Активные формы профориентационной работы в условиях коррекционной школе
статья по теме
Структура и содержание профориетационной работы в школе. Инновационная методика Хамет (диагностика и развитие профессионалных компетенций). Опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
region._seminar_po_p.o.docx | 32.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление специалиста по профориентации ГБСКОУ школы № 439 Кучминой Натальи Ростиславовны
Тема: Активные формы профориентационной работы
в ГБСКОУ школе № 439
(слайд №1)
Профориентация в коррекционной школе имеет свою специфику. Она связана с ограничением физических и психических возможностей учащихся, а так же их социально-педагогической запущенностью. В большинстве случаев семья не может оказывать должного и положительного влияния на процесс социально-профессионального становления подростка, поэтому эта функция ложится на школьного психолога и специалиста по профориентации. Можно так же обратиться за помощью в районный центр по профориентации, но часто его специалисты не готовы к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Цель профориентационной работы: (слайд №2)
● оказание психологической помощи учащимся в профессиональном самоопределении, в осознанном, обоснованном выборе профессии;
● обучение, воспитание и подготовка учащихся к общественно-полезному, производительному труду, социальной адаптации;
● развитие профессиональных компетенции, подбор учебных заведений с учётом индивидуальных возможностей подростков.
Школьным психологом и специалистом по профориентации разработаны две программы, утверждённые в РЭС. Наибольший эффект достигается при совместной работе специалистов
Профориентационная работа в школе ведётся параллельно
и взаимосвязано по трём направлениям. (слайд №3)
- Психологическая помощь (осуществляет психолог) , задачами которой являются:
- Проведение психологической профдиагностики.
- Формирование первичных представлений о самом себе, установка на
самопознание и самооценку.
- Оказание помощи в осознании собственных мотивов выбора профессии.
- Активизация собственных ресурсов через нетрадиционные формы обучения
(профориентационные игры)
- Работа с родителями.
Специалист по профориентации берёт на себя следующие направления работы:
II. Практическое знакомство с миром профессий, задачами которого являются:
- Знакомство с типологией профессий и стратегией их выбора, «плюсы
минусы», противопоказания и требования к специалисту.
- Включение подростков в активную «пробу сил», в процессе обучения
трудовым навыкам.
- Проведение экскурсий на производство.
- Подбор ОУ с учётом интересов, склонностей, индивидуальных возможностей подростков, а так же предприятий готовых обучать и трудоустраивать выпускников, детей-инвалидов.
III. Диагностика профессиональных наклонностей, способствующая развитию
(Работа по методике HAMET-2)
Работа по профориентации является системной, т.е. в ней участвуют все, кто так или иначе работает с детьми, а именно: администрация школ, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги и даже сами учащиеся.
Профориентационная работа включает в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит»… Поиск новых нестандартных форм в работе, повышает результативность профессионального самоопределения школьников.
Формы профориентационной работы. (слайд №4)
1. Пассивные формы. «Просветительское» направление.
Эти формы мы рассмотрим вкратце, так как все о них знают и активно используют в работе
- Беседы, лекции, просмотр видеофильмов
- Профдиагностика, профконсультации для учащихся
- Консультации для родителей (педагогами, психологами, медицинскими специалистами)
- Посещение «ярмарок профессий»,
- Знакомство с «образовательной картой» города, района.
- Оформление стендов «Твоё профессиональное будущее», «В мире профессий»
- Выставки учащихся по трудовому обучению, декоративно-прикладному искусству
- Выставка литературы о профессиях , в школьной библиотеке
2. Активные формы «Обучающе-развивающее» направление.
Какие активные формы работы мы применяем в нашей школе, я расскажу подробнее.
- Экскурсии в учебные заведения ПУ, ПЛ, колледжи и на производства (слайд №5)
Проводя осенью опрос учащихся и родителей, какие училища и какие направления их интересуют, мы составляем график посещений. Такие учебные заведения, как ПЛ №48 , являющийся базовой площадкой ПО «Кировский завод», организуют экскурсии в рабочие цеха завода, где можно в увидеть реальные условия будущей работы, пообщаться с бывшими выпускниками лицея, поскольку абсолютно все выпускники лицея трудоустроены.
Такие предприятия, как «Кока-кола», «Равиоли» активно идут на сотрудничество со школами, предоставляя транспорт и интересные экскурсии на свои производства.
- «Активная проба сил» учащимися в мастерских ПУ (слайд №6 - №7)
Ещё 7-8 лет назад, приходя со школьниками в училища, приходилось скрывать , что мы из коррекционной школы. Отношение со стороны администрации было настороженное и недоброжелательное. Нужно было показать , что наши дети имеют трудовые навыки не хуже, а зачастую и лучше , чем у их сверстников из массовых школ. Благодаря нашим первым «ласточкам» , с рядом училищ у нас сложилось тесное сотрудничество. ПУ №89, базовая площадка «Водоканала», ПХРЛ (профессиональный художественно – реставрационный лицей, дают возможность нашим ребятам поработать в своих учебных мастерских, так сказать, «активно» попробовать свои силы.
