Главные вкладки

    «Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ »
    статья ( класс) на тему

    «Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном

     процессе в работе с детьми с ОВЗ »

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 15-16-_vystuplenie-korrektsionno-razviv_tehnologii.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном  процессе в работе с детьми с ОВЗ »

    Шиляева Н.Г.   Воспитатель ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа - интернат для детей – сироти детей, оставшихся без попечения родителей,с ограниченными возможностями здоровья»

    При работе с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании.   В  коррекционной  работе   основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных  на постоянном эмоциональном взаимодействии воспитателя и воспитанника. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение ребёнка , вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом,  стимулируют развитие речи ребёнка.

           Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога.  « Без творчества нет педагога-мастера.» - эту фразу я запомнила и записала для себя  из выступления Холодовой Е.А.

          В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов. Ребёнок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приёмами, закрепляя полученные умения и навыки повседневной жизни.

           Коррекционно- развивающие  технологии, применяемые  мной  содержат в себе сочетание инновационных  технологий   с  традиционными методами и формами воспитания  ,что дает новый эффект в совершенствовании воспитательного  процесса, а следовательно, сама деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

         Используя разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Сделала для себя вывод, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процесс творчества. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, яркая наглядность , занимательность. «Учить играя» - оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.  

      Я часто во время бесед  использую метод презентаций, как способ эффектно и современно давать воспитанникам нужную  информацию.  Использование  компьютерных и  ауди – визуальных  технологий  в   организации    воспитательных мероприятий   стало  неотъемлемой  частью  воспитательного  процесса значительно  повышающего  его  качество, делают  его  более  современным  разнообразным и  насыщенным.   Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию учащихся, повысить познавательную активность, что  является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой специальная школа .

           Изотерапия в коррекционно-развивающей  работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.

    Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации . Любой человек способен выразить себя, свои чувства и своё состояние звуком, движением, мелодией, рисунком.

          Часто дети, испытывающие трудности в обучении, неуверенные в себе, успешны в оригами и это помогает им справиться с частью имеющихся у них проблем. Четыре девочки из группы посещают кружок оригами.

          С каждым годом количество детей, имеющих отклонения от условной возрастной нормы такие, как логоневроз, повышенная возбудимость и утомляемость, нарушения внимания, плохая память и другие проблемы неуклонно растет. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения. Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния детей помогает использование в ходе занятий здоровье-сберегающих технологий. Залог успешности коррекционного воздействия зависит не только от квалифицированной помощи логопеда, но и от моей работы тоже. Поэтому на занятиях использую пальчиковую гимнастику;  гимнастику для глаз, которая  снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации;   дыхательные упражнения для  стимуляции работы мозга, регулирует нервно - психические процессы, релаксирующие упражнения. Регулярно провожу подвижные игры с детьми и спортивные соревнования.   При выполнении заданий ребенку оказываю необходимую помощь. Для каждого ученика выбирается оптимальный темп деятельности. Ребёнок должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

           Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника.           О здоровье человека есть очень хорошие слова великого педагога В.А. Сухомлинского: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

     


    Используемая литература:

    1. Пидкасистый П.И.,Хайдаров Ж.С. «Технология игры  в  обучении и развитии» М.1996 г.
    2. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2001
    3. Интернет источники: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4459/Itemid,118/004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».

    Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми...

    Использование коррекционно-развивающих технологий на уроках географии

    Использование коррекционно-развивающих технологий на уроках географии  В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально-экономических...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

    Задача специальной ( коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появился механизм ко...

    «Коррекционно-развивающие педагогические технологии как эффективный путь усовершенствования учебного процесса в работе учителя - логопеда».

    В последние десятилетия в образовательной среде вместе с развитием педагогической науки расширяется значение основных  научных  понятий,  и  появляются новые термины. Расшире...

    Использование коррекционно-развивающих технологий на уроках ОБЖ/

    Выступление на заседании РМО учителей ОБЖ....

    Использование современных педагогических технологий: метод учебного проекта в работе с детьми с ОВЗ

    Использование современных педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ...