Сообщение на педагогическом совете на тему: «Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего сопровождения по предмету психом
учебно-методический материал на тему

Макридина Вера Александровна

Рассуждения на тему: "Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего сопровождения по предмету психомоторика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_po_diagnostiki.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 «Основная общеобразовательная школа №7,

осуществляющая деятельность

 по адаптированным основным образовательным программам»

г.Сергиев Посад

Сообщение на педагогическом совете

 на тему:

«Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего сопровождения по предмету психомоторика»

Докладчик:

учитель психомоторики

Макридина В.А.

2016г

Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего сопровождения по предмету психомоторика.

Коррекционные занятия по психомоторному и сенсорному развитию призваны создать основу для возможно более полного овладения каждым ребенком школьными знаниями, умением контролировать свое поведение, развивать творческий потенциал. В организации работы мы опираемся на методическое пособие авторов Л.А. Метиевой и Э.Я. Удаловой «РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ»

В связи с тем, что наблюдается неоднородность состава учащихся, в разных уровнях усвоения программного материала определяются степень и содержание конкретной помощи каждому нуждающемуся ученику. Для этого мы проводим полноценное обследование детей 1 класса с позиций системного подхода и основных направлений разделов коррекционной программы чтобы:

- вычленить специфические затруднения, мешающие процессу овладения знаниями, умениями и навыками;

- установить причинность, структуру, выявить особенности познавательной деятельности, определить потенциальные возможности.

Поэтому в начале учебного года в 1 классе в соответствии с предлагаемой программой курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» отводится 1-2 часа на обследование детей. Обследование проводим по схеме.

Схема диагностики обучающегося

(фамилия, имя учащегося, класс)

МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 7 по предмету, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

"Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

на  ______________________ месяц 2016- 2017 учебный год.

Диагностируемые показатели

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

ВОСПРИЯТИЕ

(ощущения)

Слуховые

Зрительные:

- цвет

- форма

- контур

Тактильные

Обонятельные

Вкусовые

ПАМЯТЬ

Слуховая

Зрительная

Долговременная

ВНИМАНИЕ

Объем

Сосредоточенность

Устойчивость

Переключаемость

МЫШЛЕНИЕ

Обобщение

Исключение лишнего

Сортировка

Выделение признаков

Ассоциации

Причинно-следственные связи

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

На листе бумаги

На собственном теле

На месте (в пространстве)

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Штриховка

Шнуровка

Обводка

Раскраска

Копирование по образцу

ОБЩАЯ МОТОРИКА

-сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (в позе « аист»)

- преодолеть расстояние 5 м прыжками  на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Словарный запас

Связная речь

Произношение

ОБЩАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

Знания о себе, родных

Домашний адрес

Обобщающие слова

Времена года

Временные представления

 

Для этого мы используем критерии оценки выполнения диагностических заданий

0 баллов- не выполняет, не принимает помощь

1 балл- выполняет в совместной деятельности по образцу, по подражанию

2 балла- выполняет с помощью, но  без переноса

3 балла- выполняет с минимальной помощью

4балла- выполняет самостоятельно, но допускает ошибки

5 баллов- выполнение самостоятельно, без ошибок

На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения заданий у которых имеют минимальные баллы. Кроме этого проводится беседа с учителем, психолог – педагогическое наблюдение за детьми на уроке. Используем методические приемы для диагностики.

       Картотека диагностических методик по психомоторике.

  1. Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. ( Упр. «Лабиринт», «Угадай, кого загадали»)
  2. Диагностика развитие внимания (Упр. «Зашифрованное слово», «Медведи разбрелись»)
  3. Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди отличия», «Перепутанные линии»)
  4. Развитие умения переключать внимание. ( Упр. «Найди пару», « Найди зайца»)
  5. Диагностика развития памяти ( Упр. Что запомнил?», «Что находится на картинке?»)
  6. Развитие зрительной памяти (Упр. «Чего не хватает?», «Узнай фигуры»)
  7. Развитие слуховой памяти. (Методика «Запоминание слов», «Повтори»)
  8. Диагностика мышления- развитие умения сравнивать (Методика «Четвертый лишний», «Найди лишнее слово»)
  9. Развитие умения находить предметы по заданным признакам. Отгадывание загадок.
  10. Развитие логического мышления (Упр. «Найди самый низкий забор», «Покажи девочку, у которой самое короткое платье»)
  11. Диагностика моторной деятельности- развитие движений пальцев и кистей рук, пластичность (Методика «Мозаика», «Обведи»)

