохозяйственные культуры на пришкольном учебно-опытном участке, белят и отмывают жилые помещения, т.е. помогают готовить интернат к следующему учебному году).  

В интернате, на первый взгляд, всем воспитанникам очевидно, что выполняемые ими трудовые поручения общественно значимы и что общество (детский и взрослый коллектив интерната) требует от них их выполнения вполне обоснованно. Но в любом детском коллективе всегда есть такие дети, которые не хотят работать «как все» (дежурить по интернату, нести за что-то личную ответственность), и всегда есть такие дети, которые считают поведение первых неправильным (с их слов - «несправедливым»). Претензии тех, кто добросовестно выполняет свои трудовые обязанности, часто достигают своей цели – после оглашения факта несделанного и адекватно оцененного задания (в журнале передачи дежурства, или на общеинтернатной линейке, или на всеобщем экране чистоты или в журнале для замечаний воспитателю), лодыри, понимая, что за невыполнение (или недобросовестное выполнение) трудовых обязанностей им выскажет свое неодобрение максимальное количество соседей по комнате (одноклассников, одногруппников), меняют свое отношение к труду (дежурству, другим поручениям). В интернате посильный физический труд доступен воспитаннику любого возраста (в интернате проживают обучающиеся 5-11 класса), для него необязательны техническая оснащенность, необходим лишь минимум трудовых умений и навыков (например, для заправки кроватей, влажной уборки комнаты, стирки личных вещей, складывания посуды и др.). Но иногда нужно проявить смекалку, догадку, работу мысли (когда необходимо решить какие-либо простейшие технические, технологические, организационные задачи). Тогда же у некоторых воспитанников проявляются инициатива, самостоятельность, творчество.

Очень дружно проходит период дежурства по интернату (3 дня) через каждые 2 недели. Каждый класс делится на подгруппы, работающие независимо друг от друга – одна подгруппа дежурит в столовой, вторая – на этажах (интернат располагается в 4-этажном здании). Это очень удобная система распределения обязанностей, она хорошо контролируется днем воспитателями, а в вечернее и ночное время – помощниками воспитателя. Кроме дежурства по интернату, организовано дежурство в жилых комнатах (влажная уборка 3 раза в день), дежурство по участкам во время генеральной уборки (еженедельно в четверг), уборка на закрепленном за каждым классом участке интернатного двора (2 раза в год – весной и осенью). Споров по поводу данных видов дежурства давным-давно нет, все отработано годами, все делается своевременно, практически без замечаний со стороны администрации.    

Конечно, творческое применение опыта А.С.Макаренко всегда наиболее эффективно проявлялось в школьном массовом производстве, но сейчас, к сожалению, редко в каких интернатах подростки и старшеклассники участвуют в производительном труде большого трудового коллектива. Жаль, что нет полноценной мастерской, чтобы ребенок мог под руководством взрослого починить стул, жаль, что нет швейной машины, чтобы девочки могли сшить безделушки для украшения комнат. Ведь всем взрослым понятно, что серьезный труд (когда дети работают почти наравне со взрослыми) пробуждает интерес к труду, технике, любознательность, следовательно, способствует развитию широкого кругозора, и успешности в учебе. Можно оправдаться тем, что у современных школьников большая учебная загруженность, катастрофическая нехватка времени, но, все же, учебно-производственная база школы могла бы стать прочной основой для дальнейшего выбора профессии и всего жизненного пути любого школьника. Понятно, что есть семьи, где родители могут привить своему чаду трудолюбие своим собственным примером, но в условиях интерната, когда дети оторваны от дома на одну неделю, а то и на более длительный срок (имеются воспитанники, чьи семьи проживают в очень большой отдаленности от  районного центра, поэтому дети ездят домой не на все выходные) про воспитание «трудом в семье» говорить сложно.  

Итак, сложившаяся за многие годы система трудового воспитания способствует формированию готовности воспитанника интерната трудиться. Система включает в себя различные виды воспитательной работы и общественно-полезной деятельности воспитанников, труд в летних ремонтно-трудовых бригадах, высокую общественную оценку и повышение престижа рабочих профессий.

Антон Семенович считал, что трудовое и нравственное воспитание едины, являются важным условием, обеспечивающим воспитательный эффект трудовой деятельности. А наша задача состоит в том, чтобы подвести воспитанников к осознанию необходимости труда для своего разностороннего развития, это будет очередной ступенькой к осознанному выбору будущей профессии.

Таким образом, распространение идей великого педагога XX века А.С.Макаренко и внедрение их в практику воспитания подрастающего поколения на современном этапе – это дальнейшее и закономерно предсказанное целенаправленное развитие педагогической теории и практики. Жизнью доказано, что его теория действует и в современных школьных условиях.

Литература

  1. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Издательство «Просвещение», 1988, 59с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми...

Проект: Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

в презентации преведен алгоритм работы с детьми  девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....

Курсовая работа по педагогике «Особенности воспитания детей-сирот в учреждении интернатного типа».

представлен материал о детях-сиротах, их особенности и проблемы, а также практическая часть...

Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с  ограниченными возможностями здоровья...

Формы работы с семьей ребенка-инвалида, посещающего учреждение интернатного типа

В статье описываются формы работы с семьей, которые способствуют не только взаимопониманию между  педагогами и родителями, но и мотивируют родителей к тесному сотрудничеству по вопросам воспитани...

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОПРОСОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

В статье коротко описываются методы и приемы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников 5-11 классов в учреждении интернатного типа...

Воспитание на народных традициях в учреждении интернатного типа

Одно из приоритетных направлений совершенствования современного общества – духовное возрождение национальных традиций школы, потому что без знаний основ народной жизни, фольклора, искусства нево...