Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС.
статья на тему

Баранова Татьяна Ивановна

В нашу жизнь вошли новые образовательные стандарты, которые предъявляют новые требования к школьному образованию, в том числе диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Какие осноные моменты следует учитывать учителю при подготовке к соременному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_sovremennomu_uroku.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

            Требования к современному уроку

                  в условиях введения ФГОС.

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора. эрудиции»

                                                                                                             В.А. Сухомлинский

Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика». Дальнейшее развитие классического учения об уроке в отечественной педагогике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он научно обосновал все преимущества классно- урочной системы и разработал типологию уроков. А. Дистервег (1790-1866, немецкий педагог-демократ) обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.

Наиболее фундаментальное исследование урока было проведено М. И. Махмутовым в его монографии «Современный урок».

Интересен и глубок подход Ю. А. Конаржевского к структуре урока в его работе «Анализ урока». Автор рассматривает такие понятия, как генетическая «клеточка» урока, макроструктура и микроструктура урока.

 Хочется отдельно сказать и о работе Н. Е. Щурковой «Когда урок воспитывает». Н. Е. Щуркова рассматривает возможности нравственного воспитания школьников непосредственно на уроке, в процессе обучения. Особое внимание уделяет раскрытию нравственного потенциала урока, анализу взаимоотношений учителя и учащихся, путям воздействия на становление нравственности школьников.

 Итак, урок был исследован достаточно основательно, глубоко. И все же, что такое современный урок? И каким он должен быть? Почему современный урок является одним из условий предоставления эффективного и качественного образования. Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску.

Урок это основная форма организации учебно-воспитательного процесса.

  Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течении точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А. А. Бударному).

  Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени .

  Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса .

 Урок - форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения; составная часть процесса обучения .

Обратимся теперь к определению понятия «современный урок».

В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:

 1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. 2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

3. На уроке реализуются идеи гуманизации образования.

 4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

 5. Организация урока динамична и вариативна.

6. На уроке используются современные педагогические технологии.

Рождение любого урока начинается с определения цели урока. Общая цель урока (триединая цель урока) конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей. Цели современного урока могут быть представлены двумя видами:

 − цели деятельности учителя;

− цели деятельности учащихся.

К цели предъявляются следующие требования:

 - цель должна быть конкретна;

- четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;

- цели конкретизируется в задачах

Что представляют собой задачи урока?

 -совокупность последовательных действий (операций). Задачу можно рассматривать в качестве средства достижения цели.

 Структура (этапы) современного урока.

 Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок

Современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития.

Максимальный набор этапов урока:

1. – организационный этап;

2. – этап проверки домашнего задания;

3. – этап актуализации субъективного опыта учащихся;

4. – этап изучения новых знаний и способов деятельности;

5. – этап первичной проверки понимания изученного;

6. – этап закрепления изученного;

7. – этап применения изученного;

8. – этап обобщения и систематизации;

 9. – этап контроля и самоконтроля;

10. – этап коррекции;

11. – этап информации о домашнем задании;

 12. – этап подведения итогов учебного занятия;

 13. – рефлексия.

 Введение рефлексии обусловлено ее важностью именно с точки зрения построения личностно-ориентированного урока, поскольку она является одним из важнейших механизмов саморазвития личности.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания проявляется в обращении сознания на самого себя. Рефлексия учебной деятельности – способность школьника к оценке собственной учебной деятельности.

 Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения: Слово «технология» происходит от греческих5 слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

1.Гуманно-личностная технология, личностно-ориентированное развивающее обучение;

2. Игровые технологии, технология обучения на основе опорных конспектов, метод проектного обучения;

3. Технологии дифференцированного обучения;

4.Здоровьесберегающие технологии;

 5. ИКТ –технологии;

 6. Кейс – технологии.

7. Проблемное обучение

 Типология современного урока. В настоящее время чаще всего в теории и практике встречается классификация уроков по основной образовательной цели (дидактической цели):  

  • комбинированный урок;
  • урок усвоения новых знаний учащимися;
  • урок закрепления изучаемого материала;
  • урок повторения;
  • урок систематизации и обобщения нового материала;
  • урок проверки и оценки знаний  

 Нетрадиционные формы организации урока:

урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-консультация, урок- зачет, урок с дидактической игрой, урок-ролевая игра, урок-экскурсия, урок- дискуссия, урок-соревнование, урок-деловая игра, интегрированный урок, театрализованный урок, урок с использованием современных педагогических технологии.

ФГОС включают в себя иные типы уроков:

 • Урок первичного предъявления новых знаний

 • Урок формирования первоначальных предметных

Урок обобщения и систематизации

• Урок повторения

• Контрольный урок

• Коррекционный урок

 • Комбинированный урок

 • Учебная экскурсия

• Урок решения практических, проектных задач

 Требования к современному уроку. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого конкретизируем всевозможные требования к уроку в три группы: образовательные требования, воспитательные и развивающие требования. Образовательные требования.

 - Целенаправлен

 - Рационален

Обоснованный выбор средств, методов и приемов, ориентированных на обучение, развивающее личность:

-использование современных технологий обучения;

- рациональное использование уроков традиционных и нетрадиционных форм;

-творческая основа конструирования структуры урока.

Воспитательные требования.

  - формирование научного мировоззрения, любви к родине

 -моральных качеств, трудолюбия;

  - формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;

  - формирование активного отношения к жизни;

 - формирование высокой гражданственности.

Развивающие требования

- Развитие умений творческого характера

 - Развитие речи, развитие мышления, развитие памяти

-Формирование и развитие у учащихся системы не только специальных предметных, но и общеучебных умений и навыков.

- Изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ образования в соответствии с ФГОС

                                  Так что же для нас современный урок ?

 Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом урока. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

 А в поле за околицей,

— Пока идешь за кем-то вслед,

 Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

 Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)

Рефлексия:

 на листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

 ∙ большой –для меня это важно и интересно …

 ∙ указательный- я получил конкретные рекомендации…

 ∙ средний- мне было трудно ( не понравилось)…

 ∙ безымянный –моя оценка психологической атмосферы…

 ∙ мизинец- для меня было недостаточно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Дидактические требования к современному уроку...

Доклад "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС"

О требованиях в современному уроку в условиях ФГОС...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг ...

"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет.Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой расп...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

основные требования к уроку в условиях внедрения ФГОС...

Презентация "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС"

Презентация "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС" может оказаться полдезной для педагога, работающего по ФГОСам нового поколения...