- Использование сюжетно- ролевых игр по профориентации (слайд №8)
Посредством игры ребятам предоставляется возможность «смодулировать», проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. «Собеседование», «Менеджер», «Продавец-консультант», деловая игра «Выбор президента», вот неполный список предлагаемых тем. Участвуя в подобных играх, ребята раскрывают свои таланты, учатся высказывать свои мысли, развивают ораторское мастерство и многое другое.
● Проведение старшеклассниками уроков (занятий) в младших классах, в группах продлённого
дня (слайд №9)
При правильном воспитании, учащиеся коррекционных школ более эмоционально отзывчивы, заботливы по отношению к детям, старикам. Так, например, многие ребята хотят попробовать себя в роли учителя или воспитателя. Мы даём им эту возможность через «Дни самоуправления», организацию помощи педагогу-воспитателю в классах «особый ребёнок» во внеучебное время. В последние 2 года наши выпускники (3 человека), поступили в педагогические колледжи (Петровский колледж и колледж №7), на специалььности соцпедагог и воспитатель ДОУ. Не только девочки хотят попробовать себя на этом попроще.
● Работа школьных кружков и секций по профессиональным интересам (слайд № 10 - №11)
В нашей школе уже 8 лет успешно работает театральная студия «Рампа» и хотя в театральные училища наши выпускники ещё не поступали, но хорошую школу ораторского мастерства они получают именно здесь.
Многие девочки мечтают выучиться на визажиста, парикмахера, косметолога. Профессиональный лицей «Локон», расположенный в соседнем районе, готовит по этим специальностям, но не очень-то радушно принимает наших ребят. Требуется сдать рисунок.
В студии «Визаж», под руководством опытного косметолога-визажиста, творческого педагога, девочки постигают секреты мастерства. Предоставив своё портфолио при поступлении в лицей чувствуют себя значително увереннее своих сверстников из массовых школ. Ученики 8-9классов занимаясь в кружке «Флешка» вполне осознано идут учиться в Профессиональный лицей №130 (базовая площадка производства ЛЭМЗ) по специальностям оператор ЭВМ, наладчик станков с ЧПУ, и что самое главное не чувствуют себя ущербными на фоне остальных учащихся. Многие из тех ребят , кто выбрал профессию мебельщик, реставратор, резчик занимались в кружке «Узор», где получили первые навыки резьбы по дереву
- Организация работы учащихся по самообслуживанию и ремонту школы (слайд №12)
Что «греха таить», на переменках разное бывает, и портфели рвутся, и пуговицы «летят», а у кого-то дома нет возможности подшить брюки. В ателье «Мастерица» девочки учатся решать такие «проблемы», и самооценка в глазах сверстников растёт, что тоже важно.
У нас в школе необыкновенно красивый школьный музей и немалую част работ по его оформлению выполняли ребята. На уроках в столярной мастерской, в частности, циклевали пол, выпиливали балясины, производили работы выходящие за рамки школьной программы, но так необходимую «настоящему» мужчине.
- Занятия для выпускников в РЦЗН (районный центр занятости населения) (слайд №13)
Второй год проводим занятия на базе районного центра занятости. Ребята учатся заполнять документы для постановки на учёт, на «плац-автомате» ищут информацию о работе по планируемой специальности. В беседах со специалистами службы, воочию убеждаются, что не всегда выбранная ими профессия сделает их конкурентно способными на рынке труда.
- Тематическая неделя «Дороги, которые мы выбираем» (слайд №14)
Традиционно в рамках этой недели проводятся конкурсы по номинациям:
- Компьютерная презентация профессии.
В 2010 году в районном конкурсе, на равнее с массовыми школами, работа учащихся 9 класса «Профессия сварщик» заняла 1 место,.
- Семейное профессиональное древо
- Личный профессиональный герб
- Профессия в картинках
- Сочинение и эссе о профессии
- Игра по станциям «Мир профессий».
Диагностика и развитие профессиональных наклонностей (по методике HAMET-2) (слайд № 15- №16))
Сейчас, как никогда, мы ощущаем потребность в инновационных технологиях и методах работы с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Известные психолого-профессиональные тесты дают не достаточное представление о практических и моторных способностях подростка, что приводит к ошибке в выборе профессионального поля деятельности, и не даёт возможности сузить , сконкретизировать профессиональный маршрут учащегося. Именно к таким технологиям относится методика HAMET-2 (метод тестирования ориентирующийся на проведение каких-либо рабочих операций и предназначенный для охвата профессиональных компетенций (способностей) и содействия (развития) их.
