Доклад "Эстетическое воспитание во внеклассной работе в условиях коррекционной школы"
материал на тему

Минаева Елена Сергеевна

Внеклассная работа в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, а особенно в школах-интернатах VIII вида весьма разнообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетического воспитания.

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

МО воспитателей младшего звена

«Эстетическое воспитание во внеклассной работе в условиях коррекционной школы-интерната»

   

   

   

                                                                                               

        

                                                                                           

     Внеклассная работа в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, а особенно в школах-интернатах VIII вида весьма разнообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетического воспитания. В современной практике применяются, как правило, три основные формы такой работы: массовая (общешкольные мероприятия: праздники, утренники, соревнования, концерты и т.п.), групповая (занятия в кружках, студиях, секциях и т.п.) и индивидуальная (обучение отдельных учащихся элементам художественной деятельности в рамках определенного вида искусства). Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию. К основным средствам эстетического воспитания во внеклассной работе относят: устройство быта и создание благоприятных условий для труда; организация творческой и исполнительской деятельности; демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой.

    Как правило, главная цель эстетического направления – научить детей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, природе, труде, общественных отношениях, поступках людей.

    Эстетическое воспитание осуществляется в комплексе с нравственным, трудовым, физическим и экономическим воспитанием. Именно комплексный подход позволяет наиболее эффективно воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы ученика, на формирование его убеждений и чувств.

    Известно, что эстетическое воспитание ребёнка, начинается ещё до поступления в школу. С миром звуков и красок ребёнок знакомится дома, в детском саду. Уже тогда он тянется к красивым вещам, игрушкам, картинкам и т. п.

     Эстетическое развитие умственно отсталых детей осуществляется намного медленнее по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

    Многие дети приходят к нам, в коррекционную школу, не умея играть, обслуживать себя, следовать элементарным правилам поведения в разнообразных ситуациях, у них отсутствуют знания о себе, о близких, об окружающих предметах и явлениях, их свойствах и назначении.

     Эстетическое воспитание в нашей школе начинается с чего?

 Эстетическое воспитание по существу начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные предметы, красивые игрушки, цветы — все это формирует эстетический вкус ребенка. Однако лишь созерцательное отношение к удобствам и красоте окружающего мало способствует воспитанию вкуса человека. Необходимо включать учащихся в активную работу по благоустройству и оформлению помещений — классов, кабинетов, мастерских, рекреаций и т. д. Большое значение придается внешнему содержанию дворов, пришкольных земельных участков, игровых площадок.

Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы дети следили за своей одеждой и обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты. Серьезные требования предъявляются и к состоянию рабочего места (парте, верстаку, станку), учебных принадлежностей, инструментов, изделиям.

     Составной частью эстетики быта являются также поведение учащихся и взаимные отношения. Было бы заблуждением считать, что умственно отсталые школьники не в состоянии понять и соблюдать существующие нормы поведения.

     Другими словами, все начинается с красивого оформления комнат, внешнего вида ученика, правил вежливого поведения.

     Одно из основных направлений коррекционных школ, и нашей в частности – это формирование эстетического восприятия, развитие творческих способностей в условиях коррекционной школы – интерната.

     Организация творческой и исполнительской деятельности в школах осуществляется в разнообразных секциях, кружках, объединяющих детей по склонностям и интересам. Занятия в них способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности. Наиболее часто организуемыми в специальных (коррекционных) школах VIII вида являются следующие виды кружков эстетической направленности: художественно-изобразительные (рисование, лепка, аппликация, выпиливание, выжигание, керамика, чеканка, художественное вышивание, мягкая игрушка и др.); художественно-музыкальные (хор, вокал, музыкальные инструменты, танцы); драматические (пантомима, драма, кукольный театр).

    Практика организации подобной работы показывает возможность и целесообразность деятельности данных кружков, их положительного влияния на развитие личности умственно отсталого ребенка, коррекции имеющихся у него недостатков.  

     Немного из опыта работы…

   

     Методы эстетического воспитания можно разделить на две группы:

     Первая группа методов включает разнообразные педагогические приёмы. Это показ, упражнения. Пользуясь этими приёмами, с первых дней объясняю воспитанникам: для того, чтобы школа была красивой, необходимо поддерживать чистоту, красиво заправлять кровать, каждую вещь класть на своё место. Большое внимание уделяю внешнему виду детей. Организую соревнования «Самый аккуратный ученик», «Самая аккуратная полка» и тд.

Провожу беседы: «Правила вежливого поведения со взрослыми и сверстниками», «Культура речи и общения», «Для чего человеку зеркало», «Встречают по одёжке» и др.

      В свое время с медицинским работником организовывались встречи «Правила личной гигиены», «Вредные привычки».

      В разных ситуациях побуждаю ребёнка поступать так, как принято в обществе: вовремя здороваться и прощаться, благодарить за внимание и услугу, вежливо обращаться к старшим и сверстникам.

    Всё это осуществляется путём систематических упражнений.

   

    Вторая группа методов – это беседы, чтение книг, практические занятия.

    Особое внимание уделяю культуре общения и этикету. Провожу практические занятия «Мы в столовой», «Сервировка стола»; занятие по речевому этикету «Звонок по телефону». Где главной целью было научить детей правильно пользоваться телефоном, соблюдать культуру речи при разговоре.

    При чтении книг, привлекаю внимание детей к поступкам и поведению людей, заслуживающих похвалы, одобрения создавая необходимую систему мотивов поведения.

    Богатейший источник эстетического наслаждения – природа. Она пробуждает в детях чувство красоты, стремление познать её законы, обогащает представления об окружающем мире.

    Чтобы дети могли понять, почувствовать и представить красочные описания природы в произведениях великих русских писателей и поэтов необходимо научить их видеть и воспринимать красоту реальной природы, а также высказывать свои впечатления о ней.

    Задача воспитателя – пробудить у детей эстетические чувства по отношению к природе, научить их не только понимать и любить, но, и  постоянно беречь её.

   

     В коррекционной школе эстетическое воспитание осуществляется главным образом в двух направлениях: развитие эстетического восприятия и развитие художественного творчества. Одним из видов художественного творчества является работа с природным материалом, которая способствует развитию у детей наблюдательности, воображения, эстетического вкуса.

    Исходным пунктом при организации такого рода деятельности, является экскурсия, во время которой дети обращают внимание на всё яркое, приметное, испытывая при этом эстетическое удовольствие.

    Если цель экскурсии – сбор природного материала, то воспитатель напоминает, что собирать следует неповреждённые шишки или жёлуди, что ягоды и листья должны быть красочными и сухими, - тогда они не потеряют своей формы при дальнейшей обработке.

    Собирая коллекции даров природы, изготавливая из них различные поделки, дети узнают много нового, учатся любить природу и видеть её красоту.

    В процессе изготовления поделок закрепляются знания и умения детей, полученные ими на уроках. Например, умение планировать свою работу, различать цвета, развиваются пространственные представления, фантазия; совершенствуются двигательные процессы. Работа детей с ограниченными возможностями здоровья с природным материалом оказывает положительное влияние на развитие их эмоционально – волевой сферы; они учатся доводить дело до конца, оценивать своё изделие, находить в нём красоту.

   

    Одно из главных мест в эстетическом воспитании принадлежит изобразительному искусству. Мы всегда много рисуем на различные конкурсы, да и так дети часто просто хотят рисовать.

    Цель занятий по изобразительному искусству детьми с ограниченными возможностями здоровья – формирование умения воспринимать содержание картин в целом, анализировать отдельные изображённые на ней объекты, а также развитие логического мышления и речи, воспитание интереса к произведениям живописи.

    Как самостоятельный вид художественной деятельности, рисование играет большую роль в эстетическом воспитании детей. Основная задача рисования в коррекционной школе – исправление недостатков развития умственно отсталых детей. Следует учесть, что способность к рисованию у учащихся коррекционной школы значительно ниже, чем у их сверстников массовой школе: предметное изображение у большинства детей с ограниченными возможностями здоровья появляется значительно позднее. Для их рисунков характерны уподобление одних предметов другими, особенно, если они имеют исходную форму, диспропорции в изображении, ассиметричность, использование графических стереотипов, примитивизм. Рисунки этих детей часто бывают невыразительными, не передают движений людей, животных; воспроизведение пространственных отношений сопровождаются ошибками; отличаются нарушениями цветоразличения.

    Изобразительная деятельность детей становится более осознанной и целенаправленной, если в процессе работы над рисунком они выполняют ряд интеллектуальных операций. Так, воспитатель, давая ученику, листок для рисования или принимая рисунок, просит его рассказать, что и в какой последовательности будет или было нарисовано.

    Воспитатели систематически проводят с учащимися коррекционную работу. На прогулках, экскурсиях они предлагают детям рассматривать различные предметы и сравнивать их по величине и цвету, организуют игры, направленные на преодоление недостатков, характерных для умственно отсталых детей.

    Например, игра «Какого цвета не стало?». Она заключается в следующем: показываю шесть небольших кружочков разного цвета; дети называют цвета, а затем закрывают глаза; убираю один из кружочков, а дети определяют, какого цвета не стало.

     

    Очень важная роль в эстетическом воспитании учащихся коррекционной школы принадлежит музыке, которая обладает огромной силой эмоционального воздействия, вызывает яркие переживания, способствует развитию художественного вкуса.

    Важным воспитательным средством являются движения под музыку, танцы. Двигаясь под музыку, дети лучше улавливают её ритм, темп, настроение. Музыка способствует улучшению координации движения, выработке правильной осанки, формированию навыков ориентировки в пространстве; побуждает к более красивому и плавному выполнению движений.

    Основные методы музыкального воспитания – это беседы с прослушиванием грамзаписей музыкальных произведений.

    Для учащихся младших классов лучше всего выбирать произведения звукоподражательного характера с ярко выраженными характеристиками. Перед прослушиванием таких произведений, можно показать детям картинки с изображением животных, голоса которых воспроизводятся в музыке.

    В работе с детьми, пение является также средством профилактики и коррекции, поэтому в коррекционной школе большое внимание уделяется выработке у детей вокально – артикуляционных навыков.

    Всю работу по музыкальному воспитанию следует вести в тесном контакте со школьным учителем пения и музыки.

     Тема эстетики – это вечная тема, она была, есть и будет! Такие чувства, как доброта, любовь, воспитываются именно на прекрасном, а это благотворно влияет на психику ребёнка, делает его более уравновешенным и спокойным.

    Некоторые формы внеклассной работы, например, подготовка и участие детей в мероприятиях, праздниках, вечерах помогают решению этой задачи.

    Одни дети освобождаются от характерной ранее скованности или хаотичности движений, другие достигают значительных успехов в координации движений, почти все «артисты» вырабатывают у себя простую, непринуждённую и естественную манеру поведения.

    Результаты эстетического воспитания больше всего видны в творческой деятельности ребёнка.

    Также эстетическое воспитание способствует самостоятельности, развитию навыков коллективного труда, что ведёт к формированию таких черт характера, как чувство товарищества, взаимопомощи, аккуратности, прилежного отношения к труду.

    Результативность работы тоже видна. Воспитанники нашей школы принимают участие и становятся призёрами в различных творческих конкурсах, как внутри школы, так и за её пределами.

    Таким образом, развиваются в детях художественные способности, музыкальный слух, пластика, чувство ритма, умение работать в коллективе.

    Ну и лично в своей работе пытаюсь совмещать строгость, терпение, требовательность, уважение и контроль.

     Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на определенную теоретическую разработанность проблемы эстетического воспитания умственно отсталых школьников, отмечается разрыв между целеполаганием, методологией и реализацией процесса эстетического воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида, что обусловлено отсутствием четкой системы организации работы по данному направлению. В этой связи становится актуальной разработка модели эстетического воспитания (образования) умственно отсталых школьников в условиях специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, а также разработка критериев оценки эффективности данного процесса.

Библиографическая ссылка:

  1. Кондакова О.Г. Эстетическое воспитание умственно отсталых школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6
  2. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. - М, 1998.
  3.  Борисова Е.С. Эстетическое воспитание школьников.  - Л., 1972.
  4. Комарова Т.С.: Школа эстетического воспитания. – М.: Зимородок; Карапуз, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы профориентационной работы в условиях коррекционной школе

Структура и содержание профориетационной работы в школе. Инновационная методика Хамет (диагностика и развитие профессионалных компетенций). Опыт работы...

Воспитание гражданина и патриота в условиях коррекционной школы (выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012)

Опыт работы по патриотическому воспитанию в коррекционной школе VII вида. Выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012....

Система профориентационной работы в условиях коррекционной школы №22

Профориентационная работа в коррекционной школе имеет свою специфику, которая связана с ограничением физических и психических возможностей учащихся, а также их социально-педагогической запущенностью. ...

Доклад на заседании ШМО "Особенности экологического воспитания на уроках биологии в условиях коррекционной школы для детей с ОВЗ

В докладе говорится об особенностях экологического воспитания в условиях коррекционной школы для детей с нарушениями слуха....

Новый подход к организации логопедической работы в условиях коррекционной школы, определяемый ФГОС

Новый подход к организации логопедической работы в условиях коррекционной школы...

«Здоровьесберегающие технологии в процессе воспитания детей с ОВЗ в условиях коррекционной школы»

Значение здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе в школе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...

Валеологический аспект работы в условиях коррекционной школы

Самое большое счастье - это Здоровье!Цель: Создание условие для формирования ЗОЖ у воспитаников с ОВЗ....