Современные педагогические технологии. Метод проектов.
консультация (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Балинская Татьяна Владимировна

Метод проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

     Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использования новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов.

Метод проектов один из способов  развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

При реализации стратегий личностно - ориентированого обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя.  Он становится организатором самостоятельной работы учащихся, используя разнообразные формы и методы учебной деятельности, позволяющие  раскрыть опыт ученика, стимулирует учащихся к высказываниям на иностранном языке, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться,  дать неправильный ответ, помогает ученикам выбирать наиболее значимые и  интересные для них виды и формы работы, поощряет стремления каждого находить свой способ решения проблемы, выбирать и осваивать наиболее рациональные пути.       Работа над проектом позволяет каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создаёт обстановку для естественного самовыражения учащихся на иностранного языка, давая возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении, общении.

Проектная деятельность ― это деятельность головой подумать (задумать), сердцем (эмоции), рукой (результат ― нечто, что можно взять в руки).

У проектной деятельности есть существенная педагогическая подоплёка ― научить детей подчиняться другим, попробовать себя в разных социальных ролях. Первостепенная задача проекта ― помещение детей в некое социальное поле.

Проектная деятельность учит детей работать сообща, в коллективе, уметь подставить плечо, где он может, взять ответственность на себя.

Критерии проектной работы для урока иностранного языка:

-самостоятельный поиск информации  с использованием различных средств (словари, интернет, справочная литература и т.д.);

-наличие презентабельного материала, (постер, брошюра, фильм, мероприятия в школе, наглядный материал, альбомы, газеты и т.д.);

-связь с жизнью (выход конкретного продукта).

        Фазы проектной деятельности:

  1. подготовка ― нахождение идей, гипотез, вопросов, которые нужно решить. Определение содержания (что известно, а что нужно узнать);

2) планирование ― ребята составляют некий вопросник (что нужно ― какая литература, учреждение, интернет и прочие источники. Кто может помочь ответить на вопросы (власть, ответственные работники и т.д.) Какие технические средства нужны (камера, фотоаппарат) и где их взять. Какие методы исследования можно использовать (анкета, интервью). Выбрать форму презентации ― в форме чего будет выход;

3) анализационная работа ― поиск адресов источников, библиотек; установление временных  прочих рамок; составление каталога вопросов для опроса; установить распределение ответственностей, если это группа (кто за что отвечает);

4) фаза сбора информации - запланировать регулярные встречи, обсуждения;

5) фаза оценки информации - всё оценивается, что лучше, отсекается ненужное, т.е. момент принятия решения. Решают в какой форме презентация, где, в какое время, генеральная репетиция и т. д.;

6) фаза ― презентация (оценка только «4» или «5»);

7) днём позже ― фаза оценки (что можно было сделать иначе, что в колонку плюс, что в минус, что учесть в следующий раз. Сначала дети анализируют, а потом учитель, затем об ошибках. Учитель должен обращать внимание на компоновку группы.

                Формы проектов:

1) мини проект (от 30 минут до 4 уроков);

2) краткосрочный (до 1 месяца);

3) средней продолжительности (от 2 месяцев до полугода);

4) долгосрочный (от полугода до года).

По предметам:

  1. монопредметные;
  2. межпредметные;

По количеству участников:

  1. индивидуальные;
  2. парные;
  3. групповые.

Очень важный момент ― выбор тематики проектов. Конечно, темы могут быть предложены в рамках учебника, который является основным, но могут быть сформулированы учителем с учётом учебных и воспитательных задач, а также самими учениками.

Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического  вопроса, с целью углубить знания учеников по нему, дифференцировать процесс обучения. Чаще же темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для жизни школьника в социуме, требующему привлечения его собственного жизненного опыта.

              Некоторые примеры проектов:

  1. Новогодняя открытка.
  2. Моя Родина.
  3. Школьная форма.
  4. Моя школа.
  5. Любимое место отдыха.
  6. Любимое время года.

Типология проектов разнообразна.  По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться  на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом ― это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику.

Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления  учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. Проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как  взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых.  В процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания  по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создается возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом ― процесс творческий.  Учащийся самостоятельно или под руководством  учителя занимается поиском решений какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными  и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Многие проекты используем не только на уроках немецкого языка, но и на классных часах, школьных и внеклассных мероприятиях. Проект «Мир моих увлечений» был реализован в ходе внеклассной деятельности с учащимися 7 класса. Данный проект вызвал у учащихся большой интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Современные образовательные технологии. Метод проектов"

Проектная деятельность учащихся – это новая технология обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от о...

Статья по теме: "Современные образовательные технологии. Метод проектов на уроке немецкого языка. УМК И.Л.Бим"

Данная статья содержит материал, который может быть использован на уроках немецкого языка, определяет актуальность темы образовательных технологий....

Статья "Современные педагогические технологии. Метод проектов".

В статье освещена роль педагогических технологий в современном уроке. Среди многообразия педтехнологий мною выбран "Метод проектов"....

Использование современных педагогических технологий: метод учебного проекта в работе с детьми с ОВЗ

Использование современных педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ...

Статья на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий (метод проектов)»

В настоящее время происходит процесс переориентации системы школьного образования со «знаниевой» к преимущественно компетентностной модели. Необходимыми становятся не только сами знания, а...