Использование современных педагогических технологий: метод учебного проекта в работе с детьми с ОВЗ
статья на тему

Усова Инна Борисовна

Использование современных педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennyh_pedagogicheskih_tehnologiy.docx42.68 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий:  метод учебного проекта в работе с детьми с ОВЗ

        Современному учителю приходится решать много важных задач. В том числе определять наиболее совершенные образовательные технологии, которые способствуют достижению детьми предметных, личностных, метапредметных результатов в условиях  реализации стандартов нового поколения. У учителей имеется широкий арсенал педагогических средств, успешно используемых в работе с детьми школьного возраста. Активные формы обучения являются актуальными и для современной коррекционной школы. Однако, выбирая инновационные образовательные технологии  в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), необходимо учитывать   особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

        В условиях реализации ФГОС важной задачей коррекционной школы является социализация детей с ОВЗ. Социализация -  процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, ценности, убеждения и нормы, свойственные культуре  общества.   Социализация – это способность ребёнка вписаться в общество, занять в нём определённое место:  приспособиться к актуальным запросам социума и попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач педагогов коррекционной школы  является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.. Для социализации ребёнка в современном мире, формирования жизненной компетенции особенно важно вовлечение ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, и содействовала бы формированию и развитию коммуникативных навыков. Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности – метод учебного проекта.  

        Метод учебного проекта в коррекционной школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации  и прежде всего, строится с учетом психофизических возможностей обучающихся с нарушениями интеллекта и особенностей их коллективной деятельности. Для детей с умственной отсталостью, обусловленной тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы, характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта. Принимая во внимание особенности развития таких детей, невозможно  использовать в работе проекты, предназначенные для общеобразовательной  школы.  Анализируя виды проектов можно сделать вывод, что при работе с данной категорией детей разумным будет использование:

                 Игровых проектов,  которые  способствуют развитию активности в силу возможностей и способностей детей, творческих способностей детей, развивают эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки.

        Практических проектов, которые  помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать; создавать различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении класса (создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).

        Отсутствие целенаправленных приемов: анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий - делает  исследовательские проекты не актуальными в работе с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость.

        Творческие проекты могут использоваться как подпроекты, и в основном в группе с детьми с разными возможностями, так как некоторые роли сложны для учащихся классов «Особый ребенок» в силу их индивидуальных возможностей, а также отсутствует проявление творческой инициативы, активности.

        На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, и творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.

        Применение метода учебного проекта в работе  с детьми с ОВЗ помогает:

        - активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

        - осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

        - способствуют развитию творческих способностей детей;

        - способствуют умению наблюдать;

        - способствуют умению слушать;

        - способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

        - способствуют развитию мышления;

        - увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

        - развивают воображение;

        - развивают внимание, память, речь.

        Специфика проектной  работы с детьми с ОВЗ  заключается  в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, вселить уверенность в своих силах.

        И от того, как учитель выполнит свою роль на всех этапах проектной работы, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам с  ОВЗ не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям. Все это  поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

        Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

        Изучив данную технологию, можно сделать вывод, что использование метода проектов в работе с детьми с ОВЗ в полной мере невозможно.  Эти дети особенные, поэтому цели, задачи, организационные формы, предполагаемые результаты проектной работы нужно адаптировать, исходя из особенностей своих воспитанников.

        Темы проектов должны основываться сначала на воспроизведении ближайшего окружения детей (семья, дом, друзья, изученный материал).         Лишь после этого постепенно тематика расширяется до воспроизведения общественной жизни (город, страна, космос и т.д.).

        Особые требования необходимы в организации развивающей среды во время работы над проектом: предметно-развивающая среда должна быть максимально насыщена наглядным демонстративным и раздаточным материалом по теме проекта, чтобы ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений, а также стимулировать ребенка на развитие,  активно действовать в ней и, по возможности,  творчески ее видоизменять.

             

Таким образом, опыт работы учителей коррекционной школы показывает, что применение метода проектов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья способствует:

        - коррекции недостатков развития  ребенка;

        - развитию мыслительных операций (познавательного интереса), инициативы и творческих способностей;

        - формированию навыков самообразования и самостоятельной работы;

        - формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления;

        - воспитанию настойчивости, уверенности в своих силах, положительного отношения к учебе и труду.

        Метод проектной деятельности можно и нужно использовать в работе с учащимися с ОВЗ. Этот метод особенно продуктивен в работе по  формированию познавательной компетентности у таких детей.

        Особая педагогическая значимость проектного метода:

        - он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

        - это метод, идущий от детских потребностей и интересов;

        - проектирование позволяет решать задачи коррекционно-развивающего процесса, не перегружая его, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.

        Коррекционная школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации. Все это поможет максимально раскрыть возможности детей, дать им более широкое образование.

Словом, проектная деятельность в коррекционной школе способствует приобретению необходимых умений и навыков для дальнейшей жизни, выполнению разных социальных ролей для успешной адаптации в обществе обучающихся с ОВЗ.

Литература

  1. Работаем по ФГОС основного общего образования: Программы коррекционной работы / под ред. Е. Л. Черкасовой. – М.: Перспектива, 2015. – 88с.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995.
  3. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего об- разования  / под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.– М.: Национальный книжный центр, 2016. – 144 с.
  4. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку: Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.-128с.
  5. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учебное пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,2003.-208с.
  6. Захарова Н. Д. Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2018. — №2. — С. 43-47. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/88/3235/ (дата обращения: 17.11.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Современные образовательные технологии. Метод проектов"

Проектная деятельность учащихся – это новая технология обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от о...

Использование в педагогической практике метода учебного проекта

Одной из эффективных форм работы по изучению экологии и биологии является проектная и исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобре...

Статья "Современные педагогические технологии. Метод проектов".

В статье освещена роль педагогических технологий в современном уроке. Среди многообразия педтехнологий мною выбран "Метод проектов"....

Методическая разработка "Использование современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий в работе педагога"

Данная методическа разработка показывает какие методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии я использую в своей работе, чтобы оптимально достичь  поставленн...

Использование современных образовательных технологий, методов, приемов обучения в подготовке к ОГЭ по английскому языку

Формирование коммуникативных компетенций с помощью современных образовательных технологий, методов, приемов обучения в подготовке к ОГЭ по английскому языку...

Использование современных педагогических технологий на уроке (из опыта работы учителя по физической культуре).

В данном материале представлены способы и методы использования современных технологий в образовательном процессе....