Методика HAMET-2 была разработана в 1990 г. в городе Вейблингене (Германия) и с тех пор успешно применяется при решении проблем, связанных с определением профессиональных склонностей у учащихся не справляющихся со школьной программой. Инновация методики в том , что тесты-задания проводятся не традиционно «карандаш-бумага» , а сориентированы на реальные профессиональные условия и базируются в основном на работах в ремесленно-промышленной отрасли, службе быта и офисе. Работа проводится с помощью ручных инструментов – оригиналов и рабочего материала, который непосредственно используется в этой профессии.
Оценка отдельно взятых испытаний проводится путём подсчёта ошибок с помощью специальных шаблонов. Компьютерная программа даёт возможность изобразить результат испытаний и индивидуально сравнить их по трём различным профилям: качество, темп работы и отношение к ней.
Осенью 2006 года администрация школы C(к)ОШ № 439, педагоги трудового обучения и психологи прошли обучение у авторов этой программы по использованию методики HAMET-2 в российской школе, с получением международного сертификата.
С начала 2007 года в школе началось внедрение HAMET- тестов.
За это время существенно снизился процент ошибок в выборе профессионального маршрута (т.е в разочаровании выбранной профессии , в прерывании обучения, в невозможности трудоустройства ). Если до этого времени выпускники 9 классов в основном продолжали обучения в ПТУ, ПЛ, то в последние два года 20-30% ребята поступают в колледжи, в техникумы, где требуются вступительные испытания, ГИА). Это связано и с повышением мотивации, и с повышением самооценки, в то время как у учащихся с ЗПР, этот показатель, как правила снижен. Эта методика позволяет наглядно сравнить уровень личных достижений с показателями средних начинающих учеников профессионального уровня.
Ещё одна особенность HAMET-2 заключается в том, что это метод в равной степени позволяет не только диагностировать, но главное целенаправлено содействовать развитию профессиональных способностей учащихся. Такие задания как «болты», «регистр», «шайбы» с успехом применяют учителя в начальных классах, в качестве физминуток, не стандартных заданий на развитие мелкой моторики, и что особенно важно, ребята с удовольствием играют, включается «дух соревнования». На основе оригинальных тестов HAMET-2, можно самостоятельно разработать задания с учётом психофизических и возрастных особенностей учеников.
Соотношение профессий выбранных выпускниками (диаграмма) слайд №17
Как было уже сказано, 5-7 лет назад наших выпускников неохотно брали в училища, и выбор специальностей был ограничен. Надо сказать, что ограничения эти были искусственно созданные, довлел стереотип. В последнее два года положение меняется, это обусловлено и несколькими причинами:
- училища испытывают серьёзные недоборы абитуриентов
- предметное обучение в выпускных классах строится с учетом профессионального выбора подростка
- растет уровень профессионального самосознания и самооценки подростков
На диаграмме видно , что в 2008 г в основном ребята шли обучаться по профессии «повар», «слесарь», «сварщик», то сейчас молодые люди выбирают профессии, связанные с обслуживанием ЭВМ, наиболее сохранные учащиеся пробуют себя в бухгалтерии, медицине и педагогике. Есть примеры, когда наши выпускники после получения общего профессионального образования продолжали обучение в вузах.
Процентное соотношение поступления выпускников в ОУ (слайд 18)
Об эффективности профориентационной работы в школе судят по показателям поступления в учебные заведения. Анализ показывает стабильность поступлений наших выпускников. Но особенно важным показателем является дальнейшее трудоустройство и социализация молодых людей в нашем высокотехнологическом и конкурентном мире. Эта проблема ждет своего решения.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы профориентационной работы в условиях сельской школы
Современная экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к человеку. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведениею целенаправленной профориентационной работ...
Доклад "Эстетическое воспитание во внеклассной работе в условиях коррекционной школы"
Внеклассная работа в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, а особенно в школах-интернатах VIII вида весьма разнообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетическ...
Система профориентационной работы в условиях коррекционной школы №22
Профориентационная работа в коррекционной школе имеет свою специфику, которая связана с ограничением физических и психических возможностей учащихся, а также их социально-педагогической запущенностью. ...
Доклад на М/О "Активные формы профориентационной работы в условиях школы для обучающихся с ОВЗ"
Системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное ...
Новый подход к организации логопедической работы в условиях коррекционной школы, определяемый ФГОС
Новый подход к организации логопедической работы в условиях коррекционной школы...
Валеологический аспект работы в условиях коррекционной школы
Самое большое счастье - это Здоровье!Цель: Создание условие для формирования ЗОЖ у воспитаников с ОВЗ....
Активные формы профориентационной работы в условиях школы для обучающихся с ОВЗ.
Системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное ...