Главные вкладки

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».
    статья по теме

    Ларченко Наталья Александровна

     

    Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Н. А. Ларченко

    Воспитатель высшей квалификационной категории

    Белгородской специальной (коррекционной) общеобразовательной

    школы-интерната № 23 II, III, IV и VI видов

    (г. Белгород)

    Слайд 1

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».

    Слайд 2

    В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской

    Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

    Слайд 3        

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

               

       Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

              Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Слайд 4    

      В своей профессиональной деятельности учитываю индивидуальные особенности каждого воспитанника класса. В начале учебного года систематически расширяю свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, в частности детей, с нарушением слухового восприятия, обновляю документы личных дел своих воспитанников, планирую работу с родителями (родительские собрания, экспресс-анкеты, беседы с родителями, готовлю презентации. В начале сентября провожу анкетирование детей, с целью выявления интересов своих воспитанников, планирую тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников,  что помогает мне при составлении плана воспитательной работы.

    Слайд 5

    Для диагностики уровня воспитанности применяю различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания, метод контроля, мультимедийные презентации.

              Я использую разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Часто провожу занятия в нетрадиционной форме. Это игра-путешествие, тест-викторина, миниспектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. Я пришла к выводу, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.

    Слайд 6

              Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, направленных на включение развития остаточного слуха, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Мои воспитанники с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.  Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней, а на занятиях во второй половине дня  нет скучающих глаз.

          Слайд 7

       Для эффективного использования времени на внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке  использую разнообразные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников

    свободного выбора             активные           самопознание и  саморазвитие

    (свободная беседа,      (ученики в роли учителя,         (интеллекта, эмоций,

    выбор действия,         обучение действием,                  общения, воображения,

    его способа,                обсуждение в группах,               самооценки и взаимо-

    выбор приемов           ролевая игра, дискуссия,                         оценки)

    взаимодействия,        ученик – исследователь)

    свобода творчества)

             

    Слайд 8

    Использую в своей практике эффективные педагогические технологии:

    - здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика А.П.Савиной, методы оздоровления, занятия в спортивных кружках и секциях,  гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии.

    - игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);

    - коллективный способ обучения и воспитания (КСО);

    - блочное обучение;

    - поэтапное формирование умственных действий;

    - разноуровневое обучение;

    - технологию индивидуализированного обучения Р. А. Кистеневой.

     - элементы ИКТ;

              При проведении внеклассных занятий во второй половине дня использую компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов,   для коррекции нарушений слухового восприятия, устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания. С этой целью мною была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, авторские научные и практические мультимедийные презентации.

    Слайд 9

    Уверенно владею ИКТ, пользуюсь интернетом, создаю презентации, активно размещаю материалы на сайтах

    http://numi.ru/987,

    http://www.proshkolu.ru/,

    http://pedsovet.org/forum/member33290.html

    http://school-int23.ucoz.org/

    http://nsportal.ru/larchenko-73/

    http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=135382

    имею свой персональный сайт: http://larchenko-73.moy.su

    Слайд 10

    Для повышения эффективности  уровня воспитанности использую нестандартные формы обучения. При проведении таких занятий применяю ИКТ.  В результате соединения  воспитательной и игровой деятельности мои воспитанники учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой,  энциклопедией,  на  занятиях по видам деятельности, классных и общешкольных праздниках выступают с сообщениями, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает мне прививать интерес к предлагаемым воспитанникам темам и поддерживать его в дальнейшем.

           

      Использование  компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению коррекционных занятий, видов деятельности, самоподготовки путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность.

    В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

               Нахожусь в постоянном поиске, использую новые педагогические технологии, которые положительно соотносятся с потребностями моих  воспитанников.

              Практикую проверку домашних или тестовых работ самими учениками друг у друга: ученики обмениваются работами  и проверяют правильность выполнения их. Это повышает ответственность учащихся, развивает критическое отношение к собственной работе и работе товарищей.

    Слайд 11

    Для оптимизации учебно-воспитательного процесса провожу психолого-педагогическую  диагностику, которая направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников и социально-психологических характеристик детского коллектива.

       «Ранжирование»- выявление учебно-воспитательных интересов обучающихся.

       «Ассоциации»- определение позитивных или негативных ассоциаций, связанных со школой.

        «Что у меня на сердце»- узнать причины переживаний ребенка, пути их преодоления.

    «Три желания» - выяснить направленность (личную, общественную).

              Хочется также отметить, что в моей работе решение учебно-воспитательных  и коррекционных задач с помощью различных инновационных технологий,  встраивается в систему общей коррекционно-воспитательной работы школы-интерната в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями  каждого воспитанника.

    Слайд 12

              Таким образом, инновационные технологии существенно помогают мне в воспитательной работе с детьми с ОВЗ. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат.

    Применение на внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.

    Слайд 13

    Литература и источники:

    1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М. :

    Дрофа, 2007. – 213 с.

    2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация  детей   с   ОВЗ . Психологические

    основы М. Гуманитарн изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

    3. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие

    для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений 1 и 2

    вида /Д. Ю.Алексеевских и др.; под ред. Е. Г.Речицкой. – М.: Гуманитар.

    Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 295 с. – (Развитие и коррекция).

    4.  Розова Ю.Е. Роль мультимедийных презентаций в структуре

    коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными

    возможностями здоровья. Интернет публикация. (http://pedsovet.su/publ/44-1-0-1334)

    5. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных

    презентаций для повышения эффективности логопедических занятий.

    Сборник материалов научно-практической конференции:

    Санкт- Петербург, 2011.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование инновационных технологий в образовательном процессе

    Текст выступления на заседании педагогического совета с целью обмена опытом по теме "Использование инновационных технологий в образовательном процессе" (на уроках русского языка, литературы, при орган...

    Курсовая работа по педагогике «Особенности воспитания детей-сирот в учреждении интернатного типа».

    представлен материал о детях-сиротах, их особенности и проблемы, а также практическая часть...

    «Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ »

    «Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ »...

    Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования

    Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования...

    Доклад на МО воспитателей на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе с глухими и слабослышащими детьми».

    Тема здоровьесбережения является актуальной в течение длительного времени. Еще Однако в последнее время эта проблема становится все более острой. Наблюдается постоянное ухудшение здоровья  детей ...

    Использование инновационных технологий в образовательном процессе

    Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки ...