«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».
статья по теме

Ларченко Наталья Александровна

 

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н. А. Ларченко

Воспитатель высшей квалификационной категории

Белгородской специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы-интерната № 23 II, III, IV и VI видов

(г. Белгород)

Слайд 1

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».

Слайд 2

В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской

Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

Слайд 3        

 В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

           

   Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

          Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Слайд 4    

  В своей профессиональной деятельности учитываю индивидуальные особенности каждого воспитанника класса. В начале учебного года систематически расширяю свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, в частности детей, с нарушением слухового восприятия, обновляю документы личных дел своих воспитанников, планирую работу с родителями (родительские собрания, экспресс-анкеты, беседы с родителями, готовлю презентации. В начале сентября провожу анкетирование детей, с целью выявления интересов своих воспитанников, планирую тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников,  что помогает мне при составлении плана воспитательной работы.

Слайд 5

Для диагностики уровня воспитанности применяю различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания, метод контроля, мультимедийные презентации.

          Я использую разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Часто провожу занятия в нетрадиционной форме. Это игра-путешествие, тест-викторина, миниспектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. Я пришла к выводу, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.

Слайд 6

          Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, направленных на включение развития остаточного слуха, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Мои воспитанники с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.  Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней, а на занятиях во второй половине дня  нет скучающих глаз.

      Слайд 7

   Для эффективного использования времени на внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке  использую разнообразные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников

свободного выбора             активные           самопознание и  саморазвитие

(свободная беседа,      (ученики в роли учителя,         (интеллекта, эмоций,

выбор действия,         обучение действием,                  общения, воображения,

его способа,                обсуждение в группах,               самооценки и взаимо-

выбор приемов           ролевая игра, дискуссия,                         оценки)

взаимодействия,        ученик – исследователь)

свобода творчества)

         

Слайд 8

Использую в своей практике эффективные педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика А.П.Савиной, методы оздоровления, занятия в спортивных кружках и секциях,  гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии.

- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);

- коллективный способ обучения и воспитания (КСО);

- блочное обучение;

- поэтапное формирование умственных действий;

- разноуровневое обучение;

- технологию индивидуализированного обучения Р. А. Кистеневой.

 - элементы ИКТ;

          При проведении внеклассных занятий во второй половине дня использую компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов,   для коррекции нарушений слухового восприятия, устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания. С этой целью мною была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, авторские научные и практические мультимедийные презентации.

Слайд 9

Уверенно владею ИКТ, пользуюсь интернетом, создаю презентации, активно размещаю материалы на сайтах

http://numi.ru/987,

http://www.proshkolu.ru/,

http://pedsovet.org/forum/member33290.html

http://school-int23.ucoz.org/

http://nsportal.ru/larchenko-73/

http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=135382

имею свой персональный сайт: http://larchenko-73.moy.su

Слайд 10

Для повышения эффективности  уровня воспитанности использую нестандартные формы обучения. При проведении таких занятий применяю ИКТ.  В результате соединения  воспитательной и игровой деятельности мои воспитанники учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой,  энциклопедией,  на  занятиях по видам деятельности, классных и общешкольных праздниках выступают с сообщениями, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает мне прививать интерес к предлагаемым воспитанникам темам и поддерживать его в дальнейшем.

       

  Использование  компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению коррекционных занятий, видов деятельности, самоподготовки путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность.

В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

           Нахожусь в постоянном поиске, использую новые педагогические технологии, которые положительно соотносятся с потребностями моих  воспитанников.

          Практикую проверку домашних или тестовых работ самими учениками друг у друга: ученики обмениваются работами  и проверяют правильность выполнения их. Это повышает ответственность учащихся, развивает критическое отношение к собственной работе и работе товарищей.

Слайд 11

Для оптимизации учебно-воспитательного процесса провожу психолого-педагогическую  диагностику, которая направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников и социально-психологических характеристик детского коллектива.

   «Ранжирование»- выявление учебно-воспитательных интересов обучающихся.

   «Ассоциации»- определение позитивных или негативных ассоциаций, связанных со школой.

    «Что у меня на сердце»- узнать причины переживаний ребенка, пути их преодоления.

«Три желания» - выяснить направленность (личную, общественную).

          Хочется также отметить, что в моей работе решение учебно-воспитательных  и коррекционных задач с помощью различных инновационных технологий,  встраивается в систему общей коррекционно-воспитательной работы школы-интерната в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями  каждого воспитанника.

Слайд 12

          Таким образом, инновационные технологии существенно помогают мне в воспитательной работе с детьми с ОВЗ. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат.

Применение на внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.

Слайд 13

Литература и источники:

1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М. :

Дрофа, 2007. – 213 с.

2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация  детей   с   ОВЗ . Психологические

основы М. Гуманитарн изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

3. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие

для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений 1 и 2

вида /Д. Ю.Алексеевских и др.; под ред. Е. Г.Речицкой. – М.: Гуманитар.

Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 295 с. – (Развитие и коррекция).

4.  Розова Ю.Е. Роль мультимедийных презентаций в структуре

коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными

возможностями здоровья. Интернет публикация. (http://pedsovet.su/publ/44-1-0-1334)

5. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных

презентаций для повышения эффективности логопедических занятий.

Сборник материалов научно-практической конференции:

Санкт- Петербург, 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в образовательном процессе

Текст выступления на заседании педагогического совета с целью обмена опытом по теме "Использование инновационных технологий в образовательном процессе" (на уроках русского языка, литературы, при орган...

Курсовая работа по педагогике «Особенности воспитания детей-сирот в учреждении интернатного типа».

представлен материал о детях-сиротах, их особенности и проблемы, а также практическая часть...

«Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ »

«Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ »...

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования...

Использование коррекционно -развивающих технологии в учебно - воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ ».

Тема:«Использование коррекционно -развивающих технологии в учебно - воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ ».  Подготовила:учитель русского языка и литературыВорникова Т...

Статья «Проектная технология - инновационная технология учебно-воспитательного процесса»

Сегодня в все активнее используется проектная технология, как одна из инновационных технологий учебно-воспитательного процесса. Сущность которой заключается в стимулировании интереса учащихся к опреде...