                Штриховка по методике Потаповой Е.Н

                Шнуровка –методика Воскобовича

  1. Диагностика координации движений (Упр. «Сделай как я»)
  2. Диагностика развития крупной моторики. Координация движений. (сохранить равновесие, «Игра с волной», «Сделай как я»)
  3. Диагностика речевого развития (Методика «Найди звук» служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха)
  4. Исследование словарного запаса (Мет.«Найди слова», «Расскажи по картинке», «Какой я?» )

Для этого в кабинете педагога имеется соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, необходимые игрушки, иллюстративный материал, альбом, карандаши, ножницы и др.. которые предъявляются ребенку постепенно, по мере необходимости. Особою роль уделяем психологическому состоянию ребенка во время работы, создаем условия для взаимодействия в спокойной, доброжелательной обстановке. Во время диагностики выявляется не только достигнутый уровень развития, но и зона ближайшего развития ребенка. Результаты обследования являются определяющими при формировании подгрупп, которые создаются на основе выявленной зоны актуального уровня развития детей и имеют подвижный характер. Из ходя из обследования 10 человек 1 А класса были сформированы 2 подгруппы в состав 1 подгруппы входят Корешкова А, Павлов В, Титов М. В состав 2 подгруппы входят Гуляев Т, Залетов Д, Васильев А. Каждая подгруппа требует разных мер индивидуальной коррекции. В связи с неразвитостью волевых процессов эти дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. У этих детей страдают общие и мелкие моторные способности.  Нарушена координация движений целостной системы тела ребёнка и частных систем координации движений (рука-зрение, зрение-слух,  рука-зрение-слух, слух- речь и др.) (Гуляев Т, Васильева А).) Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями. Отсутствие стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление, своеобразные особенности зрительного и слухового восприятия значительно затрудняют ознакомление детей с окружающим миром: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность и др. Эти дети не умеют решать задачи, связанные с расширением двигательного опыта, с развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять даже отдельные действия по инструкции ( Гуляев Т, Залетов Т., Васильев А). Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и др.

 Для них характерно: искажённость предметно-пространственных представлений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость и рассогласованность  движений,  или вообще полная несформированность  праксиса. .Эти школьники не могут овладеть элементарными пространственными представлениями. У обучающихся 1 класса  временные понятия и представления на очень примитивном уровне. Учитывая психологические особенности детей, использую специальные коррекционные моменты, даю материал дробно, с постепенным,  чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая  в каждое занятие материал для повторения, также,  для преодоления вышеперечисленных проблем использую : разделение учащихся на подгруппы, ориентация на  внутренние связи учебного материала по развитию психомоторики и сенсорных процессов,  связь с другими учебными предметами. Из-за разницы в психофизическом развитии этих детей ставятся и различные задачи данного курса на данном этапе обучения:

В связи с этим и планируются индивидуально- коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций и коррекция выявленных нарушений у детей. Программа по сенсорному и психомоторному развитию детей предполагает коррекционную работу по основным направлениям следующим образом. Учитывая психологические особенности детей, использую специальные коррекционные моменты, даю материал дробно, с постепенным,  чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая  в каждое занятие материал для повторения, также,  для преодоления вышеперечисленных проблем использую : разделение учащихся на подгруппы, ориентация на  внутренние связи учебного материала по развитию психомоторики и сенсорных процессов,  связь с другими учебными предметами. Из-за разницы в психофизическом развитии этих детей ставятся и различные задачи данного курса на данном этапе обучения:

Для 1 подгруппы- направления работы

1 Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей и ручной моторики, формирование графомоторных навыков)

2. Тактильно-двигательное восприятие.

3.Развитие зрительного восприятия

4. Развитие слухового восприятия

5. Восприятия формы, величины, цветы

6. Восприятие пространства и времени.

Задачи коррекционной работы:

Продолжить формирование умений выполнять  различные движения тела и различных групп мышц, формирование чувства равновесия.

Продолжить развивать  и закреплять навыки рисования карандашами через  рисование по клеточкам, разлиновку, копирование, дорисовывание изображений, графический диктант.  Продолжить закрепление  навыков осмысленного выполнения  двигательных упражнений  и их словесного обозначения

Продолжить формирование  навыков распознавания формы, величины, цвета в процессе соотнесения свойств предметов с усвоенными эталонами.

 Продолжить формирование точности и полноты зрительного восприятия и зрительной памяти.

 Продолжить формирование  поисковых способов ориентировки в предметном мире через восприятие особых свойств предметов.

 Продолжить формирование различения право- и левосторонней организации среды, горизонтального и вертикального расположения предметов, навыков пространственной ориентировки, ориентировки в пространстве листа и парты.

 Продолжить формирование временных ориентировок через развитие навыков восприятия различных временных интервалов

Для 2 подгруппы- направление работы

1.Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей и ручной моторики, формирование графомоторных навыков)

2. тактильно-двигательное восприятие.

3.развитие зрительного восприятия

4. развитие слухового восприятия

5. восприятия формы, величины, цветы

6. восприятие пространства и времени

Задачи коррекционной работы:

Продолжить формировать умения  и навыки штриховки, закрашивания карандашами.

 Продолжить формировать осмысленное выполнение  простейших двигательных упражнений.

Продолжить формировать адекватное  зрительное восприятие  формы и величины предметов, навыки выделения разновидности геометрических фигур.

 Продолжить формировать умения целенаправленно рассматривать, зрительно обследовать предметы и объекты.

 Продолжить формировать слуховое восприятие через развитие слухомоторных координаций, чувства ритма.

Продолжить формировать различение право- и левосторонней организации среды, горизонтального и вертикального расположения предметов.

Продолжить постепенно развивать  чувство времени через знакомство  с привычными временными эталонами.

Коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов проводятся педагогом 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 15-25 мин. Занятия проводится в кабинете педагога, где имеется необходимое оборудование для сенсорного развития. При планировании коррекционных занятий четко продумываю формулирование целей занятия, отбор конкретных методик и техник для работы, подготовку необходимых материалов и оборудования, выбор формы организации детей на занятий. Одновременно подчеркну, что коррекционно- развивающие занятия способствуют овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно- ориентировочным(умение принять инструкцию в полном объеме), контрольно- оценочным(умение проконтролировать ход работы и оценить ее результат). Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. Наибольший эффект предметно- практическая деятельность приносит в том случае, если одновременно организуется двигательную активность детей: графические упражнения, игры средней подвижности. Для детей имеющих наиболее выраженные затруднения по определенному разделу программы проводятся дополнительно индивидуальные коррекционные занятия. Более успешное обучение достигается главным образом, только за счет коррекционно- развивающих приемов, направленных на развитие основных составляющих познавательной деятельности ребенка. Каждое коррекционное занятие направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствует усвоению программного материала. В целях получения максимального педагогического эффекта любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете . Тема: «Роль письма и чтения в осуществлении адекватной интеграции обучающихся коррекционного ОУ в систему современных социальных отношений.»

Выступление на педагогическом совете (слова к презентации)Тема: «Роль письма и чтения в осуществлении адекватной интеграции обучающихся коррекционного ОУ в систему современных социальных отношений.»...

Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».

Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся  с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...

Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности

Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...

• Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности

Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...

• Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности

Анкеты на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности...

Заключение по результатам диагностического обследования «Выявление профессиональной направленностей и склонностей обучающихся 9-11 классов»

Исследование проводилось по плану работы педагога-психолога года с целью определить профессиональные интересы и склонности учащихся 9-11 классов, через типологические черты личности. В исследовании бы...