Активные формы профориентационной работы в условиях коррекционной школе
статья по теме

Кучмина Наталья Ростиславовна

Структура и содержание профориетационной работы в школе. Инновационная методика Хамет (диагностика и развитие профессионалных компетенций). Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл region._seminar_po_p.o.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление специалиста по профориентации ГБСКОУ школы № 439 Кучминой Натальи Ростиславовны

Тема: Активные формы профориентационной работы

в ГБСКОУ школе  № 439  

(слайд №1)

      Профориентация в коррекционной школе имеет свою специфику. Она  связана с ограничением физических и психических возможностей учащихся, а так же их социально-педагогической запущенностью.  В большинстве случаев семья не может оказывать должного  и положительного влияния на процесс социально-профессионального становления подростка, поэтому эта функция ложится на школьного психолога и специалиста по профориентации. Можно так же обратиться за помощью в районный центр по профориентации, но часто его специалисты не готовы к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

      Цель профориентационной работы:   (слайд №2)

 оказание психологической помощи учащимся в профессиональном самоопределении, в осознанном, обоснованном выборе профессии;

 обучение, воспитание и подготовка учащихся к общественно-полезному, производительному труду,  социальной  адаптации;

 развитие профессиональных компетенции, подбор учебных заведений с учётом индивидуальных возможностей подростков.

 Школьным психологом и специалистом по профориентации разработаны две программы, утверждённые в РЭС. Наибольший эффект достигается при совместной работе  специалистов

           Профориентационная работа в школе ведётся параллельно

        и  взаимосвязано  по трём направлениям.      (слайд №3)

  1. Психологическая помощь (осуществляет психолог) , задачами которой являются:
  1. Проведение психологической профдиагностики.
  2. Формирование первичных представлений о самом себе, установка на

     самопознание и самооценку.

  1. Оказание помощи в осознании собственных мотивов выбора профессии.
  2. Активизация собственных ресурсов через нетрадиционные формы обучения

     (профориентационные игры)

  1. Работа с родителями.

Специалист по профориентации берёт на себя следующие направления работы:

II.    Практическое знакомство с миром профессий,  задачами которого являются:

  1. Знакомство с типологией профессий и стратегией их выбора, «плюсы

      минусы», противопоказания и требования к специалисту.

  1. Включение подростков в активную «пробу сил», в процессе обучения

     трудовым навыкам.

  1. Проведение экскурсий на производство.
  2. Подбор ОУ с учётом интересов, склонностей, индивидуальных возможностей подростков, а так же предприятий готовых обучать и трудоустраивать выпускников, детей-инвалидов.

III.     Диагностика профессиональных наклонностей, способствующая развитию                             

    (Работа по методике HAMET-2)

    Работа  по профориентации является системной, т.е. в ней участвуют все, кто так или иначе работает с детьми, а именно: администрация школ, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги и даже сами учащиеся.

    Профориентационная работа включает в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит»…  Поиск новых нестандартных форм в работе, повышает результативность профессионального самоопределения школьников.

                                         Формы профориентационной работы.  (слайд №4)

              1.    Пассивные формы.      «Просветительское» направление.  

       Эти формы мы рассмотрим вкратце, так как все о них знают  и активно  используют в работе   

  1. Беседы, лекции, просмотр видеофильмов
  2. Профдиагностика, профконсультации для учащихся
  3. Консультации для родителей (педагогами, психологами, медицинскими специалистами)
  4. Посещение «ярмарок профессий»,
  5. Знакомство с «образовательной картой» города,  района.
  6. Оформление стендов «Твоё профессиональное будущее», «В мире профессий»
  7. Выставки учащихся по трудовому обучению,  декоративно-прикладному искусству
  8. Выставка литературы о профессиях , в школьной библиотеке

2.   Активные формы      «Обучающе-развивающее» направление.    

Какие активные  формы работы мы применяем в нашей школе, я расскажу подробнее.

  1. Экскурсии в учебные заведения ПУ, ПЛ, колледжи и на производства   (слайд №5)

Проводя осенью опрос учащихся и родителей, какие училища и какие направления их интересуют, мы составляем график посещений. Такие  учебные  заведения, как ПЛ №48 , являющийся базовой площадкой ПО «Кировский завод», организуют экскурсии в рабочие цеха завода, где можно в увидеть реальные условия будущей работы, пообщаться с бывшими выпускниками лицея, поскольку абсолютно все выпускники лицея трудоустроены.

Такие предприятия, как «Кока-кола», «Равиоли» активно идут на сотрудничество со школами, предоставляя транспорт и интересные экскурсии на свои производства.

  1.  «Активная проба сил» учащимися в мастерских ПУ    (слайд №6 - №7)

Ещё 7-8 лет назад, приходя со школьниками в училища, приходилось скрывать , что мы из коррекционной школы. Отношение со стороны администрации было настороженное и недоброжелательное.  Нужно было показать , что наши дети имеют трудовые навыки не хуже, а зачастую и лучше , чем у их сверстников из массовых школ. Благодаря нашим первым «ласточкам» ,  с рядом училищ у нас сложилось тесное сотрудничество.  ПУ №89, базовая площадка «Водоканала», ПХРЛ (профессиональный художественно – реставрационный лицей, дают возможность нашим ребятам поработать в своих учебных мастерских, так сказать, «активно» попробовать свои силы.

  1.   Использование сюжетно- ролевых игр по профориентации   (слайд №8)

    Посредством игры ребятам предоставляется возможность «смодулировать», проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. «Собеседование», «Менеджер», «Продавец-консультант»,  деловая игра  «Выбор президента», вот неполный список предлагаемых тем.  Участвуя в подобных играх, ребята раскрывают свои таланты, учатся высказывать свои мысли, развивают ораторское мастерство и многое другое.

 

      ●   Проведение старшеклассниками уроков (занятий) в младших классах, в группах продлённого

            дня  (слайд №9)

При правильном воспитании, учащиеся коррекционных школ более эмоционально отзывчивы, заботливы по отношению к детям, старикам. Так, например, многие ребята хотят попробовать  себя в роли учителя или воспитателя. Мы даём  им эту возможность через «Дни самоуправления», организацию помощи педагогу-воспитателю в классах «особый ребёнок» во внеучебное время. В последние 2 года наши выпускники (3 человека), поступили в педагогические колледжи (Петровский колледж  и колледж №7),  на специалььности соцпедагог и воспитатель ДОУ.  Не только девочки хотят попробовать себя на этом попроще.

     ●    Работа школьных кружков и секций по профессиональным интересам   (слайд № 10 - №11)

В нашей школе уже 8 лет успешно работает театральная студия «Рампа» и хотя в театральные училища наши выпускники ещё не поступали, но хорошую школу ораторского мастерства они получают именно здесь.  

Многие девочки мечтают выучиться на визажиста, парикмахера, косметолога. Профессиональный лицей  «Локон», расположенный в соседнем районе, готовит по этим специальностям, но не очень-то радушно принимает наших ребят. Требуется сдать рисунок.

 В студии «Визаж», под руководством опытного косметолога-визажиста, творческого педагога, девочки постигают секреты мастерства. Предоставив своё портфолио при поступлении в лицей чувствуют себя значително увереннее своих сверстников из массовых школ.   Ученики 8-9классов занимаясь в кружке «Флешка» вполне осознано идут учиться в Профессиональный лицей №130 (базовая площадка производства ЛЭМЗ) по специальностям оператор ЭВМ, наладчик станков с ЧПУ, и что самое главное не чувствуют себя ущербными на фоне остальных учащихся. Многие из тех ребят , кто выбрал профессию мебельщик, реставратор, резчик занимались в кружке «Узор», где получили первые навыки резьбы по дереву

  1. Организация работы учащихся по самообслуживанию и  ремонту школы  (слайд №12)

Что «греха таить», на переменках разное бывает, и портфели рвутся, и пуговицы «летят», а у кого-то дома нет возможности подшить брюки. В ателье «Мастерица» девочки учатся решать такие «проблемы», и самооценка в глазах сверстников растёт, что тоже важно.

У нас в школе необыкновенно красивый школьный музей и немалую част работ по его оформлению выполняли  ребята. На уроках в столярной мастерской, в частности, циклевали пол, выпиливали балясины, производили работы выходящие за рамки школьной программы, но так необходимую «настоящему» мужчине.

  1. Занятия для выпускников в РЦЗН (районный центр занятости населения)   (слайд №13)

Второй год проводим занятия на базе районного центра занятости. Ребята учатся заполнять документы для постановки на учёт, на «плац-автомате» ищут информацию о работе по планируемой специальности.  В  беседах со специалистами службы, воочию убеждаются, что не всегда выбранная ими профессия сделает их конкурентно способными на рынке труда.

  1. Тематическая неделя  «Дороги, которые мы выбираем»  (слайд №14)

Традиционно в рамках этой недели проводятся конкурсы по номинациям:

  1. Компьютерная презентация профессии.

В 2010 году в районном конкурсе, на равнее с массовыми школами, работа учащихся 9 класса «Профессия сварщик» заняла 1 место,.

  1. Семейное профессиональное древо
  2. Личный профессиональный герб
  3. Профессия в картинках
  4. Сочинение и эссе о профессии
  5. Игра по станциям «Мир профессий».

Диагностика и развитие профессиональных наклонностей                                             (по методике HAMET-2)     (слайд № 15- №16))

     Сейчас, как никогда, мы ощущаем потребность в инновационных  технологиях и методах работы с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Известные психолого-профессиональные тесты дают не достаточное представление о практических и моторных способностях подростка, что приводит к ошибке в выборе профессионального поля деятельности, и не даёт возможности сузить , сконкретизировать профессиональный маршрут учащегося. Именно к таким технологиям относится методика  HAMET-2 (метод тестирования ориентирующийся на проведение каких-либо рабочих операций и предназначенный для охвата профессиональных компетенций (способностей) и содействия  (развития) их.

     Методика HAMET-2  была разработана в 1990 г. в городе Вейблингене (Германия) и с тех пор успешно применяется при решении проблем, связанных с определением профессиональных склонностей у учащихся не справляющихся со школьной программой.   Инновация методики в том , что тесты-задания  проводятся не традиционно «карандаш-бумага» , а сориентированы на реальные профессиональные условия и базируются в основном на работах в ремесленно-промышленной отрасли, службе быта и офисе. Работа проводится с помощью ручных инструментов – оригиналов и  рабочего материала, который непосредственно используется в этой профессии.

    Оценка отдельно взятых испытаний проводится путём подсчёта ошибок с помощью специальных шаблонов. Компьютерная программа даёт возможность изобразить результат испытаний и индивидуально сравнить их по трём различным профилям: качество,  темп работы  и отношение к ней.

    Осенью 2006 года администрация школы  C(к)ОШ № 439,  педагоги трудового обучения и психологи прошли обучение у авторов этой программы по использованию методики HAMET-2 в российской школе, с получением международного сертификата.                                                  

 С начала 2007 года в школе началось внедрение HAMET- тестов.

  За это время существенно снизился процент ошибок в выборе профессионального маршрута (т.е в разочаровании выбранной профессии , в прерывании обучения, в невозможности трудоустройства ). Если до этого времени выпускники 9 классов в основном  продолжали обучения в ПТУ, ПЛ, то в последние два года 20-30% ребята поступают в колледжи, в техникумы, где требуются вступительные испытания, ГИА). Это связано и с повышением мотивации, и с повышением самооценки, в то время как  у учащихся с ЗПР, этот показатель, как правила  снижен.  Эта методика позволяет наглядно сравнить уровень личных достижений с показателями средних начинающих учеников профессионального уровня.    

Ещё одна особенность HAMET-2 заключается в том, что это метод в равной степени позволяет не только диагностировать, но главное  целенаправлено содействовать развитию  профессиональных способностей  учащихся.  Такие задания как   «болты», «регистр», «шайбы» с успехом применяют учителя в начальных классах, в качестве физминуток,  не стандартных  заданий на развитие мелкой моторики,  и что особенно важно, ребята с удовольствием играют, включается  «дух соревнования».  На основе оригинальных тестов  HAMET-2, можно самостоятельно разработать задания с учётом психофизических и возрастных особенностей учеников.

 

      Соотношение профессий выбранных выпускниками  (диаграмма)  слайд №17

Как было уже сказано, 5-7 лет назад наших выпускников неохотно брали в училища, и выбор специальностей был ограничен. Надо сказать, что ограничения эти были искусственно созданные, довлел стереотип. В последнее два  года положение меняется, это обусловлено и несколькими причинами:  

  1. училища испытывают серьёзные недоборы абитуриентов
  2. предметное обучение в выпускных классах строится с учетом профессионального выбора подростка
  3. растет уровень профессионального самосознания и самооценки подростков

На диаграмме видно , что в 2008 г в основном ребята шли обучаться  по профессии «повар», «слесарь», «сварщик»,  то сейчас молодые люди выбирают профессии, связанные с обслуживанием ЭВМ, наиболее сохранные учащиеся пробуют себя в бухгалтерии, медицине и педагогике. Есть примеры, когда наши выпускники после получения общего профессионального образования продолжали обучение в вузах.

    Процентное соотношение поступления выпускников в ОУ   (слайд 18)

Об эффективности профориентационной работы в школе судят по показателям поступления в учебные заведения. Анализ показывает стабильность поступлений наших выпускников.  Но особенно важным показателем является дальнейшее трудоустройство  и социализация молодых людей в нашем высокотехнологическом и конкурентном мире. Эта проблема ждет своего решения.

Спасибо за внимание.

                         

  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы профориентационной работы в условиях сельской школы

Современная экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к человеку. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведениею целенаправленной профориентационной работ...

Доклад "Эстетическое воспитание во внеклассной работе в условиях коррекционной школы"

Внеклассная работа в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, а особенно в школах-интернатах VIII вида весьма разнообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетическ...

Система профориентационной работы в условиях коррекционной школы №22

Профориентационная работа в коррекционной школе имеет свою специфику, которая связана с ограничением физических и психических возможностей учащихся, а также их социально-педагогической запущенностью. ...

Доклад на М/О "Активные формы профориентационной работы в условиях школы для обучающихся с ОВЗ"

Системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное ...

Новый подход к организации логопедической работы в условиях коррекционной школы, определяемый ФГОС

Новый подход к организации логопедической работы в условиях коррекционной школы...

Валеологический аспект работы в условиях коррекционной школы

Самое большое счастье - это Здоровье!Цель: Создание условие для формирования ЗОЖ у воспитаников с ОВЗ....

Активные формы профориентационной работы в условиях школы для обучающихся с ОВЗ.

Системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное ...